Карл Павлович Брюллов, 1799—1852 гг.
1799 — год рождения Пушкина.
А в 1852 году умерли Гоголь, Жуковский, Федотов и Брюллов.
Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.
Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи.
первая известная работа «Нарцисс», 1819 | |
На картине можно заметить светотеневую партитуру, при этом автор явно уделяет внимание живописи Караваджо. Здесь присутствует золотистый свет, который окутывает фигуру нарцисса. Брюллову удалось понять и почувствовать возможности, которые скрыты в новом приеме. Можно сказать, что «Нарцисс» стал первообразной темой, которая была выражена в световых эффектах его будущих картин и полотен. Пейзаж — Черная речка. |
В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он обосновался в Риме. В этот период он пишет жанровые картины. С 1835 до 1849 снова живет и работает в Росси. В дальнейшем уезжает в Италию, где и умер в 1852 г. Похоронен на кладбище для иноверцев в Риме.
|
|
Карл Брюллов и монументалист, и станковист. К монументальным работам относится роспись Исаакиевского собора. Именно эта работа негативно отразилась на здоровье мастера, он даже подал прошение Николаю I с просьбой отстранить его, и ему разрешили прекратить работу.
При жизни Брюллов получил прозвище «Великолепный Карл». Он был популярен, и имел широкую славу уже при жизни. Его творчеством восхищались Гоголь, Пушкин. Он никогда не испытывал материальных трудностей, даже будучи пенсионером он зарабатывал на жизнь портретами. Женился он крайне неудачно.
У художника была масса подражателей, однако из всех своих учеников более всего мастер выделял Федотова.
Брюллов — представитель академизма. Именно благодаря ему и Иванову академическая живопись продлила свое существование. Они оба впустили в академизм романтический дух.
В детстве художник болел золотухой, и был очень болезненным. И умение трудом преодолевать трудности осталось с ним на всю жизнь. Окончил Академию с большой золотой медалью. Знал несколько языков. Принадлежал к золотой молодежи своего времени, его компания: Глинка, Нестор Кукольник.
В его характере — артистизм, экспрессия. Николай I: —«экий темпераментный мужчина!».
Портрет Брюллова работы Тропинина. Портрет был написан в Москве, по пути в Петербург. На заднем плане можно заметить итальянский пейзаж, виноградные лозы. В руках — альбом и кисть. | |
Итальянское утро, 1823 г. В пару к этой работе была задумана и написана картина «Итальянский полдень». Главная героиня жанровых сцен — не классической внешности, а-ля натура. | |
Итальянский полдень,1827 г. Сцена «свидания» девушки с виноградной кистью. Девушка словно дриада. Одухотворенный природный вид. | |
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. В Италии художник нарисовал целую серию акварелей на бытовые темы. |
Отчетом о пребывании в Италии стала копия «Афинской школы» Рафаэля.
|
|
Последний день Помпеи, 1830—1833 гг. Эта картина — вершина творчества первого итальянского периода мастера. | |
Сюжет исторический, из римской истории, что свойственно академизму. Построение композиции — также академическое. Действие разворачивается на переднем плане, в композиции преобладает пирамидальное построение. Господствующая роль рисунка, скульптурность форм. Движение застыло! Однако герои гибнут красиво, т.е. можно отметить срежиссированность, постановочность действия. Перед нами словно театр! От романтизма — трагический, переломный момент истории. Торжество рока, бессилие людей. Главный герой — толпа. Образ гибнущей прекрасной античной культуры. В одном из подготовительных эскизов улица закручивается как воронка, однако Брюллов осваивает глубину. |
Всадница, 1832 г. На портрете изображены воспитанницы Ю.П.Самойловой, девочки, отцом которых был композитор Пачини, написавший оперу «Последний день Помпеи». Девочки — Джованни и Амацилия. | |
Портрет Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала со своей воспитанницей Амацилией Пачини, 1832—1834 гг. Тема маскарада — чисто романтическая тема. | |
Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830 г. | |
Гораздо больше разнообразия в образах среди мужских портретов художника: | |
Портрет писателя А.Н.Струговщикова, 1840 г. Тонкий колорит ало-бурого цвета картины, фон которой исполнен в неоконченной технике искрометного письма, подмалевке, в просветах которого виднеется отчетливый шероховатый след щетиной кисти, с использованием классического бокового света в духе эпохи романтизма, с контрастными тенями, восковой лепкой маски, с безукоризненным рисунком головы, одетого по моде времени в модную жилетку с завязанным пышным бантом, который ложится на белую рубаху, напоминая известную "селедку" на французском прилавке, под приталенным костюмом, как бы являя скрытую цитату духовного союза с еще не так давно оставившими сцену действия денди Европы, и раскудрявленным локоном волос передают настроение мыслителя периода 40-х годов. | |
Портрет Нестора Кукольника, 1836 г. Нестор Васильевич Кукольник — русский писатель первой половины XIX века. | |
Портрет баснописца И. А. Крылова, 1839 г. Брюллов и Крылов были хорошо знакомы. Этот портрет, показывающий нам довольно необычного Крылова (его легендарного благодушия здесь и в помине нет), Брюллов написал стремительно - за один сеанс. Знаменитому баснописцу на нем 70 лет, но острый взгляд (Брюллов не однажды говорил, что его интересуют не глаза, а взгляд) обличает в нем человека очень живого. | |
Портрет В.А. Жуковского, 1838 г. У этого портрета совершенно особая судьба: сумма, вырученная от его продажи, пошла на выкуп Т. Г. Шевченко из крепостных. Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты. Сдержанность исполнительской манеры, отсутствие какой-либо внешней аффектации характеризуют это замечательное произведение. | |
Портрет археолога Микеланджело Ланчи,1850 г. Портрет замечателен глубоким проникновением во внутреннюю жизнь модели и тем, насколько экономен художник при этом в средствах - это касается как колорита, так и деталей. | |
Автопортрет,1848 г. Живописец в одно касание решает тончайшие пластические задачи. Усталость и в образе, и в самом колорите полотна, в сочетании черных, красных, восково-бледных оттенков. |
|
|