Эпоха строителей пирамид

1. Предназначение пирамид. В эпоху Древнего царства – период вызревания уникальных особенностей Египетской цивилизации, время формирования представлений египтян о мироздании и предназначении человека – на «Чёрной земле» начали воздвигать гигантские каменные колóссы – пирамиды. Пирамиды – это настолько характерный признак эпохи Древнего царства, что её иначе ещё называют «эпохой строителей пирамид». Справедливости ради отметим, что пирамиды продолжали создавать и правители Среднего царства, но, не располагая могуществом своих предшественников, они строили свои усыпальницы из необожжённого кирпича, поэтому время их не пощадило: погребальные сооружения фараонов Среднего царства исчезли с лица земли, а пирамиды Древнего царства существуют до сих пор, вызывая восхищение всех тех, кто когда-либо видел или читал о них.

Пирамиды – это «дома вечности», предназначенные для «живущих вечно» – фараонов, это гигантские усыпальницы, обеспечивающие воскресение и существование в потустороннем мире отождествлявшихся с Осирисом умерших египетских царей.

Первую пирамиду построил фараон III династии Джóсер. Она имела непривычную для нас форму: пирамида была ступенчатой, состояла из нескольких этажей, или уступов, суживавшихся к вершине. Ступени напоминали прямоугольные плоские гробницы вельмож (по арабски они назывались «мастáба»), которые теснились возле пирамиды. Вельможи и после смерти старались быть ближе к своему могущественному повелителю. Руководил строительством пирамиды великий зодчий Имхотéп, причисленный за свои знания и мастерство к сонму египетских богов.

При фараонах IV династии уступы пирамид стали закладывать каменными блоками, поэтому сооружение приобрело строгую геометрическую форму. До сих пор исследователи теряются в догадках относительно формы «домов вечности»: почему фараоны для своих усыпальниц выбрали именно пирамиды?

Первые исследователи пирамид, жившие в XIX в., полагали, что пирамиды – это памятники животворящим солнечным лучам. С безоблачного египетского небосклона в районе Абидоса – «страны смерти» – солнечные лучи, по их мнению, будто бы скользят на землю под теми же углами, какие задавались пирамидам при их возведении. Следовательно, пирамиды были связаны с солярным культом и его центральной фигурой – фараоном, при жизни отождествлявшимся с одним из главных солнечных персонажей, Хором. На связь с солярным культом указывают и Тексты Пирамид, называющие лучи солнца лестницей, используемой царём для восхождения на небо.

Существовало мнение и о том, что вершина пирамиды, упиравшаяся в небо, обеспечивала беспрепятственное вознесение души фараона в царство небожителей. Поэтому, чем выше пик пирамиды, тем легче осуществлялся, по мнению египтян, контакт с потусторонним миром. Кроме того, пирамида, соединявшая землю и небеса, а значит, – хтоническую и солярную стихии, могла служить неподвластным времени символом вечности прославленного фараона, воспринимавшегося египтянами божественным преемником создателя Вселенной.

В отечественной литературе тридцатилетней давности настойчиво проводилась мысль о том, что пирамиды – это бесполезная для утилитарных целей демонстрация истинного величия, непоколебимой мощи, абсолютной власти фараонов-деспотов. Не случайно поэтому самые впечатляющие по размерам погребальные строения – пирамиды Хуфу (гр. Хеóпса), Хафрá (гр. Хефрéна), Менкуарá (гр. Микерина) – были созданы фараонами IV династии, при которых Египет превратился в сильную централизованную монархию деспотического типа.

По мнению современных исследователей пирамид, только такая геометрическая форма погребального сооружения могла сохранить от тления мумию фараона, то есть предоставить ему возможность существовать вечно. Дело в том, что гигантская масса пирамид вызывает искажение гравитационного поля планеты, что, в частности, приводит к замедлению течения времени. Внутри пирамиды движение как признак жизни, если не прекращается, то заметно замедляется: так, процессы окисления, диффузии начинают происходить «заторможенно». Поэтому, если мумию положить на высоту, соответствующую фокусу пересечения волн, отражающихся от противоположных стен пирамиды, то она будет избавлена от опасности гниения, – в этом и заключается эффект замедления времени, наблюдаемый внутри пирамид.

Итак, единого мнения о форме «домов вечности» не существует, и отсутствие письменных свидетельств, оставленных на этот счёт самими египтянами, делает все предположения учёных гипотетическими, что, тем не менее, не снижает интереса к данным культовым постройкам, которые являются уникальным памятником египетского инженерного, архитектурного, строительного искусства.

2. Количество пирамид. В наше время обнаружено более ста пирамид, построенных на западном берегу Нила, вблизи Мемфиса, в районе г. Гизы (ныне пригород Каира), южнее Гизы, в Абусире, в Саккара (между Гизэ и Дахшуром), в Медуме, недалеко от Фаюмского оазиса. Такое количество пирамид кажется невероятно большим по сравнению с числом известных науке фараонов Древнего царства и предполагает следующие объяснения.

1. Многие фараоны строили ложные гробницы, с тем чтобы сбить со следа грабителей, которых во все времена египетской истории было немало. Несметные сокровища, помещённые в гробницах для обеспечения вечной жизни фараонов, привлекали воров и святотатцев, которые, не боясь проклятий фараонов, высеченных на стенах пирамид и адресованных всем нарушителям покоя «живущего вечно», проникали в погребальные залы и тайники, похищая царские богатства. Их не пугали нарочно сделанные ловушки, ложные коридоры, тупики, обвалы каменных пород – с упорством и фанатизмом расхитители царских покоев продолжали опустошать пирамиды. В распоряжении исследователей почти нет неразграбленных пирамид, однако фараоны, надеясь обмануть грабителей, пустить их по ложному следу, без устали возводили ложные гробницы.

2. Немало пирамид появилось для обеспечения сценария праздника хеб-сед – ритуальной смерти и воскресения фараонов, которые своим физическим и психическим здоровьем гарантировали процветание Египетской цивилизации. Желая скрыть процессы старения, фараоны при помощи магических обрядов избавлялись от своего возраста, дряхления, немощи, болезней. Статую стареющего фараона во время праздника хеб-сед погребали в специально построенную для этих целей пирамиду, и вместе с ней избавляли правителя от недугов, неизбежно появлявшихся с утратой молодости. Как будто заново родившись, фараон, освободившийся от хворей и напастей, мог снова властно и твёрдо управлять страной и подданными, вновь становясь залогом надёжного, безбедного существования «Чёрной земли».

Первый раз праздник хеб-сед организовывали после тридцатилетнего правления фараонов, а затем – каждые три года, поэтому у фараонов-долгожителей могло быть несколько пирамид.

3. Ослабление Египетского государства, начавшееся при фараонах V династии, наряду с демократизацией заупокойного культа привели к появлению пирамид вельможной знати, которая ни в чём не желала уступать царям. Усыпальницы номархов вскоре стали ничем не отличаться от «домов вечности» фараонов, а порой даже и превосходили их размерами и богатствами. Не в силах справиться с сепаратизмом знати, фараоны вынуждены были уступить поползновениям влиятельной аристократии, направленным на обретение вечной жизни в царстве Осириса.

3. Технологии сооружения пирамид. Египетские пирамиды имеют не только поражающую воображение высоту (к примеру, пирамида Хеопса равна пятидесятиэтажному дому) – они характеризуются совершенством пропорций, необычайной точностью ориентации по сторонам света, имеют сложное внутреннее строение, соответствующее предназначению и, кроме того, рассчитанное на рациональное распределение миллионов тонн пород строительного материала.

Восхищаясь техническим и художественным совершенством пирамид, исследователи испытывают растерянность, когда пытаются объяснить способы сооружения этих гигантских по размерам погребальных памятников. Строительные пометы на каменных блоках и сообщение Геродота о возведении пирамид ограничивают круг письменных источников, которые можно привлечь для изучения данного вопроса; обнаруженные во время раскопок каменные и медные орудия труда, а также изображения транспортиров и прямоугольных треугольников на рельефах – ставят предел в рассмотрении строительных технологий египтян. Не в силах избавиться от ощущения несоответствия грандиозности пирамидных конструкций несовершенству технических средств их исполнения немало учёных и в наши дни приписывает процесс возведения пирамид инопланетянам или жителям безвременно погибшей Атлантиды.

Собранная по крупицам информация (она систематизирована в сочинениях Х. А. Кинк) позволяет нам лишь отчасти пролить свет на строительные технологии египтян, привлечённые ими при сооружении пирамид.

Пирамиды создавались на Ливийском плато, состоявшем из крупнозернистых известняков светло-жёлтого и серого цвета, сравнительно легко поддающихся обработке каменными и медными орудиями. Из этого известняка и строились пирамиды вместе с пирамидными комплексами (поминальными храмами, гробницами родственников усопшего царя, мощными укреплениями). Лишь на облицовку пирамид шли более ценные сорта камня, к примеру белый известняк, добывавшийся на противоположном берегу Нила, для транспортировки которого использовали плоты. Когда во время естественных разливов Нила воды доходили до места возведения «дома вечности», на плотах доставляли отделочный материал, сгружая его прямо у подножия пирамид.

Пирамиды создавались из крупных монолитных блоков весом от двух до десяти тонн. При добыче блоков большого размера резко сокращались затраты рабочей силы, а также износ медных орудий (пил, резцов и свёрл), с помощью которых главным образом добывали и обрабатывали известняк. Кроме того, каждый из больших блоков обладал предельно большой прочностью, в связи с чем камень мог держаться собственной тяжестью.

Внутреннее убранство пирамид создавалось из блоков ещё более значительной массы. Так, гранитные блоки перекрытия склепа гробницы Хеопса весили около пятисот тонн. Сама постройка (высотой 146,6 метра, площадью основания – 5,4 гектара, длиной каждой стороны квадратного основания – 233 метра) состояла более чем из двух миллионов каменных глыб.

Каменщики, вырубавшие известняковые блоки, имели строго установленную норму выработки в день – их ежедневный «урок» составлял около двух кубических метров пород.

К месту строительства гигантские каменные блоки доставляли волоком, используя пологие насыпи, деревянные сани, глиняные полозья, для лучшего скольжения смоченные водой, каменные катки-цилиндры. Опытные каменотёсы придавали блокам правильную геометрическую форму и отшлифовывали до зеркального блеска, применяя в качестве шлифовального инструмента булыжник, периодически поливавшийся водой.

Готовые блоки так близко подгоняли к поверхности друг друга, что между ними невозможно было просунуть даже лезвие ножа: зазор составлял не более 0,5 миллиметра.

Выложив первый ряд кладки, строители засыпали его песком для того, чтобы создать фундамент для возведения второго ряда. Затем и к нему подводилась насыпь для облегчения третьего ряда кладки и т. п. Таким образом, готовая пирамида напоминала сначала гигантский песчаный холм, его постепенно разбрасывали, разравнивали, проводя облицовочные работы, которые начинались от вершины пирамиды и шли к её основанию.

При установке массивных каменных балок потолка, а также при спуске тяжёлых предметов (саркофагов, дверей) в подземные части пирамид использовали строительные леса, распорки, брёвна, доски, верёвки.

Труд по возведению пирамид был каторжным, адски тяжёлым. К нему привлекались все свободнорождённые египтяне низкого социального статуса, все «слуги царя», обязанные выполнять трудовые повинности в сезон «половодья». Будучи неквалифицированной рабочей силой, они создавали насыпи, занимались волочением строительного материала, выгребали скальные породы из внутренних частей пирамид. На разметке, обтёсывании, подгонке камней были заняты отряды профессиональных строителей, принадлежавших царскому хозяйству.

Ежедневно на строительстве пирамид было занято около двух десятков тысяч работников, разбитых на мелкие или крупные отряды во главе с начальниками. Отряды находились на государственном обеспечении. Строители пирамид жили в специально возводимых для них посёлках вместе с семьями, имея возможность после десятичасового рабочего дня отдохнуть в пивной или в кругу друзей и близких.

Изнурительный, монотонный труд строителей пирамид облегчался лишь их надеждами на то, что прикосновение к святыне, а именно так воспринимался «дом вечности» фараона-бога, обережёт от болезней, напастей, невзгод, даст уверенность в завтрашнем дне.

Пирамиды начинали возводить сразу же после восшествия очередного фараона на престол, чтобы успеть завершить её к моменту его кончины. Однако известны случаи, когда пирамида оставалась недостроенной из-за того, что фараон неожиданно умирал, а его наследник, думая о собственной усыпальнице, не имел времени и материальных возможностей завершать строительство своего предшественника.

4. Судьба пирамид. Неразграбленных пирамид практически не существует. Если первый виток опустошения их богатств начался ещё в древнюю эпоху, то второй пришёлся на Средневековье. Невежественные обитатели средневековой Европы, ошибочно отождествив мумии с панацеей от всех болезней, природной смолой – мумиё, стали проникать в пирамиды для того, чтобы счистить толстый слой бальзамов и благовоний, которыми умащивали тела умерших фараонов. Вместе со смолами, мазями и ароматическими веществами в «лекарствах» целителей оказывались частички кожи и костных тканей, соскобленные с мумий. Стоит ли удивляться размаху эпидемий, уносивших тысячи жизней европейцев, зная теперь об «эффективных» способах их лечения?

В XX в. в США мумии были признаны ценным органическим удобрением, поэтому процесс разграбления погребальных сооружений и кладбищ египтян принял очередной, не виданный прежде размах. Не осознавая кощунственности своих действий, американцы пустились в погоню за мумиями, удобряя их размолотыми в порошок телами свои поля.

Таким образом, человечество на каждом витке своего исторического развития, игнорируя проклятия фараонов, нарушало их покой, развенчивало представления о вечной, благой жизни, девальвировало религиозную философию египтян.

По злой случайности судьбы проклятия фараонов обрушились на учёных, изучавших тайны пирамид. Почти никто из тех, кто первыми побывали в погребальных камерах фараонов, не остался в живых. Исследователи умирали от отёка лёгких, заразившись болезнетворными бактериями от обитавших внутри пирамид летучих мышей. Только после Второй мировой войны с изобретением антибиотиков страх перед посещением пирамид был преодолён, и они вновь и вновь привлекают к себе путешественников, являясь первым и единственно сохранившимся в наши дни «чудом», созданным человеком Древнего мира[58].

§ 7. Египет в период наивысшего могущества [59]

1. Египет при фараонах XVIII династии. К середине второго тысячелетия до н. э. Египет превращается в «мировую» державу, первую империю на Древнем Востоке. В её состав при фараоне Тутмосе III входили обширные владения: от г. Каркемиш на Евфрате до четвёртого Нильского порога в Нубии. Огромные богатства, стекавшиеся в Египет в виде военной добычи и в качестве ежегодной дани с покорённых стран, создали условия для реформирования армии, укрепления аппарата управления, развития экономики, расцвета культуры. Египетская цивилизация вступила в полосу своего наивысшего развития.

Почти непрерывные, длящиеся десятилетиями военные кампании укрепили связь фараона с армией и служилой знатью – немху, наиболее удачливые представители которой, выдвинувшись по службе, упрочили своё положение во всех сферах египетского административного и хозяйственного аппарата, в армии, при царском дворе. Однако интересы немху, стремившейся к радикальным преобразованиям, направленным на отстранение от источников богатства и влияния потомственной знати и её главного отряда, фиванского жречества бога Амона, встретили решительное сопротивление столичной и номовой аристократии.

Могущество фиванского жречества поколебать было сложно, так как со времени правления царицы Хатшепсут бог Амон из местного номового фиванского божества превратился в главу египетского пантеона богов, став «царём богов». Чтобы усилить авторитет этого бога, Амона сопоставили Ра, и под именем Амон- Ра он оказался тесно связанным с царским культом, приобретя черты грозного владыки и завоевателя. Фараонов начинают уподоблять Амону-Ра и даже объявляют его сыном. Под влиянием идей имперского единовластия стало принято отождествлять Амона с наиболее популярными богами египетского пантеона: Гором, Птахом, Осирисом. Процесс религиозного синкретизма, сопровождавшийся поглощением культом Амона наследия древних жреческих школ, привёл к созданию особой фиванской теологии, провозгласившей Амона богом-творцом. Отныне Амону стали приписывать наличие особой творческой энергии, благодаря которой он привёл в порядок хаос, упорядочил жизнь во Вселенной, учредил гармонию в природе. Могущество Амона и его первенствующее положение в мире богов стали объяснять тем, что он явился создателем Солнца и других богов. Благодаря Амону Фивы – центр почитания его культа – приобрели статус центра мироздания.

Возведённый в ранг бога-устроителя, организатора вселенского порядка, руководителя божественными и мирскими делами, Амон превратился в источник существования Древнеегипетского государства, знамение всех его высших достижений, вершителя политических судеб как людей, так и целых народов и стран. Те или иные действия фараонов начинают объяснять присутствием или появлением Амона, суд нередко творится его именем.

Прославляя всесильного Амона и щедро благодаря его за обеспечение побед в военных действиях, фараоны одаривают храмы этого бога и его жречество землями, скотом, рабами, новыми культовыми постройками, несметными богатствами. Экономическое могущество жрецов бога Амона возрастает в ущерб царской власти. Процесс концентрации богатств в храмах бога Амона сопровождался сосредоточением в руках жречества и политической власти. Всё чаще фиванские жрецы начинают вмешиваться в политику фараонов, их личную жизнь, влиять на механизм передачи власти.

Усиление политического влияния фиванского жречества, имевшего прочную связь со столичными и номовыми вельможами, вызывало недовольство военных кругов и верхушки имперской бюрократии, принадлежавшей к немху, и, кроме того, вступало в противоречие с проводимой фараонами XVIII династии политикой централизации власти.

Возникшая напряжённость в высших эшелонах власти наиболее ярко проявилась в годы правления фараона Аменхотепа IV (1372–1354), у которого были и личные причины для начала наступления на привилегии фиванского жречества.

Аменхотеп IV появился на свет от женщины незнатного происхождения, дочери безвестного заведующего скотом одного из провинциальных храмов, которая стала Великой царицей Египта после брака с фараоном Аменхотепом III, отцом будущего реформатора. Этот брак был неодобрительно встречен фиванским жречеством. Детские и юношеские годы Аменхотепа IV прошли в обстановке дворцовых интриг. Не раз испытывая на себе недоброжелательное отношение вельможной знати, Аменхотеп IV стремился, придя к власти, взять реванш за годы унижений, ущемления его достоинства. Семнадцатилетнее правление фараона стало временем наступления на могущественное жречество Амона и связанные с ними круги знати, что привело к заметному сокращению их привилегий, ослаблению экономического и политического влияния. Борьба со жречеством не могла не принять религиозного характера, поэтому реформы Аменхотепа IV имели религиозно-политическое содержание.

2. Реформы Эхнатона. В реформах Аменхотепа IV можно выделить два этапа.

На первом этапе, начавшемся сразу же после прихода Аменхотепа IV к власти, верховным египетским божеством объявляется Атон вместо Амона. Бог Атон и прежде входил в сонм египетских богов, но занимал среди них второстепенное место. Он не имел собственной мифологии и был почти лишён иконографических атрибутов. Объявив Атона первым и главным египетским божеством, Аменхотеп IV провозгласил себя сыном Атона и верховным жрецом в его храмах, которые стали создаваться по всей стране, начиная с Фив.

Обладая литературным даром, Аменхотеп IV сочинял гимны Атону, в которых он предстаёт перед нами как бог тепла и света, создатель жизни во всех её проявлениях. Страна, залитая энергией его животворящих лучей, ликует, радуясь появлению солнечного диска на небосклоне. Люди бодро и энергично приступают к выполнению своих обязанностей. Они не боятся кровожадных животных, попрятавшихся в свои норы, нéчисти, болезней, смерти – им нет места под лучами Атона, несущими жизнь. Купаясь в неге солнечных лучей, люди любят друг друга. На свет появляется потомство. Пробуждаются и все производящие силы природы, которые, благодаря Атону, заботятся о приплоде скота и урожае полей.

Когда же Атон уходит с небосклона, жизнь замирает. Змеи, скорпионы и прочие хищные твари выползают из своих нор, неся беду, зло людям. Болезни и смерть заходят в дом каждого. Люди бессильны в борьбе с нечистью, когда их бога Атона – дарителя жизни – нет на небесном своде.

В соответствии с функциями, приписываемыми Атону, была разработана и его иконография. Атон изображался в виде солнечного диска с отходящими от него во все стороны лучами. Они заканчивались человеческими ладошками, несущими знак анх – египетский символ жизни. Атон, таким образом, мыслился богом, единственным из всего египетского пантеона богов заботящимся о благополучии людей, гарантирующим им жизнь, любовь, добро.

В честь Атона начали возводить грандиозные храмы, ему был определён пышный культ, создан штат многочисленных жрецов (в основном из представителей новой служилой знати). Всё это вызвало перераспределение материальных и людских ресурсов от жречества Амона к жречеству Атона. Храмы бога Амона лишились своих прежних богатств, экономические ресурсы фиванского жречества оскудели, что поколебало позиции некогда самых влиятельных политических сил Египта – столичных и номовых вельмож во главе со жречеством Амона, которые были основными противниками царя-реформатора.

По-видимому, на шестом году царствования Аменхотепа IV противостояние царя и политической оппозиции достигает своего апогея. Начинается второй этап реформы.

Царь вместе со своим двором покидает ненавистные ему Фивы и перебирается в срочно возведённую новую роскошную резиденцию – г. Ахетатон («Горизонт Атона»), расположенную в трёхстах километрах к северу от центра поклонения Амону-Ра. Сюда же были перенесены государственные учреждения и архив. Собственное имя Аменхотеп, означавшее «Амон доволен», напоминавшее реформатору о ненавистном ему Амоне, царь сменил на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Новые личные имена получили члены семьи и сановники, приближенные к фараону, если в состав их имён входило имя Амона.

Ломая прежнюю религиозную систему, Эхнатон запретил почитание Амона и других египетских богов. Храмы прежде популярных и почитаемых в Египте богов закрывались, жречество разгонялось. Имена божеств, противных Атону, безжалостно уничтожались на всех памятниках, выскабливались даже иероглифы, которые ассоциировались с именами старых богов. Атон превращался в единственного бога на небе и на земле, в создателя и покровителя не только Египта, но и всего мира, в творца и источник жизни всего существующего на земле и во Вселенной. Как единое божество Атон не имел ни божественной супруги, ни своего потомства. Его единственным сыном, унаследовавшим часть его божественной сущности, был фараон Эхнатон.

В Египте на короткое время устанавливается монотеизм, или единобожие.

Однако сразу же после смерти фараона-реформатора, или еретика, как его стали называть позже, его наследники, не обладавшие ни фанатизмом, ни волей Эхнатона, под сильным влиянием потомственной знати вынуждены были отменить новый культ. Культ поверженного бога Амона-Ра был восстановлен в ещё большем блеске. Номовому жречеству вернули богатства и престиж. Двор вновь возвращается в Фивы, а город Ахетатон был стёрт с лица земли. Имя фараона-реформатора было предано проклятию и выскоблено со всех памятников. При юном зяте Эхнатона Тутанхамóне произошло примирение влиятельной группы бывших приверженцев царя-реформатора с их ещё недавними противниками, многим из которых возвратили должности и влиятельное положение в стране. Безвременно умерший Тутанхамон был погребён в «Долине царей» возле Фив, и несметные богатства его единственной нетронутой грабителями гробницы, обнаруженной в начале XX в. Г. Картером, могут служить доказательством щедрости благодарного фиванского жречества, вернувшего себе, благодаря поддержке Тутанхамона, власть и могущество.

Почему же реформаторская деятельность Аменхотепа IV (Эхнатона) провалилась?

Отвечая на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на то, что религиозное сознание египтян не было готово к принятию монотеизма. Преданные своим богам в облике крокодилов, баранов и других животных, люди связывали именно с ними, а не с Атоном, малоизвестным им, свои надежды и помыслы, просьбы и желания. Грозные требования предать своих прежних священных кумиров воспринимались египтянами как произвол незадачливого фараона, который своей жёсткой политикой, направленной на уничтожение политеизма, и непримиримыми способами борьбы с ослушниками порождал лишь религиозный фанатизм: люди упорно и настойчиво продолжали поклоняться близким им, привычным богам-заступникам.

Не стоит долго распространяться о том, что главными противниками реформ были жрецы бога Амона, к которым на этапе апогея религиозных преобразований примкнули ещё и представители жречества номов, и лишённые богатств и влияния аристократические семьи, оттеснённые от власти немху. Если их оппозиция реформатору вполне ясна, то ослабление авторитета фараона среди армейских кругов – одной из главных опор его власти – требует разъяснения.

Дело в том, что Эхнатон, увлечённый преобразованиями в стране, не уделял должного внимания внешней политике, хотя усиление Хеттской монархии и первые успешные попытки хеттских царей утвердиться в Восточном Средиземноморье должны были напугать реформатора и сделать его присутствие в Сирии обязательным. Однако, вопреки логике, пренебрегая внешнеполитическими потребностями, фараон последовательно демонстрировал приверженность своим религиозным идеям, связанным с культом Атона. Атон – бог солнца и жизни, презирающий смерть. Следовательно, поклонение Атону и участие в военных сражениях не совместимы. Видимо, под влиянием своих пацифистских настроений фараон не считал нужным охранять границы Египетской державы от неприятелей и вести борьбу с ними. К тому же Эхнатон рассчитывал на то, что жители Азии, не мыслящие, так же как и египтяне, свою жизнь без солнца, должны признать превосходство Атона и добровольно подчиниться его сыну – фараону Египта.

Однако хеттские владыки, грамотно оценив ситуацию в Египте и его владениях, почти беспрепятственно захватили плодородные земли Сирии – религиозные идеи фараона-реформатора не представляли для них интереса и приостановить их стремление к мировому господству не могли.

Тем временем египетская армия бездействовала, военной добычи не получала, теряла свою боеспособность, поэтому и у командного состава, и у рядовых воинов – всех тех, кто прежде преданно защищал интересы фараонов XVIII династии, стало нарастать недовольство политикой Эхнатона, который в процессе проведения реформ лишался поддержки самой надёжной социально-политической силы – армии.

Таким образом, практически всё население Египта оказалось в оппозиции к реформатору, что и предопределило крах его религиозно-политических преобразований. Но всё же, несмотря на неудачу, реформы Эхнатона оставили после себя заметный след. Наиболее отчётливо он наблюдался в изобразительном искусстве.

3. Последствия реформ Эхнатона. Египетское искусство было тесно связано с религией, так как его главное предназначение заключалось в обеспечении вечной жизни фараона и его приближённых. Философия монотеизма, религиозная концепция, связанная с поклонением Атону, изменяли художественное видение мира, подрывали каноны традиционного египетского искусства, освящённые фиванской религиозной доктриной. Не случайно поэтому семнадцатилетний период правления фараона-еретика называют новой эпохой в истории египетского искусства, получившей название амарнской, так как основные её памятники были обнаружены на месте руин Ахетатона (совр. поселение Телль-Амáрна).

Египетская архитектура обогатилась новым типом культовых построек. Храмы Атону были полной противоположностью святилищам, посвящённым Амону. Они представляли собой огромные, открытые солнечному свету беломраморные платформы с бесчисленным количеством жертвенников. Каждый верующий в Атона мог почтить своего бога-покровителя, положив на алтарь цветы и благовония – плоды созидающих лучей солнечного диска. Кровавые жертвоприношения категорически запрещались. Такая форма храмов Атона делала бога видимым, легко доступным: он присутствовал на небе и залитых солнечным светом культовых площадках. Посредством даров адéпт[60] культа Атона устанавливал с богом личную связь.

Бог Амон (в отличие от Атона) был скрыт от людских взоров. Его статуя, запертая в святая святых храма, могла быть объектом созерцания только верховного жреца, который мыл, одевал и кормил божественное изваяние. Амон был недосягаем для простых верующих, о чём красноречиво свидетельствовала архитектура. Храмы богу Амону представляли собой чередование открытых дворов и громадных по величине, подавлявших человека своими размерами крытых глухих помещений, лишенных освещения. Их главной достопримечательностью были колонны, поставленные так тесно, что человек, вошедший в такое помещение из открытого двора, ощущал себя ослепшим: то и дело он натыкался на колонны, которые, как лес, появлялись на его пути к богу. Именно так выглядел центральный зал храма Амона в Карнаке (вблизи Фив). На его площади, равной пяти тысячам квадратных метров (103 метра в длину, 52 – в ширину), были водружены 134 колонны, расставленные в шестнадцать рядов. Каждая колонна имела высоту двадцать метров, была в обхвате более десяти метров; на капители такой колонны, имевшей форму раскрытых цветов папируса, могли разместиться сто человек.

Гигантские колонны, тяжеловесность, массивность храмов Амона, их вытянутость по вертикальной оси, искусственные трудности, специально создаваемые на пути к богу, должны были внедрить в сознание верующих идеи непостижимости, таинственности, устрашающего величия Амона. Отказываясь от поклонения Амону, Эхнатон разрушил прежние архитектурные традиции, возводя лёгкие, просторные, полные воздуха и света культовые строения новому богу – Атону.

Важные изменения произошли также в скульптуре и рельефе. Египетская скульптура возникла для обеспечения заупокойного культа: её главным предназначением было наделение умершего вечной жизнью, так как душа «ка», гарантирующая бессмертие, могла, по представлениям египтян, оживлять не только мумию, но и статую, помещённую в погребальных сооружениях.

При Эхнатоне появляется парадная скульптура, которая изготавливалась не для погребальных сооружений, а для украшения залов царских дворцов и приёмных покоев богатых жилых построек. Преодолевая фиванскую художественную традицию, которая предписывала ту или иную долю идеализации изображений, скульпторы Амарнской эпохи стали пытаться выявить духовную сущность человека. Их лучшие произведения отличаются человечностью, проникновенностью, они овеяны дыханием жизни, полны интереса к личным переживаниям модели. Объёмные детали статуй тщательно проработаны.

Именно такие характеристики можно адресовать шедевру Амарнской эпохи – статуе Нефертити, выполненной в мастерской скульптора Тутмеса. Нефертити – жена фараона Эхнатона, благодаря мастерству ваятеля, предстаёт перед нами в блеске своей красоты и молодости. Её благородное лицо полно мягкости и очарования. Нефертити считалась идеалом женской красоты в древности, что удивительно совпало с семантикой её имени, которое обозначало «Прекрасная пришла».

В рельефах и росписях Амарнской эпохи впервые появились изображения царя в кругу семьи, в бытовой, непринуждённой обстановке. Не маскируя своих нежных чувств, он обнимает Нефертити, ласкает дочерей; его нескрываемое горе прорывается наружу, когда он рыдает над трупом любимой дочери. Художник, лишая фараона богоподобия (что являлось раньше каноном), разрушает броню его душевной непроницаемости и уподобляет простым смертным, когда акцентирует причастность к ощущениям горя или радости, доступным каждому.

Впервые в египетском изобразительном искусстве фигура фараона лишена идеализации, сверхчеловеческой мощи и тяжеловесности – основных правил создания скульптурных и рельефных образов царей в предамарнское время. Мастер показывает нам Эхнатона с явными физическими недостатками: вздутым животом, тонкими, кривыми ногами, большой головой эллипсоидной формы – и эти недостатки не только не скрываются, но, напротив, утрируются, превращая изображения царственной особы в карикатуры, грубые шаржи.

Итак, поистине революционные изменения в прежде незыблемых художественных канонах архитектуры, рельефа и скульптуры и дают основания специалистам называть время правления Аменхотепа IV (Эхнатона) целой эпохой в развитии египетского изобразительного искусства.

После смерти Эхнатона наступила полоса реакции, но образная глубина и эстетическая утончённость амарнской эпохи не были искоренены полностью и перешли в искусство фараонов XIX и XX династий.

Изменения коснулись даже ещё более, казалось бы, консервативной сферы жизни, чем искусство, – сакральной культуры. Под влиянием теологии Атона углубляются представления о вернувшем себе лидирующие позиции в сонме египетских богов Амоне. Черты солярного монотеизма с явным отпечатком Амарны проявились в появившемся у Амона эпитете – «единственно-единый со множеством рук». В гимнах послеамарнского периода Амон всё чаще воспевается как бог единый, предвечный, непостижимый, проявляющий свою сущность в других богах.

Утрата завоёванных территорий при фараонах XX династии, растущие внутренние противоречия, начавшиеся годы испытаний придали Амону характер милосердного бога, всеблагого судьи, заступника всех, находящихся в «утеснении».

Начало всех этих изменений в теологической мысли и религиозных чувствах египтян было заложено реформацией Аменхотепа IV (Эхнатона).

§ 8. Культурное наследие древних египтян:

изобразительное искусство, наука [61]

1. Пластические искусства. Для египетской культуры характерны ярко выраженная самобытность и глубокий традиционализм. Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны и традиции сохранялись тысячелетиями. Устойчивость методов художественного отражения действительности определялась следующими причинами:

1) относительной географической замкнутостью Египта, отсутствием (вплоть до Ливийско-Саисского периода) крупных внешнеполитических потрясений;

2) длительным временем сохранения пережитков первобытно-общинного строя, деспотической властью фараонов, предельно ограничивающих свободу личности;

3) устойчивостью религиозных представлений и культовым назначением памятников искусства.

Главным принципом культурного творчества египтян было бережное сохранение многовекового опыта их предков. Египтяне избегали вносить радикальные изменения в сложившуюся систему культурных ценностей, мировоззренческих представлений, художественных канонов. Возникающие новые элементы, приёмы, художественные ориентиры включались в существующую систему и воспринимались не как принципиально новые явления, а как совершенствование уже имеющихся образцов.

Основные каноны древнеегипетского монументального искусства, скульптуры и рельефа сложились в эпоху Древнего царства, которую стали называть египетской классикой, то есть образцом, достойным подражания. И действительно, ориентация на монументальные, величественные, спокойно-торжественные творения египтян эпохи Древнего царства вдохновляла архитекторов и скульптуров всех последующих эпох, включая Ливийско-Саисский период, когда Египет оказался под властью чужеземцев.

Ведущей отраслью египетского искусства в третьем тысячелетии до н. э. становится архитектура, где было достигнуто полное овладение конструктивными и декоративными возможностями камня, созданы грандиозные заупокойные сооружения фараонов – пирамиды, появились солнечные храмы с обелисками, началось применение в качестве декоративных элементов папирусообразных и лотосовидных колонн, а также пилястр – плоских вертикальных выступов прямоугольного сечения на поверхности стены.

Развитие египетской архитектуры, органически сочетавшейся со скульптурой и рельефом, определялось состоянием религиозной мысли египтян, характером религиозного культа. Главной задачей египетских мастеров стала реализация идеи беспредельного могущества богов (в том числе и обожествлённого фараона), которая зримо воплощалась в сооружении гигантских гробниц и храмов, в грандиозных статуях, излучавших неземное величие и всесокрушающую мощь.

Ритуал заупокойного культа, игравшего основополагающую роль в формировании религиозного сознания египтян, определил требования, предъявляемые к памятникам художественного творчества: их содержанию и способам выражения этого содержания до мельчайших деталей и подробностей.

Художественная композиция строилась на основе чисел, обладающих магическим смыслом. Наиболее «священными» для египтян была числа 1, 2, 3, 4 и 7. Единица ассоциировалась с индивидуальностью и первенством; число 2 соответствовало основам гармонии, составлявшим целостность мира и божественных проявлений в нём. В бинарные системы, по представлениям египтян, были объединены земля и небо, свет и тьма, солнце и луна, ориентация по сторонам света и другие противостоящие, но дополняющие друг друга начала. Дуалистический взгляд на мир определил законы симметрии в архитектуре и рельефном изображении.

Число 3 означало гармоничное сочетание основных божественных проявлений, 4 – абсолютную полноту и завершённость, 7 – совершенство, действенность, бесконечное множество.

Следуя освящённым религией смысловым «кодам», египетские мастера выбирали форму архитектурного сооружения, придавали ему ориентацию по сторонам света, организовывали внутреннее пространство, заполняли его культовыми предметами, скульптурными изваяниями и рельефами.

Большую символическую нагрузку нёс на себе и цвет, который определял окраску архитектурных деталей, фигур и фона рельефных композиций, погребального инвентаря. Белый цвет символизировал обрядовую чистоту и святость; он ассоциировался с луной, Осирисом и Тотом. Красный цвет давал право на власть и лидерство; он ассоциировался с огнём, кровью, разрушительной энергией. Жёлтый цвет символизировал нетленность, вечность, зелёный – жизнь, возрождение, победу над смертью, чёрный – ночь, смерть и одновременно плодородие и возрождение, синий – небеса, предвечный океан Нун. Не случайно поэтому опасные и несчастливые дни календаря маркировались красным цветом, загробный мир – зелёным, золотая плоть богов – жёлтым, возрождённые после смерти правители – чёрным, бог Ра – синим, бог луны и Осирис – белым. Детали храмов, построенных вблизи пирамид, были выполнены в красных и белых тонах, а статуи фараонов высечены из зелёных и светлых пород камня. На изготовление обелисков и стел шёл красный гранит, из чёрного базальта вырубали саркофаги. Многие детали архитектурных ансамблей исполнялись из нетленного и очень прочного небесного лазурита. Выбор цвета строительных материалов всегда диктовался религиозным подтекстом и магической ценностью камня.

Мышление египетского творца было направлено на то, чтобы сфокусировать самые важные и выразительные точки зрения на живой объект, стремившийся обрести бессмертие, и обобщить их в рамках установленных типов изображений. Фронтальная точка зрения считалась основной, поэтому фигура могла изображаться только целиком, вне ракурсов и чистого профиля, которые неизбежно скрывали часть лица или тела. При изображении тел на плоскости трёхмерный мир реальности «переплавлялся» в двухмерные конструкции, когда из фасного и профильного положений тела художник выбирал самые выразительные ракурсы, показывая человека не таким, каким он его видел в конкретный, случайный момент, а таким, каким он его знал в характерных жизненных ситуациях. В результате получалась знаменитая «распластанная» на плоскости фигура с головой, локтями и ногами в профиль, глазами и телом – в фас. Величина изображаемых фигур соответствовала их месту во Вселенной. Грандиозность стала неотъемлемой спутницей божественного, а гигантомания – способом прославления деяний и могущества фараонов. Не случайно поэтому фигуры богов и царей намного превышают по размерам все другие и господствуют над ними, всегда находясь в центре. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира. Оно передавало совершенный облик предмета, образ Вселенной, портрет человека.

При изучении статуй фараонов и вельмож, обнаруженных в храмах и заупокойных сооружениях, были выявлены следующие стилистические закономерности создания скульптурных изображений эпохи Древнего царства: а) они подчинялись формам и пропорциям архитектуры; б) главным назначением скульптуры было наделение умершего вечной жизнью и обеспечение возможностью воскресения после оживления его статуи душой «ка», поэтому статуя с безукоризненной точностью передавала индивидуальные черты; выражение лица при этом оставалось отвлечённым, психологически не расшифрованным, так как изображался человек, освобождённый от времени, идущий в вечность; в) фигуры царя и вельмож идеализировались в физическом отношении, поэтому статуи казались тяжеловесными и приземистыми; г) статуя, выполненная в полный рост, имела выставленную вперёд левую ногу (изображение царя Менкаура); в модели сидящей статуи части тела сочленялись под прямыми углами, руки покоились на бёдрах или были скрещены на груди (статуя фараона Хефрена на троне); д) в изображении слуг с меньшей тщательностью прорабатывались отдельные формы, главное внимание уделялось символике выражения определённых действий; е) статуи отличались монументальностью, фронтальностью, статичностью, имели определённую раскраску. Тело мужчин раскрашивалось в кирпично-красный цвет, женщин – в желтовато-розоватый. Жизненную силу лицу придавали глаза, инкрустированные полудрагоценными породами камня, хрусталём, отполированным деревом (статуи Рахотепа и Нофрет); ж) появились статуи семейных групп (изображение карлика Сенеба и его семьи).

При создании рельефа соблюдались следующие каноны: а) рельеф подчёркивал лаконизм и строгость архитектурного образа, поэтому многоплановые построения отсутствововали, повествование развёртывалось фризами, или лентами;

б) рельеф сочетался с надписью, разъясняющей сюжет и способной, по мнению египтян, оживить изображение, так как иероглиф – дар богов – обладал животворной силой;

в) рельефы в заупокойных царских храмах содержали сцены, прославлявшие царя как великого владыку, и ритуальные изображения, призванные доставлять фараону загробное блаженство. Рельефы гробниц знати изображали панорамы повседневной жизни, подчёркивали статус погребённого и его желание продублировать и оживить содержание сюжетов в загробном мире, увековечить жизненную силу образов и знаков;

г) фигуры обводились контуром, светотень и воздушная перспектива[62] отсутствовали, так как изображения замуровывались во мраке усыпальниц.

Искусство эпохи Среднего царства характеризуется поиском новых архитектурных форм и стилистических приёмов в скульптуре. Причина этого кроется в специфике политической ситуации, усложнении социальной структуры общества, изменении социальной психологии египтян. Распад государства, рост значения номов и их правителей, всё более узурпировавших царские привилегии, усиление позиций средних слоёв общества, братоубийственная вражда, заговоры, вторжение гиксосов поколебали казавшиеся незыблемыми устои, внесли раскол в сознание египтян, поставленных перед необходимостью решать целый комплекс социально-политических, религиозных и нравственных проблем.

В условиях усиления локальных номовых художественных стилей, ослабления пафосного начала, дальнейшей демократизации заупокойного культа начался процесс переосмысления архитектурного стиля Древнего царства, о чём свидетельствуют такие образцы каменного зодчества, как заупокойный храм Ментухотепа III в Дейр-эль-Бáхри, храм Атуму в Гелиополе, созданный при Сенусерте I, заупокойный храм Аменхотепа III (Лабиринт) в угодьях бога-крокодила Себека.

Захоронение Ментухотепа III было произведено в скальной гробнице, перед которой был построен заупокойный храм. Здание храма, в центре которого находилась пирамида, было украшено двухъярусными портиками и многочисленными колоннами. Большую роль в оформлении храма играли деревья разных пород, посаженные внутри ограды. Ансамбль Ментухотепа III демонстрировал слияние солярного культа с набиравшей силу тенденцией почитания фиванского бога Амона.

Помимо распространения скальных гробниц для фараонов и знати новшествами в области архитектуры, прославившими эпоху Среднего царства, были:

а) появление скальных храмов, разделённых колоннами на три коридора, или нефа; б) сооружение колоннад или портиков, опоясывающих террасы храмов и их дворы, а также сводчатых перекрытий; в) изобретение пилонов – двух мощных башен трапециевидной формы с проходом посредине.

В архитектурном оформлении храмов большую роль играли статуи. Они окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, образы трактовали обобщённо, без большой детализации.

Задача скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов и царей, была иной. Статуи фараонов, поставленные в храмах, получали покровительство богов или богинь. Молитвы на таких статуях обычно содержали обращённые к божествам просьбы египетских владык о даровании им здоровья, благополучия, успехов во внешней политике. Портреты владык были жизненно правдивыми, с тщательно подчёркнутыми индивидуальными характеристиками.

Среди новых явлений в скульптуре и рельефе следует отметить:

а) появление статуй, стоящих вне храма или гробницы;

б) создание скульптурных портретов с подчёркнуто суровой и напряжённой психологической характеристикой;

в) снижение пафоса монументальности, акцентуация возрастных особенностей владык;

г) придание малой пластике изящности, пропорциональности, использование ярких красок на заключительной стадии создания скульптурного портрета, усиливавших выразительность образа.

В оформлении интерьеров зданий эпохи Среднего царства значительное место отводится росписи. Традиционные для Египта сюжеты, например жертвоприношения, сочетаются с новыми по тематике сценами борьбы номархов, взятия крепостей. Контурные линии, считавшиеся обязательными в искусстве Древнего царства, стали тоньше или отсутствуют вообще.

Эпоха гиксосского владычества затормозила естественную эволюцию египетской культуры, но не прервала её преемственности, о чём свидетельствует искусство Египта периода Нового царства – времени наивысшего расцвета Древнеегипетской цивилизации.

Искусство эпохи Нового царства слагается из ряда этапов. Зодчеству Египта XVI – первой четверти XIV в. до н. э. свойственны пышность и декоративная изысканность. Храмовое строительство посвящено культу верховного божества – Амона-Ра. Распространение получил тип храма с чётким прямоугольным планом, состоящим из трёх частей: перистиль – прямоугольный двор, окружённый колоннадой, гипостиль – большой зал с тесно поставленными колоннами, святилище. Рядом с храмом располагались хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, жилища храмового персонала. Весь комплекс зданий окружался стеной. Храмы, украшенные статуями, пёстро раскрашенными рельефами, золочёными обелисками, мачтами с флагами, пилонами, ведущими в колонные дворы, выглядели нарядными и богатыми. Дороги к ним часто окаймляли аллеи сфинксов.

Подобным сооружением был главный фиванский храм бога Амона (его называли Карнакский), который строился и перестраивался веками, затмив мощью и великолепием небольшое святилище этого бога, воздвигнутое в Среднем царстве. Многие фараоны реконструировали и расширяли этот храм, прибавляя к нему залы и пилоны и выбивая на его стенах реляции о своих победах и достижениях. Карнакский храм состоял из сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных переходов, статуй богов колоссальных размеров. Два обелиска, стоявшие перед входом в храм, имели высоту тридцать метров и весили тысячу тонн каждый. В большом колонном (гипостильном) зале Карнакского храма (площадью пять тысяч квадратных метров) стояли 134 колонны столь больших размеров, что рядом с ними высокие пальмы выглядят жалкими тростинками. Дорога сфинксов соединяла Карнакский храм с Луксорским, посвящённым культу фиванской триады богов (Амон, Мут, Хонсу), который был построен по утвердившемуся и вошедшему в канон плану: перистиль, гипостиль, святилище.

Со времени XVIII династии укрепилась традиция сооружения заупокойных храмов отдельно от гробницы, которая стала высекаться скрытно в удалённых скалах, в так называемой «Долине царей» недалеко от Фив.

Особое место среди таких построек занимает храм Хатшепсут, созданием которого руководил сановник Сенмут, занимавший высокие посты при дворе. Храм представлял собой две террасы с портиками, украшенными статуями и рельефами. На террасы вели пышно отделанные лестницы, находившиеся в окружении деревьев и прудов. Обилие колонн и статуй, яркие стенные росписи, инкрустация фигур и деталей постройки золотом, бронзой, сердоликом превращали храм Хатшепсут в подлинный шедевр египетской архитектуры.

В изобразительном искусстве фараонов XVIII династии вырабатывается новый стиль в передаче портретов частных лиц и даже царских особ. Если статуи были предназначены для помещения в интимных частях храмов, то они исполнялись в мягкой манере, пластично, с тонкой проработкой объёмов. В рисунке передаются пышно задрапированные одежды, скрывающие естественные позы и изящные движения женщин. При изображении служанок и танцовщиц вырабатываются приёмы передачи обнажённого женского тела.

В рельефе появляется декоративная многоплановая композиция, художник становится более свободным в выборе позы и жеста, нарушает принцип «распластанности» фигур.

Правдивая жизненная основа, проявившаяся в искусстве начала Нового царства, подготовила тот кажущийся неожиданным этап, который выделяют как вершину в развитии египетского реалистического искусства – эпоху Амарна[63].

В архитектуре и изобразительном искусстве второй половины Нового царства сохранилось главенство Фив, игравших ведущую роль в художественной жизни Египта.

Архитектурные работы в храме Амона в Карнаке достигли наибольшего размаха.

При XIX династии сохраняется традиция возведения самостоятельных заупокойных храмов. Самым грандиозным был Рамессеум – храм Рамзеса II, построенный архитектором Пенра. Вход в храм, окружённый кирпичной стеной, был оформлен двойным пилоном с рельефом, изображавшим битву с хеттами. Из первого двора открывался вход во дворец и во второй храмовый колонный двор, из которого три двери вели в гипостильный зал с верхним освещением. За ним шли меньшей величины колонный зал, культовые и хозяйственные помещения, святилища. Дух умершего фараона словно продолжал «обитать» во дворце с его приёмным, тронным залами и личными покоями, имея возможность вступить в любой момент в контакт с «обитателями» храма.

В Северной Нубии в скалах Абу-Симбел по приказу Рамзеса II был вырублен ещё один заупокойный храм. Он имел гигантские размеры (его глубина составляла пятьдесят пять метров), был сооружён по сложному плану, включавшему трёхнефные гипостильные залы, молельни, колонны и статуи, высеченные внутри скалы. Его святилища были наполнены изваяниями Амона-Ра и Рамзеса II. Вход в Абу-Симбельский храм украшали четыре двадцатиметровые статуи фараона, воплощавшие идею прославления его мощи, несокрушимости, могущества. Для выражения этой идеи в камне скульптор намеренно обратился к традициям Древнего царства: изображения фараона отличаются массивностью, подчёркнутой физической мощью.

В лучших образцах круглой пластики, не предназначенных для декорирования зданий, передаётся портретное сходство, живописно изображаются пряди волос и складки одежды.

В рельефе прослеживаются достижения предшествующих эпох: плавность силуэтов, мягкая проработка объёмов, разрушение канонов параллелизма и «распластанности». Об этом может, к примеру, свидетельствовать рельеф с изображением плакальщиков: передавая свою скорбь по умершему, они заламывают руки, запрокидывают головы, в исступлении рвут на себе волосы и одежды.

Развитие искусства Нового царства со второй половины XIII и до начала XI в. до н. э. было приостановлено резким ухудшением положения страны: войны и междоусобицы привели к распаду государства. Общий упадок, социально-экономический кризис, ослабление военного потенциала облегчили иноземным завоевателям доступ в долину Нила. Ливийско-Саисский период характеризуется сокращением масштабов строительства, отсутствием пышных усыпальниц фараонов.

Скульптура сменяет архитектуру в роли доминирующего вида искусства. Большинство статуй предназначено для храмов. Активно развивается портретное направление. Ваятели ориентируются на памятники эпохи Среднего царства, возрождая суровый, мрачный образ властителя, но перенесённый в частную скульптуру. Поверхность статуй нередко покрывается рельефом или инкрустацией. В то же время сфера применения собственно рельефа и росписи заметно сузилась.

Последний расцвет египетского искусства произошёл в годы правления Саисской династии (VII в. до н. э.). Кратковременный подъём экономики и культуры, вошедший в историю над названием «саисский ренессанс», характеризуется борьбой за возвращение «чистоты», самобытности египетской культуре, на протяжении ряда веков испытывавшей на себе чужеземное (ливийское, нубийское, азиатское) влияние. Стремление возродить истинно египетские традиции и каноны вылилось в намеренную архаизацию культуры. В области изобразительного искусства это проявилось в прославлении идеалов эпохи Древнего царства: особом интересе к «языку» создания идеализированных портретов, подчёркнуто торжественному стилю культовых сооружений в Саисе, ставшем после угасания славы Фив средоточием культурных достижений египтян.

Вместе с тем подражательное начало, позволившее установить связь с прошлым, вылилось в смешение стилей, внешнюю стилизацию в ущерб индивидуальности. Совершенство техники исполнения не могло завуалировать отсутствие былой живости и правдивости.

В искусстве Египта начинает иссякать творческая энергия, так как всемирно-историческая роль Древнеегипетской цивилизации уже была сыграна. Однако органическое сочетание высокого профессионального уровня, глубокой концептуальности, ярко выраженного эстетизма – главных достижений художественного творчества египтян – превратится в эталон создания произведений изобразительного искусства и ещё долгое время будет оказывать влияние на культуру народов Востока, а с IV в. до н. э. – и Запада.

2. Научные знания египтян. Создание эффективной экономики, основанной на ирригационном земледелии, строительство грандиозных усыпальниц и храмов, обеспечение потребностей государственного управления обширной империей стали главными причинами накопления в Египте научных знаний, имевших прикладной, или практический, характер. Все накопленные в науке достижения получали применение в разных сферах жизни и деятельности египтян.

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь. Он был настолько совершенным, что мы с небольшими изменениями пользуемся им и сейчас. Год делился на тридцать шесть декад, названных в честь богов, олицетворявших созвездия. В конце каждого года к последнему месяцу добавлялось пять дней; таким образом, египетский год насчитывал 365 дней, что близко современному счёту (365, ¼ дня). Однако египтяне не привели в соответствие календарный и астрономический год, так как не ввели високосных лет. Поэтому каждые четыре года египетский календарь расходился с астрономическим на один день, и через 120 лет ошибка в году вырастала до месяца.

Другой большой вклад египтян в астрономию – это деление суток на 24 часа. Уже в эпоху Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звёздное небо, они умели выделять среди неподвижных звёзд блуждающие планеты, составили довольно точные каталоги звёзд и созвездий, а также карты звёздного неба.

В математике, возникшей из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни, египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счёта, в которой употреблялись специальные знаки для обозначения чисел 1, 10,100 и т. д. до миллиона. Египетские математики умели вычислять длину окружности, объём усечённой пирамиды, площадь круга; они производили умножение и деление, имели представление о дробях с числителем, равным единице, знали арифметическую прогрессию, используя для обозначения неизвестного слово «куча».

О высоком уровне медицины свидетельствуют точные знания египтян, тысячелетиями мумифицировавших трупы, об анатомии человека, тщательно разработанная методика лечения около сотни разнообразных заболеваний, наличие врачей различных специальностей (глазных, зубных, хирургов и т. п.), открытия в области теоретической медицины: изучение роли сердца, мозга, кровообращения, пульса в жизни человека, наличие научных трактатов по медицине (изложенных, например, на папирусе Эберса и хирургическом папирусе Эдвина Смита) и ветеринарии. В эпоху Нового царства магическая терминология почти полностью уступила место терминологии практической.

Значительно меньше внимания в Древнем Египте уделялось гуманитарным наукам, однако и здесь египтяне достигли существенных успехов.

До наших дней сохранялись записи имён и краткий перечень деяний фараонов, принадлежащих к первым восемнадцати династиям, – эта краткая история Древнего Египта запечатлена на Туринском царском папирусе. «Анналы Тутмоса III», выбитые на стенах Карнакского храма, являются одним из первых в истории образцом художественно обработанной летописи, излагающей военные походы фараонов.

Египтянам принадлежит приоритет в составлении первых энциклопедий, так называемых словников, где сгруппированы термины, относящиеся к таким темам, как небо, земля, вода, животный и растительный мир, люди, чужеземные народы, продукты питания, и многим другим. В Египте существовали пособия для обучения иностранному – аккадскому – языку и собранные воедино правила создания монументальной скульптуры, рельефа и росписи.

Египтяне создали самобытную, сложную по содержанию, высокую по своему уровню культуру, которая оказала плодотворное влияние на развитие не только многих народов Древнего Ближнего Востока, но и античных греков, стала одним из ярких явлений мировой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: