Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Архитектура XVII в




Русское искусство XVII в.

Шатровая архитектура

В XVI в. в русской архитектуре утверждается шатёр как важный архитектурный элемент. Первая постройка с шатром – церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.). Коломенское служило загородной резиденцией Ивана IV Грозного. Иван Грозный совершал много походов, по завершении каждого из которых сооружался храм. Церковь напоминает обелиск, соединяя в себе храм и звонницу. Внизу высокий цоколь, выше по спирали поднимается высокое крыльцо, вверху «четверик» (квадрат), на нём «восьмерик» (восьмиугольник), затем шатёр, включающий вертикальные и спиральные линии, передающие и лёгкость, и сжатость объёма. Всё завершается декоративной главкой. Этот храм очень сильно отличался от прежних; его авторы предположительно итальянцы.

Шатёр пришёл из западной традиции (готика) и русской деревянной архитектуры.

Внутри шатра церкви Вознесения и других храмов XVI в. пустое пространство со сводом и иногда с росписью – изображением Христа. К началу XVII в. это пространство исчезает, появляется плоский потолок.

Другой шатровый храм – храм Покрова на Рву (Василия Блаженного, 1555-1560 гг.). Архитекторы Постник и Барма. Внутреннее пространство включает центральный храм с шатром и восемь разновеликих храмов, посвящённых разным святым, соединённых с центральным тесными проходами. В XVI в. разноцветным был один шатёр; цветные изразцы появились только в XVII в. Храм представляет собой синтез каменной и деревянной архитектуры и знаменует переход от религиозного мировосприятия к мирскому (т.е. к «красивости»). Современники считали его вершиной человеческого творчества (по легенде, Иван III распорядился выколоть архитекторам глаза, чтобы они не построили ничего лучше).

Храм Василия Блаженного в Москве.jpg

Со времён принятия христианства семь веков искусство было целиком религиозным. Рубежом стал XVII век, когда на Руси закончилась эпоха религиозного искусства и началась эпоха искусства светского. В Европе аналогичные перемены наступили гораздо раньше, в XV-XVI вв., когда там произошли религиозные революции и войны. Ереси и бунты на Руси были менее ярко выражены, но своеобразным аналогом европейской Реформации стал Раскол церкви в эпоху патриарха Никона. Объективно Реформация ускорила социально-экономическое развитие Европы. Русь подталкивал к переменам запад, но не напрямую, а опосредованно. К России были присоединены части Украины, Белоруссии, Прибалтики, испытавшие на себе влияние Реформации; усилился культурный с Западом (приезжали художники, привозились произведения искусства). Итак, XVII в. – век обмирщения русской культуры.




Изменения в архитектуре выразились в том, что стало превалировать декоративное начало. Оно проявилось в многообразии форм, появлении мелкого орнамента, многоцветье в оформлении фасадов за счёт цветных изразцов, уложенных полосками или «ремнями». Изразцы присутствуют на стенах практически всех построенных в ту эпоху храмов. Изразцовые камины в домах русской знати начала XVIII в. ведут свою историю из традиций XVII в.

Типична колокольня в Больших Вязёмах, построенная на рубеже XVI-XVII вв. даже её шатры превращены в декоративный элемент. Прежде подшатровое пространство расписывалось, а теперь под ним был плоский потолок, сами же шатры вследствие этого уменьшаются в размерах.

Очень много шатровых колоколен XVII в. сохранилось до наших дней в Подмосковье. Именно такие изображены на картинах Саврасова.

Бровка над окном, висящая «гантель» над крыльцом, кокошник, наличник – элементы мирского мировосприятия, где главное – не вера, а услаждение глаза. Оно пришло на смену прежнему аскетизму.

Максимума эти традиции достигают в деревянном зодчестве, поскольку дерево даёт больше возможностей для реализации фантазий. Характерной постройкой в этом смысле был деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667-1668 гг. До наших дней он не сохранился, но сейчас заново отстроен. Здание напоминает современные театральные декорации к сказочным фильмам или былинам; нет симметрии, всё очень разнообразно и непохоже.

Ещё один пример – ансамбли церквей и монастырских построек XVII в. в Коровниках и Толчкове (в Ярославле). В центре всегда пятиглавый собор (по примеру Успенского собора московского кремля), рядом 1-2 шатровые колокольни, одна из которых могла быть башней с лестницей на хоры. Стены украшены большим количеством декоративных элементов, заимствованных из деревянной архитектуры, и разноцветьем изразцов.

К концу XVII в. декоративные тенденции в архитектуре начинают оформляться в единые стилистические рамки, напоминающие европейское барокко; стиль называется «нарышкинским барокко». Пример – храм Покрова в Филях конца XVII в.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 844; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9586 - | 7375 - или читать все...

Читайте также:

 

35.168.111.191 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.