double arrow

Паблик рилейшнз в условиях тоталитарного строя

Германия

Результатом первой мировой войны для Германии стала национальная катастрофа. Германия потеряла более 2х миллионов солдат (это самый высокий уровень потерь в войне). Немецкая армия была расформирована, Германия лишилась флота, ей было запрещено иметь авиацию и танки. Унизительный для Германии Версальский договор предполагал продолжение конфликта. Было очевидно, что Германия вряд ли смирится с подобными условиями мира.

Однако для того, чтобы новая война стала возможной, в Германии должен был сформироваться у власти новый класс, готовый рискнуть всем для реванша. Таким классом оказался немецкий нацизм. И пропаганда сыграла существенную роль в его первоначальном успехе и последующем поражении.

Творцами пропаганды 3-го рейха стали Гитлер и Геббельс.

Победы на выборах 1930 и 1932 года позволили Гитлеру претендовать на власть, и 31 января 1933 года он становится рейхсканцлером Германии. Одним из первых шагов Гитлера в роли Рейхсканцлера стало создание министерства информации и пропаганды. Руководителем министерства стал Йозеф Геббельс. Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Оценив по достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда- искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают.

Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, призванным спасти Германию. Министр пропаганды смог подчинить своей власти все сферы воздействия на сознание масс: прессу, радиовещание, литературу, музыку, театр, коммерческую деятельность, кинематограф и т д.




Прямолинейные, броские тексты патриотического характера разрабатывались экспертами министерства пропаганды Геббельса и адресовались в первую очередь молодежной аудитории, где и получили широкую поддержку.

Геббельс издает газету «Атака», которая является пропагандистским листком, направленным против евреев и коммунистов. Тираж этой газеты за 10 лет возрос от 2 тысяч экземпляров до 150 тысяч, а газета стала ежедневной. Геббельс лично писал передовицы к этой газете.

Он считал, что:

· Ложь, сказанная 100 раз, становится правдой.

· Добиваться нужно не правды, а эффекта



· Секрет пропаганды в том, что те, кого предполагается убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены.

Из всего этого следует вывод, что нацистская пропаганда делала постоянную ставку на ложь. Лживые тезисы многократно повторялись для промывки мозгов.

Также в нацистской пропаганде широко использовались методы подчеркивания социального консенсуса, соц одобрения политики нацистов. Например: все митинги и мероприятия, снятые на кинопленку, фиксируют крики и радость аудитории, овации.

Тем самым, смотрящему пропагандистский ролик предлагают влиться в общее согласие.

Активно использовалась архитектура. Именно размерами зданий подчеркивалось подавление личного общественным.

Кинематограф также стал важной частью пропаганды. Например, фильм «Триумф воли», созданный в 1934 году является классикой пропагандисткой науки.

Центром пропаганды был культ Гитлера, упорно насаждаемый через СМИ.

Обожествление Гитлера и эффективное его превращение с помощью пропаганды в вождя с немыслимыми достоинствами, воплощение исторической миссии составляли 1 из важнейших элементов в структуре власти третьего рейха.

Италия

Что касается Италии, то здесь, к моменту прихода к власти Бенито Муссолини Италия была существенно неоднородным государством.

Многих европейцев впечатляло, как Муссолини восстановил порядок и внушил итальянцам чувство гордости и целеустремленности, хотя отчасти это было иллюзией, возникшей в результате запрета на свободу слова. Такой же иллюзией был образ Италии как великой державы, созданный эффективными пропагандистскими шоу и неординарной личностью самого Муссолини.

Муссолини зачастую компенсировал практические неудачи своего правления театральными декларациями наподобие следующей: «Я слышу голос своей крови. Когда я доверяюсь инстинкту, он меня не обманывает».

Муссолини пропагандировал семейные ценности: для городов, отличившихся наиболее высоким приростом населения, были установлены особые награды. Он надеялся поднять население страны, руководствуясь формулой: больше населения, больше солдат, больше могущества.

Муссолини ловко играл с ожиданиями и мечтами толпы. Он лепил представления о себе, навязывал его массам и долгое время оставался в этом на высоте.

Он всегда подходил к построению своей власти со стороны чувства. Муссолини был специалистом по эмоциям и умело манипулировал ими. Основным его амплуа во время публичных выступлений был образ восторженного драматического героя, горящего желанием служить своей нации.

Миф Муссолини о грядущем величии нации мог собрать под своими знаменами огромное количество людей, взгляды которых по всем остальным вопросам могли расходиться.

Во главу пропаганды последней римской империи встала «харизма, яркая личность, воля». Социальный идеал был сформулирован как «социал- корпоративное государство».

Людям внушали. Что государство- превыше всего, главные ценности - послушание и самопожертвование, а войны- высшее испытание величия народа.

СССР

Благодаря наличию могущественных сил в области пропаганды СССР (30-е годы), несмотря на террор и насилие по отношению к «врагам народа», имел весьма привлекательный имидж, даже для всемирно известных писателей, актёров и режиссёров, а также простых людей в странах западных демократий. В борьбе за массы широко использовались приёмы пропаганды и агитации, нашедшие своё место и в арсенале ПР. Белое движение в России потерпело поражение от красных в т.ч. и по причине неумело организованных СО. «Ты записался добровольцем!» /Красная армия/ vs. «Почему вы не в армии?» /аналогичный плакат, Белая Гвардия/. Императивность vs. церемонное, вежливое обращение = воздействие первого плаката значительно сильнее второго.

После победы нового строя в СССР и установлению режима сталинской диктатуры была произведена даже такая необычная PR-акция, как попытка вторгнуться в народный фольклор и создать «устный народный эпос» прославляющий советских вождей и счастливую жизнь советского народа.

В 1930-1940-е годы под руководством собирателей в сёлах были созданы десятки эпических произведений, воспевавших советскую деятельность. Эти произведения восхвалялись учёными, печатались в местной прессе, передавались по радио. Собирались специальные слёты сказителей, на которых они могли обмениваться своим опытом создания новых советских былин и сказок.

В годы Второй Мировой и Великой Отечественной войны Советского Союза главным средством правления являлся приказ, подлежавший беспрекословному подчинению. Различия в агитационно-массовой работе с населением на Западе и в СССР были обусловлены особенностями политической и экономической моделей общества.

Советские и германские плакаты императивны. Ориентируют массы на немедленное и беспрекословное выполнение: «Смерть немецким оккупантам!», «Родина-мать зовёт!», «Германия или смерть!». Англо-американские тоже императивны (приказ на войне есть приказ!), но стараются вызвать сопереживание. # эксплуатация любви к домашним питомцам (плакат с собачкой, лежащей на форме, очевидно, погибшего хозяина, лозунг: «Потому, что кто-то болтал!») Советский плакат на эту тему был куда более резок и категоричен: «Молчи! Тебя слушает враг!».

Кинематограф (В. И. Ленин называл важнейшим средством воздействия на массы), с начала 30-х годов - кинофильмы-агитки, часто даже талантливых, но ориентировавших зрителей на определённое восприятие. «Враги всегда плохие». Наши люди – «хорошие всегда». Кино декларировало потребности общества. Женщина - строитель социализма (решительная, смелая, преданная делу коммунизма и революции, брак расценивает, как выполнение партийного долга по подготовке Родине новых кадров). «Сначала общественное, а уже потом личное!» + подготовка общественного мнения к будущей войне. Ритм и рифма считались важнее, нежели смысл (сейчас тоже самое и со слоганами)

Роль Ленина и его образ также получают первую трактовку именно в это время (только жесткая сильная власть может что-то дать - сам Ленин, мол, был за это). Затем Ленин отодвигается на второй план образом Сталина – «верного друга и ученика великого Ленина».

В годы 2-ой Мировой игнорировались факты помощи Запада по ленд-лизу, в официальных документах теперь видны их масштабы, однако до недавнего времени они скрывались.






Сейчас читают про: