double arrow

Механистическая картина мира

Классицизм.

В основе этого стиля лежит уже не мистика, а рациональное начало. Прекрасным признается все то, что упорядоченно, разумно, ясно выражено.

Временная характеристика совпадает с пространственной и оценочной.

Творец в данной культуре понимается как демиург (с греч. – ремесленник, создатель). В этой культуре мир, созданный Богом, начинает функционировать по своим законам. Этот период совпадет с научно-технической революцией. Машине и механизму придается обожествленный новый статус.

Версаль – архитектурный и садово-парковый ансамбль – символ разумности.

Наука доминирует в XVII веке. Рождение науки как системы с рефлексией связано с именами Кеплера, Гюгенса, Галлилея, Ньютона. С XVII века наука становится особым социальным институтом.

1660 г. – в Лондоне создается Лондонское королевское общество естествоиспытателей.

1662 г. – получает хартию короля. Становится государственным учреждением.

1666 г. – Парижская академия наук.

Не смотря на то, что науке придается государственный статус, члены академий и научных обществ – это добровольцы, поскольку наука еще была оторвана от системы образования. Государство начинает интересоваться результатами экспериментов и их внедрением.

Механистическая картина мира соответствует характеру абсолютной власти. Высший символ абсолютной власти – Франция, Людовик XIV («король-солнца»). Само понятие «солнце» придает миру прозрачность совпадает с принципами понимания мира. Абсолютная власть в виде монарха воплощает в себе высший разум, строгую подчиненность одного явления другому.

Характер абсолютного детерминизма, абсолютной предопределенности пути. Мир может описать формулами. Из научного этот принцип становится мировоззренческим и переносится на понимание природы и человека.

Идея подобия макро- и микрокосмоса, характерная для традиционного общества, заменяется полярной. Человек не повторяет природу, а противостоит ей.

Одним из популярных жанров искусства стал натюрморт – «мертвая природа» – природа, в которой человек может изменить по своему усмотрению.

Человек стоит на противоположном полюсе от природы, но он такой же объект мира, его поведение может быть описано физическими законами (законами притяжения, отталкивания). Неслучайно колесо, пружина, часы – одни из наиболее популярных символов. Выделяется одна связующая характеристика – разум, посредством которого возможно познание. Так постепенно созревала концепция просвещения.

Формируется эпохой научной революции. Наука в современном понимании первым актом имела математическое обоснование. Коперником – гелиоцентрическая модель космоса. Коперник работает в системе понятий аристотелевой физики. Он понимает, что Земля подчинена Солнцу, но пишет, что другие небесные тела легче Земли и их сдвинуть легче.

Потребовалась новая физика Галилея. Галилей переходит к эксперименту, а от эксперимента к математическому обоснованию.

Иоган Кеплер: использует логарифмирование, открытое явление земного магнетизма, имеющееся в наличие астрономического наблюдения.

Через математические формулы (законы Кеплера) и дает математическое обоснование: почему планеты движутся по эллиптическим, а не круговым орбитам; почему планеты движутся с разными скоростями.

Наряду с физикой происходили открытия в химии и ботанике. Таким образом, идет формирование новой картины мира.

Математика и естествознание (в первую очередь, физика) становится образцом науки в целом. Новое содержание знания совпадает с тем, как это знание должно быть получено. Встает вопрос о методе:

– Декарт гипотетико-дедуктивный метод (от общего к частному).

– Бэкон индуктивный метод.

Декарт сформулировал цель новой науки: завоевание господства над природой, подчинить человеку естественные процессы. Конечная цель – практическая полезность.

– Ньютон дал единую стройную систему всех открытий в астрономии, физике, механике. Он пропустил все открытия через закон всемирного тяготения. Он ответил как устроен мир, как он функционирует.

Наука стала выступать единственным критерием истины. Только у науки было право говорить, что есть истина. Мир радикально меняется. Наука начинает противостоять религии. Так Ньютон занимается логикой, окультизмом, не отказываясь от идеи Бога как таковой. Бог остается высшим гарантом существования мира. Но Бог деперсоницифицируется, представая безликой силой. В отличие от антропоморфного средневекового Бога, сейчас – есть закон. Он лишен чувственных черт. Но тем не менее он совершенно отличное бытие, он гарант разумности мироздания. Прийти к этому Богу можно через науку. Механистическая картина мира закладывает первые шаги к атеизму XIX века.

Черты механистической картины мира:

Иерархия уходит из мира. Мир становится однородным.

1. Абсолютный характер времени и пространства. Этому способствовала линейная перспектива. Человек одного порядка с миром. Человек может быть понят как объект.

2. Всеобщий характер движения наряду с протяженностью. Движение сводится к первой форме – перемещению.

3. Каждое явление встроено в причинно-следственную связь.

Все это работало против спекулятивной философии. Весь мир и сам человек стал пониматься, исходя из механики.

Главное – это не качественные, а количественные измерения мира. Мир можно измерить как и человека, растворить, измельчить и т.д.

Все результаты фиксируются в цифрах и числах. Именно поэтому математика объявляется царицей наук. Приоритет отдан разумности. Разум во главе всего.

Природа может быть подана через опытное исследование, но обязательно рационально объяснена.

Картина мира должна быть ясной, прозрачной для разума, т.к. она однородна и упорядочена. Мир становится предсказуемым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: