Социально-политическая основа СССР

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1936 г.

В теоретических концепциях советских правоведов государ­ственный строй СССР характеризуется как строй государства высшего исторического типа, основанный на началах последо­вательного социалистического демократизма. Декларируются следующие начала: 1) подлинный суверенитет (верховенство) всего советского народа, реализованный в системе советов, как форме государственной организации общества; 2) равенство, суверенность и братство народов, закрепленные в союзном уст­ройстве советского многонационального государства; 3) свобо­да граждан, членов социалистического общества, закрепленная в виде конституционных прав и обязанностей граждан и гаран­тированная социалистическим строем советского государства.

Экономической основой советского строя служила социали­стическая система хозяйства, основанная на производственных отношениях социализма, наиболее характерными чертами ко­торых являются: общественная собственность на орудия и сред­ства производства в формах государственной всенародной или кооперативно-колхозной собственности, жесткое планирование сверху всего народного хозяйства, ставя во главе интересы в первую очередь государства, регламентированное распределение всех благ при провозглашенном принципе — от каждого по его способностям, каждому по его труду.

В результате утверждения социалистического общественного строя собственность на орудия и средства производства, являю­щаяся при любых условиях материальной базой общественных и политических отношений, перешла в руки государства.

Социалистическая система хозяйства и сложившаяся в ее рамках система тотального распределения с элементами социальной благотворительности и обязательным привлечением всех граждан к труду на принадлежащих государству предпри­ятиях, в учреждениях или в колхозах имела следствием избавле­ние людей от страха за завтрашний день и от угрозы безработи­цы, но в то же время поставила их в полную экономическую зависимость от государства, обеспечивая материальными сред­ствами, в той мере, в какой было предписано сверху.

Юридической основой государственного строя СССР в 1937—1977 гг. являлась Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г., получившая в те времена название Сталинской Консти­туции. Эта Конституция в законодательном порядке закрепляет основные принципы советского общественного и государствен­ного строя, победу социализма и декларирует осуществление последовательного и развернутого социалистического демокра­тизма. При этом с первого дня существования советского госу­дарства провозглашалась подлинная демократия только для тру­дящихся, т. е. для подавляющего большинства. Конституцион­ное развитие советского государства, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. до Конституции СССР 1936 г., отражало смену фаз и форм в его развитии, фиксировало превращение совет­ского государства из государства диктатуры пролетариата в фор­мально существующую «демократию для всех»[290].

Политической основой СССР являлись советы депутатов трудящихся; этим определяется и форма государства как рес­публики советов, в отличие от всех других государственных форм, в частности от парламентарной республики.

По Конституции 1936 г. вся власть в СССР принадлежала трудящимся города и деревни в лице советов депутатов трудя­щихся, избираемых и контролируемых трудящимися. Советы формально являлись массовыми полновластными органами, но будучи органами власти всего народа, они в то же время вопло­щали государственное руководство обществом (диктатуру) со стороны рабочего класса. Заявлялось, что он как самый передо­вой класс общества возглавляет движение советского народа к коммунизму и является выражением союза двух дружественных классов — рабочих и крестьян, руководящей роли авангарда ра­бочего класса и всех трудящихся — коммунистической партии.

Коммунистическая партия — это, по выражению Сталина, ос­новная руководящая сила в системе диктатуры пролетариата, на­правляющая деятельность всех общественных организаций. Пар­тийное руководство обеспечивало содержание и направление ра­боты советов, и оно руководило государством через своих членов в советах депутатов трудящихся, как заявлялось, «опираясь на то безграничное доверие, которое питает народ к руководству пар­тии»[291]. Таким образом полновластие народа, реализуемое в лице советов, на деле обернулось полновластием компартии, направ­ляющей деятельность всех государственных структур и общест­венных организаций через своих членов, работающих в них. Со­веты осуществляют власть на всех уровнях: в местном масштабе (местные советы трудящихся), в масштабе союзных и автоном­ных республик (Верховные Советы союзных и автономных рес­публик) и в масштабе всего Союза (ВС СССР). Все советы, вплоть до ВС СССР, непосредственно избираются народом жестком тотальном контроле партии. Этот контроль обеспечи­вался тем, что на выборах значился всегда лишь один «кандидат от нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Все канди­датуры выдвигались по разнарядке вышестоящих партийных ор­ганов, которые затем и утверждали каждую из них персонально. Отношения между центром и местами строились на началах «де­мократического централизма», совмещающего выборность всех органов снизу доверху (при утверждении сверху каждой кандида­туры) и подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Таким образом, фактически советы всех уровней являлись органами тройного подчинения. Они были формально подконтрольны сво­им избирателям, а также подчинялись вышестоящим советам и партийным органам своего уровня.

Суверенными органами власти считались Верховные Советы союзных республик как суверенных советских государств Верховный Совет СССР - носитель суверенитета советского государства и советского народа в целом.

Для советской формы государства на второй фазе его разви­тия, т. е. на фазе победившего социализма, закрепленной в Конституции 1936 г., характерными декларировались следую­щие особенности:

а) подлинно всенародный и представительный характер советов как органов, избираемых на основе, как утверждалось, широкого всенародного избирательного права, самого демократического в мире;

б) полновластие советов, выражающееся в широте компетенции советов и в том, что все органы управления, как центральные, так и местные, назначаются и контролируются ВС Союза, Верховными Советами союзных и автономных республик, местными советами.

Заявлялось, что в советском государстве не было таких госу­дарственных органов, которые были бы независимы от выбор­ных советов, неответственны перед ними и могли бы противо­поставить им свою волю. На деле все репрессивные органы подчинялись советам лишь формально и контролировались только партийными структурами;

в) народный контроль над депутатами советов любых звеньев, выражающийся в праве досрочного отзыва депутатов народом, в ответственности депутатов перед избирателями. Как отмечалось выше, все депутаты фактически назначались партийными органами. Выборы, в которых всегда участвовали более 99% избирателей, из которых всегда более 99% голосовали «за», были простой формальностью. Отзыв депутата осуществлялся (например в случае его ареста) только по инициативе партийных комитетов;

г) непосредственная связь между советами и народом, выражающаяся в непосредственном участии народа, в частности в лице массовых общественных организаций, советского актива и т. п., в управлении государством. Эта связь выражалась в том, что все кандидаты в депутаты выдвигались и обсуждались на собраниях трудовых коллективов и общественных организаций. При этом, как отмечалось выше, на собраниях предлагались только кандидатуры, одобренные вышестоящими партийными комитетами.

Эти основные черты советской системы находят свое выра­жение в советской избирательной системе, в структуре и дея­тельности высших и местных органов власти и управления.

Советская избирательная система, построенная на основа­нии Сталинской Конституции, характеризуется следующими особенностями.

Прежде всего заявлен последовательный, свободный от всяких ограничений и изъятий демократический принцип всеоб­щих, равных, прямых и тайных выборов. Всеобщий характер вы­боров гарантировался отсутствием какой-либо расовой, нацио­нальной, вероисповедной или половой дискриминации, так же как дискриминации на основании имущественного положения, образовательного ценза, прошлой деятельности или возрастного ценза. Имелись лишь требования общегражданского совершен­нолетия и дееспособности. Фактически же некоторые катего­рии, например заключенные, к выборам не допускались. Был устранен множественный вотум и гарантировалось равенство округов. На выборах в Совет Национальностей эти принципы применялись в соответствии с основной задачей этой палаты, т. е. обеспечения особых специфических интересов различных национальностей СССР. Принцип равных округов на выборах в Совет Национальностей реализовывался в виде образования в каждой союзной республике, в каждой автономной области рав­ных избирательных округов (национальные округа образуют са­мостоятельные избирательные округа). С неуклонной последо­вательностью проводится принцип прямых выборов и строго гарантировано тайное голосование. Советская избирательная система предусматривала демократический порядок выдвиже­ния кандидатов, выставление кандидатов считалось подлинно общенародным делом, в которое привлекаются многомиллион­ные массы рабочих, крестьян и интеллигенции, которые по­слушно голосовали на собраниях за предложенных кандидатов. Здесь принцип тайного голосования никогда не применялся.

Следующая особенность советской избирательной системы за­ключалась в том, что она обеспечивала использование этого права коллективами трудящихся, выставлявшими кандидатов в депута­ты ВС СССР, тем, что государство брало на себя все расходы, свя­занные с выборами: отпускало бумагу, обеспечивало печатание предвыборной литературы, плакатов, листовок и т. п. Естествен­но, независимый кандидат, даже если бы нашелся коллектив, го­товый его выдвинуть, оказался бы в информационном вакууме. Кстати, печатание любых материалов допускалось лишь с визой советской цензуры, названной Главлитом.

Судебно-административной гарантией избирательного права по закону являлось то, что каждый избиратель, не попавший в список избирателей, мог установить свое право голосовать путем обращения в исполнительный комитет совета, который обязан в трехдневный срок рассмотреть его заявление; в случае, если зая­витель не удовлетворен решением исполнительного комитета, он может обратиться в народный суд, который должен был рассмот­реть вопрос в трехдневный срок на открытом заседании в присут­ствии заявителя и с вызовом председателя исполнительного ко­митета. Фактически этот закон не действовал. В реальности все избиратели включались в списки на основании данных паспорт­ных столов, а в случае неявки избирателя на выборы информация об этом доводилась до руководства его организации, профсоюз­ного комитета и т. д., где к нему впоследствии применялись санк­ции, обычно заключавшиеся в лишении каких-либо льгот. Совет­ский уголовный закон гарантировал защиту избирателя от всякой попытки давления, от попыток насилием, угрозами, обманом, подкупом воспрепятствовать избирателю в осуществлении изби­рательного права. Наконец, задаче обеспечения поголовного уча­стия всех избирателей в выборах подчинена вся организация вы­боров: назначение их на нерабочий день, максимальное прибли­жение избирательных участков к населению и т. п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: