Профессионализация менеджера

Четвертая управленческая революция

Третья управленческая революция

Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоноссор II (605 — 562 гг. до и. э.) являлся автором не только проектов Вавилонской башни и ви­сячих садов, но и системы производственного контро­ля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Выдающийся полководец, он прославился и как талант­ливый строитель, возведший храм богу Мардуку и зна­менитые зиккураты — культовые башни.

На текстильных фабриках Навуходоноссор приме­нял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подоб­ный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сы­рья. В более современной форме этот метод применя­ется, по сведениям Р.Ходжеттса, и в современной про­мышленности.

Итак, достижения Навуходоноссора II — строитель­ная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контро­ля качества продукции — характеризуют третью рево­люцию в менеджменте. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая —светско-административной, то третья — производственно-строительной.

Значительное количество управленческих нововве­дений можно обнаружить в Древнем Риме. Но самые знаменитые из них — система территориального управ­ления Диоклетиана (243 — 31.6 гг. н. э.) и администра­тивная иерархия Римской католической церкви, исполь­зовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

Четвертая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII — XIX веков, которая стимулировала развитие ев­ропейского капитализма. Если раньше те или иные от­крытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значитель­ными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем ста­рой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система акцио­нерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственно­го руководителя-собственника — несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов.

Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управле­ния от производства и капитала, а затем и к превраще­нию администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.

Администрирование — формулирование общих це­лей и политики компании, а менеджмент — контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкотехничес­кий смысл менеджмента. Демократизация собственно­сти привела к специализации контроля. Прежде соб­ственник контролировал и капитал, и производство. Теперь его заменило общество пайщиков, а контроль над производством был передан в руки сообщества профес­сионалов. Менеджеры и администрация, назначаемые акционерами, стали их представителями на промышлен­ном предприятии.

Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой прило­жения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений профессионалов. Управление превращалось в сово­купность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, пользованию которыми надо было специ­ально обучаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: