Солярные мифы

Центральное место солнца в процессе космогенеза объясняет большое количество солярных мифов, в которых солнце борется со своими злейшими врагами – мраком и водной стихией.

Сам солнечный бог и его враги выступают в этих мифах в различных образах, не менее разнообразны и места сражений солнца-победоносца. В Гелиополе (егип. Иуну) – городе Солнца, крупнейшем религиозном центре Древнего Египта, солнце почиталось в трёх ипостасях: в виде Хéпри – восходящего солнца, Ра – светящего днём, Атума – заходящего солнца. Имя Ра присоединилось к имени Атума и Хепри в эпоху Древнего царства. Согласно Текстам Пирамид, Ра-Атум-Хепри создал сам себя, возникнув из хаоса – Нуна, а затем, стоя на холме Бен-бене, приступил к созданию других космических богов. Хотя Тексты Пирамид свидетельствуют о слиянии образов трёх богов, Атум и Ра ещё в первом тысячелетии до н. э. почитались также раздельно, и каждый из них имел свои храмы. Впоследствии культ бога Ра возобладал над другими, приобретя государственное значение.

Политическая история Египта порой непосредственно отражалась на возвышении номовых богов солнца, которым не раз удавалось приобрести характер государственных богов. Самым ярким примером может служить почитание Амона – «Сокровенного», «Незримого». Впервые он упоминается в Текстах Пирамид, а со времени правления XI династии культ Амона начинает распространяться в Фивах, где, отождествлённый с богом плодородия Мином, он заимствует эпитет «Бык своей матери». В то же время Амон отождествляется с Ра и становится Амоном-Ра. В главное место культа этого бога превращается Карнакский храм, который строили и украшали почти все правители, начиная с эпохи Среднего царства и кончая периодом римского владычества в Египте. В эпоху Нового царства Амон, отождествляемый поочерёдно с различными богами, почитавшимися в других религиозных центрах, стал универсальным богом, а культ его, поддерживаемый в особенности фараонами XVIII династии, был введён в ранг государственной религии. Греки отождествляли Амона с Зевсом.

Из египетских сказаний известны имена и других солнечных богов: Шу- Онуриса, Хора, Мóнту, Сóпду и др.

Изображения солнечных богов были весьма разнообразны. Ра почитался в виде сокола или человека с головой сокола, в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта и с другими атрибутами царской власти. Амон изображался антропоморфно, в короне из двух высоких перьев, с телом голубого цвета. Его священными животными были баран, гусь, змей. Атума представляли в облике змея, скарабея, обезьяны. Нередко в изображениях солнце предстаёт крылатым диском, огненно-рыжим котом, сокологоловым воином.

В локальных космогонических мифах нашлось место сказаниям о битвах солнца с врагами. Подобно тому как все основные центры Египта утверждали, что именно на их территории родилось солнце и отсюда начал существовать мир, так же упорно они указывали у себя и места сражений солнца. Облики и имена врагов солнца могли меняться, но сущность их оставалась неизменна: они олицетворяли собой водную стихию, отождествлявшуюся египтянами с холодом или смертью. Собирательным образом врагов солнца в религиозной литературе постепенно становится змей преисподней Апóп.

Борьба Ра и Апопа, неизменно оканчивавшаяся победой первого, не затихала ни на день. Как только, перейдя из дневной ладьи и ночную, Ра начинает плавание по подземному Нилу, протекающему в преисподней, гигантский змей Апоп, тело которого достигает 450 локтей, преисполненный желания погубить животворящее солнце, выпивает воду из подземного Нила. Призвав на помощь «Великую Девятку богов», Ра вступает в схватку с врагом и, пронзив каждый изгиб его огромного туловища копьями и ножами, заставляет изрыгнуть всю проглоченную воду.

После победы над Апопом торжественное плавание солнечной ладьи Ра продолжается уже беспрепятственно при общем ликовании богов.

В конце своего подземного путешествия ладья Ра через отверстие в восточных горах снова выходит на небо. Распахиваются двери горизонта, бог солнца умывается в озере полей Иару и, одетый в красные одежды, переходит на дневную ладью. Но с наступлением вечера повторяются события предшествовавшей ночи.

Важным источником о жизни Ра являются заговорные тексты, в которых сохраняются не дошедшие до нас варианты мифов. Путём ссылки на событие, изложенное в магических текстах, заклинатель пытался обеспечить аналогичный исход и для объекта своего заговора.

В заговорно-магическом тексте «Сказание о Ра и змее» рассказывается о том, как Исида, сестра и жена Осириса, «госпожа волхвований», пожелала узнать тайное имя Ра, чтобы приобрести над ним власть. В основе сказания лежит представление египтян о том, что часть человеческой души заключается в имени, поэтому, узнав имя, можно обрести полную власть над человеком.

Исида, желая получить власть над Ра, пытается узнать его тайное имя, то имя, которым «нарекла его мать при рождении». Из земли, смешанной со слюной Ра, она изготавливает змея. Змей жалит Ра, и яд начинает «пылать огнём по всем жилам бога». Испытывая сильнейшие муки, Ра умоляет богов помочь ему, но боги бессильны справиться с недугом. Исида вызывается исцелить Ра, но за услуги она требует от Ра назвать его подлинное имя. Ра не хочет открыть его, он старается обмануть богиню и перечисляет множество своих имён и деяний: «Я – создатель неба и земли… Я – отверзающий свои очи и творящий свет, по чьему повелению разливается Нил… Я – создатель часов… Я – открыватель праздников… Я – создатель пламени, жизни, сотворивший все дела… Я – Хепра утром, Ра в полдень, Атум вечером».

Исида отказывается лечить Ра, а боль от яда становится всё невыносимее. Тогда окончательно измученный страданиями старый бог открывает Исиде своё полное имя. Торжествующая богиня начинает произносить заклятия и исцеляет Ра своей речью, обретя над богом власть. Текст заканчивается выражением уверенности в том, что любой человек, страдающий от укуса змеи, будет исцелён при прочтении этого заклятия.

Царствование Ра протекало в борьбе с богами и людьми. Недовольство и тех, и других приводило к мятежам, один из которых описан в «Мифе о крылатом солнечном диске».

В мифе рассказывается о том, что во время похода Ра в Нубию в Египте вспыхивают волнения. Заговорщиками выступали второстепенные боги и демоны, недовольные правлением Ра. Бог солнца приказывает своему сыну Хору начать борьбу с мятежниками. Хор принимает облик крылатого солнечного диска и взмывает в небо, откуда стремительно обрушивается на врагов. Многие гибнут на месте сражения, в Бехдете, а оставшиеся в живых находят спасение в воде, превратившись в крокодилов и гиппопотамов. В целом ряде городов, от Нубии до Дельты, происходят кровопролитные сражения, неизменно заканчивающиеся победой Хора. После восстановления порядка в Египте и Нубии Ра приказывает Тоту в награду за заслуги Хора в борьбе с врагами поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Верхнего и Нижнего Египта как эмблему защиты от неприятелей.

«Миф об истреблении людей», записанный на стенах гробниц фараонов XVIII–XX династий, сообщает нам об отказе людей повиноваться престарелому Ра. Ра, узнав о том, что люди, сотворённые им, задумали недоброе, посовещавшись с богами, повелевает своей дочери Хатхóр на зло ответить злом. Хатхор – возлюбленный глаз Ра, то есть олицетворение Солнечного Ока, богиня неба, любви, веселья, главная защитница отца. Её называли также Тефнут, Сóхмет, Хатóр и изображали то змеёй, то львицей, то львиноголовой женщиной, то дикой кошкой.

Ра отправляет Хатхор в пустыню, чтобы истребить род людской. Хатхор, превратившись в львицу, приступает к уничтожению людей. Исполнив приказ Ра, богиня предстаёт перед Солнцем со словами: «Я победила людей, и сладостно в сердце моём». Ра пытается усмирить кровожадную богиню, но ей так понравилось пить человеческую кровь, что она не подчиняется приказу отца. Тогда вторично собирается совет богов, на этот раз уже для того, чтобы решить, каким образом спасти оставшихся в живых людей. Срочно посылают гонцов в Элефантину за красным минералом «диди». Его перемалывают в порошок, смешивают с огромным количеством ячменного пива и полученной красной смесью ночью заливают поля, по которым утром должна пройти богиня, чтобы настигнуть избежавших гибели людей. Хатхор принимает жидкость за кровь, выпивает её, пьянеет и не помнит уже о мести людям.

Хотя Ра пожалел людей и спас их от гибели, но всё же он был недоволен ими. Он одряхлел, чувствовал себя уставшим и решил отказаться от власти. Ра удалился на небо на спине небесной коровы. Он повелел богу воздуха Шу быть поддержкой Неба – Нут, а власть над миром и людьми передал своему внуку, богу земли Гебу, а позже Осирису.

Различные по внешнему оформлению сказания о борьбе Солнца с его врагами имеют в своей основе общее содержание: это борьба света и мрака, жизни и смерти. Иной смысл заложен в мифе об истреблении людей. Подобно тому как в библейском сказании о всемирном потопе разгневанное божество обрекло людей на гибель за совершённые ими грехи, в египетском мифе грозная богиня по приказу Ра истребляет людей, согрешивших против бога. Возможно, правда, и другое объяснение: мотив старости Ра и бунта людей мог явиться реликтом представления о царях-жрецах, от которых старались избавиться при обнаружении первых признаков потери ими физических и магических сил.

Идею постоянного обновления природы, а также веру египтян в торжество жизни над смертью наиболее ярко демонстрируют мифы об Осирисе и Горе.

Мифы об Осирисе и Горе (Хоре)

Культ Осириса, прежде чем распространиться по всему Египту, был популярен в Дельте, и его образ возник из слияния нескольких локальных богов, почитавшихся в городах Дельты. Согласно гелиопольскому мифу о сотворении мира и богов, Осирис был одним из четырёх детей Геба (земли) и Нут (неба). Его брата звали Сет, сестёр – Исида и Нефтида. Осирис – бог, объединивший в себе функции правителя, бога природы и владыки царства мёртвых. Сложность образа Осириса ощущалась самими египтянами, и не случайно в одном из гимнов сохранилась следующая его характеристика:

Сущность твоя, Осирис, темнее (чем всех других богов),

Ты – луна, находящаяся на небе,

Ты делаешься юным, когда ты желаешь,

Ты делаешься молодым, когда ты хочешь,

И ты – Нил великий на берегах в начале нового года;

Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя,

И я нашёл также, что твоё величество – это царь преисподней.

Соединив в себе в различные времена в силу различных причин культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Легенда об Осирисе сложилась в общих чертах уже в эпоху Древнего царства. В период Нового царства было создано литературное произведение «Сказание о Хоре и Сете». Наиболее цельное изложение мифа об Осирисе сохранилось в трактате древнегреческого историка Плутáрха «Об Исиде и Осирисе».

Осирис, представитель четвёртого поколения богов, царствуя в Египте, научил людей земледелию, садоводству, виноделию, установил законы, поклонение богам. На двадцать восьмом году царствования он был убит Сетом, стремившимся к власти и завидовавшим славе своего брата. Для осуществления злого замысла Сет подготовил сундук (по другим версиям – гроб), принёс его в зал во время застолья, предложил всем, кто пожелает, лечь в него, обещая подарить тому, кому сундук окажется впору. Как только Осирис лёг в сундук, слуги Сета захлопнули крышку, закрепили её задвижками и бросили сундук в море.

Сестра и жена Осириса Исида горько оплакивает брата и мужа, разыскивает его тело повсюду и наконец находит сундук в Библе. Однако Сету удалось похитить сундук. Он разрубил тело Осириса на 14 частей и разбросал их в болотах Дельты. Исида вновь отправляется на поиски и вылавливает в болотах члены Осириса. Бог Ра посылает бога умерших Анубиса набальзамировать тело Осириса и запеленать его (поэтому в изображениях тело Осириса перевито бинтами, подобно мумии). Исида в виде соколицы опустилась на тело Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор рождён для того, чтобы отомстить за смерть отца. В то же время он считает себя единственным законным наследником. Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства отца. После длительной тяжбы (по одному из вариантов мифа, она длилась 80 лет) Гор признаётся правомочным наследником Осириса и получает царство. После этого Гор воскрешает своего отца, дав ему проглотить своё око. Однако Осирис не возвращается на землю, а остаётся царём мёртвых, предоставив Гору право царствовать на земле.

В мифе об Осирисе очень ясно прослеживаются черты культа производительных сил природы. Символом связи Осириса с растительным миром было зерно. Не случайно с Осирисом отождествляется бог злаков Нéпри. По представлениям египтян, регулярные разливы Нила происходят оттого, что Осирис, Великий Зелёный, посылает воду из глубин своего царства. По другим поверьям, разлив Нила начинается оттого, что слеза Исиды, оплакивавшей Осириса, упала в Нил. С Осирисом связывали ещё одно явление природы – фазы луны, которая «умирает», чтобы циклически возрождаться. Отсюда отождествление Осириса с луной.

Одежда и атрибуты Осириса характеризуют его как царя. Каждый фараон, умирая, уподобляется Осирису; но, подобно Осирису, он воскреснет для вечной жизни, чтобы царствовать в мире ином, как и на земле. Преемник «ушедшего в свой горизонт» фараона при коронации уподобляется Гору, поэтому культ Гора –культ царя живого.

В эпоху Среднего царства не только фараона, но и любого египтянина после смерти стали отождествлять с Осирисом.

Представление о «царстве мёртвых» в Египте менялось с течением времени. В Древнем царстве верили, что умерший царь устремляется к звёздам, в страну Дуáт. Доступ к ней загораживает озеро с извилистыми берегами, и его преодоление было одной из основных трудностей, возникавших на пути фараона в мир иной. Большую часть Текста Пирамид занимали формулы, призванные помочь фараону преодолеть все препятствия и успешно покинуть землю. К моменту вознесения в царе уже нет ничего от человеческой, земной природы – он становится богом. О его царствовании в ином мире рассказывается немного: там он восседает на престоле, отдаёт приказания, вершит суд, то есть сохраняет все земные полномочия, полностью отождествляясь при этом с богом солнца.

В Среднем царстве на некоторых саркофагах обнаруживают тексты с «картой» загробного мира, которые называются «Книгой двух путей». «Карта» была составлена, чтобы облегчить душе странствования по опасным, внушающим ужас подземным дорогам. В соответствии с изображениями на «карте» покойный встречал в самом начале пути две извилистые тропы, разделённые огненным озером. На обеих тропах его душу подстерегали опасности: змеи, чудовища, запертые ворота, смертоносные ножи. Чтобы избежать гибели, покойный должен был знать соответствующие заклинания. Они приводились в текстах, сопровождавших «карту»: «Книга о том, что в Загробном царстве» («Амдуат»), «Книга врат», «Книга дня и ночи».

В эпоху Нового царства появились представления об аде (месте жительства чудовища-каннибала) и рае (цветущих полях Иáру), страшном суде и загробном воздаянии. Определяемая божественным судом загробная жизнь египтян была либо расплатой за безнравственное поведение на земле, либо вознаграждением за соблюдение главных этических норм: порядочности, честности, религиозности, семейственности.

Культ Осириса оказал большое влияние на христианство: иконографию «страшного суда», учение о муках грешников в аду, создание образов богоматери и святых, победителей дьявола.

В заключение, говоря о египетских мифах в целом, нельзя не отметить, сколь своеобразный отпечаток наложила на них природа Египта, жизнь которого всецело зависела от разливов Нила: не случайно боги-творцы зарождаются в беспредельном, бездонном хаосе воды, олицетворённом в облике Нуна. Расцвет и умирание природы, борьба света и мрака, противопоставление испепеляющего зноя пустыни плодородию долины Нила составляют основу многих египетских мифов. Как правильно отмечает Дж. Вильсон, для древних египтян между орошённой Нилом почвой и пустыней проходит граница между жизнью и смертью. Основные факторы жизни египтян – ежедневный восход солнца и ежегодный разлив Нила – привели к зарождению мысли о своевременном подчинении сил хаоса организующему началу. В космогоническом и циклическом движении минимальны неуверенность, страх, насилие. Борьба совершается без большого напряжения. Боги достаточно всемогущи, чтобы обеспечивать полное господство установленного ими порядка над стихией и хаосом. Эта уверенность в существовании организующего начала рано проникает и в хтоническую мифологию. В царстве мёртвых также благодаря грандиозному заупокойному культу (сначала царей, а затем и их подданных) и соответствующим представлениям (суд Осириса) в своеобразной форме обеспечивается победа жизни над смертью.

Боги моделируют природные стихии и облечены природной бесстрастностью, правильностью, всесилием. Они абстрактны и лишены не только человеческих слабостей (как греческие боги), но и сколько-нибудь отчётливой индивидуальности, хотя все они антропоморфны и лишь у некоторых из них звериные головы. Людям нет места в египетской мифологии, не выработалась ещё концепция героя. Действительная или мнимая связь между природными явлениями объясняется либо посредством генеалогических связей богов, либо их отождествлением друг с другом, полным или частичным. Выдвижение на первый план солнца и воплощающего его солнечного бога выражается в том, что Ра сливается с другими богами (локальными «гегемонами»). Различные мифические аспекты тоже сближаются и отождествляются, то есть на разных уровнях варьируются в принципе одни и те же образы и сюжеты. Так, Осирис на хтоническом уровне соответствует Ра на солярном и Атуму – на космогоническом. Борьба Ра с Апопом в суточном цикле эквивалентна борьбе Гора и Сета в календарном цикле. Таким образом, для египетской мифологии характерно крайнее сближение трёх основных мифологических циклов – космогонического, солярно-суточного и календарно-хтонического. Все три цикла воспринимаются как три проекции единой мифологической концепции борьбы, в которой на одной стороне свет, Нил, жизнь, плодородие, солнце, фараон, а на другой – тьма, засуха, смерть, соперники фараона, хтонические водяные чудовища и азиатские кочевники.

Связующим звеном между хтоническим, солярным и календарным циклами в египетской мифологии является обожествлённый царь, отождествлённый с Гором. Именно фараон ответственен за космический, календарный и общественный порядок. Для египетской мифологии характерны взаимопроникновение, взаимоотражение космоса и государства, природной и социальной деятельности. Вселенная представлена как хорошо налаженная государственная машина, где всё управляется царём богов (отцом фараона). Однако эта Вселенная описывается не в политических терминах (как в Китае), а в природных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: