Комплексные исследования произведений живописи.
Общая схема исследования пигментов и минеральных наполнителей.
Методы, требующие отбора проб.
Рентгенографические исследования.
Исследования в ИК-излучении.
Исследования в УФ-излучении.
В практике изучения живописи используют фотографирование под воздействием УФ лучей и вызываемой ими видимой люминесценции. Различают два вида: флюоресценция – свечения прекращающееся в момент окончания действия на него возбудителя, фосфоресценция – свечение, продолжающееся некоторое время после окончания действия возбудителя. Эти методы применяются для идентификации состава, пигментов лаковых пленок и т.д. все исследования в УФ лучах возможно производить с фото-, видеофиксацией (применяют спец. Фильтры от засвечивания).
ИК-излучение располагается за участком видимого красного света и обладает сильным тепловым действием. Исследования в ИК лучах основаны на способности материалов пропускать, поглощать, либо отражать эти лучи, иначе чем свет. Это позволяет получать четкие границы нанесения красок. К источникам ИК излучения относят: фотолампы высокой мощности, натриевые лампы, лампы накаливания 300 В, и т.д. засветки нет, но ИК проходит сквозь некоторые материалы, что собственно и используется. С использованием спец фильтров.
Рентгеновское излучение находится между УФ и γ -излучением, и обладают высокой проникающей способностью. Лучи проходят сквозь вещество практически прямолинейно и на пленке получается теневое изображение всей структуры исследуемого объекта.
Обычная съемка если произведение небольшого формата. Можно делать увеличенные снимки, за счет отодвигания рентгеновской пленки от картины – микрорентгенография. Это же можно сделать увеличив уже готовый снимок. Стерегорентгенограмма – во время съемки рентгеновская пленка находится в контакте с исследуемой поверхностью, а рентгеновская трубка перемещается относительно произведения, при этом удается получить достаточно четкое изображение контактной стороны, а сторона не фокусная размывается. С помощью рентгенографии можно увидеть нижележащие слои краски, дефекты основы, состояние основы, авторский рисунок, состав грунта, состав пигментного слоя.
Исследования на качественный состав произведения.
- Микрохимический анализ.
- Световая микроскопия.
- Физико-химические методы исследования.
Пигмент – твердое окрашенное вещество нерастворимое в связующем и способное образовывать с ним прочные устойчивые пленки
Цвет – важнейшее свойство пигментов, обусловленное особыми группами в молекулах и кристаллах хроматофоров, способными избирательно поглощать видимый свет в разных местах.
Важнейшие свойства пигментов:
- способность сохранять свои цветовые характеристики под воздействием света, температуры, влажности, химических воздействий и пр.
Классификация пигментов:
- природные/синтетические;
природные получают очищаю натуральное сырье с последующим измельчением – отмучевание, иногда перетирания и обжига. Искусственные – химическим путем.
- монокомпонентные / поликомпонентные (моно/полиминетральные для неорганических)
- органические/неорганические. Группа земляных пигментов – к органическим.
23 марта 2013 г.
Дерево.
- Вида древесины
- Степень разрушения
- Конструктивных особенностей
- Возраста.
Виды исследований: визуальное глазом, под микроскопом, возраст определяют через период полураспада углерода. С помощью ИК излучения определяют дефекты от насекомых
Ткани.
Исследование предполагает
- Определение природы волокна
- Способа плетения нитей
- Сохранностей полотна
- Первоначального размера
- и т.д.
Эти исследования позволяют объяснить причины разрушения основы.
- микроскопическое исследование – основано на микрохимическом методе: с края конца выбирают 2 перпендикулярные нити (длинные и максимально чистые); их очищают от клея, жира, воска и пр.; на них воздействуют различными реагентами; могут делать поперечные срезы; данные получают с помощью микроскопического увеличения и изучения.
- йодный метод – реактив хлорцинкйод, который при взаимодействии с хлопком окрашивается в красно-фиолетовый, волокном пеньки – красно-коричневый, льна – фиолетовый.
- метод двойного окрашивания – волокно последовательно окрашивают сначала малахитовой зеленью, а за тем красным Конго (это пигменты). В результате хлопок и лен окрашиваются в розовый, пеньки – грязнофиолетовый и т.д..
В зависимости от полученных результатов исследования холста принимается решение о необходимости его (именно холста) реставрации. К примеру, дублирование, т.е. подклеивание к существующему еще одного, вследствие чего он выравнивается. Иногда холст полностью соскабливают и заменяют на новый.
Бумага.
Прежде всего исследование включает:
- Определение природы волокна и его качественный состав или процентное соотношение различных волокон составляющих бумагу.
Т.к. бумагу до середины XIX в изготавливали из тряпичных отходов ее состав определяется теми же методами что и при определении тканевых основ.
Целлюлоза идущая на приготовление бумажной массы из хвойных пород представляет собой лентообразные волокна с заостренными концами. В состав так же входит лигнин (реагент), а его можно окрашивать органическими красителями (малахитовой зеленью, метиленовой голубой и др.). В итоге получают цветные реакции на определенную породу волокон.
В случаях, когда бумага покрыта живописью образец отобрать тяжело, и в таких случаях применяют низковольтажную рентгенографию для исследования структуры бумаги. (т.е. делают снимки и увеличивают)