Дионисий и его школа

Через 100 лет после Рублёва в Москве появился ещё один великий иконописец – Дионисий. Родился во второй половине XV в. и умер вскоре после 15022 г. У него было много учеников, в т.ч. собственные сыновья, что позволяет говорить о школе Дионисия. В XVII в. на смену иконописцам-одиночкам приходят иконописные школы, стирающие индивидуальный почерк художников.

Дионисий был светским мастером, практически придворным художником, т.к. даже в религиозных изображениях воплощал идеи правителей России. Это было время Ивана III, который объединял русские земли вокруг Москвы. Его концепция – лидерство Москвы в православном мире, «Москва – третий Рим». В XV в. Византию захватили турки и она как главный центр православия погибла. У Московского царства появляется символика лидера – двуглавый орёл и др. Московия претендовала на внешнее и внутреннее признание себя наследницей Константинополя. В церкви стали появляться иконы предшественников Ивана III – князей владимиро-суздальских. Дионисий воплощал в живописи эти идеи.

Сам он происходил из великокняжеского рода. Первые работы выполнил в качестве мастера артели в 1470-е гг.: роспись храмов в подмосковных Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В 1481 г. Иван III посетил один из них и всю бригаду (с особым выделением заслуг Дионисия) пригласил для работы в московский кремль.

1480-е гг. – роспись и иконы Успенского храма. Фрески сохранились только фрагментами. Таков фрагмент фрески Похвальского придела «Поклонение волхвов» (сюжет, не популярный в России, зато популярный на Западе). Характерные особенности:

- вытянутые фигуры;

- плоскостное изображение;

- чистые цвета, заливающие поверхность, очерченную контуром.

Плоскостной характер изображения характерен для русских икон, однако у Дионисия он приобретает наиболее ярко выраженные, можно сказать, орнаментальные черты.

Иконы «Митрополит Пётр с житием» и «Митрполит Алексей с житием» похожи одна на другую, отличаясь только надписями. Это свидетельствует о рационалистическом подходе к иконописи, появлении художественных шаблонов. Цветовые пятна центральной фигуры перекликаются с пятнами на периферии, где в виде миниатюр представлены эпизоды жития (декоративный подход). Начиная с Дионисия, аскетично-духовное уходит из икон, исчезнув совершенно к XVII в. (Симон Ушаков).

Кроме того, кисти Дионисия принадлежат иконы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) и фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область). В последнем фрески, выполненные в 1502 г., полностью сохранились до нашего времени. Дионисий, его сыновья и ученики расписали фресками не только внутренние, но и наружные стены (они посвящены Рождеству Богородицы). Что касается фресок внутри храма, их цветовые пятна скомпанованы, благодаря чему представляют в масштабах всего храма единое целое, приобретают оркестровое звучание. Сюжеты фресок: 25 сцен из Акафиста Богородицы (т.е. из биографии), 15 евангельских сцен, 7 сюжетов по мотивам Вселенских соборов (Византия, IV – VIII вв.), десятки, если не сотни, портретов святых.

Иконы Дионисия:

- «Митрополит Пётр»: написана для главного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; росписи на наружной стороне западной стены храма (над входом в храм) принадлежат кисти самого Дионисия; росписи внутри храма сделаны его учениками. В каждом из трёх люнетов написано по одной многофигурной сцене с сюжетами из акафиста Богородицы: Покров Богородицы, Собор Богородицы, О тебе радуется. На столбах и в арках – медальоны с изображениями святых, на сводах сюжеты из жизни Христа.

- «Поклонение волхвов» для Успенского собора московского кремля. Фрески работы Дионисия в этом соборе практически не сохранились, т.к. были сколоты при нанесении росписей последующими мастерами; эта фреска – одна из немногих уцелевших. Сюжет её не популярен на Руси, более характерен для Западной Европы. Мы видим характерные для Дионисия вытянутые фигуры, сложные оттенки разных цветов.





Подборка статей по вашей теме: