Скопас.
Э.-М. Фаль-коне.
Памятник Петру! («Медный всадник»)
Жермен Пилон. Гробница Генриха II и Екатерины Медичи
Как видим, для монументальной скульптуры очень важно соотношение частей — самой статуи и постамента, памятника и окружающей среды. Есть непреложная закономерность в том, что у скульптора И.П. Мартоса аллегорическая фигура плакальщицы в надгробии Е.С. Куракиной размещена на невысоком прямоугольном постаменте с рельефом, изображающим ее рыдающих сыновей, а фигура Е.И. Гагариной в рост - на высоком круглом постаменте (оба — ГМГС). Создателю монументальной скульптуры нельзя также не учитывать, на какой высоте она будет размещена, под каким ракурсом на нее будут смотреть. Высоко вознесенные фигуры обязательно должны быть уменьшены в нижней части туловища, иначе его верхняя часть будет выглядеть несоразмерно малой. Это хорошо знал Микеланджело, когда ваял «Давида» для высокого постамента и устанавливал столь любимого флорентийцами «Гиганта» на площади Синьории (перенесенный позднее в музей Флорентийской академии художеств, он стал неожиданно «коротконогим»). Этот закон с точностью соблюден Ф.Ф. Щедриным в фигурах четырех воинов — Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского, установленных по углам центральной баш-
ни Адмиралтейства на огромной высоте и видимых зрителю в резком сокращении. Его по-своему учитывали и древнерусские резчики по камню, когда сверху и почти до низу украшали владимиро-суз-дальские соборы.
Мемориальная пластика, отражающая непреходящие чувства, -один из важнейших разделов монументальной скульптуры. В выполненных с редким художественным совершенством надгробиях работы Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского и особенно И.П. Мартоса созданы образы просветленные, исполненные тихой скорби, высокого лирического чувства, мудрого приятия смерти. Это настроение позже очень точно выразят поэты-романтики: «Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий» или «Твоя могила, как рай, спокойна, там все земные воспоминанья» (В.А. Жуковский).
Жан Гужон./ /Ш1ФЫ. Рельеф «Фонтана невинных- |
В эпоху барокко декоративная скульптура заполняет буквально все пространство церкви. Достаточно вспомнить интерьер собора св. Петра в Риме, все пространство которого заполнено скульптурой разного жанра — от декоративных элементов алтарей и витых колонн сени до многочисленных надгробий. Таким образом, мемориальная пластика находит себе приют не только на кладбищах, но и в церквах.
117
а
§
S Менада S (Вакханка)
Гермес
сДианисам.
Фрагмент
К монументально-декоративной пластике относитн ся также садово-парковая скульптура во всех ее новидностях: статуи, барельефы, декоративные ваз* (в какой-то мере явление пластического искусства) из самых разных материалов — дерева, мрамора, свинн ца, меди и др. Садово-парковая скульптура так ши иначе зависит от ландшафта парка или сада, в кото-| ром она располагается. Примеры такой скульптуры! мы находим в Летнем саду в Петербурге и в Петер-] гофском парке; в петровское время она была широко] представлена в Стрельне, Ораниенбауме, Царском| Селе. Украшение Летнего сада не было хаотичны* и случайным, как это обычно представляется, а проводилось по определенной художественной и просветительской программе.
Некоторые статуи и скульптурные группы зака-| зывались специально современникам, как, например^ скульптурная группа П. Баратта «Мир и Победа» в честь! Ништадтского мира. Покупались и антики (известна ис-| тория с вывозом из Венеции Венеры, получившей у нас] название Таврической), делались заказы на копии col знаменитых античных статуй.
В станковой скульптуре одно из основных мест занимает бюст. Но портрет в его современном понимании сложился в скульптуре далеко не сразу. Египетские Ка, неподвижные, не рассчитанные на праздное обозрение, тщательно запрятанные в захоронениях до прихода из царства Аида двойники умершего (по этому изображению он и узнает свое тело), трудно назвать портретом. Ничего портретного нет и в статуях архаических куросов, тело которых с крепко прижатыми к нему руками напоминает нерасчлененный блок. Куросы близки к египетским изображениям и по трактовке длинных, до плеч, прямых волос. В их «архаической улыбке», в широко открытых глазах, которые впервые обращены не внутрь себя, а в окружающий мир, несомненно, есть нечто узнаваемо типовое.
В период высокой классики (V в. до н. э.) лица богов и атлетов вполне бесстрастны. Исключение составляет портрет Перикла, но он, конечно, идеализирован Креси-лаем, сумевшим благодаря высокому шлему скрыть неправильность формы головы великого стратега. Только в конце поздней классики, во второй половине IV в. до н. э.,
Константин _
Донателло. |
Давид |
с
I
Скульптура | дева. Статуя на портале собора в Магдебурге. Фрагмент |