double arrow

Исследование технологических особенностей


Исследование красочного слоя.

Исследования рисунка.

Исследования фунта (штукатурки при настенной живописи).

Исследования грунта.

Цель: определение его сохранности; состав входящих в него компонентов наполнителя, связующего; в случае цветных грунтов - определение пигментов; последовательность нанесения, его специфики и технологии.

Методы:

  • Самый простой визуальный, если, например, картина неописана, или виден грунт на изгибах;
  • Микроскопический анализ (например наличие имприматуры);
  • Микрохимический анализ (определение качественного состава);
  • Определение состава наполнителя по степени впитываемости (по поглощающей способности грунта), при помощи рентгена: свенцовые белила – непропускают излучения и как следствие белые пятна на снимке; грунты клеемеловые и клеегипсовые при нанесении вспениваются и остаются пузырьки, которые на рентгенограмме выглядят как темные круглые пятнышки; масленые и эмульсионные грунты не имеют таких характерных признаков. Так же по рентгенограмме можно определить был холст загрунтован на подрамнике или до напряжения. В первом случае в месте соприкосновения холста с подрамником как правило слой грунта тоньше и на рентгене соответственно эти места более темные.

При исследовании грунта можно так же выявить границы между авторским грунтом и грунтом нанесенным после. Естественно с помощью рентгенограммы – авторский грунт, как правило, плотнее. Для определения связующего прибегают к помощи методов физико-химического исследования:




  • ИК спектография
  • Газовая-, жидкостная хромотофия

Иногда фунт наносится на старую штукатурку, что усложняет определение.

Проводится для определения аутентичного состава, компонентного состава штукатурки, определения степени ее сохранности. Проводится определение классификации и составов компонентов (керамики, писка, волокнистых добавок и т.д.). исследования проводят под микроскопом. Иногда в связующее добавляли органические добавки (отвар зерен злаков, белок яйца и пр.), в таких случаях проводятся методы исследования аналогичные методам определения связующих грунтов станковой живописи.

Исследования дает возможность выявления авторского поиска и композиции, выявления материала и характера нанесения. Иногда применяют рентгенографию. Для изучения рисунка на бумажной основе, за частую, достаточно просто его просветить. Очень эффективно использование ИК-излучения.

Комплекс вопросов связанных с технологией создания произведения, с изучением метода построения красочного слоя, почерком мастера, изменениями картины в процессе ее создания, а так же сохранность решаются с помощью неразрушающих методов исследования; а проблемы связанные с изучением структуры красочного слоя и состава пигментов и связующих – методом отбора проб.



Первоначально проводят визуальный осмотр (иногда с помощью лупы), что позволяет увидеть ее характерные особенности и характерные дефекты. После чего производят фотографические исследования (монохромные, разномасштабные и пр.). Так же проводят исследования в видимом свете, т.е. картину подсвечивают под разными углами, что позволяет увидеть специфику нанесения и фактуру. Основной метод – рентгенограмма. При помощи рентгенограммы можно определить наличие подмалевка. Так же применяется ИК- и УФ- фото для определения качественного состава пигментов и связующего. Изучение физических свойств красочного слоя, а так же состава пигментов производится с помощью физико-химических лабораторных исследований.

В монументальной (настенной) живописи применяют исследования видимой люминесценции.







Сейчас читают про: