Становление новой российской государственности в процессе 3 страница

12"


История России в вопросах и ответах





Раздел 6. Россия а начале XX в...



держигзал большевиков в войне с «колчаковско-деникин-ской контрреволюцией»>. В условиях гражданской войны его поддержка имела для большевиков важное значение. Мартов надеялся, что когда кольцо блокады будет снято и исчезнет угроза контрреволюции, большевики поймут не­обходимость демократизации всей политической системы. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Значительная часть меньшевиков встала на сторону контрреволюции, а большевики почувствовали себя достаточно сильными, что­бы избавиться от нежелательных критиков. С августа 1920 г. меньшевики перешли на нелегальное положение, а к 1922 г. все активные члены меньшевистской партии оказались в тюрьме или изгнании.

И. А. Казарова

6.17. Октябрь 1917-го — случайность, неизбежность, закономерность?

В советской исторической науке в условиях господства одной идеологии определяющим было апологетическое на­правление в историографии, восходящее к В. И. Ленину, ко­торый считал Октябрь 1917 г. в России неизбежным итогом развития капитализма, началом его гибели и победы комму­низма во всемирном масштабе.

В современной публицистической литературе обозначи­лась тенденция рассматривать Октябрьскую революцию как явление случайное, не имеющее национальных корней в русской истории. При этом если публицисты прозападной ориентации считают революцию «нонсенсом», тупиком ис­тории, то авторы так называемого национал-патриотичес­кого направления рассматривают Октябрь 1917 г. как заго­вор темных сил, явление, навязанное русскому народу международным сионизмом.

Современные отечественные и зарубежные историки-профессионалы (Ф. Булдаков, ГГ. Волобуев, Г. Иоффе, А. Рабинович) отвергают как тезис о фатальной неизбежно­сти социалистической революции в России, так и утверж­дение о ее случайном характере. Они полагают, что Октябрь 1917 г. был закономерным явлением, порожденным конк­ретно-историческими внешними и внутренними условия­ми. При этом они исходят из того, что после Февральской


революции в России возникло три варианта развития ситу­ации. Первый вариант— победа блока демократических и социалистических сил (демократический капитализм). Вто­рой — реставрация конституционной монархии (консерва­тивный капитализм). Третий — установление большевист­ской диктатуры в результате революционного переворота (социализм). Последний вариант в итоге и был реализован. Какие конкретные внутриполитические и внешнеполити­ческие факторы этому способствовали?

После свержения самодержавия и установления двое­властия полем противоборства между Временным правитель­ством, с одной стороны, Советами — с другой, и поддержи­вающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской действительности — вопросы влас­ти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из эко­номического кризиса.

Временное правительство заявило о своей приверженнос­ти принципам демократии, отменило систему сословий, на-циональных ограничений, осуществило ряд других мероприятий. Однако окончательное решение этих и дру­гих вопросов было отложено до созыва Учредительного Собрания. Народу предлагалось довести войну до победно­го конца. Генералитет, промышленные круги, интересы которых выражала партия кадетов, вобравшая в себя к это­му времени остатки распавшихся праволиберальных и мо­нархических партий, не хотели упускать тех возможных выгод, которые могли получить страны-победительницы. Ожидалось, что победоносное окончание войны снимет многие политические и экономические проблемы. Эти со­циальные группы, как и само Временное правительство, игнорировали тот очевидный факт, что для России военно-политическое напряжение достигло запредельной черты.

Расплата не заставила себя ждать. Поражения на фронте стали причиной апрельского и июльского правительствен­ных кризисов, которые усилили нестабильность в обществе. В значительной степени она усиливалась леворадикальны­ми силами, прежде всего большевиками. В Петрограде про­шли демонстрации рабочих и солдат с требованием пере­дачи всей полноты власти Советам, отставки правительства. Демо! [страции явно указывали на разрыв между ] шетроени-ями народа и Временного правительства. Выступления вы­звали замешательство в рядах умеренных социалистов. В


История России в вопросах и ответах




Раздел 6. Россия в начале XX в....



партиях меньшевиков и эсеров наметился раскол, стали формироваться леворадикальные фракции. Правительство, пытаясь стабилизировать обстановку, подавило демонстра­ции силой оружия, закрыло левую прессу, ввело смертную казнь на фронте, вновь отсрочило выборы в Учредительное Собрание. Из сферы диалога между различными полити­ческими силами борьба вес более переходила в сферу на­силия и ожесточения, поляризуя российское общество.

Ни одна из политических сил не была заинтересована в пробуждении взвешенного, ответственного отношения к тому, что происходит со страной. Никто не стремился раз­вивать основы демократии, искусство компромисса.

«Дьяволизация» противника, манипулирование «обра­зом врага» были характерны для всех политических партий того времени. Митинговая демократия несла в себе бацил­лы саморазложения, укрепляла идеологию нетерпимости. Революцию шаг за шагом заменял русский бунт. Страна медленно вползала в хаос.

В этой ситуации любая группа радикальных политиков, готовых действовать по принципу «революционной целесообразности», получала преимущество перед любой партией, которая стояла на демократических позициях. На своем VI съезде в августе 1917 г. большевики приняли ре­шение о вооруженном восстании, конечной целью которого являлось свержение правительства и завоевание политичес­кой власти. В свою очередь правые силы во главе с кадета­ми активизировали усилия по установлению в стране воен­ной диктатуры с помощью государственного переворота.

Так родилась «корниловщина». Ее поражение имело для страны далеко идущие последствия. Правые силы оказа­лись разбитыми, авторитет партии кадетов среди народа резко упал, усилился разброд в рядах умеренных социали­стов, правительство все больше оказываюсь неспособным контролировать ситуацию. Наибольшие выгоды из кризи­са власти извлекла партия большевиков, укрепившая свои позиции в. Советах. Если 2 марта за резолюцию большеви­ков против передачи власти в руки Временного правитель­ства было подано в Петроградском Совете 19 голосов про­тив 400, то 31 августа абсолютное большинство столичного Совета поддержало большевиков и одобрило идею Л. Б. Ка­менева о создании однородного социалистического прави­тельства. 1 сентября Временное правительство провозгла-


сило Россию республикой. В этот же день была создана Директория из 5 человек как временный орган для опера­тивного руководства страной. 2 сентября ЦИК Советов от­верг идею создания однородного социалистического прави­тельства и вместо этого принял резолюцию, одобрявшую идею созыва Демократического совещания, которому и предстояло окончательно решить вопрос о власти, а пока ЦИК призывал к поддержке правительства Керенского.

Но стабилизировать обстановку уже не удалось. К осе­ни 1917 г. Россию охватили крестьянские бунты. Кресть­янство России надеялось, что революция быстро решит проблемы деревни. Однако вместо земли крестьянство по­лучило лишь смутное обещание о подготовке аграрной ре­формы. Но оно устало ждать. Захват помещичьих земель и усадеб принял массовый характер. Это были первые вспо­лохи гражданской войны.

Находившиеся у власти буржуазные радикалы и предста­вители социалистических партий, которые так остро и убедительно критиковали царское правительство за развал экономики, за рост дороговизны, сами не только не смог­ли действовать эффективнее старого режима, а, напротив, ввергли страну в состояние полного хаоса, денежная инф­ляция достигла невиданных размеров, из-за отсутствия сы­рья и топлива останавливались предприятия, разруха на транспорте грозила парализовать всю хозяйственную жизнь, процветало открытое воровство власть имущих, раз­гулялась преступность.

Положение стремительно ухудшалось. В осуществлении мер, которые могли привести к стабилизации обстановки, правительство проявило недопустимые и ничем не оправдан­ные колебания и нерешительность. Большевики, напротив, показали себя самой решительной и организованной силой, они обещали доведенным до отчаяния массам простые и по­нятные решения всех наболевших проблем: «Земля — крестьянам», «Мир — народам», «Фабрики — рабочим».

Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня все главные объекты столицы оказались в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революционный комитет Петроградско­го Совета рабочих и солдатских депутатов объявил Времен­ное правительства низложенным. Открывшийся II Всерос­сийский съезд Советов, на котором большевикам


История России в вопросах и ответах




Раздел 6. Россия в начале XX в....



принадлежало большинство — 507 голосов из 670 принял «Декрет о мире» и «Декрет о земле», образовал однопартий­ное правительство— Совет Народных Комиссаров из 13 большевиков во главе с В. И. Лениным и сформировал но­вый Всероссийский Центральный Исполнительный Коми­тет — ВЦИК, в который вошли 62 большевика и 29 левых эсеров. Так Октябрьская революция стала закономерным итогом предшествовавшего исторического развития.

Я. А. Перехов


13. Россия и мир: Учебная книга по истории. Ч. 2. М.,
1994.

14. Согрин В. Политическая история современной Рос­
сии. 1985—1994 гг. От Горбачева до Ельцина. М., 1994

15. 1939 год. Уроки истории. М., 1990.


Литература

1. Верт Н. История советского государства. 1900
1991 гг. М., 1992.

2. Волобуев П. В, Выбор путей общественного развития:
История, теория, современность. М., 1988.

3. Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы.
Вып. 2. М., 1989.

4. История Отечества. Люди, идеи, решения: Очерки
истории советского государства. М, 1991.

5. История политических партий в России/ Под ред.
А. И. Зевелева. М., 1994.

6. Кислицын С. А. Эволюция и поражение большевист­
ской элиты: Учебное пособие по спецкурсу. Ростов
н/Д,1995.

7. Лубский А. В. Введение в изучение истории России
периода империализма. М., 1991.

8. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в
партии и обществе. М., 1990.

9. Осколков Е. Н. Голод 1932/1933 гг. Ростов н/Д, 1991.

10. Политическая история России в партиях и лицах. М.,
1994.

11. Россия (Конец XIX — начало XX века: политическая
история). Ростов н/Д, 1992.

12. Россия в XX веке: Историки мира спорят. М., 1994.



Раздел 7. Великая российская революция...



Раздел 7

ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. УТВЕРЖДЕНИЕ

СТАЛИНИЗМА И ПОБЕДА СССР В ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. РАЗВИТИЕ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СУБЦИВИЛИЗАЦИИ

7, 1. Великий Октябрь 1917 г.начало утопического эксперимента или реальная попытка создать новую цивилизацию?

Октябрьская революция стала водоразделом в истории российской евразийской цивилизации. Политический вы­бор, осуществленный народом в условиях цивилизационно-го кризиса начала XX в., означал не просто переворот — смену власти, а переход к созданию нового общества и бо­лее того — нового типа цивилизации. Но массы не осозна­вали значения и содержания этого процесса, для большинст­ва понятие «социализм» и тем более концепция марксизма были абстрактным, не очень понятным выражением надежд на лучшее, освобождение от капиталистической эксплуата­ции, всеобщее равенство. Для лидеров большевизма во гла­ве с В. И. Лениным было очевидным, что строительство социализма в одной из самых отсталых стран Европы про­тиворечит теории Маркса, ориентированной на переход к социализму в ведущих странах мировой цивилизации по мере созревания там необходимых материальных условий. В России, в лучшем случае, мог только начаться мировой революционный процесс. Однако в силу объективных ус­ловий мировой революции не произошло и России при­шлось пройти свой уникальный крестный путь без поддержки пролетариата развитых капиталистических стран.


Послереформенная Россия до 1917 г. находилась в переходном состоянии от традиционных докапиталисти­ческих порядков к капитализму. Она стала невероятным узлом всех мыслимых противоречий — полуфеодальных, капиталистических и даже империалистических. Экономи­ческая отсталость России служила основой для превраще­ния ее в полуколонию и сырьевой придаток Запада. Дан­ная тенденция проявилась отчетливо, но она не могла реализоваться полностью, так как Россия — объективно ве­ликая страна, которая по территории и населению, истори -ческому опыту была самобытной уникальной державой — евразийской цивилизацией. Она своей общинной душой сопротивлялась колонизации Западом. Развитие капитализ­ма в России на своей собственной основе тоже шло с тру­дом и сопровождалось такими особенностями, которые предельно обнажили все ранее накопленные социальные, национальные и религиозные противоречия. Цивилизаци-онная альтернатива в 1917 г была следующей — либо завер­шение цивилизационного кризиса распадом России, либо прорыв на какой-то ранее неизвестный путь исторического развития — некапиталистический, неколониальный, но и не чисто социалистический в марксистском плане. Реали­зация этой альтернативы произошла в форме революции, которая сама по себе явилась результатом в первую очередь воли народа как высшего суверена истории. Право народа на революцию против несправедливого строя является не только заповедью марксизма, но законодательно закрепле­но, например, в американской «Декларации независимос­ти», французской Конституции 1793 г. То, что Октябрьская революция была волеизъявлением нации, доказывает факт, что из 100 губернских центров только в 16 переход власти произошел вооруженным путем в течение 2 дней. Это бе­зусловно не был «путч большевиков», а «революция масс», предтеча тоталитаризма — грубо коллективистского обще­ства — изобретения XX в. (X. Ортега-и-Гассет).

■В ходе революции произошел отказ как от западного типа цивилизашюнного развития, так и от исторического российско-самодержавного. В результате был потерян ряд несомненных достижений капиталистического общества, кроме того, произошел определенный разрыв с накоплен­ным ранее самобытным культурно-историческим опытом страны. Военно-коммунистический террор и нигилизм на-


 
 

История России в попросох и ответах

чала 1920-х гг. были бесспорной попыткой совершить штурм неба, — создать совершенно новую коммунистичес­кую цивилизацию, но время быстро показало ее не просто преждевременность, а утопичность и бессмысленность.

В то же время следует подчеркнуть, что переход к ново­му строю оказался возможен благодаря определенным ци-вилизационным особенностям России. Российский тип цивилизации начиная с Киевский Руси был основан на кол­лективистских соборно-вечевых общинных началах. Россия как многонациональная евразийская держава, опиравшая­ся на синтез западных и восточных культур, в силу уникаль­ных суровых географо-климатических условий развивала в себе коллективистское жизнеустройство. Именно солидар­ные обшинно-коллективистские отношения в труде и уп­равлении общественными делами позволяли народам Рос­сии выжить в необычайно суровых условиях, вырастить урожай в зонах рискованного земледелия. Низкий уровень развития производительных сил мог быть дополнен лишь единым коллективистским действием, общим усилием, со­лидарностью, служением роду-племени-общине вплоть до самоотречения. Высшей ценностью во всех видах деятель­ности являлось служение высшему интересу, а мораль зак­репляла коллективизм, геройство, почитание старших, вза­имопомощь и порицала индивидуализм и эгоизм. Укреплению этих традиций способствовшю принятое Русью христианство по православному обряду.

Об этих особенностях славянского населения, отличаю­щих его от народов Западной Европы, писали многие мыс­лители. Например, Э. Дюркгейм писал о 4 базисных эле­ментах русского социума: 1. Православие как организующая сила общественного сознания россиян. 2. Неограниченное самодержавие. 3. Общинно-аграрный коммунизм. 4. Пере­нос традиционных форм организации социума на новые территории — экстенсивное развитие и колонизация. О том, что коммунизм является органичным продуктом рус­ской истории, писали такие разные теоретики, как Н. Бер­дяев и М. Мамардашвили, но, естественно, не следует пу­тать коммунизм как марксистскую систему взглядов и стихийно сложившуюся форму солидарности и совместной жизнедеятельности в истории Руси-России.

В период татаро-монгольского ига в средневековой Руси выработался тип коллективистской защиты государства от


Раздел 7, Великая российская революция...

нашествия. Великим князьям Московским удалось объеди­нить князей Руси и подняться против ига с оружием в ру­ках. Образование Московского царства и расширение его территории за счет присоединения Украины и Белоруссии было проявлением не экспансионистской политики, а воссоединением однотипных в социально-экономическом, культурном и цивилизационном отношениях народов. Жиз­неустройство восточных славянских народов совпадало с российским и обусловливало необходимость воссоедине­ния. Расширение территории России на восток — присое­динение Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока также не было колониальным захватом. Вхождение большинства народов Востока в Российскую империю объективно озна­чало приобщение к мощной русской культуре, синтезиро­вавшей достижения Западной Европы; коллективистское жизнеустройство было близко восточным народам и они не ощущали себя за редким исключением захваченными вра­гами. Созданные для защиты границ на востоке казачьи войска выполняли функции авангарда русской нации И способствовали освоению необжитых территорий и вовле­чению туземцев в социокультурный оборот. Успехи гео­политики Ивана III и Петра I, Екатерины II и Александра III основаны на том, что они следовали основным цивили-зационным задачам России, и наоборот — в период усиле­ния западного или другого чуждого влияния: во время Ве­ликой Смуты, при бироновщине, Петре III, Николае I и Николае II — Россия терпела крупные неудачи.

Коллизии русской истории, связанные с кризисом иден­тичности и модернизацией в период правления Петра Вели­кого, оказали значительное влияние на жизнеустройство русской нации, но не смогли его сломать. Попытка силой приобщить Россию к западной цивилизации и перевести ее на рельсы индивидуализма и модернизации практически не удалась. Именно в петровские времена особенно резко обо­значились противоречия между европейской и азиатской составляющими русского жизнеустройства. А. И. 1ёрцен так охарактеризовал объективное противоречие: «Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали и в обоих случаях нам рвали ноздри и клейми­ли железом». Западническая модернизация произошла только частично и в основном в элитных слоях общества Крестьянские массы, составлявшие подавляющее больший-


История России в вопросах и отчетах


ЗС6



Раздел 7. Великая российская революция...



ство нации, отказались порушить основы традиционного жизнеустройства. Многовековой эмпирический опыт, кол­лективистские формы жизнедеятельности в данных при­родных условиях сопротивлялись внедрению стоимостных рыночных отношений. Славянофилы справедливо подчер­кивали самобытный характер русской цивилизации, Н" г-'^< не смогли выявить перспективы се развития в принципи­ально новых условиях и твердили о возврате к старым сред­невековым формам политической жизни.

Политические группы, течения, движения и партии XIX — начала XX в. вели ожесточенную полемику о воз­можностях синтеза западных и восточных цив'илизацион-ных составляющих. Политический выбор, осуществленный радикальными социал-демократами — революционными западниками, в пользу мировой революции и коммунисти­ческой формации тем не менее состыковался определен­ным образом с эмпирическим коллективистским опытом русского крестьянства, принятие трудящимися лозунгов большевизма и левых эсеров — самой русско-почвенной партии, а не либерализма, анархизма и монархического консерватизма, явление далеко не случайное, а глубинное и закономерное. Русскую революцию объективно готовили не только большевики, но и подвижники земли русской Сергий Радонежский и Нил Сорский, раскольники и каза­ки, повстанческие вожди Степан Разин и Емсльян Пугачев, декабристы и Герцен, Чернышевский и Софья Перовская, Плеханов и Мартов, и даже либералы Струве и Милюков. Русские люди искали царство духовной аскезы, справедли­вости и всеобщего братского труда. Об этом же свидетель­ствует поддержка крестьянством большевизма в годы граж­данской войны, несмотря на все перехлесты -"Военного коммунизма» и «красный террор». Причем следует иметь в виду, что гражданская война была навязана победившему большевизму, ибо после захвата власти задача любого пра­вительства заключается в стремлении закрепить завоеван­ное, в ходе войны наряду с красным развивался и «белый геррор», сопровождавшийся возвращением крестьян в по-чожение полурабов помещиков и тем самым ускоривший переход крестьянства на сторону большевиков, среди кото­рых были распространены троцкистские антикрестьянские и антиказачьи воззрения. После победы в гражданской вой­не Ленин с некоторым запозданием выдвинул концепцию


многоукладного нэпа, которая в наибольшей степени отве­чала менталитету русского крестьянства и поэтому обеспе­чила в течение семи лет восстановление всего народного хозяйства. Удалось Ленину найти формулу и воссоздания единого Российского государства в границах бывшей импе­рии, и предоставления элементов суверенитета нацио­нальным республикам. Образованный СССР стал преем­ником Великой России и в этом качестве был принят российской нацией. До тех пор пока честно велась эта по­литика, многонациональнссть страны была фактором силы общества и на этой основе шло формирование новой реачь-ко существовавшей исторической общности людей —- так называемого «советского народа». Ленин попытался сфор­мулировать идеалы Октября применительно к новым усло­виям в своем «политическом завещании», указав на особую роль кооперации, культурной революции, коллективизма руководства, которые изменили традиционную большеви­стскую точку зрения на социализм. Однако его завещание оказалось не понятым в полной мере. Сталин упрощенно интерпретировал завещание как курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию, установление дик­татуры партийного руководства.

1ём не менее народ с пониманием воспринял этот курс сталинского руководства и роль Сталина как высшего держателя власти, что отвечало его традиционному автори­тарно-царистскому настроению. Население страны в ос­новном с энтузиазмом восприняло пятилетние планы ин­дустриализации. В. годы коллективизации крестьянство в своем большинстве, за исключением 5—10 % зажиточного крестьянства, опять-таки приняли курс на создание коллек­тивных хозяйств, несмотря на известные массовые «пере­гибы» раскулачивания, связанные со сталинским насилием, голодом 1933 г. Срочно подготовленный слой рабоче-кре­стьянских специалистов взамен изгнанной или репресси­рованной старой интеллигенции с успехом выполнил воз­ложенные на него функции. Надо признать, что народ в целом принял ранний сталинский «социализм».

Дело в том, что концепция социалистического коллекти­вистского переустройства общества легла на исторически подготовленную почву общинно-коллективистского жизнеустройства. Именно народный менталитет с его ори­ентирами соборности, братства, духовности, жертвенности,



История России в вопросах и ответах




Раздел 7. Великая российская революция...



социальной справедливости, общенациональной государ­ственности и патриотизма стал основой для социалистичес­кого строительства и это безусловно и однозначно подтвер­дилось в период самых суровых испытаний в Великой Отечественной войне. Решающую роль в Победе сыграл уникальный сплав исторических многовековых патриоти­ческих традиций и приверженности новому коллективист­скому советскому строю. И. В. Сталин в годы войны повер­нулся к русской православной церкви, к историческим патриотическим традициям, к самой русской истории, от­казавшись от революционного нигилизма.

После победоносной войны Россия-СССР получил безопасные границы по всему периметру территории и стал доминирующим государством евроазиатского континен­та -— ядерной сверхдержавой. Сопричастность каждого гражданина СССР к сверхдержавности стала своеобразной советской гордостью, оправданием его невысокого по срав­нению с Западом уровня жизни и сильным психологичес­ким стимулом.

В рамках великой страны стало наконец возможным формирование на созданном индустриальном фундаменте основ новой социалистической цивилизации с уникальным социально-экономическим и политическим строем, отве­чавшим глубинным и общинно-соборным потребностям российской нации. Народ получил от нового строя очень многое — гарантированные работу, образование, охрану здоровья, уверенность в завтрашнем дне, наполнение жиз­ни смыслом, который помогал сносить тяготы и лишения. Российская нация, по выражению А. Зиновьева, оказалась прирожденным коммунистическим народом и внесла свой творческий вклад в становление новой коммунистической социально-государственной системы, которая не успела сформироваться в законченном виде и проявить себя во всей своей потенции. А. Зиновьев пишет: «Удивительно не то что его (коммунизм) разгромили, а то что он 70 лет про­держался, система как таковая удивительно жизнеспособ­ная, перспективная и Запад фактически очень много пере­нял у нее и сам движется в этом направлении, это и формы внутренней организации, и планово-командная экономи­ка, и структура государственности и идеологическая обра­ботка населения». Положение о том, что Запад перенял у России многие идеи и лозунги, стало теперь почти аксио-


матичным. Западные страны перехватили лозунги социа­лизма и привили социальные права граждан к рыночной экономике и политическим свободам, чего не сделали в СССР. Как написал А. Бовин: «Позитивные сдвиги в социальной истории XX века и в его политической исто­рии — это ответ Запада на вызов, брошенный Октябрем».

Однако грандиозный прорыв, начатый Октябрьской революцией, был оплачен тяжелой ценой. В годы станов­ления коммунистической системы правящая коммунисти­ческая элита применила наряду С идейно-политическими и террористические средства ускорения развития. Это волюн­таризм и субъективизм руководства, репрессии и ГУЛАГов-ские лагеря, цензура и ограниченная советская демократия, которые в конечном счете превратились в гирю на ногах нового строя или мину замедленного действия, погубившую его. Отход от традиционно русских цивилизационных цен­ностей привел к возникновению оторвавшейся от народа партократической элиты и хозяев теневой экономики, ко­торые стали стремиться к соединению усилий по легализа­ции своей скрытой собственности как частной в рамках ли­берализации.

Можно утверждать, на наш взгляд, что общая гибель этой системы произошла как следствие кризиса идеологии, государственности и высшего управления. Есть и другие точки зрения, доказывающие закономерность крушения социализма, но независимо от дискуссии ясно одно — Ок­тябрь положил начало кратковременному функционирова­нию уникальной советской коммунистической субцивили­зации и этот противоречивый исторический опыт, бесспорно, будет учтен грядущими поколениями.

С. А. Кислицын

7.2. В чем была особенность социальной политики большевистской власти в 1917-1В20гг.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: