double arrow

Общая характеристика западноевропейской культуры XVII века

Концепция человека в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения сформировались разные типы культурных героев, разные типы соотношения личности и общества. Ренессанс объявляет терпимость к человеку во всех его проявлениях. Реформация – жесткую систему предписаний, аскетизм объявляется нормой поведения человека.

Идеалом Ренессанса становится духовно, интеллектуально, физически активный человек. Это человек – титан. Реализуется этот идеал в искусстве. Изобразительное искусство выходит на первый план, где любимым жанром становится портрет.


XVII век открыл собой новую всемирно-историческую эпоху, которая ассоциируется с понятием «новой Европы». Европа в этот период становится центром мировой цивилизации, поскольку достижения Европы оказываются весьма значительными.

Второе название эпохи – «классический» новоевропейский период. Основной ценностью новоевропейской культуры становится свободная личность, суверенная, автономная, способная формировать цивилизацию техногенного типа, при котором происходит изменение техники и технологий, совершаются новые научные открытия.

Серьезное влияние на формирование этой эпохи оказали гуманисты, реформаторы эпохи Возрождения.

На рубеже XVII–XVIII веков в Европе сложился весьма разнообразный буржуазный мир. Буржуазия представлена ремесленниками, торговцами, советниками, парламентариями. Их объединяет здравый смысл, который воплощается в рассудке. Эти люди стремятся понимать и знать, чтобы действовать.




Буржуазия XVI–XVII радикально отличается от буржуазии XIX века. Первая: легка на подъем, самостоятельно занимаются торговой деятельностью, расширяя тем самым кругозор, устраняет предрассудки предшествующих эпох. Вторая: ведет «сидячий» образ жизни.

Новый мир рождается в ходе постоянных войн. Война – это средство разрушения традиционного образа жизни. Европейские войны – это, прежде всего, религиозные войны.

Человек XVII века – свидетель разрушения городов и пожаров. Воюя человек освобождается от естественных связей: семейных обычаев, цеховых ценностей. Прежний мир поляризуется: мир, природа начинают противостоять человеку. Решающую роль в складывающемся новом видении принадлежит науке. Новое время породит новую науку, новый строгий идеал знания. Строгость знания достигается методами наблюдения, классификации, описания, эксперимента и теоретического объяснения.



Важнейшей особенностью культуры с XVII века становится развитие науки. Именном она заявила о своем монопольном праве на истину и первенство в культуре.

Джак Колтон: «С овремен Ф. Бэкона и И. Ньютона наука и порождаемые ею технологии немало потрудились над тем, чтобы создать связку: власть–производство–вера». Колтон утверждал, что «наука занимается более точными расчетами». Свою роль наука утверждает перекройкой всей системы.

Наука заявляет, что только она даст целую, всеохватывающую картину мироздания, которая будет построена на рациональных методах, построение на точных расчетах приходит на смену антропоцентрическому и теоцентрическому миру.

С XVII века религия начинает испытывать влияние науки. Игнатий Лайола – организатор ордена иезуитов – создатель специального духовного управления. В процессе обучения учеников предписывалось в полном уединении вызвать представление о смерти, представить ад в ширину, длину и высоту, увидеть языки адского пламени, почувствовать запах кипящей смолы. Здесь проявляется требование нового мировидения.

XVII век – это не только время утверждения свободной личности, но и время религиозных и политических потрясений,

Стили в искусстве XVII века

1. Барокко (с итальянского – странный, вычурный.

Представители: Бернини (скульптура, архитектура); Канолетто, Пиронези, Тьеполо (живопись).

Барокко выражает идеи суетности человеческих надежд 9»пир во время чумы»), упор на мистику, иррационализм. Мистичность искусства барокко определилась особенностями культуры XVII века, формирующей новый тип человека. Выразилось мирочувствование человека XVII века упор на экспрессию, грандиозные масштабы, любят эзотерические сцены экстазов, мучений, подвигов.

Барокко – это и героический стиль. Героика проявляется через ракурсы, утрированные жесты, контрастную светотень. Персонажи барокко активны. Барокко отличает композиционная загруженность (творчество Джованни Батисто Пиронези серия «Капричос»).

Барокко как художественный стиль патетичен, театрален, живописен. Цель приподняться над прозой жизни.

Барокко как художественный стиль – это способ популяризации скептицизма – философское учение, демонстрирующее способ усомниться в вековых традициях. Принцип сомнения оказывается возведенным в мировоззрение Рене Декартом.

Формируется новая картина мира – картезианская («cogito ergo sum» – «мыслю, следовательно существую»). Сомневаться можно во всем, кроме себя. Сам мыслительный акт существует, а значит, и я существую. Это для человека точка опоры в постоянно меняющемся мире. Р. Декарт «Размышление о методе» пишет, что человек нашел в изменяющемся мире неподвижную точку. Абсолютной ценностью признается только доказательная мысль. Каждое доказательство утверждает власть разума. Разум становится этической ценностью. Мышление невозможно без самоцензуры. Познание истины – борьба с самим собой. Декарт создает правила о том, как надо выстраивать свою мысль. Этот метод совпадает с содержанием, с самой мыслью.

Понятие «как» совпадает с понятием «что». Ставка на науку как на единственное выражение истины.






Сейчас читают про: