Однако император и правящие круги в период русско-японской войны не смогли обойтись без «большого ума» и снова обратились к Витте.
В 1905 г. Сергей Юльевич возглавил делегацию России на переговорах с Японией в Портсмуте. Победившая в войне Япония предъявила тяжелые ультимативные требования. Витте проявил дипломатические способности и добился выгодных условий подписанного мира с минимальными потерями. Но за уступку Южного Сахалина и Курильских островов Японии в русском обществе в насмешку его стали называть «граф Полусахалинский», хотя это был просчет лично Николая II.
Витте всегда защищал монархию, заявляя, что представительная демократия и абсолютизм несовместимы. Зная это, самодержавие призвало его на помощь в период революции 1905—1906 гг. Исходя из реальной ситуации, прагматик Витте убедил царя в необходимости для успокоения общества принятия либеральных мер в направлении конституционной демократии и привлечения к государственному управлению народных представителей. В написанном Витте Манифесте 17 октября 1905 г. — первой русской квазиконституции, объявлялись гражданские свободы и учреждался представительный орган — Государственная Дума с ограниченными законодательными функциями. Витте подобными мерами сохранял самодержавные права монарха, пытаясь найти равновесие сил в обществе и спасти трон Николая П, что в принципе ему в конечном счете тогда удалось сделать. Позже он признавался: «Сердцем я за самодержавие, — умом за Конституцию, самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна Конституция». Однако правые партии считали его левым, а либералы-кадеты утверждали, что в политике он пошел намного правее, чем мог бы. К тому же и сам Сергей Юльевич проявлял колебания: от реформ в усовершенствовании государственного порядка до призыва к беспощадному подавлению Московского вооруженного восстания в декабре 1905 г., за что его резко осуждали левые партии.
|
|
В апреле 1906 г. у Витте усилился конфликт с царем, что вынудило его подать в отставку. Продолжившего в основном его политику Столыпина ждала судьба еще хуже — этот премьер был убит в 1911 г. с молчаливого одобрения при-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
дворных кругов. Деградирующее самодержавие оказалось не в состоянии понять и оценить значение реформ Витте, способных предотвратить революционные катаклизмы. Даже современники отмечали, что появление такого выдающегося деятеля в общественной жизни, как С. Ю. Витте, создало новую политическую обстановку, новое политическое положение в стране и при твердой поддержке его действий со стороны общественных сил, властных структур, Николая II, страна могла бы пойти действительно другим путем.
|
|
При всей значимости С. Ю. Витте в судьбах реформ в России, яркой индивидуальности талантливого организатора, оценка его деятельности в истории неодинакова и противоречива. Недоброжелатели считали его беспринципным политиком, неопытным дельцом в народном хозяйстве, плохо знавшим русскую действительность. Одни считали его либералом, другие — консерватором, третьи утверждали, что он не был ни тем ни другим и временами проявлял себя реакционером. Однако чаще давалась положительная характеристика и очень высокая оценка его деятельности. Один из лидеров кадетской партии П. Н. Милюков писал в своих воспоминаниях о Витте: «Это был редкий русский самородок — со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию». В исторической литературе имеют место сравнения великого немецкого канцлера О. Бисмарка с С. Витте. На рубеже XIX—XX вв., когда решались проблемы модернизации России, ему не находится равного реформатора. П. Б. Струве, считавший Витте исключительно одаренным человеком, писал: «В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и одного только человека можно поставить выше его: Сперанского...» Но Витте не только разрабатывал реформы, но и претворял их в жизнь. Будучи убежденным монархистом, Витте содействовал буржуазному развитию и модернизации страны, придав российскому капитализму европейский облик.
Е. М, Трусова
6.14. Каковы отличительные черты русского предпринимателя в разные исторические эпохи?
Облик делового человека во все времена определялся прежде всего условиями его хозяйственной деятельности, а также господствующим в стране экономическим режимом, который, несмотря на уровень цивилизационного развития и политическое устройство общества, мог быть в своей основе либо государственно-регулирующим, либо свободно-рыночным. Не меньшую роль в становлении самобытной предпринимательской культуры играли также традиции и духовные установки минувшей эпохи.
Уникальность России на всех этапах ее исторического развития заключалась в том, что государству принадлежала главенствующая роль во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике. Это самым непосредственным образом сказывалось на судьбе отечественного предпринимательства. Прежде всего, в стране оно никогда не было свободным и всегда находилось под суровым патронажем государства. Более того, российское предпринимательство постоянно несло на себе все тяготы мобилизационного типа развития страны, который был задан ее властителями и зачастую сводился, по образному замечанию великого русского историка В. Ключевского, к простому «эффекту копирования» европейского опыта в решении внутренних проблем.
Уже начиная с эпохи Московского царства правительство предпринимало неоднократные попытки навязать местным купцам деловой стиль, зтику и организационные формы европейского предпринимательства. Первым реформатором, сторонником модернизации страны по европейскому обрззцу, был А. Л. Ордин-Нащокин. Именно он пытался внедрить в России такие формы предпринимательской активности, о которых раньше в России не знали: ссудные банки, вексельное обращение, торговые компании. Бее его меры были направлены на то, чтобы дать больший простор развитию внутреннего рынка и частнопредпринимательских отношений в стране. Но для их реализации еще не пришло время.
История России в вопросах и ответах
|
|
3-16
Раздел 6. Россия в начале XX в....
Поэтому более решительная попытка приобщения русских купцов и промышленников к лучшим, по мнению правительства, образцам европейской деловой активности была предпринята во времена правления самых знаменитых представителей Романовской династии — Петра I и Екатерины И. При них все, что наметил А. Л. Ордин-Нащокин, стало обычной практикой хозяйственной жизни, но при этом были устранены последние островки свободного предпринимательства. Оно стало носить государственно-распорядительный характер, ибо все предприимчивые люди Русского государства были выделены в особое сословие и связаны круговой порукой в исполнении различных повинностей перед государственной казной.
Казалось бы, со второй половины XIX в. в истории российского предпринимательства была открыта новая страница, ибо это время, вплоть до начала XX в., ознаменовалось глубокими изменениями во всех сферах предпринимательской деятельности, ставящих на более высокий организационно-технический уровень все хозяйственные структуры и европеизирующих сам облик российского предпринимателя. Однако до высот западноевропейской предпринимательской культуры, неразрывно связанной с полной свободой рыночных отношений и полномасштабным господством частной хозяйственной инициативы, России так и не удалось подняться. Но этот факт нельзя оценивать только негативно. Все в истории неоднозначно и наряду с минусами в любом процессе присутствуют и безусловно положительные моменты.
Да, по причине продолжающегося господства в стране государственно-регулирующего экономического режима более комфортно чувствовали себя те предприниматели, которые обслуживали потребности государства и государственной казны, и все крупные деловые начинания инициативных людей по-прежнему зависели от доброй воли правительства. Это создавало свои проблемы, а также способствовало тому, что по способам извлечения прибыли, формам деловой активности, образу жизни и многим другим качествам деловые люди России сильно отличались от своих западноевропейских собратьев, причем далеко не в худшую сторону.
|
|
Прежде всего надо отметить, что политика государственного патернализма способствовала формированию у
них чувства сопричастности к судьбам своего Отечества, их приверженности идеям государственности, державности, патриотизма.
По своему духовному облику в подавляющей своей массе отечественный предприниматель выгодно отличался от западного бизнесмена. Ему, как правило, не был присущ столь оголтелый культ агрессивного потребления. В России, по мнению ряда авторов, вся хозяйственная жизнь определялась моральной установкой разумного достатка. Склонность к накопительству и богатству здесь рассматривали не в качестве высшей добродетели, а как одно из средств достижения минимального материального достатка. Причем обладание богатством, как считали купцы-старообрядцы, самая инициативная часть делового мира России, налагает на человека дополнительные обязанности перед людьми и Богом, в частности жертвовать частью своего благосостояния для оказания помощи бедным людям. Не в этом ли кроются истоки благородной благотворительной деятельности лучших представителей отечественного предпринимательства?
Идеализировать их, конечно, не стоит, но с точки зрения видных представителей делового мира дореволюционной России наиболее престижным видом предпринимательской деятельности считалась промышленность, способствующая укреплению экономической мощи страны. На втором месте стояла торговля, если она велась честно, без обмана. И почти отверженными вделовых кругах являлись те, кто наживался в финансово-банковской сфере. Таких презрительно именовали «процентщиками». С ними в силу необходимости поддерживали деловые отношения, но в собственную элиту не допускали. Это тоже свидетельствует о высоких нравственных устоях и патриотизме русских предпринимателей, как и то, что именно русское купечество, особенно московское, являлось хранителем народных традиций в быту и в публичной жизни в отличие от прозападни-чески настроенных дворянства и интеллигенции.
Смена общественного строя в стране в результате Великой российской революции привела к устранению из хозяй-ственной жизни активных, предприимчивых людей, уничтожила почти сформировавшуюся торгово-промышленную элиту с богатейшими деловыми традициями, вытеснив предпринимательство на экономические задворки. Око могло теперь существовать только в индивидуально-трудо-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
вой деятельности, на колхозном рынке и в службе быта. Эти неподконтрольные государству формы экономической деятельности в советскую эпоху объединили общим понятием «теневая экономика».
Таким образом, опыт строительства социализма в СССР наглядно показал, что предпринимательство неистребимо по своей природе, так как оно срослось с духовной природой человека и, подобно фениксу, способно возрождаться из пепла при минимальных условиях и возможностях. И не будет большим откровением заявить, что уже в недрах советского общества, к моменту его крушения, в стране успел сложиться весьма специфический тип дельца-предпринимателя, паразитирующего на государственной собственности. Основным мотивом его деятельности было стремление жить лучше других людей и именно этим подчеркивать собственную исключительность. Хищническая предприимчивость, эгоизм и неуемная страсть к престижному потреблению определяли природу и смысл такой уродливой формы предпринимательской деятельности, зародившейся в недрах неофициальной советской теневой экономики.
К сожалению, именно традиции, заложенные в этой сфере, и определяют господствующий в современной России тип предпринимателя-хищника, так называемого «нового русского». Он озабочен только личным благополучием и проявляет полное равнодушие к судьбам своей родины и народа. Политикой такой предприниматель интересуется постольку, поскольку депутатский мандат защищает от закона, а участие в правительственных структурах позволяет удовлетворять собственные эгоистические интересы. Только в современном нравственно-правовом и экономическом пространстве при забвении славных предпринимательских традиций прошлого могли сложиться худшие образцы предпринимателя-спекулянта и предпринимателя-антипатрнота.
Появление предпринимателей подобного.типа произошло не само по себе, а прямо было вызвано к жизни бездумными реформами последних лет, ориентированными на западную модель раззития при полном забвении национальных традиций страны и менталитета ее населения. Сейчас в стране культивируются далеко не лучшие черты хищнической западноевропейской предпринимательской этики при полном засилии государственного бюрократизма и узковедомственного монополизма. Как и в дореволюцион-
России, как, впрочем, и в недавнем прошлом, наибольшие возможности имеют те предприниматели, которые приближены к власти и используют ее в качестве одного из средств наживы. Это сводит на нет значение свободной конкуренции, мешает сложиться классу настоящих предпринимателей, подвижников и патриотов. В результате вся хозяйственная жизнь современной России представляет собой сплошную экономику «казино», где все подчинено цели получения немедленной и огромной прибыли без всякой заботы о дальнейших перспективах производства.
Опираясь на полученный в ходе последних реформ результат, можно воочию представить себе общие и отличительные черты предпринимателей дореволюционной эпохи и тех деловых людей, которые действуют ныне на экономическом пространстве России. И тогда и теперь это были сравнительно молодые и потому смелые люди-новаторы. Потому они всегда испытывали мощное давление со стороны государственных коррумпированных структур. Предприниматели никогда не пользовались особым уважение среди соотечественников, так как в России всегда не любили излишне инициативных людей.
На этом сходство заканчивается и начинаются различия. Если дореволюционные предприниматели были выходцами из купечества или из крестьянства, то нынешние по большей части либо из прежней номенклатурной верхушки либо из мафиозных структур. В дореволюционной России предприниматели ориентировались на малообеспеченного покупателя, нынешние — на рынок богатых людей. Те производили нужные населению товары и услуги. Эти устремлены в финансово-банковскую сферу. Прежняя деловая элита страны была национальна и патриотична. Спасение для страны только в появлении настоящего предпринимателя, учитывающего традиции и идеалы народа, не отделяющего свои личные интересы от интересов страны и способного подняться самому и поднять страну без бюрократических подпорок. Но все это возможно только при соответствующей государственной политике, поощряющей способных деловых людей на большие свершения. Тогда только и произойдет возрождение лучших традиций многих поколений российских предпринимателей.
В, А. Сущеико
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
6.15. Почему исторический процесс в России развивается катастрофически?
История России — это непрерывный бурный и противоречивый процесс причудливого переплетения революций, контрреволюций, реформ, контрреформ, всевозможных конфликтов. Они с давних пор стали характерной чертой политической истории России, определяющей на длительный период ее историческое развитие. Весьма симптоматично, что после каждой новой смуты, мощной, ожесточенной и губительной, Россия выходила на следующий исторический виток обновленной, поднималась из пепла, возрождалась.
Политические смуты — напряженные и катастрофические противоборства политических и социальных сил потрясали и формирующуюся Русь, и централизованное Российское государство, и Советский Союз.
Особенно глубокий след в истории оставили революции и глобальные конфликты в XX столетии: первая русская революция 1905 г.; февральская буржуазная революция 1917 г.; октябрьская пролетарская революция 1917 г.; радикально-демократическая революция 1991 —1993 гг. Они происходили в переломные эпохи, когда рушились социально-экономические, политические, национальные, духовные ценности; тогда объективный ход истории выбрасывал на общественную арену огромные массы людей с различными политическими и социальными интересами, а политические лидеры призывали к отстаиванию этих интересов вооруженным путем.
Россия двигалась по пути общего цивилизационного развития в том же направлении, что и другие страны Европы, но традиционно осуществляла его иными путями, а каждая смута, революция, глобальный конфликт приобретали для страны поистине катастрофический характер.
Катастрофичность российского исторического процесса, как правило, объясняют теорией «догоняющего развития*, идеалы и ориентиры которого задавались ушедшими вперед в техни ко-технологическом отношении странами Запада, или идеально сконструированными моделями желаемого устройства общества. А Россия — страна «второго эшелона» развития со слабой социальной стратификацией
общества, высоким удельным весом маргинальных слоев и соответственно их отзывчивостью на популистские призывы, и т. д.
Но при поиске истоков революционности важно выяснить особенности России как социально-исторической системы и культурной общности, породившие специфику ее революционного процесса.
Российская империя — это уникальной сложности этносоциальная и территориально-хозяйственная система патерналистского типа, имперская иерархия которой базировалась на вере «низов» в «свою власть». Характерной чертой государства была известная слабость соединения частей, составляющих этот сложный социальный организм.
С политической точки зрения, эта особенность отличала организацию взаимодействия верховной власти с подданными. В течение столетий государственная власть в России существовала как бы отдельно от народа, который оказывал ей послушание в меру получаемой от нее пользы. При существовании примитивной и неразвитой системы управления, характеризующейся разбросанностью исполнительных органов власти, центральное правительство было просто не в состоянии добраться до каждого отдельного подданного. В течение долгого времени власть осуществлялась через общину. Ибо для создания системы управления по западным образцам население было слишком бедным. А поскольку процесс политического развития и расширения Российского государства постоянно опережал его экономическое развитие, то государство вынуждено было вымогать от своих подданных больше, чем они могли дать. Возникала необходимость прибегать к силе. Опасаясь применения силы, население обнаруживало сююнность к пассивному, ставшему традиционным повиновению власти. Этим во многом объясняется в известной степени анархизм сельского населения... При такой системе управления практически отсутствовала обратная связь «народ — власть».
Недостаточно прочно были соединены и социальные элементы российского общества. В социальной истории России не сложилось достаточно прочных сил, способных ограничить правительственную власть. В России вся земля считалась собственностью главы государства. Царь жаловал поместья своим «служилым людям» при условии несения ими действительной военной службы. Позже эти пожало-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
вания превратились в частную собственность дворян. Но крестьяне не Признали превращения военных служебных участков в частную собственность, надеясь, что царь узнает об их нужде и вернет им землю... Эта вековая крестьянская идеология, в основе которой было понятие о земле как исконно крестьянской собственности, привела к ряду крестьянских восстаний XVI—XVIII вв., дожила до XX в. А дворянское землевладение погибло вместе со своим союзником — самодержавием.
Слабостью отличалась и интеллектуальная связь между социальными верхами и низами русского общества. Бесспорно, существует единство национального способа мыслить и чувствовать, характерного для всех социальных слоев, российский менталитет. Но история развела верхи и низы и помешала их непрерывному взаимодействию. Дворянская интеллигенция из-за своего социального происхождения, воспитания, правительственной политики была отрезана от общения с народом. В дореволюционной Российской империи сложился социокультурный раскол. «Резкая грань отделяла тонкий верхний слой, живущий западной культурой, — справедливо писал Г. Федотов в статье «Россия и свобода», — от народных масс, оставшихся духовно и социально в Московии». Следствием такого отчуждения стал интеллектуальный максимализм российской интеллигенции, оторванной от политической практики.
Народные массы, низы, вели борьбу за выживание. Именно во время кризисов, когда резко ухудшалось их положение, накопившееся недовольство приводило к революционному взрыву.
Еще один недостаток «сцепления» Российской империи проявлялся в центробежных стремлениях населявших ее национальностей. С одной стороны, в России разные национальности были связаны общими интересами, складывавшимися веками, вытекавшими из географического единства территории, их взаимной экономической зависимости, что порождало центростремительную тенденцию. С другой стороны, система крайней централизации и подавления, политики насильственной русификации со стороны самодержавия возмущала национальное чувство. На рубеже XIX— XX вв. стало очевидным, что национальная элита, пробудившаяся к национальному самосознанию,
будет бороться против бюрократической централизации и русского национализма.
Специфические особенности российского революционного процесса, определившие его катастрофичность, были следующими: 1) самобытный анархизм масс, удерживаемых режимом насилия в состоянии пассивного подчинения; 2) упадок правящего класса, осужденного историей на гибель, но надеявшегося на спасение с помощью пошатнувшегося самодержавия; 3) теоретический максимализм революционной интеллигенции, склонной к утопическим решениям и лишенной политического опыта; 4) сепаратистские устремления национальных элит; 5) психологические особенности национального генотипа, склонного к замедленной реакции на внешние раздражители, а потому конденсирующего в себе заряд психической энергии, прорывающийся в виде революционных взрывов.
Слияние этих особенностей породило специфически русский продукт — большевизм, прямым продолжением которого стал тоталитаризм, однако Россия не освободилась от революционаризма, что обусловлено комплексом факторов: «наследием» тоталитаризма, сопротивлением сил, мечтающих об историческом реванше, политическим радикализмом многих представителей нового истеблишмента, резкой социальной дифференциацией.
М. Г. Резниченко
6.76. Существовала ли
социалистическая альтернатива большевистской диктатуре?
Ход событий 1917 г., начиная с Февральской революции, таил в себе различные альтернативы: буржуазно-демократическую (Керенский), военно-диктаторскую (Корнилов), социалистическую (Мартов), большевистско-леворадикальную (Ленин). Последняя была осуществлена благодаря парламентскому, экономическому и политическому кризису, падению авторитета Временного правительства, авантюризму правых сил, радикализму низов, э] (ергии и политической воле большевистских вождей.
12. Зак 430
35-1 |
История России в вопросах и ответах
Однако до августа 1917 г. большая часть населения была не с большевиками. Судя по составу Советов и органов местного самоуправления, она поддерживала меньшевиков и
эсеров.
В апреле 1917 г. в рядах меньшевиков состояло не менее 100 тысяч человек. Ведущую роль меньшевиков в политической жизни страны признавали и их противники. Вместе с тем их влияние постоянно падало, при одновременном росте влияния эсеров и большевиков. Одной из причин этого было участие меньшевиков в коалиционном Временном правительстве. Массы постепенно разочаровывались в коалиционной политике, выходили из партии и вообще из политической жизни. Другой причиной было отсутствие единства в рядах меньшевистской партии. Позиция меньшевиков-интернационалистов во главе с Ю. О. Мартовым резко отличалась от позиции руководства меньшевистской партии, проводившего политику «революционного оборончества» в составе коалиционного правительства. Мартов считал крупнейшей ошибкой как участие меньшевиков в работе Временного правительства, так и продолжение «революционной войны». Ему принадлежит'знаменитая фраза о том, что если революция не покончит с войной, то война убьет революцию. Его позиция не имела широкой поддержки в партии, а критика им политики ЦК РСДРП на Первой Всероссийской меньшевистской конференции и Первом Всероссийском съезде Советов привела к падению его авторитета в партии.
В то же время Мартов предупреждал о правой опасности, наличие которой подтвердили июльские события, а за-тем выступление генерала Корнилова.
Временное правительство, с одной стороны, и большевики — с другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство не пошло на принятие неотложных мер. В корниловские дни в глазах масс потерпела поражение идея коалиции с буржуазией, которая определяла линию меньшевистского центра, поэтому и сам факт корншювекого выступления в сознании значительной, части масс явился аргументом протиз меньшевиков.
В ходе голосований в Петроградском и Московском Советах в конце августа и начале сентября впервые после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и
Раздел 6. Россия в начале ХХ'в....
приняты резолюции большевиков. В результате к руководству сначала столичными Советами, а затем и Советами других городов страны пришли большевики. Одновременно продолжалось сокращение численности меньшевистских организаций.
Тем не менее реформистско-социалистическая альтернатива продолжала существовать. Ее реализация зависела прежде всего от блока социалистических партий. Одним из вариантов была идея создания однородного социалистического правительства, с которой выступал Ю. О. Мартов. Он был убежден, что блок левых сил сможет стать гарантией против их раскола, способного довести страну до гражданской войны. Политический компромисс, предложенный Мартовым, был реален и мог бы стать поворотным пунк-" том в революции: обеспечить ее мирное развитие и предотвратить гражданскую войну. Но компромисс не состоялся, хотя его идея привлекла внимание В. И. Ленина. Опасаясь быстрой большевизации масс и Советов, правые меньшевики и эсеры к концу сентября 1917 г. вернулись, несмотря па протесты Мартова, к политике правительственной коалиции с кадетами. Это привело к еще большему падению их авторитета, так как вновь связало с непопулярным Временным правительством; с другой стороны, политика меньшевиков еще больше толкнула массы к большевикам под их радикальные лозунги (мир, хлеб, земля), а самих большевиков — резко сдвинула влево, к идее вооруженного восстания против Временного правительства как единственному способу разрешить социальный и политический кризис. Попытки Мартова уже в дни восстания мирно разрешить кризис путем переговоров представителей всех социалистических партий и создания общедемократического правительства не увенчались успехом. Правые меньшевики и правые эсеры в знак протеста против восстания покинули II съезд Советов, большевики в этих условиях также отвергли предложение Мартова. Ему не удалось убедить ни большинство собственной партии, ни, тем более, большинство делегатов II съезда Советов в правильности своей политической линии.
Тем не менее и после прихода к власти большевиков Мартов не терял надежды на «выпрямление» революции и предотвращение гражданской войны. Он' продолжал призывать к соглашению всех социалистических партий, под-