I. Экономика и политика США В 20-е годы 8 страница


67 ДВП СССР, т. 9, с. 120—121, 508, 527—528; Известия, 1926, 27 апр.

68 ДВП СССР, т. 9, с. 564.

69 Там же, т. 11, с. 19—20.

70 Советско-американские отношения, 1919—1933: Сб. документов по международной политике и международному праву. М., 1934, с. 62—64.

71 ДВП СССР. т. 8. с. 82.

72 Там же, т. 9, с. 26.

73 Sutton А. С. Western Technology and Soviet Economic Development 1917 to 1930: Stanford (Gal.), 1968, p. 296.


мерческих связей. Этому способствовал и весьма ощутимый реальный
сдвиг в торговых отношениях двух государств: в 1924/25 хозяйственном
году по сравнению с предыдущим 1923/24 г. торговый оборот между
двумя странами, а также импорт СССР из США выросли примерно в
4 раза74. США в этом году вышли на первое место во всем импорте

Советского Союза75.

Примечательной с точки зрения свидетельства о переоценке старых
взглядов об «экономической пустоте» СССР является запись беседы гла-
вы представительства Всероссийского текстильного синдиката (ВТС) в
США А. С. Гомбарга с министром торговли Г. Гувером. В письме об
этой беседе председателю ВТС от 22 сентября 1925 г. Гомбарг сообщал:
«С Гувером у меня старое знакомство. Мы уже не раз беседовали
относительно СССР. Первый вопрос, который он мне задал, был: „Ну,
как Вы нашли Россию?". У него, безусловно, нет ни малейшего сомне-
ния относительно экономического возрождения, и хотя он все еще вор-
чит по поводу коммунистических методов, он признает, что СССР сделал
крупный экономический шаг вперед и что СССР является теперь серь-
езным фактором в мировой экономической конъюнктуре. Об „экономи-
ческом вакууме" он уже больше не говорит... Я ему показывал цифры
современной статистики экономического развития. Он ничего не оспари-
вал, только все ворчал, что „это у них помимо их самих"» 76.

Правительство США стало в общем более благосклонно относиться
к инициативе различных американских фирм и обществ, заключавших
многочисленные сделки с советскими экономическими ведомствами. Од-
нако политика непризнания по-прежнему отрицательно сказывалась на
развитии хозяйственных связей двух государств. Это проявлялось, в ча-
стности, в линии госдепартамента по вопросу о кредитовании советских

закупок в США.

Официальная позиция непризнания находила уродливое проявление
в подходе к предоставлению кредитов советским внешнеторговым орга-
низациям, которое реально увеличило бы закупки СССР в США и,
следовательно, принесло бы дополнительную прибыль американским биз-
несменам. В докладе руководителя восточноевропейского отдела госде-
партамента У. Кэстла в июле 1925 г. о позиции США в отношении
СССР после обычных доводов в пользу политики непризнания говори-
лось: «Если бы какие-либо из американских банкирских домов запроси-
ли госдепартамент по вопросу о кредите Советскому правительству,
ответ был бы, безусловно, отрицательным. Кредит Советскому правитель-
ству в действительности противоречил бы общей линии нашей полити-
ки» 77. Свою руку к этому приложило министерство торговли. В письме
Б. Е. Сквирского в НКИД от 13 января 1926 г. отмечалось: «Обращаю
Ваше внимание на записку... „Иностранные кредиты, предоставленные
СССР". Тенденция этой официальной записки департамента торговли со-
вершенно ясна: предостеречь американские деловые круги против пре-

74 Внешняя торговля СССР: Статистический сб., 1918—1966. М., 1967, с. 8.

75 СССР за 15 лет: Статистические материалы по народному хозяйству. М., 1932,

76 Центральный государственный архив народного хозяйства СССР, ф. 7770, оп. 3, Д. 38, л. 111-112.
77 Archiv Federalnigo Ministersva zahanicnich Veci. Praha, PZ Washington, 1925, N 10, 7.II; N 11, 10.11.



I. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА (1924—1929)




доставления СССР как долгосрочных кредитов, так и больших кратко-

срочных»78.

Политика США в области экономических связей с СССР формирова-
лась не только под воздействием тех установок, которыми руководство-
вались правительственные ведомства, и прежде всего госдепартамент и
министерство торговли. Важной была позиция финансовых и торгово-
промышленных кругов в этом вопросе. Хотя деловой мир США и не
обнаруживал сколько-нибудь заметного единства в своей оценке возмож-
ностей советско-американского экономического сотрудничества, несом-
ненно, что по мере восстановления и роста народного хозяйства Совет-
ского государства, развития коммерческих связей с его внешнеторговы-
ми организациями он все с большим вниманием и интересом относился
к такому сотрудничеству.

В 1925 г. расширились торговые отношения между двумя странами.
Американская печать с удовлетворением писала о широких закупках
промышленного оборудования, произведенных «Амторгом», организован-
ным в мае 1924 г., о заключении концессионного соглашения с А. Гар-
риманом на разработку марганцевого месторождения в Советской Грузии,
которое рассматривалось как «новое доказательство готовности Советов
делать бизнес с капитализмом на строго капиталистических принципах»
и как «одна из самых интересных страниц в истории усилий Советского
правительства установить связи с иностранным капиталом»79. Опреде-
ленное впечатление на деловой мир произвели и все возрастающие
закупки хлопка отделением ВТС. За два года деятельности отделения
ВТС в Нью-Йорке оно осуществило импорт хлопка, красителей, текстиль-
ных машин и оборудования на 92 млн. долл.80

Важным фактором развития торговых отношений этого периода стало
увеличение краткосрочного кредита главным образом в целях расшире-
ния советского импорта. Этому немало способствовала деятельность таких
банковских учреждений, как «Чейз нэшнл бэнк», «Экуитэбл траст компа-
ни», и ряда других. Они открыли для «Амторга» и других советских
организаций, правда, краткосрочные и под высокие проценты, но до-
вольно значительные по размерам кредиты по импорту. В 1924/25 г.
уже около 70% советского импорта из США обеспечивалось краткосроч-
ными банковскими и фирменными кредитами, что свидетельствовало о
возросшем доверии деловых кругов страны к Советскому государству81.

1925 год можно считать переломным с точки зрения изменения по-
зиции деловых кругов США по отношению к Советскому Союзу. «Впе-
чатление определенного поворота в сторону сближения с нами» под
влиянием укрепления экономических отношений двух стран — так оха-
рактеризовал свои наблюдения нарком внешней торговли СССР Л. Б. Кра-
син в июле 1925 г. «Отныне у нас есть связи с американцами»,— гово-
рил Г. В. Чичерин в декабре 1925 г., анализируя факты развития
хозяйственных связей с представителями торговли и промышленности
США. О «перемене фронта части делового мира в отношении СССР»

78 ДВП СССР, т. 9, с. 26-27.

79 New York Times, 1925 Apr. 18; Financial News, 1925, June 15; World, 1925,

80 Известия, 1925, 16 дек.

81 Известия, 1925, 8 авг.; Statist, 1925, Sept. 5...


в сторону развития дружественных и взаимовыгодных коммерческих
контактов с ним докладывал в НКИД Б. Е. Сквирский82.

В последующее время по мере роста экономических связей между
двумя странами наблюдалось заметное стремление делового мира США
к нормализации хозяйственных и политических отношений с Советским
Союзом, постепенно возрастало его давление на правительство. В этом
отношении показательна, например, деятельность влиятельного издания
деловых кругов «Джорнал оф коммерс» и его редактора П. Уиллиса,
которые высказались за признание СССР для обеспечения этим путем
интересов США в области экономических отношений с СССР83.

В деловые отношения и переговоры с советскими организациями
вступали все новые и новые американские фирмы, в том числе такие
крупные, как монополистические объединения Рокфеллера, Форда,
фирмы «Бетлехэм стил», «Болдуин локомотив», «Дженерал электрик»,
финансовые учреждения. Поставщиками промышленного оборудования
в СССР к концу 20-х годов выступали около 800 американских фирм,
а общее число фирм и предприятий, с которыми «Амторг» имел контак-
ты по запросам советских организаций, достигло 2 тыс.84

Однако нельзя сказать, что деловой мир США имел единую позицию
по вопросу о характере политических и экономических отношений с
СССР. Наряду со сторонниками их нормализации значительные и влия-
тельные круги выступали в поддержку политики правительства или вели
двойственную линию. 8 января 1926 г. нью-йоркская Торговая палата
единогласно приняла резолюцию против признания Советского прави-
тельства «до тех пор, пока Коммунистическая партия сохраняет верхов-
ную власть в России»85. Реакционные взгляды характеризовали и по-
зицию Торговой палаты США, объединявшей крупных финансистов и
промышленников.

Двойственность и колебания политики по отношению к СССР неко-
торых крупнейших представителей промышленного и финансового капи-
тала США проявлялись даже чисто организационно. Так, будучи убеж-
денным противником советского строя, гигантский нефтяной трест Рок-
феллеров тем не менее выступал в «русском вопросе» одновременно как
бы в двух лицах. Одна из его компаний — «Стандард ойл К° оф Нью-
Джерси» во главе с У. Тиглом, уже в 1920 г. купившая акции фирмы
Нобеля, проявляла крайнюю нетерпимость и враждебность во всем, что
касалось Советской власти и равноправных деловых отношений с ее
представителями. Зато две другие рокфеллеровские компании — «Стан-
дард ойл К° оф Нью-Йорк» и «Вакуум ойл К0»—из чисто коммерче-
ских соображений вступили в постоянные контакты с советскими орга-
низациями и стали производить в СССР крупные закупки нефтепродук-
тов. Глава же треста отнюдь не стремился привести к общему знаме-
нателю действия своих компаний 86.

Центром, вокруг которого группировались представители делового

82 ДВП СССР, т. 8, с. 460, 723; т. 9, с. 26.

83 Journal of Commerce, 1926, Jan. 6, Mar. 25, Apr. 12, 13.

84 Фураев В. К. О торговых и экономических отношениях между СССР и США в
1924—1929 гг.— В кн.: Проблемы истории международных отношений. Л., 1972,
с. 101.

85 Известия, 1926, 10 янв.

86 Фурсенко А. А. Династия Рокфеллеров. Л., 1970, с. 130—154.



I. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА (1924—1929)




мира США, все более осознававшие реальную выгоду для себя от нор-
мализации экономических и политических отношений с Советским Сою-
зом, была реорганизованная летом 1926 г. Американо-русская торговая
палата. Президентом палаты в 1926 г. стал Р. Шлей, вице-президент
«Чейз нэшнл бэнк», вице-президентом — А. Уордуелл, совладелец круп-
ной адвокатской фирмы и в прошлом сотрудник американской миссии
Красного Креста в России, секретарем — Ч. Г. Смит, который в 1919 г.
был членом железнодорожной комиссии союзников в Сибири. 17 дирек-
торов палаты представляли финансовые и страховые учреждения, круп-
нейшие промышленные фирмы США. Членами палаты с советской сто-
роны стали «Амторг» и отделение ВТС.

В конце 1926 г. Американо-русская торговая палата приняла реше-
ние направить своего собственного представителя, «чтобы открыть кон-
тору в Москве и получать информацию, которая была бы полезна для
членов палаты»87. В январе 1927 г. с этой целью в Москву приехал
секретарь, а затем вице-президент Американо-русской торговой палаты
Ч. Г. Смит. Он был принят зам. наркоминдела М. М. Литвиновым, зам.
наркомфина М. И. Фрумкиным, ознакомился с работой Госбанка, Глав-
концесскома, других экономических ведомств и создал постоянное пред-
ставительство палаты в СССР. Деятельность Американо-русской торговой
палаты имела существенное значение и для координации усилий наибо-
лее дальновидной и трезвомыслящей части делового мира США в пользу
нормализации политических и экономических отношений с СССР и для
расширения торгово-экономических связей между американскими банка-
ми, фирмами и советскими хозяйственными организациями. Показатель-
но, что самые крупные финансовые и торговые контракты 1927—1928 гг.
с экономическими органами СССР заключили именно члены Американо-
русской торговой палаты.

По мере развития связей двух государств в области торговли, кон-
цессионного дела, науки и техники, активизации выступлений значи-
тельной части деловых кругов за экономическое сближение с СССР
правительству США было все труднее доказывать целесообразность и
правомерность политики непризнания. Поэтому постепенно менялась ар-
гументация госдепартамента относительно политики правительства США
в области экономических отношений с СССР. С 1925 г. была выдвинута
концепция «торговля без признания». Суть ее состояла в том, что по-
литика непризнания СССР якобы никоим образом не влияет на развитие
хозяйственных связей двух стран.

В официальных заявлениях представители правительства утвержда-
ли, что линия США в области экономических отношений двух государств
на основе указанной концепции гораздо более «практична» и 'с деловой
точки зрения, чем политика европейских держав. Примером в этом плане
может служить заявление госсекретаря Келлога 14 апреля 1928 г. о по-
литике США в отношении Советской России88.

На самом же деле политика непризнания объективно приводила к
искусственному снижению товарооборота между двумя странами, и в
том числе американского экспорта в СССР. В различные периоды со-
ветско-американских хозяйственных связей 20-х годов эта политика

87 Известия, 1926, 9 нояб.; Sutton А. С. Op. cit, p. 289.

88 Советско-американские отношения, 1919—1933, с. 63—64.


разбрасывала свои, всякий раз новые «камни преткновения» на их пути.
Так статистика зафиксировала довольно резкое падение американского
экспорта в СССР в 1925/26 г. по сравнению с 1924/25 г. (94 млн. руб.
против 158 млн. руб.) 89.

Это объяснялось тем, что дальнейшее развитие деятельности совет-
ских торговых организаций в США во многом зависело от финансиро-
вания банками и фирмами их закупок, от перехода к краткосрочному
и долгосрочному кредитованию по импорту. Представители «Амторга»
неоднократно отмечали, что краткосрочные кредиты не позволяли уве-
личить объем советских закупок в США. В 1925—1927 гг. некоторые
лицензии, выданные для размещения на американском рынке, приходи-
лось переносить в Германию, где были получены более долгосрочные
кредиты.

Со второй половины 1927 г., когда госдепартамент и министерство
торговли сняли некоторые ограничения в области кредитования совет-
ских закупок и товарооборот возрос, политика непризнания тем не ме-
нее продолжала отрицательно сказываться на развитии экономических
связей двух государств.

К 1927—1928 гг. рост американо-советских хозяйственных связей,
давление деловых кругов на администрацию в пользу создания условий
для их расширения побудили правительство США отказаться от ряда
ограничений на торгово-экономические отношения с СССР. Прежде все-
го это проявилось в вопросе о кредитовании американского экспорта в
СССР. В октябре 1928 г. «Амторг» заключил договор с фирмой «Джене-
рал электрик» о предоставлении долгосрочного кредита на пять лет для
закупок в США и вывоза в СССР электрооборудования на сумму до
26 млн. долл.

Заключение договора с «Дженерал электрик» способствовало активи-
зации переговоров с другими крупнейшими фирмами — «Форд мотор К°»
и «Дженерал моторз». Переговоры с Фордом привели 31 мая 1929 г.
к заключению крупного контракта на поставку в СССР автомобилей и
запасных частей и оказание фирмой технической помощи в строитель-
стве Горьковского автозавода. В 1927—1928 гг. возрос американский
экспорт в Советский Союз. Советский Союз стал крупным импортером
некоторых важных изделий машиностроительной промышленности США.
В 1928—1929 гг. он ввозил от 10,1 до 23,7% всех экспортируемых
США тракторов, от 4,6 до 7,3% — металлообрабатывающих станков, от
7,1 до 9,2% — горнорудного оборудования, от 6,9 до 10,5% — нефтяного
оборудования, от 8,9 до 10,1% —экскаваторов, от 1,6 до 2,3% —электро-
оборудования 90.

Значительного развития достигли и связи двух государств на основе
концессионных соглашений и специальных договоров о техническом со-
действии, заключаемых советскими организациями с американскими
фирмами. На 1 октября 1928 г. в СССР действовали девять американских
концессий и шесть договоров, которые предусматривали оказание тех-
нической помощи фирмами США91.

89 Подсчитано по: Внешняя торговля СССР: Статистический сб., 1918—1966, с. 8—9.
Советско-американские отношения, 1919—1933, с. 98—99; ДВП СССР, т. 10, с. 333—
335; т. 11, с. 556, 745; Внешняя торговля СССР: Статистический сб., 1918—1966,
с 8—9.

91 Фураев В. К. Советско-американские отношения, 1917—1939. М., 1964, с. 152—153.



I. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ


II



Таким образом, к исходу 20-х годов показатели развития советско-
американских экономических связей по основным формам хозяйственно-
го сотрудничества либо стояли вровень, либо превосходили аналогичные
показатели взаимоотношений СССР с Англией и Германией.

Вместе с тем было бы неверно оценивать достигнутый уровень отно-
шений между странами в экономической области как более или менее
стабильное состояние, а политику правительства США как устойчивый
и поступательный, прокладываемый в одном направлении курc. В письме
представителя СССР в США Б. Е. Сквирского в НКИД от 26 октября
1928 г. говорилось, что, несмотря на некоторое улучшение экономических
и торговых отношений между СССР и США, все же влиятельные силы
в США создают препятствия их нормальному развитию. Это было обус-
ловлено в значительной степени отсутствием дипломатических отноше-
ний между двумя государствами.


Кризис. «Новый курс»

Глава седьмая

«Великая депрессия» и обострение
социальных противоречий


1. Кризис и положение трудящихся

Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом
перепроизводства за всю историю капитализма. Почти четыре года
экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей
дезорганизации. Но особенно сильно кризис поразил главную страну
капиталистического мира — Соединенные Штаты Америки.

Первые удары кризиса разразились 24 октября 1929 г., когда в
США началась беспримерная биржевая паника. В этот день на нью-
йоркской бирже было продано 12,8 млн. акций, т. е. в 1,5 раза больше,
чем когда-либо ранее. Через несколько дней, 29 октября, был достигнут
новый пик спекулятивного ажиотажа, когда из рук в руки перешли
16,4 млн. акций1. Курс ценных бумаг на нью-йоркской бирже стреми-
тельно покатился вниз. Если на 1 октября 1929 г. стоимость акций, ко-
тировавшихся на Уолл-стрит, достигала 87 млрд. долл., то всего лишь
через месяц, к 1 ноября, она упала до 55 млрд., или на 37%. Но это
было только началом. Падение курса акций продолжалось почти без-
остановочно более трех лет. К марту 1933 г. их общая стоимость соста-
вила лишь 19 млрд. долл., т. е. сократилась по сравнению с 1929 г.
примерно в 4,5 раза2.

Биржевой крах 1929 г. был лишь одним из первых внешних прояв-
лений глубочайших кризисных процессов, происходивших в экономике
капиталистического мира. Уже с лета 1929 г. в США стали сказываться
признаки кризиса перепроизводства, который быстро охватил промыш-
ленность, сельское хозяйство, финансовую систему и другие отрасли
экономики. Он вызвал огромные потрясения во всей хозяйственной жиз-
ни страны.

Гигантская разрушительная сила экономического кризиса прояви-
лась прежде всего в резком падении промышленного производства. По

1 Лап В. И. США: от первой до второй мировой войны. М., 1976, с. 298—299.
2 Hicks J. D. The American Nation. A History of the United States from 1865 to the
Present. Cambridge (Mass.), 1955, p. 519.


 

II. КРИЗИС. «НОВЫЙ КУРС»

сравнению с докризисным уровнем 1929 г. общий объем продукции аме-
риканской промышленности составил: в 1930 г.—80,7%, в 1931 г.—
68,1, а в 1932 г.—всего лишь 53,8% 3. Период с лета 1932 г. до весны
1933 г. стал временем наибольшего углубления кризиса. И только с вес-
ны 1933 г. уровень промышленного производства США стал медленно
повышаться, знаменуя собой начало перехода экономики из кризиса
в длительную депрессию.

Самое сильное падение выпуска продукции в годы экономического
кризиса имело место в отраслях тяжелой промышленности. Это объяс-
нялось тем, что позиции монополий были там особенно прочными и
сокращение производства явилось в их руках основным средством,
с помощью которого они пытались не допустить чрезмерного падения
цен и поддержать на высоком уровне свои прибыли. В результате до-
быча угля, например, снизилась в США за 1929—1932 гг. с 535 млн.
до 310 млн. т, или на 42%, а выплавка стали упала за эти годы с
61,7 млн. до 15,1 млн. т, т. е. более чем в 4 раза4. Летом 1932 г.
сталелитейная промышленность была отброшена к уровню 1901 г.,
а выплавка чугуна снизилась даже до отметки 1896 г.5 Из 285 домен-
ных печей, числившихся тогда в стране, действовали всего 46.

Недогрузка производственного аппарата, принявшая в условиях обще-
го кризиса капитализма хронический характер, достигла в начале
30-х годов огромных размеров. По данным специального обследования,
проведенного группой американских экономистов, промышленность США
в случае полного использования наличного оборудования и рабочей силы
за период кризиса могла дополнительно дать продукции на 287 млрд.
долл.6 Эта сумма почти в 3 раза превышала размеры валового нацио-
нального продукта США в 1929 г.

Широчайшие размеры приобрели в годы кризиса разорение и банк-
ротства промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм.
По официальным данным, в 1929—1933 гг. произошло около 130 тыс.
коммерческих банкротств7. Кризис с огромной силой ударил п по
банковской системе страны. За четыре года, с 1929 по 1932 г., прекра-
тили существование 5760 банков, т. е. пятая часть всех банков США,
с общей суммой депозитов более чем в 3,5 млрд. долл.8

Невероятно тяжелы были социальные последствия кризиса. Нацио-
нальный доход страны, составлявший в 1929 г. 86,8 млрд. долл., упал в
1933 г. до 40,3 млрд., т. е. более чем вдвое. Удары кризиса в той или
иной степени ощутили даже монополистические объединения. Уже в
1931 г. американские корпорации подвели свой баланс с потерей в
487 млн. долл. В 1932 г. эти потери увеличились до 3511 млн. долл.9
Это была подлинная катастрофа для бизнеса. Кризис не пощадил даже
некоторых крупнейших монополистов. Самым ярким примером финансо-
вого банкротства тех лет стал происшедший весной 1932 г. крах муль-

3 Лященко Е. История народного хозяйства: Т. 1—3. М., 1952—1956, т. 3, с. 263.

4 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. Wash., 1975, p. 589,
693.

5 Мировые экономические кризисы, 1848—1935: В 3-х т. М., 1937—1939, т. 1, с. 90.

6 «Плановые» маневры в капиталистических странах: Сб. материалов. М., 1936, с. 17.

7 Historical Statistics of the United States, p. 912.

8 Ibid., p. 1019, 1038.

9 Ibid., p. 235, 926.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: