Политическая жизнь в Княжестве. Противостояние либералов и консерваторов

Обустройство Восточной Румелии

Вопрос об определении характера Восточной Румелии как моно- или многонациональной области не являлся однозначным. Согласно имеющимся статистическим данным, не считающимся, правда, бесспорными, из 815 946 человек, проживавших в Восточной Румелии в 1878 г., 573 560 составляли болгары, 174 700 — мусульмане (турки и болгары-магометане), 42 654 — греки, '19 549 — цыгане, 4177 — евреи, 1306 — армяне.

Российскими представителями вместе с членами Европейской комиссии был разработан Органический статут, или устав, Для Восточной Румелии. В этой многонациональной по своему характеру области в качестве официальных языков вводились болгарский, греческий и турецкий.

Восточная Румелия признавалась автономной провинцией, ^правление областью доверялось назначаемому султаном генерал-губернатору, которому вместе с правительством (директора-Том) передавались функции исполнительно-распорядительной власти. Обсуждение законопроектов, принятие бюджета, контроль

за деятельностью правительства возлагались на Областное собрание, члены которого частично назначались, а частично избирались жителями Восточной Румелии, достигшими 21 года, обладающими недвижимостью или имеющими высшее образование.

Органическим уставом провозглашались основные либеральные свободы: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, неприкосновенность жилища, свобода собраний и т.д.

Зависимость Восточной Румелии от Османской империи выражалась не только в праве султана назначать генерал-губернатора области в качестве ее главы, утверждать членов правительства, распускать Областное собрание по предложению генерал-губернатора, но и в необходимости платить налог. От уплаты последнего Восточная Румелия освобождалась только в первый год своего существования, во второй — она должна была выплатить империи 120 тыс. турецких лир, а затем ежегодно вносить по 5 тыс. турецких лир.

Генерал-губернатором Восточной Румелии султан назначил известного под именем Алеко-паши князя А. Богороди, находившегося до того на дипломатической службе.

Учреждение Восточной Румелии в качестве самостоятельной административной единицы, несмотря на ее включенность в границы Османской империи и юридическую подчиненность власти султана, создавало предпосылки для ее трансформации в суверенное государственное образование.

Таким образом, фактически с середины 1879 г. начали свое существование на территории между Дунаем и Балканскими горами национальное болгарское государство с ограниченным внешнеполитическим суверенитетом (Княжество Болгария) и на территории, заключенной между Балканскими горами, Родопами и Черным морем, административно самостоятельная область Османской империи, в которой болгарам только предстояло практикой политической жизни утвердить свое доминирование (Восточная Румелия).

КНЯЖЕСТВО БОЛГАРИЯ И ВОСТОЧНАЯ РУМЕЛИЯ В 1879-1885 гг.

Самостоятельная политическая жизнь Княжества началась на фоне непримиримого противостояния оформившихся в ходе рЗ' боты Учредительного собрания политических группировок. Для либералов институт монархии представлял собой символ отсталости

и реакционности, а значит, являлся неприемлемым с точки зрения строительства современного, прогрессивного государства. Согласно их позиции субъектом верховной власти должен был выступать не монарх, а парламент. Консерваторы в свою очередь придерживались противоположной точки зрения.

Александр I Баттенберг, для того чтобы избежать конфронтации, предложил составить коалиционное правительство из представителей либералов (Д. Цанкова — 1828—1911 гг., П. Каравело-ва — 1843—1903 гг.) и консерваторов (Д. Грекова и Г. Начовича). Однако из-за отказа либералов данная инициатива князя не была реализована. В результате правительство Княжества оказалось сформированным из консерваторов.

Кабинет министров, который возглавил Т. Бурмов, прежде всего попытался нормализовать обстановку в стране. Он начал борьбу с бандами бывших турецких военнослужащих, занялся совершенствованием работы административного аппарата, улучшением путей сообщения, вопросами образования и др. Им были открыты дипломатические миссии в соседних странах: Сербии, Румынии и Турции. Кроме того, Александру I Баттенбергу удалось убедить великие державы заменить своих наблюдателей в Княжестве дипломатическими представителями (агентами).

Деятельность правительства подвергалась острой критике со стороны либералов, которые обвиняли кабинет Т. Бурмова в попрании основных принципов Тырновской конституции. Призывы оппозиции не платить налоги привели к тому, что к ноябрю 1879 г. в казну вместо планировавшихся 23 млн франков поступило только около 6 млн.

В ответ правительство увольняло недовольных чиновников, среди которых оказывались не только сторонники оппозиционной группировки. Тем самым оно только усугубляло свое положение. Тотальная критика политики консерваторов при общем снижении уровня жизни населения Княжества не оставляла последним никаких шансов одержать победу на парламентских выборах. В результате в Народном собрании, которое начало свою работу в ноябре 1879 г., соотношение сил составило приблизительно 5:1 в пользу либералов. Депутаты, обвинив правительство в антиконституционных действиях, вынудили кабинет министров Т. Бурмова подать в отставку. Переговоры князя с председателем парламента П. Каравеловым о формировании коалиционного правительства ни к чему не привели, и Александр I Баттенберг Распустил Народное собрание.

На следующих парламентских выборах либералы одержали еще более убедительную победу. После этого князь в апреле 1880 г. Предоставил им мандат на формирование правительства. Первый

кабинет министров, составленный из представителей либерального направления, возглавил Д. Цанков. Нахождение либералов у власти было отмечено значительной законотворческой активностью. Только за 1880 г. Народное собрание обсудило около 50 законопроектов, касавшихся административного деления Княжества, местного самоуправления, улучшения положения мелких собственников и т.д. Однако каких-либо заметных перемен в экономическом положении большинства населения Княжества им добиться не удалось.

По отношению к своим противникам либералы использовали те же методы, что и консерваторы. Так, сторонники последних были сразу же уволены с государственной службы. Установившаяся в Княжестве практика назначения чиновников в соответствии с их политическими симпатиями, а не компетентностью предопределила их крайнюю политизированность и обусловила, в значительной степени, неэффективность функционирования административного аппарата.

Стремление либералов оттеснить князя от управления страной привело к тому, что в декабре 1880 г. по настоянию князя Д. Цанков подал в отставку, уступив место П. Каравелову. Александр I Баттенберг пришел к убеждению, что для достижения политической стабильности в стране необходимо внести в конституцию поправки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: