double arrow

Исследование основы


Комплексные исследования произведений живописи.

Общая схема исследования пигментов и минеральных наполнителей.

Методы, требующие отбора проб.

Рентгенографические исследования.

Исследования в ИК-излучении.

Исследования в УФ-излучении.

В практике изучения живописи используют фотографирование под воздействием УФ лучей и вызываемой ими видимой люминесценции. Различают два вида: флюоресценция – свечения прекращающееся в момент окончания действия на него возбудителя, фосфоресценция – свечение, продолжающееся некоторое время после окончания действия возбудителя. Эти методы применяются для идентификации состава, пигментов лаковых пленок и т.д. все исследования в УФ лучах возможно производить с фото-, видеофиксацией (применяют спец. Фильтры от засвечивания).

ИК-излучение располагается за участком видимого красного света и обладает сильным тепловым действием. Исследования в ИК лучах основаны на способности материалов пропускать, поглощать, либо отражать эти лучи, иначе чем свет. Это позволяет получать четкие границы нанесения красок. К источникам ИК излучения относят: фотолампы высокой мощности, натриевые лампы, лампы накаливания 300 В, и т.д. засветки нет, но ИК проходит сквозь некоторые материалы, что собственно и используется. С использованием спец фильтров.




Рентгеновское излучение находится между УФ и γ -излучением, и обладают высокой проникающей способностью. Лучи проходят сквозь вещество практически прямолинейно и на пленке получается теневое изображение всей структуры исследуемого объекта.

Обычная съемка если произведение небольшого формата. Можно делать увеличенные снимки, за счет отодвигания рентгеновской пленки от картины – микрорентгенография. Это же можно сделать увеличив уже готовый снимок. Стерегорентгенограмма – во время съемки рентгеновская пленка находится в контакте с исследуемой поверхностью, а рентгеновская трубка перемещается относительно произведения, при этом удается получить достаточно четкое изображение контактной стороны, а сторона не фокусная размывается. С помощью рентгенографии можно увидеть нижележащие слои краски, дефекты основы, состояние основы, авторский рисунок, состав грунта, состав пигментного слоя.

Исследования на качественный состав произведения.

  • Микрохимический анализ.
  • Световая микроскопия.
  • Физико-химические методы исследования.

Пигмент – твердое окрашенное вещество нерастворимое в связующем и способное образовывать с ним прочные устойчивые пленки

Цвет – важнейшее свойство пигментов, обусловленное особыми группами в молекулах и кристаллах хроматофоров, способными избирательно поглощать видимый свет в разных местах.



Важнейшие свойства пигментов:

  1. способность сохранять свои цветовые характеристики под воздействием света, температуры, влажности, химических воздействий и пр.

Классификация пигментов:

  1. природные/синтетические;

природные получают очищаю натуральное сырье с последующим измельчением – отмучевание, иногда перетирания и обжига. Искусственные – химическим путем.

  1. монокомпонентные / поликомпонентные (моно/полиминетральные для неорганических)
  2. органические/неорганические. Группа земляных пигментов – к органическим.

23 марта 2013 г.

Дерево.

  • Вида древесины
  • Степень разрушения
  • Конструктивных особенностей
  • Возраста.

Виды исследований: визуальное глазом, под микроскопом, возраст определяют через период полураспада углерода. С помощью ИК излучения определяют дефекты от насекомых

Ткани.

Исследование предполагает

  • Определение природы волокна
  • Способа плетения нитей
  • Сохранностей полотна
  • Первоначального размера
  • и т.д.

Эти исследования позволяют объяснить причины разрушения основы.

  1. микроскопическое исследование – основано на микрохимическом методе: с края конца выбирают 2 перпендикулярные нити (длинные и максимально чистые); их очищают от клея, жира, воска и пр.; на них воздействуют различными реагентами; могут делать поперечные срезы; данные получают с помощью микроскопического увеличения и изучения.
  2. йодный метод – реактив хлорцинкйод, который при взаимодействии с хлопком окрашивается в красно-фиолетовый, волокном пеньки – красно-коричневый, льна – фиолетовый.
  3. метод двойного окрашивания – волокно последовательно окрашивают сначала малахитовой зеленью, а за тем красным Конго (это пигменты). В результате хлопок и лен окрашиваются в розовый, пеньки – грязнофиолетовый и т.д..

В зависимости от полученных результатов исследования холста принимается решение о необходимости его (именно холста) реставрации. К примеру, дублирование, т.е. подклеивание к существующему еще одного, вследствие чего он выравнивается. Иногда холст полностью соскабливают и заменяют на новый.



Бумага.

Прежде всего исследование включает:

  • Определение природы волокна и его качественный состав или процентное соотношение различных волокон составляющих бумагу.

Т.к. бумагу до середины XIX в изготавливали из тряпичных отходов ее состав определяется теми же методами что и при определении тканевых основ.

Целлюлоза идущая на приготовление бумажной массы из хвойных пород представляет собой лентообразные волокна с заостренными концами. В состав так же входит лигнин (реагент), а его можно окрашивать органическими красителями (малахитовой зеленью, метиленовой голубой и др.). В итоге получают цветные реакции на определенную породу волокон.

В случаях, когда бумага покрыта живописью образец отобрать тяжело, и в таких случаях применяют низковольтажную рентгенографию для исследования структуры бумаги. (т.е. делают снимки и увеличивают )







Сейчас читают про: