А. Унковский

Жанр натюрморта является основным на начальных этапах обучения живописи. Разнообразие окружающих нас предметов, возможность группировать и подбирать их в соответствии с учебными, творческими задачами делает натюрморт основным средством приобретения необходимых профессиональных знаний и навыков в живописи. При работе над натюрмортом художнику представляются наилучшие возможности сосредоточенного общения с натурой, изучения закономерностей восприятия (в натуре и на полотне) цветовых отношений, постижения композиционно-пластических задач. Как в период обучения, так и в творческой работе натюрморты можно выполнять в различной технике (акварелью, маслом, темперой, гуашью). Для первых этюдов не следует делать сложные постановки, лучше взять несколько бытовых предметов, различных по материалу, форме, тону и цвету и писать их при боковом дневном освещении. Длительный этюд маслом рекомендуется предварить краткосрочным небольшим этюдом, в котором ведется поиск композиции и общего цветового решения в пределах определенного формата. Такой этюд облегчает дальнейшую работу над композицией, способствует целостному восприятию живописных масс. Он полезен и для работы над цветовым строем, так как в предварительном этюде сохраняется свежесть первого восприятия цветовых отношений. В подготовительном рисунке под живопись сразу же выявляют взаимосвязь всех элементов постановки, пропорциональные отношения предметов, их форм с учетом положения на плоскости. В процессе работы нужно стремиться к цельному восприятию всей постановки, изображаемые предметы не должны выпадать из общей тональности и цветовой гаммы, поэтому сразу определяют соотношения световых частей с полутонами, с тенями и рефлексами, а также отношения холодных и теплых тонов. Большое значение в натюрмортных постановках имеет фон. Различный по окраске — светлой или темной, теплой или холодной, он по-разному влияет на восприятие всей группы предметов, на их силуэтность. Если приходится использовать драпировки, то решать их нужно так, чтобы они создавали пластичные по рисунку крупные складки, позволяющие выявлять гармонию форм, градации света, полутонов, теней. Теневые места лучше выполнять более жидко, без белил, а освещенные участки формы — корпусно, применяя пастозные смеси. Если в натюрморте есть какой-либо темный предмет, то лучше с него и начать, определив отношение этого темного предмета с соседними, более светлыми, и фоном. Проложив затем цветом основные затененные участки натюрморта, переходят к полутонам. В процессе живописи с натуры нельзя подолгу останавливаться на изображении одного предмета, иначе получится набор обособленно написанных предметов, где цвета окажутся вне связи друг с другом. Чтобы избежать этого, надо чаще переходить от одного предмета к другому, к фону и снова к предмету. Замечая в изображении вялость тона какого-либо участка и его недостаточную светлоту, неопытные живописцы часто начинают его высветлять с помощью белил, в то время как для этого следует утемнить соседний участок. Тогда в силу контраста место, о котором шла речь, будет восприниматься светлее, и весь этюд будет верно выдержан в общем тоне. Следующий этап заключается в уточнении цветовых отношений, прописывании холста корпусными слоями и выявлении характерного облика предметов. Часто вначале работа над натюрмортом идет легко и хорошо, но затем, при выявлении формы, осложняется ближе к завершению обнаруживаются ошибки. Хотя нередко незавершенная работа и смотрится довольно привлекательно, останавливаться на этом этапе нельзя. Натура выглядит в этюде правдиво и выразительно лишь тогда, когда она не только передана в общих чертах, но и выявлены ее индивидуальные, характерные качества. На завершающем этапе работы основное внимание уделяется деталям, на которых следует сосредоточить внимание зрителей, и обобщению как второстепенных мест, так и всей работы в целом. Цель обобщения состоит в том, чтобы раздробленное изображение привести к целостному. Обобщение особенно необходимым бывает в тенях, когда на различных по окраске предметах постановки лежит общая тень, содержащая довольно заметный рефлекс от какого-нибудь большого предмета или стены мастерской. При обобщении иногда приходится отказаться от некоторых деталей, чтобы достичь цельности живописного решения. Для развития навыков в изображении предметов, цветовой облик которых и весь колорит во многом обусловлены воздушной средой и освещением в природе, можно поставить натюрморт на балконе, во дворе и т. п. Примером такой постановки может служить угол накрытого стола в саду. Хорошо включить в натюрморт какой - нибудь белый предмет, например, тарелку или полотенце — они послужат основой для решения светотеневых и цветовых отношений. Большое значение имеет определение отношения теплых и холодных тонов: холодные голубоватые тона в предметах постановки будут возникать в качестве цветового рефлекса от неба, теплые от окружающей зелени, почвы, дощатых покрытий и т. п. В пасмурную погоду можно писать дольше, чем в солнечный день, так как освещение будет более постоянным. Но работа в серый день имеет и свои трудности; при рассеянном освещении предметы выглядят не такими объемными, как при солнце. Нужно помнить, что цветовые отношения в солнечный день не сводятся лишь к контрасту холодных и теплых тонов и, если быть внимательным, можно заметить множество промежуточных цветовых тонов. Убедительность колорита при изображении предмета, находящегося в пространственной среде, зависит как от верно найденных тонов отдельных участков натуры, так и от правильного определения общего тона. Верно найденная тональность обеспечивает убедительность и в передаче формы и материала поверхности предметов с учетом ее удаления от зрителя. Используя жизненные наблюдения, можно создать натюрморты, образно раскрывающие жанровые сюжеты, как, например, «Обед строителей», «Ужин в поле» и многие другие. Натюрморт как один из интереснейших жанров искусства представляет художнику большие возможности для творческой работы. Изображая окружающие нас предметы, можно передать существенные черты мировоззрения современного человека. Но при этом нужно помнить, что художественный образ создается не копированием. Пассивная фиксация лишь внешнего облика натуры, как бы она ни была эффектна, не позволяет образно передать мир вещей, выразить большие чувства.

НАТЮРМОРТ. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

А. ЗАЙЦЕВ

При работе акварелью или гуашью, особенно на больших листах, бумагу рекомендуется натянуть на планшет или подрамник, приклеив или прикрепив ее по краям кнопками. Перед натягиванием берут плоскую мягкую кисть или губку и смачивают бумагу с обеих сторон чистой водой. Затем свертывают бумагу в трубку и, покрыв ее мокрой тряпкой, оставляют до тех пор, пока все ее волокна не будут пропитаны водой. Чтобы определить, достаточно ли бумага пропиталась, надо загнуть один из ее уголков. Недостаточно сырая бумага сохранит свою упругость, и уголок выпрямится сам собой, при слишком сильной влажности бумаги загнутый уголок опустится от собственной тяжести. Недостаточно смоченную бумагу нельзя натянуть хорошо, она будет коробиться, что мешает работе. Слишком размоченная бумага сильно стянется после высыхания и может лопнуть по углам. Не следует тереть бумагу, пока она еще сыра, губкой, тряпочкой или чем-либо другим, так как это может повредитъ или поцарапать ее поверхность, и тогда бумага будет испорчена безвозвратно. Повреждения обнаружатся только после наложения краски, которая слишком впитывается в натертые места, образуя пятна и подтеки. Бумагу, натянутую на доску, следует сушить постепенно и в отдалении от источников тепла. Если бумагу натягивают на планшет, то края загибают и приклеивают к задней стороне планшета. Этот способ хорош при больших размерах бумаги. Для того чтобы во время работы сохранить мягкость поверхности, желательно под наклеиваемую бумагу подложить два-три листа простой бумаги. Лишнюю краску в акварельной живописи можно снять различными способами. Делается это так: берут кисть и чистой водой хорошо смачивают то место, которое требует исправления. Затем накладывают промокательную бумагу, чтобы снять излишек воды, и трут смоченное место черствым мякишем хлеба, резинкой или кусочком замши, обернутой вокруг пальца. Вся остальная поверхность бумаги при этой операции должна быть сухой, иначе могут пострадать соседние участки работы. Места, представляющие в рисунке ярко освещенные части (например, блики), старые акварелисты обычно выскабливали остро заточенным ножом и затем выскобленное место заглаживали. Неровность при накладывании краски можно исправить тщательным перекрытием неудавшихся мест. Исправления делаются обыкновенно маленькими кистями. Если неровность или пятнистость образовались на переднем плане или в темных частях рисунка, то ее нетрудно замаскировать. Капнувшую нечаянно на бумагу краску надо немедленно снять губкой. В иных случаях приходится выскабливать и затем заглаживать это место. Иногда бывает необходимо сделать некоторые изменения в тоне. Для этого всего удобнее куском мокрой замши, туго обернутой вокруг пальца, потереть требуемое место. Если же изменения требуется произвести на большой площади, надо смыть краску мокрой губкой до белой бумаги. В тех случаях, когда краска успеет настолько всосаться в бумагу, что посредством смывания нельзя добиться белого тона, данное место нужно покрыть тонким слоем гуашевых белил, разведенных до полупрозрачности, и по ним продолжать работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: