Политические партии и программы сербов Воеводины во второй половине XIX — начале XX в

С 1861 по 1914 г. Воеводина развивается в рамках венгерской части империи Габсбургов. Экономическое значение южных областей Венгрии, где проживали большие группы сербского населения, было велико. Это был один из основных высокопродуктивных сельскохозяйственных районов империи. Преобладание здесь крупного землевладения способствовало развитию капиталистических форм хозяйствования. Национальный вопрос был в Воеводине и вопросом социальным, так как большинство круп* ных землевладельцев в ней составляли венгерские помещики (2% венгров владели 32% земли).

Попытки сербских политических деятелей разработать и реализовать программу восстановления автономии Воеводины вызывали негативную реакцию как имперского центра и венгерских властей, так и некоторых хорватских политиков. Тем не менее первая такая программа из 16 пунктов была выработана уже в апреле 1861 г. во время работы Благовещенского сабора. Сабор требовал создания новой административной единицы — Сербской Воеводины, включающей Срем, Бачку, Банат и Военную Границу. Эта автономия должна была бы представлять интересы более чем миллионного населения сербов Австрийской империи, в том числе сербов на территории Хорватии, Славонии и Далмации, которые выбирали бы воеводу вместе с жителями Воеводины. Венское правительство отказалось удовлетворить это требование не в последнюю очередь из-за опасений, связанных с усилением авторитета Сербского княжества на Балканах.

Активные контакты воеводинских сербов с Сербским княжеством выразились в создании в начале 60-х гг. в Нови-Саде либеральной политической организации Объединенная сербская молодежь («Омладина»), куда наряду с сербами Воеводины входили и политические деятели либерально-демократического направления из Сербского княжества: Светозар Маркович, Владимир Йованович и др. Задачи организации были как культурно-просветительные, так и чисто политические — объединение всех сербов в рамках конституционного демократического государства. Сербское политическое движение в Воеводине приобретает отчетливо национальный характер и сопровождается, как и у большинства других зависимых народов империи, открытыми формами пропаганды сепаратизма и ирредентизма.

Сербская народная свободная партия (либералы), возглавляемая Светозаром Милетичем (1826-1901), стала первой сербской политической партией Воеводины. Ее программа, принятая на съезде в г. Бечкереке в 1869 г., наряду с общелиберальными требованиями муниципальной автономии, свободы собраний и организаций содержала и национальные требования, например о признании сербского языка во всех областях общественной жизни — от университетских кафедр до армии, в тех частях, где сербы составляли большинство. Программа была сформулирована в духе идеи Великой Сербии, разрабатывавшейся в это время в Сербском княжестве. С. Милетич и его партия вели последовательную борьбу с системой дуализма, в том числе и на страницах своей газеты «Застава» («Знамя»). Они выступали с лозунгом федерализации государства по примеру Швейцарии. Партия подвергалась Репрессиям, а ее лидер дважды отбывал тюремное заключение за антиправительственную деятельность.

После Восточного кризиса 1875—1878 гг., когда сербский вопрос осложнился в связи с оккупацией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией, в партии обнаружились разногласия. В 1884 г. произошел раскол на умеренных и радикалов. Радикальная партия Воеводины под руководством Яши Томи-ча (1856—1922) стала главной и ведущей партией воеводинских сербов. Она продолжала развивать положения Бечкерекской программы, выступая за политическую автономию, причем не только сербов, а всех славянских народов империи, за введение национального языка в делопроизводство, за церковную автономию. Партия решительно выступала против возможной аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Радикалы вместе с Самостоятельной партией Славонии вели борьбу за объединение угнетенных народов Венгрии. В 1895 г. в Будапеште они провели съезд румын, словаков и сербов, на котором была принята программа борьбы этих народов за свои национальные права.

Наряду с автономистскими и сепаратистскими течениями существовали среди сербов и политические силы, ориентированные на интеграцию Воеводины в государственную и правовую систему Венгерского королевства. Такой была созданная в 60-е гг. политическая организация Джордже Стратимировича. Но эти силы были заметно слабее и менее популярны.

Сербское политическое движение во второй половине XIX в. пришло в противоречие и открытое противостояние с венгерской консолидирующей идеей, концепцией единой венгерской политической нации. Сербская политическая оппозиция способствовала расшатыванию государственно-политической системы — как венгерской интеграции, так и австро-венгерского федерализма в целом. Территория Воеводины была одним из самых сложных для управления регионов. Венгерский центр прилагал все усилия к ликвидации сербской национальной оппозиции, усиливая политику мадьяризации. В 1878 г. был принят закон об обязательном изучении венгерского языка в школах, существенно дополненный и расширенный указами 1893 и 1907 гг. Планомерная колонизация края привела к тому, что сербов на воеводинских землях к 1910 г. было 39%, а венгров — 32%. Культурная же политика Будапешта была построена так, что на 157 сербских начальных школ приходилось 560 венгерских. Последним усилием центра удержать в подчинении регион было решение венгерского правительства о ликвидации в 1912 г. сербской церковно-школьной автономии. Таким образом, рЯ» дом последовательных актов с 1860 по 1912 г. были уничтожены все формы автономии Воеводины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: