Ф. Щедрин.
Микеланджело.
Микеланджело.
Микеланджело.
Ночь-Аттегорическая фигура на гробнице Цжулиано Медичи
Статуя Джулиана Медичи на гробнице
Давид
Фигура воина в аттике центральной башни Адмиралтейства
вплоть до вздувшихся вен на ногах коня. В позе всадника, в гарцующей поступи коня много эффектности, даже театральности. Сложного профиля высокий постамент рассчитан так, чтобы силуэт всадника четко смотрелся на фоне неба, на маленькой площади, окруженной высокими домами. Черты изысканности у Вероккио вполне соответствовали той аристократизации вкусов, которая была характерна для Флоренции конца XV в., хотя в памятнике Вероккио не-
Памятник
Петру!.
Цеталъ
сомненно есть и величие, и цельность истинно монументального
образа. Кондотьер Вероккио —это не столько образ конкретного че
ловека, сколько обобщенный тип представителя той эпохи. Голова
же донателловского Гаттамелаты, сделанная с маски, имеет портрет
ное сходство с моделью. ]
История искусства знает и противоположные примеры, когда *
мастер намеренно отказывался от портретного сходства. Так по- |
ступил Микеланджело, когда работал над образами герцогов Ло- '
ренцо и Джулиано в капелле Медичи. Скульптор подчеркивает \
выражение усталости и меланхолии в-лице Джулиано и тяжкое ^
раздумье, граничащее с отчаянием, у Лоренцо, считая необязател^
ным точную передачу индивидуальных черт. Для него важнее фи
лософская идея противопоставления жизни и смерти, облеченная
в поэтическую форму. Чувство беспокойства, тревоги, состояние
надломленности, запечатленные в этих образах (те диссонансние
ноты, которые уже нарушали архитектоническую гармонию Ре1-
нессанса и являлись предвестием новой эпохи в искусстве), для
скульптора неизмеримо важнее портретного сходства. М.И. Коз
ловский при создании памятника Суворову (1799—1801, СПб.,
Марсово поле) также полагал, что потомкам безразлично, какое
было лицо у великого русского полководца. Он отказался от порт
ретного сходства (хотя статуя была задумана как прижизненный
памятник), создав скорее обобщенный образ воина, героя, «бога
войны», в военном костюме которого соединились элементы во
оружения древнего римлянина и средневекового рыцаря (соглас
но новейшим изысканиям, в него вкраплены и черты военной
одежды, которую хотел, но не успел ввести тйяператор Павел). Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, гордого поворота его головы, изящного жеста, которым он поднимает меч. Легкая фигура и, постамент цилиндрической формы создают единый пластический объем. Соединяя мужественность и грацию, образ Суворова отвечает и нормативу героического, свойственному классицизму, и общему пониманию прекрасного как эстетической категории, характерному для XVIII в. Этот обобщенный образ национального героя — без намека на иллюстративность и повествовательность, — созданный монументальными средствами, справедливо считается одним из наиболее совершенных творений русского классицизма.
Отметим особое значение постамента в решении образа в целом. Специфика монументальной скульптуры такова, что она неизбежно требует постамента, неких котурнов, ибо осматривать ее нужно находясь на некотором удалении. Известен просчет, допущенный Роденом (его признавал и сам скульптор), который первоначально установил свою многофигурную композицию «Граж-
дане Кале» почти без постамента, прямо на булыжной мостовой-города, где и разворачивалась легшая в ее основу средневековая! героическая история. Памятник не рассчитан на то, чтобы с ним" «дружески здоровались за руку», он требует торжественности в восприятии.
Иногда постамент в очень деликатной форме, ни в коем случае не иллюстративно-прямолинейно способствует раскрытию идеи памятника. Постамент-скала, которому придан абрис вздымающейся волны, неразрывно связан с художественным решением образа царя-реформатора в памятнике Петру! работы Фальконе (1765—1782, СПб.). Общеизвестно, что скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» предназначалась для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 г. (архитектор Б.М. Иофан), который, по сути, стал ее постаментом. Огромный 33-метровый пилон возносил ввысь фигуры рабочего и крестьянки, символизирующие их нерушимый союз. Но когда эта скульптура была установлена на невысоком постаменте около ВДНХ (ныне — ВВЦ), авторский замысел оказался нарушенным.
Клаус Слютер. Голова пророка. Фрагмент «Колодца пророков» Ф.Гордеев. Надгробие!!. М. Гапицыной |