Андрей Рублев родился в 1360-е гг., скончался в 1430 г. Учение Феофана Грека. Жизнь Рублёва была связана с Москвой и Подмосковьем. Первое упоминание о нём в летописях относится к 1405 г. Умер, будучи иноком Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Считается, что похоронен в храме Спаса Преображения этого монастыря, но есть веские основания не доверять данной информации. Дело в том, что в послереволюционные годы, когда большевики намеревались снести храм, археолог объявил, что им в нём найдена доска с именем Рублёва, т.е. он там похоронен, и следовательно, храм является национальным достоянием и его сносить нельзя. Сама доска предъявлена так и не была, но храм был спасён.
Рублев яляется основоположником московской школы иконописи.
Самые ранние его работы – фрагмент фресок Успенской церкви на городке в Звенигороде и иллюстрации к Священному Писанию (вместе с Феофаном Греком оформил «Евангелие Хитрово»; название дано по фамилии владельца XVIII в.).
Миниатюры к евангелию работы Рублёва очень лаконичные, нечего не отнять не прибавить. В изображении ангела впервые появляется голубой цвет («рублёвский голубец»), который далее использовался им повсеместно. Цветовая гамма не яркая, а приглушённая, ближе к естественным цветам в природе. Лик и локоны ангела, найденные в миниатюре, далее используются им везде.
|
|
В 1405 г. совместно с Феофаном Греком расписывает Благовещенский храм московского кремля (не сохранившийся). Ему приписывается праздничный чин.
На рубеже XIV–XV вв. создаёт иконы для Успенского собора Звенигорода, известные под названием «три иконы звенигородского чина» - «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Были случайно найдены в 1918 г. в сарае у храма в крайне плачевном состоянии, отреставрированы и в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее.
Рублёв. Апостол Павел.jpg
Рублёв. Архангел Михаил.jpg
Свои иконы Андрей Рублёв не подписывал, но по почерку их автор безусловно он. Его трактовка образов типична для русского понимания веры. В католической традиции распятый Христос изображался натуралистично и страшно, с вывернутыми руками, кровью, страданиями на лице, чем преследовалась назидательная цель – напомнить грешникам об ответственности за грехи. В православии нет изображения страданий, вместо них показывается идеал.
В иконописи Рублева линии не резкие, а плавные, музыкальные, гармоничные, как и цвета.
В 1408 г. Андрей Рублёв совместно с Даниилом Чёрным расписывает успенский собор во Владимире, построенный в XII в. по количеству сохранившихся фресок кисти Рублёва этот храм на первом месте.
Ему принадлежат следующие фрески:
|
|
1) сцена Страшного суда, расположенная при входе в храм – многофигурное изображение святых и ангелов с ликами, напоминающими первого ангела из «Евангелия Хитрово». Лики повёрнуты так, что вся группа смотрится единым целым в своём молчании или беззвучном общении.
2) Вознесение Христа;
3) «шествие праведных в Рай» - изображение апостолов во главе с апостолом Петром.
Также Рублёвым написаны иконы для иконостаса этого храма:
1) список иконы Богоматери Владимирской;
2) апостолы Пётр и Павел;
3) Сретение;
4) крещение Христа.
Также Андрей Рублёв – автор иконы «Троица», написанной для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1420-е гг., ныне хранящейся в Третьяковской галерее. Данная икона – собирательный образ красоты, любви, мира, актуальных в эпоху феодальной раздробленности и междоусобиц, которые наступили после освобождения от татаро-монгольского ига. Это то, чему учил Сергий Радонжский. Икона стояла над ракой с мощами Сергия Радонежского.
Композиция круговая, заданная позами и поворотами голов. Минимализм: трапезу символизирует всего одна чаша на столе.
Рублёв. Троица.jpg
«Воскресение Лазаря» - ещё одна знаменитая икона кисти Рублёва.