Русский импрессионизм

Сложившееся на русской почве на рубеже XIX—XX веков художественное явление, получившее название "русский импрессионизм", имеет ярко выраженную национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями об импрессионизме классическом, рожденном во Франции XX века.

В России влияние импрессионизма испытали К. Коровин (наиболее близкий по своей эстетике к импрессионистам), ранний В. Серов, И. Грабарь, и Врубель.

Константин Коровин, 1861—1939 гг.

Маленьким Костей и его старшим братом Сергеем, тоже впоследствии художником, занималась мать, Аполлинария Ивановна, которая привила детям любовь к искусству - она рисовала акварелью, много музицировала, играя на арфе. В 1875 году Коровин вслед за братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурное отделение. К этому времени семья Коровиных снова жила в Москве почти в полной нищете. Любовь к живописи все-таки оказалась столь сильной, что с 1876 года юноша перешел на живописное отделение. Там он учился в пейзажном классе сначала у Алексея Саврасова, затем у Василия Поленова.

Коровин учился у Саврасова находить во внешне незаметных уголках природы скрытую поэзию, лирику, учился верно схватывать и эмоционально передавать ощущение жизни в пейзаже. В конце 1892 года Коровин уехал во Францию, где провел почти год. С этой поездкой связан новый этап в его живописи. Мастер внимательно изучал современное французское искусство. Еще находясь на родине, он записал: «Чувствовать красоту краски, света — вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей - они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я его не чувствую. Оторвано же сирени из окна чудо как хороши. Творчество в смысле импрессионизма». Этому всему Коровин учился у французских мастеров.

Неоднократно бывал за границей, ездил в Крым. Путешествовал по России, Украине, Кавказу. Входил в Абрамцевский художественный кружок С.И.Мамонтова (с 1884). Член и экспонент объединений «Мир искусства» (с 1900) и Союз русских художников (с 1903). Много работал для театра – оформлял спектакли Русской частной оперы С.И.Мамонтова (1885–1899), служил декоратором Императорских театров в Москве и Санкт-Петербурге (1900–1909). С творчеством художника связана история русского импрессионизма в пейзаже и натюрморте.

Весна, 1917 г.
У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888—1889 гг.
Париж. Кафе де ля Пэ, 1906 г., ГТГ
На берегу моря в Крыму, 1909 г., ГТГ
Зимой, 1894 г., ГТГ   Художник, подобно своему любимому учителю А.К. Саврасову, видит скрытую поэзию и красоту в неказистом заборе, пасмурном дне, понурой лошадке, терпеливо стоящей в ожидании. Впечатления от французского импрессионизма не исчезли, но окрасились лиричностью и грустью северной природы. В сером и белом цветах Коровин различает множество оттенков, создающих перламутровое свечение.
Северная идиллия, 1886 г., ГТГ   Замысел картины, необычной для раннего импрессионистического творчества Коровина, зародился во время оформления художником спектаклей на фольклорную тему в Абрамцево. Полотно написано обобщенными цветовыми плоскостями, что придает ему декоративное звучание. Художник впервые обращается к сочному контрасту зеленого и красного цветов.
Осень,1917 г.
Зимние сумерки

Грабарь (до 1891 – Храбров) Игорь Эммануилович, 1871—1960 гг.

Учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом и историко-филологическом факультетах в 1889–1893. Обучался в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в 1894–1896 у И.Е.Репина, затем в Мюнхене, где позже преподавал. Учился в Париже в частной академии Р.Жульена и художественной школе Ф.Коларосси в 1897 и Мюнхене. Действительный член ИАХ (с 1913). Член объединений «Мир искусства» (с 1901), Союз русских художников (с 1904). Под редакцией Грабаря вышла в свет первая «История русского искусства» (1909–1916). Попечитель (1913–1917), директор (1913–1925) Третьяковской галереи. Руководил Государственными центральными реставрационными мастерскими в Москве, созданными по его инициативе (1919–1930, 1944–1960). Неоднократно выезжал в страны Западной Европы и США для организации выставок. Грабарь использовал живописный метод дивизионизма. Лучшие работы созданы в 1900-е.  
  Мартовский снег, 1904 г., ГТГ   В пейзаже наиболее последовательно воплотились принципы дивизионизма – метода живописи, при котором эффект получают не смешивая краски на палитре, а нанося их чистыми небольшими участками или точками, так, чтобы на определенном расстоянии они сливались в восприятии зрителя. Основным предметом живописного изучения в картине «Мартовский снег» становится не дерево, а его холодноватая разноцветная тень на рыхлом снегу. Сюжет «покидает» картину вместе с единственной героиней – бабой с коромыслом, направляющейся куда-то за край холста.
  Февральская лазурь, 1904 г., ГТГ   Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Однажды он был потрясен видом, открывшимся снизу на верхушки берез: «Когда я взглянул… я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба».
  Хризантемы, 1905 г., ГТГ   Живописная поверхность состоит из дробных рельефных мазков, передающих вибрацию свето-воздушной среды. Цвет разложен на теплые и холодные тона, отсюда зеленоватый оттенок желтых хризантем, переливы желтых и голубых, розовых и зеленых градаций на поверхности скатерти, перламутровое мерцание ваз. Мелькание красочных мазков создает эффект изменчивой, подвижной, колеблющейся атмосферы, окутывающей изображение.

Врубель Михаил Александрович, 1856—1910 гг.

Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1874–1880, в 1877–1879 посещал по вечерам натурный класс Императорской Академии художеств (ИАХ). Вольнослушатель ИАХ в 1880–1884, занимался рисунком в мастерской П.П.Чистякова и акварелью под руководством И.Е.Репина. Неоднократно бывал в странах Европы (1884–1885, 1890-е). Член Абрамцевского художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1889), Московского товарищества художников (с 1899), объединения «Мир искусства» (с 1900), Союза русских художников (с 1903). Жил в Киеве (1884–1889), где работал над росписями Кирилловской церкви и Владимирского собора. В 1889–1906 жил в Москве. Картины художника «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902, обе – в Третьяковской галерее) открыли эпоху русского модерна и символизма. Женой и музой художника была талантливая певица Н.И. Забела-Врубель. Страдал тяжелой душевной болезнью (с 1902). Для Врубеля характерен творческий универсализм, синтез искусств, реализованный в монументальных панно и майоликовых скульптурах. Ярко проявил себя как иллюстратор и художник театра.
  Сирень, 1900 г., ГТГ   Картина – один из вариантов темы «Сирень». В ней воплощен характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Это души цветов и растений. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками.
  Гадалка, 1895 г., ГТГ   Картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок. Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. В таинственной женской фигуре отчетливо различима только верхняя часть, закутанная в шаль, нижняя – словно растворяется в тени. Гадалка напоминает изображение на игральных картах. Врубель наполняет картину различными смысловыми уровнями.
  Портрет Н.И.Забелы-Врубель, 1898 г., ГТГ   В живописной манере Врубеля ощущается редко встречающееся у него влияние импрессионизма. Фон написан дробными мазками, передающими мерцающий поток световоздушной среды. Несмотря на солнечный колорит портрета, мягкую улыбку на лице модели, облик ее полон таинственности и неуловимых превращений, что вносит характерную для Врубеля мистическую ноту.
Утро, 1897 г.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: