Фотографические исследования

Визуальное и микроскопическое исследование.

Исследования в видимой области спектра.

Не разрушающие методы исследования.

Методы исследования живописи.

Защитный слой

Фреска и ее разновидности.

Масленая живопись.

В темперу начали добавлять постепенно смолы и иногда масла. Но Ян Ван Эик просто перешел на масленое связующее. Масла для красок очищали и иногда морили известью, что делало его сиккативным (быстросохнущим). Масло в различных регионах использовалось соответственно разное: льняное, конопляное, оливковое.

Классическая техника масленой живописи заключалась в многослойности, четкой последовательности прописки элементов, отличалась региональностью. За время своего существования претерпела множество технологических изменений. Может быть корпусной или лессировочной. В 19 веке многие художники уходят от канонов многослойности и применяют манеру ала прима – техника написания в один присест.

В кон.19, в 20 веке художники уходят от единой системы и канонов, появляется пастозное письмо (фактурное), индивидуальные техники письма. Масленые краски не самые лучшие краски для настенной живописи, так как они сильно бликуют. Но в 18 веке научились делать ее матовой, добавляя в нее воск расплавленный в скипидаре.

  • Истинная фреска (Буон фреско) – живопись по сырой штукатурки
  • Фреско секко (известковая живопись) – живопись по сухой известковой штукатурке, предварительно смоченной водой. При работе с фреской пигменты растирают и разводят с чистой водой, но за счет химической реакции происходящей при взаимодействии этой воды с известью возникает связь пигмента с основой.
  • Метццо фреско (полуфреска) – смешение техник: начинают по сырой штукатурке, а заканчивают уже по сухой.
  • Темперно-клеевая фреска – живопись со связующим, на основе либо клеев, либо яичного желтка.

Необходим для ограждения произведения от воздействия внешней среды (грязи, пыли копоти и пр.) Как правило представляет собой слой лака или воска. Наибольшее распространение получили масленые лаки – растительные смолы растворенные в высыхающем масле (лавандовое, конопляное и пр.). Характер лаковых пленок, их оптические и механические свойства определяются смолами. Которые в свою очередь делят на твердые и мягкие, в зависимости от темпиратуры плавления. Твердые – прочные, эластичные, долго сохраняют блеск, но, как правило, не прозрачны, а имеют темный оттенок, темнеющий со временем. Мягкие смолы позволяют получать светлые, но менее стойкие и прочные пленки. До 16 века применяют янтарь, сандарак, мастике, терпентин и аравийскую камедь. В 17 – можевеловая смола. Наиболее лучшие сорта смол собирали на острове Хиокс, соответственно хиокская. На Руси – сосновая или еловая смолы. В 19 – даммара, + лаки на летучих растворителях спирте и скипидара (испарялись почти полностью и пленка состоит только из смолы).

Иногда свойство лака темнеть или давать какой-либо оттенок использовали специально для получения общего тона картины.

Наиболее простым методом является визуальное обследование в видимом свете.

Фото можно делать с увеличением, цифровые, сложные экспозиции (боковой свет для видимости неровностей холста или разницу толщины красочного слоя).

При помощи микроскопии исследуют поверхность красочного слоя, рассматривают мельчайшие детали (почерк мастера, состав пигментов и т.д.).

  1. документирующая фотография. Фотофиксация произведения в определенный момент в процесса реставрации от «до» и до «после».
  2. исследующие фотографии. Дает возможность масштабировать, делать увеличенные фото фрагментов без применения микроскопов.
  3. фото картин при боковом свете позволяет выявить дефекты состояния холста, фактуру живописи и возможное наличие нижних слоев живописи.
  4. применяется так же технология полихромных изображений. Получение черно-белых снимков. Специальные цветофильтры.
  5. фото с микроскопом.

Исследования в монохроматическом свете.

Использования натриевых, газоразрядных, ртутных ламп, как правило, с высоким давлением. При засветке картин такими лампами на них реагируют определенные пигментами (натриевые – желтые, коричневые)

9 марта 2013 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: