Творчество К. Брюллова

Карл Павлович Брюллов, 1799—1852 гг.

1799 — год рождения Пушкина.

А в 1852 году умерли Гоголь, Жуковский, Федотов и Брюллов.

Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи.

  первая известная работа «Нарцисс», 1819  
  На картине можно заметить светотеневую партитуру, при этом автор явно уделяет внимание живописи Караваджо. Здесь присутствует золотистый свет, который окутывает фигуру нарцисса. Брюллову удалось понять и почувствовать возможности, которые скрыты в новом приеме. Можно сказать, что «Нарцисс» стал первообразной темой, которая была выражена в световых эффектах его будущих картин и полотен.   Пейзаж — Черная речка.

В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он обосновался в Риме. В этот период он пишет жанровые картины. С 1835 до 1849 снова живет и работает в Росси. В дальнейшем уезжает в Италию, где и умер в 1852 г. Похоронен на кладбище для иноверцев в Риме.

Карл Брюллов и монументалист, и станковист. К монументальным работам относится роспись Исаакиевского собора. Именно эта работа негативно отразилась на здоровье мастера, он даже подал прошение Николаю I с просьбой отстранить его, и ему разрешили прекратить работу.

При жизни Брюллов получил прозвище «Великолепный Карл». Он был популярен, и имел широкую славу уже при жизни. Его творчеством восхищались Гоголь, Пушкин. Он никогда не испытывал материальных трудностей, даже будучи пенсионером он зарабатывал на жизнь портретами. Женился он крайне неудачно.

У художника была масса подражателей, однако из всех своих учеников более всего мастер выделял Федотова.

Брюллов — представитель академизма. Именно благодаря ему и Иванову академическая живопись продлила свое существование. Они оба впустили в академизм романтический дух.

В детстве художник болел золотухой, и был очень болезненным. И умение трудом преодолевать трудности осталось с ним на всю жизнь. Окончил Академию с большой золотой медалью. Знал несколько языков. Принадлежал к золотой молодежи своего времени, его компания: Глинка, Нестор Кукольник.

В его характере — артистизм, экспрессия. Николай I: —«экий темпераментный мужчина!».

  Портрет Брюллова работы Тропинина.   Портрет был написан в Москве, по пути в Петербург.   На заднем плане можно заметить итальянский пейзаж, виноградные лозы. В руках — альбом и кисть.  
  Итальянское утро, 1823 г.   В пару к этой работе была задумана и написана картина «Итальянский полдень».   Главная героиня жанровых сцен — не классической внешности, а-ля натура.
  Итальянский полдень,1827 г. Сцена «свидания» девушки с виноградной кистью. Девушка словно дриада.   Одухотворенный природный вид.
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя.   В Италии художник нарисовал целую серию акварелей на бытовые темы.

Отчетом о пребывании в Италии стала копия «Афинской школы» Рафаэля.

  Последний день Помпеи, 1830—1833 гг.   Эта картина — вершина творчества первого итальянского периода мастера.
Сюжет исторический, из римской истории, что свойственно академизму. Построение композиции — также академическое. Действие разворачивается на переднем плане, в композиции преобладает пирамидальное построение. Господствующая роль рисунка, скульптурность форм. Движение застыло! Однако герои гибнут красиво, т.е. можно отметить срежиссированность, постановочность действия. Перед нами словно театр!   От романтизма — трагический, переломный момент истории. Торжество рока, бессилие людей. Главный герой — толпа. Образ гибнущей прекрасной античной культуры.   В одном из подготовительных эскизов улица закручивается как воронка, однако Брюллов осваивает глубину.
  Всадница, 1832 г.   На портрете изображены воспитанницы Ю.П.Самойловой, девочки, отцом которых был композитор Пачини, написавший оперу «Последний день Помпеи».   Девочки — Джованни и Амацилия.
  Портрет Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала со своей воспитанницей Амацилией Пачини, 1832—1834 гг.   Тема маскарада — чисто романтическая тема.
  Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830 г.
  Гораздо больше разнообразия в образах среди мужских портретов художника:
  Портрет писателя А.Н.Струговщикова, 1840 г.   Тонкий колорит ало-бурого цвета картины, фон которой исполнен в неоконченной технике искрометного письма, подмалевке, в просветах которого виднеется отчетливый шероховатый след щетиной кисти, с использованием классического бокового света в духе эпохи романтизма, с контрастными тенями, восковой лепкой маски, с безукоризненным рисунком головы, одетого по моде времени в модную жилетку с завязанным пышным бантом, который ложится на белую рубаху, напоминая известную "селедку" на французском прилавке, под приталенным костюмом, как бы являя скрытую цитату духовного союза с еще не так давно оставившими сцену действия денди Европы, и раскудрявленным локоном волос передают настроение мыслителя периода 40-х годов.
  Портрет Нестора Кукольника, 1836 г.   Нестор Васильевич Кукольник — русский писатель первой половины XIX века.
  Портрет баснописца И. А. Крылова, 1839 г.   Брюллов и Крылов были хорошо знакомы. Этот портрет, показывающий нам довольно необычного Крылова (его легендарного благодушия здесь и в помине нет), Брюллов написал стремительно - за один сеанс. Знаменитому баснописцу на нем 70 лет, но острый взгляд (Брюллов не однажды говорил, что его интересуют не глаза, а взгляд) обличает в нем человека очень живого.
  Портрет В.А. Жуковского, 1838 г.   У этого портрета совершенно особая судьба: сумма, вырученная от его продажи, пошла на выкуп Т. Г. Шевченко из крепостных.   Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты. Сдержанность исполнительской манеры, отсутствие какой-либо внешней аффектации характеризуют это замечательное произведение.
  Портрет археолога Микеланджело Ланчи,1850 г.   Портрет замечателен глубоким проникновением во внутреннюю жизнь модели и тем, насколько экономен художник при этом в средствах - это касается как колорита, так и деталей.
Автопортрет,1848 г. Живописец в одно касание решает тончайшие пластические задачи. Усталость и в образе, и в самом колорите полотна, в сочетании черных, красных, восково-бледных оттенков.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: