Паблик рилейшнз в США после Второй Мировой Войны

Послевоенного период США с середины 40-х и до середины 60-х гг. считается эпохой настоящего бума в области «паблик рилейшнз». Впрочем, обусловлен он был и очень серьезными проблемами: конверсией военного производства, переходом к постиндустриальному потребительскому обществу, усилением борьбы с массовым забастовочным движением, а также ростом недовольства теми, кто занимался большим бизнесом, демографическими проблемами, финансированием образования и др.

Реакция на названные выше внешние и внутренние обстоятельства привели к тому, что:

· В государственных учреждениях, фирмах организациях социального обеспечения, профсоюзах происходил постоянный рост количества программ ПР, совершенствования их качества и глубины;

· Создавались независимые высокопрофессиональные фирмы ПР, готовые к оказанию добротных консультативных услуг заказчикам по проблемам установления эффективных отношений с общественностью;

· Выпускалось значительное число специальной учебной и научной литературы по вопросам ПР, расширялось число специальных периодических изданий.

· Создавалась профессиональная ассоциация специалистов ПР

· Увеличилось число учебных заведений, где велась подготовка специалистов ПР.

Началось обучение ПР в колледжах. К концу 1965 года в 14 вузах США присуждалась степень бакалавра по специальности «паблик рилейшнз». Этот же год стал годом основания международной ассоциации «паблик рилейшнз», которая впоследствии получила статус консультанта Экономического и Социального Совета ООН.

К концу 70-х годов в США число аккредитованных специалистов выросло с 1 до 3 тысяч. К 1980 году высшие учебные заведения ежегодно выпускали здесь около 4 тысяч дипломированных специалистов. Но это происходило в ситуации «автономизации» американского общества, когда казалось, что единая нация распадается на многие составляющие, каждая из которых настаивает на собственных интересах и выражает их в протестных формах (движения за гражданские права, женщин, потребителей, фермеров, антивоенные движения). От ПР-специалистов потребовалась помощь в организации социальных взаимоотношений руководителей бизнеса и общественности. В соответствии с этим общественным запросом были организованы многочисленные семинары по менеджменту, ПР-технологиям на темы: как общаться с различными целевыми группами общественности, как использовать СМИ и другие каналы информирования, как подготовиться к кризису и выйти из него с наименьшими потерями.

Вместе с тем в этот период разрасталась научная дискуссия о роли ПР и дальнейшем расширении их влияния и сфер деятельности. Известное утверждение Ф. Котлера о том, что к традиционным четырем «пи» маркетинга необходимо добавить пятую составляющую - Public Relations, вызвало немедленную негативную реакцию таких специалистов по связям с общественностью, как Дж. Грюниг, Дж. Уайт, У. Элинг.

Эта творческая дискуссия продолжалась и в более современный период развития ПР - после 1980 года.

Для него характерны следующие тенденции:

1. Разработка комплекса мер, которые позволят контролировать развитие и применение ПР:

· Дополнение и изменение кодексов профессиональной этики, прежде всего PRSA и IPRA, принятие новых национальных и международных документов (Европейского лиссабонского кодекса профессионального поведения в области ПР)

· Попытки лицензировать ПР-практику

2. Ухудшение отношений с традиционно основным каналом коммуникации с общественностью - СМИ («манипулирование новостями ПР-методами», «метод сложных манипуляций ПР-вниманием», «ПР-уловки»);

3. Новая экспансия рекламы и маркетинга в ПР, идеи «интегрированного маркетинга» и «маркетинговых коммуникаций»;

4. Переход от внешнего консультирования к принятию самостоятельных решений в организации и все более тесным связям с менеджментом, ко все большему объединению ПР с менеджментом, отнесение их к одной функции управления;

5. Интернационализация и глобализация ПР, выход их за национальные рамки (увеличение числа членов Международной ассоциации ПР, создание национальных ассоциаций, институционализация этой деятельности практически во всех средних и крупных компаниях развитых стран).

28. Развитие средств массовой информации в Европе и США в XΙX –начале XX века и система паблик рилейшнз

Американские исследователи особую роль в формировании эффективных СО в ходе политических кампаний отводят С. Адамсу, который доказал необходимость:

· Создания организации, способной возглавить компанию и объединить людей; использования эмоциональной символики и легко запоминающихся лозунгов;

· Организация действий, оказывающих эмоциональное воздействие на публику;

· Опережение оппонентов в интерпретации событий; постоянного непрерывного воздействия на общественное мнение по различным каналам.

Все эти принципы стали основополагающими положениями в становлении американской концепции СО. Основная тенденция – увеличение деят-ти pr и проникновение во все новые области.

Сам термин «паблик рилейшнз» впервые употребил третий американский президент

Т. Джефферсон, который в 1807 году (черновик «Седьмого обращения к Конгрессу») Таким образом, в первой четверти XIX века и именно на американской земле было практически доказано значение налаженных связей с публикой в решении глобальных политических вопросов.

Уже во время гражданской войны 1861-1865 года прилагалось немало усилий, чтобы активной агитацией привлечь население на свою сторону. Президент Линкольн: «для того, чтобы привлечь кого-нибудь на свою сторону, нужно убедить его в том, что вы его друг», - один из будущих принципов PR. Его стратегия: традиционные средства агитации (памфлеты, публикации, письма протеста, петиции, организации выпуска новых газет) + новые приёмы для завоевания общественных симпатий через СМИ: свободный доступ репортёров в Белый дом (информация «из первых рук» - секретарь президента), публикация президентских обращений, их рассылка по штатам, налаживание связей с европейскими движениями, например, за отмену рабства, организация корреспондентской сети непосредственно в районах боевых действий Севера и Юга. Денежные займы у населения. Бюллетень для журналистов о кол-ве раненых, убитых и т.д.

Вторая половина XIX века, Нью-Йорк - первое интервью с целью сбора информации. - начало изучения интересов групп, необходимый инструментом.

Амос Кендалл – первый пресс-секретарь, помощник президента Джексона. Формальная должность: четвертый аудитор в МинФине. Работал с проблемами СО. Бывший репортер, писал речи президенту, памфлеты, разрабатывал pr-стратегии, фактически разрабатывал его имидж.

Борьба между Джексоном и Вторым Национальным Банком (англ.), банк был ликвидирован и связанная с ним старая финансовая английская аристократия была отброшена на 2 план.

Флаг как нац. символ предвыборной кампании. Макинли – президент, Ханна – новые формы воздействия, советник по СО. Группы интересов. Разбор претензий избирателей – отчеты публикуются в прессе.

«Общественность должна быть обманута!» (Шоу-бизнес, Барнум, владелец цирка. Создал ажиотаж вокруг негритянки Джойс Хейт, которой было якобы 160 лет и она нянчила Вашингтона, писал статьи про нее в газеты и журналы. Умерла в возрасте 85 лет, а он отмазался тем, что был обманут сам).

Эффект Барнума: ч-к принимает на свой счет общие банальные высказывания, если они получены в рез-те неизвестных ему действий. «Каждую минуту на свет рождается простофиля, и у меня есть что предложить ему». (Негритянка с бородой).

Ж/д: считалось, что человеку нельзя двигаться со скоростью более 30 км/ч, иначе он умрет. Решение: красочные путеводители, реклама путешествий, рассказы о приключениях, отзывы независимых переселенцев с рассказами о том, как классно они обосновались и накопили капитал, экскурсии для журналистов.

Принцип, господствовавший долгое время: Вандербилд: «черт с ней, с общественностью» (т.е. не надо открывать всю правду). Пресс-агентами использовались тактики по созданию положительного имиджа без длительного эффекта (подкуп журналистов, но один и тот же журналист мог работать и на конкурентов, а общественность негативно оценивала недостоверные сведения в прессе).

Национальная конференция соц. работников – общественность имеет право знать о деятельности соц. служб.

1908 г. –списки жертвователей на благотворительность (сейчас так бывает в храмах)

До 30-х годов лидеры – издания, финансируемые партиями (дорого!) пропаганда, затем «пенни пресса», она же желтая пресса, массовая (светская хроника, скандалы, уголовные заметки). Главным стало не мнение, а факт!

1848 – Assosiated Press – первое инф.агентство, гл.фигура- репортер.

“World” – массовая ежедневная газета под руководством Пулитцера. Тираж вырос с полутора тысяч до неск.миллионов (преступления, катастрофы, скандалы, сенсации, сплетни и светская хроника)

Элизабет Кокрен – журналистка, симулировала помешательство ради репортажа из психиатрической больницы.

«В газете надо использовать заголовки, связанные с низменной природой человека» Херст.

В XIX веке в США ПР технологии начинают проникать во все сферы жизни – в банковскую сферу, на транспорт, в вооружённые силы, в правительственную и социальную сферы и даже в шоу-бизнес.

В XX веке в США появляются первые publicity bureau (в Бостоне в 1900 году + Айви Ли создавал) – прародители современных пиар-агентств. PR становится элементом маркетинговой стратегии. Пример: 1879 Р.Гейр Бруклин наладил пр-во картонных коробок. Через 7 лет другая компания обнаружила, что овсянка шикарно продается в таких коробках. Спустя 10 лет все промтовары выпускались в них. Пропагандировалась чистота вкуса.

Айви Ли (журналист) – «отец» современных «паблик рилейшнз». Выпускник Принстона, репортер. В 1903 переквалифицировался – избират.кампания мэра Нью-Йорка Сета Лоу. + создание агентства «Паркер и Ли». + работы «Декларация о принципах», «Паблисити»

Указал на необходимость информирования публики (система раздаточных материалов, пресс-релизы). Заложил научные основы PR и впервые применил их на практике (будучи советником Джона Д. Рокфеллера-младшего с 1914г., превратил его негативный образ в позитивный, понятный всем – Рокф.объехал все угольные шахты). Его честное информирование общественности о проблемах Пенсильванской железной дороги и необходимости повышения в связи с этим тарифов оказалось эффективными. Первым из пиарщиков занял место ведущего менеджера крупной компании. Впервые продемонстрировал возможности ПР в Европе, руководя в 1910 году филиалом американского банка в Лондоне.

Работал в годы Первой мировой войны с Обществом Красного Креста, вызвал приток спонсорских средств.

Заметный вклад в формировании общественного мнения в США внёс и президент Теодор Рузвельт, который, как справедливо замечали, «управлял страной с помощью газет».

1917 г. Комитет Общественно Информации, журналист Дж.Крил – пропаганда позиции правительства США в I Мировой. + кино «под 4 флагами», «ответ Америки» - понятность любому зрителю, вне зависимости от уровня образования.

Прямая цензура на информацию фоенного характера.

В Англии 1911 год, под руководством Ллойд Джорджа развёрнута широкая кампания в поддержку закона о национальном страховании.

· Липман «Свобода и объявление» (объявление фальсификации инф-ии вне закона; идентификация источников и новостей, профессионализация PR-деятельности)

· Э.Бернейс (популяризация СО, профессионализация, «советник по PR», двусторонняя модель коммуникации, первый курс лекций по PR) + 11 качеств профессионала: 1) сильный характер, честность 2) справедливость, логика 3) творческое мышление 4) правдивость, рассудительность 5) объективность 6) заинтересованность 7) широта кругозора 8) любознательность 9) анализ, синтез 10) интуиция 11) знание соц.наук механизмов общ.отн.

· А.Пейдж принципы PR 1) говорить правду 2) доказывать поступками 3) выслушивать клиента 4) работать на завтр.день 5) кампания должна быть такой, словно от нее зависит жизнь фирмы 6) спокойствие, доброжелательность и хорошее настроение

Таким образом, новое направление человеческой деятельности, по сути, делало всё то, чем люди занимались на протяжении уже тысячелетий, но в неосознанной форме, наконец-то получило организационное воплощение, причём именно в США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: