Развитие образования, науки и общественной мысли

Гуманизм в Польше

ПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

Какую бы область польской культуры XVI в. мы ни взяли, всюду заметен подъем и активное участие поляков в общеевропейских культурных движениях эпохи зрелого Возрождения и Реформации.

Особенностями Ренессанса в Польше были: сравнительно позднее вступление страны в эту полосу культурного развития; обретение им почвы преимущественно в шляхетской, а не в городской или клерикальной среде; одновременное развертывание в польском обществе гуманистических и реформационных веяний; известная вторичность Ренессанса в Польше, громадная роль западноевропейских влияний.

В последней трети XVI в. наметились, а в первой половине XVII в. развернулись иные тенденции, прокладывавшие путь культуре Барокко и католической Контрреформации. Вопрос об их соотношении с гуманизмом и Реформацией остается дискуссионным, но ясно тем не менее, что полярно противопоставлять друг другу эти две эпохи было бы неверно. В истории Польши роль и весомость католической реставрации и Барокко были больше, чем роль гуманизма и протестантизма.

Первые ростки гуманистической образованности можно заметить в польской культуре уже в середине XV в., хотя интерес к античным традициям и филологическим штудиям проявлялся и раньше, например в творчестве Винцента Кадлубка, чья хроника в XV в. сама стала предметом гуманистических толкований в университетской среде. Первыми людьми гуманистической культуры в Польше считаются дипломат Николай Лясоцкий; профессор Краковского университета Ян из Людзиска, почитатель Цицерона, включивший в программу обучения тексты из античных писателей; львовский архиепископ Гжегож из Санока.

Тем не менее поворотным моментом стал приезд в Польшу к королевскому двору поэта и дипломата, итальянца Филиппа Буоноккорси, прозванного Каллимахом, которому было доверено воспитание сыновей Казимира Ягеллончика. Каллимах прожил в Польше без малого тридцать лет, вокруг него сложился первый кружок польских любителей studia humanitatis. Другой кружок почитателей латиноязычной поэзии в течение нескольких лет существовал вокруг немецкого поэта Конрада Цельтиса. Под влиянием Цельтиса, Каллимаха и других гуманистов в Польше

сложилась своя латиноязычная поэзия (Клеменс Яницкий, Ян Дантышек, Анджей Кшицкий). Ученые, например, говорят о двух кругах представителей гуманистической культуры в Польше: один — связанный с Краковским университетом, с людьми науки и просвещения; другой — представленный дипломатами, политиками, некоторыми епископами (епископы Ст. Чолек, А. Мазо-вецкий, 3. Олесницкий, дипломаты Николай Лясоцкий, Ст. Соб-невский, Петр Вольфрам из Львова). Так или иначе, труды последних десятилетий показали, что польский гуманизм не был феноменом «завозным», но имел корни в самой польской культуре XV в.

Отличительная черта эпохи польского Возрождения — быстрый рост престижа образования. Потребность в знаниях, грамотности, расширении кругозора ощущалась в каждом социальном слое. Мартин Кромер во второй половине XVI в. констатировал, что все большее число молодых людей, особенно среди горожан, посещает школы. Исследования подтверждают это мнение. В конце XVI в. школы существовали практически во всех приходах. Считается, что не менее 12% населения умели читать и писать, а в городах число грамотных приближалось к 1/4.

Особенно заметным был прогресс в среднем образовании. В XVI в. в Польше возник ряд городских гимназий, созданных протестантами. Эти учебные заведения отличались весьма высоким уровнем, в них преподавали не рядовые учителя, а крупные деятели культуры. Во второй половине XVI в. в соревнование с гимназиями протестантов вступили иезуитские коллегии, которых к концу века было уже около десяти. Они унаследовали достижения протестантской и гуманистической педагогики, соединив их с идеологией католических церковных реформ. Вплоть до середины XVII в. уровень всех этих учебных заведений оставался весьма высок.

Главным центром высшего образования оставался Краковский университет, но и у него стали появляться конкуренты: с 1540-х гг. действовал университет в Кенигсберге (Крулевец); в 1570-е гг. иезуиты основали в Вильно свою академию, из которой позднее вырос университет; в 1594 г. Ян Замойский открыл частную академию в Замостье. По-прежнему сотни поляков выезжали на учебу в зарубежные страны, особенно в Италию (только в Падуе в XVI в. побывало в качестве студентов полторы тысячи поляков).

Как и всей Европе, XVI век принес Польше своего рода информационный взрыв, порожденный открытием книгопечатания (в 1580-е гг. в Польше работали печатные станы 20 типографий,

выпустивших к тому времени несколько тысяч изданий, общий тираж которых составил около 2 млн экз.)- Одновременно с печатной продукцией росло и число читателей. Во многих зажиточных шляхетских и бюргерских домах стали появляться библиотеки.

XVI век характеризуется быстрым ростом гуманистических интересов и настроений в элитарных образованных кругах польского общества. Это коснулось не только литературы и искусства, но и философии, научной мысли, историографии. Николай Коперник (1473—1543) так же неотделим от истории польского Возрождения, как и знаменитый на всю Европу поэт Ян Коханов-ский. Коперник был сыном торуньского купца, учился в Кракове, а затем в Италии и стал ученым-энциклопедистом. Он вошел в историю науки и как создатель гелиоцентрической системы, и как математик, экономист, медик. Книга «Об обращении небесных сфер» — его главное произведение — составила переворот не только в астрономических знаниях, но и в научном мышлении как таковом, став одной из главнейших вех в развитии новоевропейской культуры.

Имя Коперника не должно заслонять другие достижения польской науки XVI — первой половины XVII в. Польские ученые этого времени создали немало важнейших трудов по медицине (например, Юзеф Струшь), математике (Станислав Гжеб-ский), прикладным наукам, географии, которая была тесно связана с историей. Среди польских историков и географов следует выделить имена Матвея Стрыйковского, автора «Хроники польской, литовской, жмудской и всей Руси» (1582), Матвея Меховского (трактат «О двух Сарматиях», 1517), Мартина Кро-мера («Польша», 1555 и «О происхождении и деяниях поляков», 1557), Мартина Вельского («Хроника всего мира», 1551), Бернарда Ваповского, известного своими картами славянских стран.

В политической и правовой мысли выдающимся представителем Возрождения стал Анджей Фрич Моджевский (1503—1572), чьи радикальные идеи (например, о равенстве всех подданных государства перед законом) настолько опережали свое время, что вызывали недоумение даже у самых просвещенных его современников. В своем главном сочинении — «Пять книг комментариев об исправлении Речи Посполитой» — Моджевский выступил против исключительных сословных привилегий шляхты, потребовал заменить барщину чиншем, разрешить горожанам владеть землей и наделить их политическими правами, защитить права крестьян на землю и дать им возможность выступать наряду с другими сословиями в суде, провести фундаментальные административные, военные и финансовые реформы, создать независимую от Рима национальную церковь и обеспечить в стране веротерпимость,

распространив ее и на крестьян, и т.д. Идеал Моджевского — сильная монархия, управляемая королем при помощи ученых мужей и ограниченная строгими и рациональными законами. Несомненно, политические проекты Моджевского сродни современным ему утопиям.

Ярким политическим деятелем и мыслителем другой ориентации был Станислав Ожеховский (1513—1566). Этот блестящий публицист и энергичный деятель выступал против программы экзекуции, проповедовал идею о безусловном превосходстве шляхты над любым другим сословием, восхвалял принципы польского государственного строя и вместе с тем был горячим поборником теократии, требуя, чтобы именно церковь стала высшим авторитетом в обществе. Сочинения Ожеховского способствовали становлению идеологии сарматизма.

Условия «шляхетской демократии» привели к бурному развитию политической публицистики, и даже просто перечислить тех, кто оставил заметный след в этой области, было бы нелегко. Среди наиболее заметных публицистов назовем Ст. Заборовско-го, отстаивавшего идею высшего авторитета права, которому должен был подчиниться и монарх; Якуба Пшилуского, призывавшего к кодификации права, поощрению городского сословия, развитию торговли; Шимона Марциуса, выступавшего за усиление королевской власти, которая, однако, должна была быть ограничена коллективным авторитетом народа-шляхты. Периоды «бескоролевий» или обострения сеймовых споров вызывали к жизни целые потоки памфлетов и брошюр, выражавших господствовавшие в тот момент умонастроения шляхетских идеологов. Громадное количество религиозно-полемической и богословской литературы было порождено Реформацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: