Перемены в материальной культуре и стиле жизни

Литература

XVI — первая половина XVII в. — время расцвета польской литературы. Начало ее подъема было связано с творчеством гуманистов, создавших блестящие образцы прозы и поэзии на латинском языке.

Новая линия в развитии польской литературы представлена теми, кто писал по-польски и тем самым заложил основы современного литературного польского языка, помог становлению именно национальной польской культуры. Это Бернат из Люблина, Миколай Сеп-Шажинский, Лукаш Гурницкий, Миколай Рей, Ян Кохановский. Творчество двух последних особенно значительно.

Миколаю Рею принадлежит знаменитая фраза: «Поляки — не гуси, у них есть свой язык!» И все его творчество писателя и

публициста было подчинено этому лозунгу. М. Рей написал множество сочинений, в том числе и на религиозные темы, и во всех них последовательно выражал установки шляхетского мировоззрения. Его идеалом был шляхтич-помещик, ведущий размеренный образ жизни в своем имении, но в то же время не забывающий о гражданских обязанностях: участвовать в военных кампаниях, исполнять ту или иную должность в шляхетском самоуправлении, быть активным участником сеймов и сеймиков.

Вершиной литературы польского Возрождения считается творчество Яна Кохановского (1530—1584), который заслуженно обрел всеевропейскую славу. Наиболее ярким его произведением стали «Трены» — цикл стихотворений, посвященных умершей дочери Урсуле. В сочинениях Кохановского переплетаются жизнеутверждающие мотивы возрожденческой культуры с первыми нотами драматического надлома, отражавшего кризис гуманизма и переход к поэтике Барокко в эпоху конфессиональных распрей. Кохановский писал и по-латыни, и по-польски, став основателем польского стихосложения.

Польскоязычная литература XVI в. способствовала сближению народной культуры с культурой элиты и тем самым формированию общенационального культурного фонда. С другой стороны, Возрождение принесло смену ценностных ориентации литературных произведений: вместо религиозных идеалов пришли идеалы светские; вместо рыцаря главным положительным героем стал помещик или придворный; в литературе утверждаются этика индивидуализма, личностное начало. Однако и старые религиозные ориентации давали о себе знать: многие страницы произведений Рея посвящены религиозным темам, Бернат из Люблина писал наряду с баснями религиозно-назидательные стихи, Ян Кохановский постоянно обращался к религиозным вопросам.

Динамичное развитие экономики, развертывание торговли, накопление богатств в разных общественных слоях сопровождались формированием новых бытовых потребностей и изменениями в каждодневном укладе жизни.

Гуманистические интересы и занятия элитарных слоев польского общества, польской интеллигенции были самым заметным выражением перемен, охвативших все стороны культуры.

Религиозная мысль, а вместе с ней и общественное сознание очень широких социальных слоев были разбужены и обогащены влиянием протестантизма. Одновременно в обществе нарастали секуляризационные тенденции, мировосприятие все более

освобождалось от религиозных элементов. Менялся стиль жизни и склад мышления людей: начало цениться и точно измеряться время; культура переориентировалась не столько на прошлое и освященные им образцы мышления и поведения, сколько на будущее; рационалистические критерии и индивидуализм приобретали все большее значение, разрушая власть прежних авторитетов и догм. Стала больше цениться красота в быту. Более богатыми, сложными и утонченными выглядели наряды представителей зажиточных слоев шляхты, горожан и даже крестьян. В домах шляхты и бюргеров появились зеркала, постельное белье, картины, книги, музыкальные инструменты, изящная мебель, стены стали обиваться обоями. Богаче и разнообразнее стал и их стол. Этические идеалы аскетизма уступали место восхвалению радости жизни и гедонизму. Характерно, что развлечение уже не всегда расценивалось как грех. Танцы, игра в кости и карты вошли в практику повседневной жизни. Вырос интерес поляков к самим себе, отразившийся, в частности, в появлении дневников и автобиографических сочинений. Менялась, таким образом, не только культура ученых клириков и придворных кругов, но и сама атмосфера жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: