double arrow

Высшие органы государственной власти СССР: Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, правительство СССР

Высшим органом государственной власти СССР являлся ВС СССР, избираемый на 4 года из числа граждан в возрасте от 32 лет, пользующихся избирательным правом.

ВС СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета На­циональностей. Советская двухпалатная система преследовала задачу обеспечить наряду с общими интересами трудящихся так­же особые, специфические интересы и нужды трудящихся раз­личных национальностей, в том числе и небольших по числен­ности. Этой задаче и подчинена структура обеих палат. Совет Союза избирался всеми избирателями по избирательным окру­гам из расчета один депутат на 300 тыс. человек населения. Со­вет Национальностей составлялся по следующим нормам, обес­печивающим самостоятельное представительство всех советских национальных образований: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области, 1 депутат от каждого национального округа. Принципами советской двухпалатной системы провозглашались одинаковый демократизм в способе образования обеих палат (обе палаты избирались на всеобщих выборах тайным голосованием) и равноправие обеих палат.

Все акты ВС СССР принимались с согласия обеих палат. В слу­чае разногласия между палатами вопрос должен был передаваться на разрешение Согласительной комиссии, образованной на пари­тетных началах. Если Согласительная комиссия не приходила к согласованному решению или если ее решение не удовлетворяло одну из палат, вопрос рассматривался вторично в палатах. При от­сутствии согласного решения двух палат Президиум ВС СССР распускал ВС СССР и назначал новые выборы. За 40 лет действия Конституции 1936 г. не было ни одного случая разногласий между палатами, не говоря уже о необходимости их роспуска. Более того, не было случая, чтобы кто-то голосовал против или воздержался. Голосование всегда было «единодушным».

Соблюдение этих принципов рассматривалось как гарантия полного и последовательного демократизма советской двухпа­латной системы.

ВС СССР, как орган всенародного представительства, яв­лялся носителем суверенитета советского народа и государства и сосредоточивал в своих руках всю законодательную власть Союза. Законы СССР мог издавать только ВС СССР. Он также образовывал и контролировал все высшие органы управления, правосудия, надзора за законностью. В этом выражалось одно из отличий советской системы от государственных систем, по­строенных на формальном «разделении властей». Исполнитель­ная и судебная власти формально были подчинены законода­тельной власти, а последняя полностью подчинялась высшему партийному руководству.

Полномочия ВС СССР: 1) издавал законы СССР, среди кото­рых особое значение имели законы о бюджете СССР и о народ­но-хозяйственном плане; 2) избирал Президиум ВС СССР, яв­лявшийся коллегиальным президентом Союза; 3) образовывал правительство СССР - Совет Министров СССР; 4) избирал Верховный суд СССР и назначал Генерального прокурора СССР; 5) осуществлял контроль над органами государственной власти, выражающийся в праве депутатского запроса, праве сме­щения всех высших должностных лиц государства[292]; 6) осуществ­лял любые другие акты высшей государственной власти, как то: ратификация важнейших договоров с иностранными государст­вами, объявление состояния войны и т. п.; 7) большинством в 2/3 голосов в каждой палате вносил изменения в Конституцию; 8) в лице каждой палаты устанавливал порядок своей работы, из­бирал органы палаты и т. д.

ВС СССР собирался на сессии два раза в год по созыву Президиума ВС СССР. Внеочередные сессии ВС созывались Президиумом ВС СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик. Сессии обеих палат начинались и заканчивались одновременно, т. е. в один и тот же день. Каж­дая палата утверждала свой порядок дня. По решению палат могли быть организованы и совместные заседания обеих палат, на которых по очереди председательствовали председатели па­лат.

Избрание Президиума ВС СССР, СМ, Верховного суда СССР, назначение прокурора (с 1946 г. Генерального прокуро­ра) СССР производилось на совместных заседаниях обеих па­лат. Каждая палата избирала своего председателя и двух замес­тителей председателя, мандатную комиссию, проверяющую правильность мандатов (доклад мандатной комиссии по данно­му вопросу представляется на утверждение палаты), комиссию законодательных предположений, задача которой — предвари­тельное рассмотрение и подготовка законопроектов, вносимых в ВС СССР, бюджетную комиссию (представляющую содоклад по бюджету) и комиссию по иностранным делам. Кроме того, каждая палата могла выбирать и временные редакционные ко­миссии по отдельным законопроектам. Право законодательной инициативы принадлежало обеим палатам в лице депутатов, комиссий палат, Президиуму ВС СССР, СМ СССР и т. д.[293]

Президиум ВС СССР. ВС на первой же сессии после выбо­ров избирал Президиум ВС. Президиум ВС сохранял свои пол­номочия вплоть до образования ВС нового созыва нового Пре­зидиума ВС СССР. Президиум ВС состоял из председателя, за­местителей председателя, по числу союзных республик, секретаря и 15 членов Президиума. Президиум ВС СССР, как уже указывалось, являлся советским коллегиальным президен­том. Однако он обладал рядом особенностей, резко отличаю­щих его от главы государства в других странах. Эти особенно­сти заключались в том, что Президиум ВС: а) был подотчетен ВС и нес перед ним ответственность за законность и целесооб­разность своих действий. Каждый член Президиума мог быть в любой момент смещен ВС; б) являлся коллегиальным прези­дентом в отличие от обычного единоличного главы подавляю­щего большинства стран; в) состоял только из депутатов ВС, причем в нем обеспечено представительство всех союзных рес­публик, крупнейших автономных республик, краев и областей; г) не имел права накладывать вето на решения ВС, а также пра­ва роспуска ВС СССР (роспуск мог иметь место лишь в одном из указанных выше случае и не зависел от усмотрения Прези­диума ВС СССР).

Президиум ВС СССР являлся постоянно работающим орга­ном власти в системе ВС СССР, осуществляющим высшую власть. Полномочия и характер деятельности Президиума ВС не могут быть поняты без учета тесной и непосредственной связи Президиума ВС с самим ВС. Вместе с тем Президиум ВС как орган, ответственный за свои действия, обладал в пределах своей компетенции самостоятельностью и инициативой. Само­стоятельность и ответственность Президиума ВС выражались, в частности, в том, что его акты (указы) не нуждались в скрепле­нии их подписями (контрассигновании) министров или Пред­седателя СМ СССР.

Президиум ВС СССР обладал полномочиями в следующих сферах: а) в области внешних сношений — назначение и отзыв политических представителей СССР, прием верительных и от­зывных грамот иностранных послов, ратификация и денонса­ция договоров; в период между сессиями ВС - объявление состояния войны, в случае военного нападения на СССР или необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявление общей и частичной мобилизации, военного положения, назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил СССР; б) в деле организации работы ВС — назначение выборов, созыв очередных и внеочередных сессий ВС, подписание Председате­лем и секретарем Президиума ВС законов, роспуск ВС СССР в указанном выше случае; в период между сессиям — и дача со­гласия на привлечение к ответственности или арест депутата ВС, а также устройство референдума; в) в области контроля над органами исполнительно-распорядительной власти — контроль над правительством, отмена постановлений СМ СССР и Сове­тов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону, заслушивание отчетов правительства и отдельных ве­домств, освобождение и назначение в период между сессиями, по представлению Председателя СМ, министров и членов пра­вительства; г) в деле издания в указном порядке общих норм, регулирующих неотложные вопросы государственной жизни, создание новых министерств, новых краев и областей и т. п. (указы группы «г», а также указы об освобождении от должно­сти и назначении членов правительства должны были вносить­ся Президиумом ВС на утверждение ВС); д) в качестве органа ВС СССР Президиум ВС давал толкование действующих зако­нов СССР, обязательные для всех государственных органов и граждан страны. Президиум ВС СССР учреждал медали СССР, устанавливал почетные звания СССР, воинские звания, дипло­матические ранги и другие специальные звания.

Президиум ВС СССР осуществлял также права принятия в гражданство, лишения гражданства, разрешения на выход из гражданства, награждения, помилования и т. п.

Хотя Президиум ВС и был формально коллегиальным гла­вой государства, фактически эти обязанности исполнял его Председатель, которого в зарубежных изданиях и средствах массовой информации обычно именовали президентом СССР. Подобная практика бытовала и в нашей стране, например Ка­линина часто называли всесоюзным старостой.

Правительство СССР. Высшим исполнительным и распоря­дительным органом государственной власти являлось прави­тельство СССР — СМ СССР. Правительство СССР образовы­валось ВС СССР на первой сессии после выборов: ВС поручал одному из своих членов, намеченному на пост Председателя СМ, представить ВС свои предложения о личном составе пра­вительства. ВС отдельно утверждает назначение каждого члена правительства, начиная с Председателя СМ. Члены правитель­ства могли и не быть депутатами ВС. СМ СССР состоял из Председателя СМ, заместителей Председателя СМ, министров и председателей комитетов, ведающих отдельными отраслями управления. При СМ имелись главные управления, комитеты, советы и другие центральные ведомства.

В соответствии с особенностями союзного устройства совет­ского государства министерства СССР делились на общесоюз­ные, ведающие отраслями управления, всецело отнесенными к компетенции Союза, и союзно-республиканские, ведающие от­раслями, составляющими совместную компетенцию Союза и союзных республик. К первой группе министерств относились преимущественно министерства, ведающие отраслями про­мышленности, играющими решающую роль в народном хозяй­стве, ко второй группе — общеполитические и административ­ные министерства (например, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство государственной безопасности, Министерство вооруженных сил, министерства финансов, юстиции и министерства, ведающие отраслями лег­кой промышленности и сельского хозяйства).

Правительство СССР было ответственно перед ВС СССР и Президиумом ВС СССР и им подотчетно. Эта..ответственность выражалась, в частности, в обязанности в трехдневный срок от­ветить на запрос депутата, обращенный к правительству в це­лом или к члену правительства. Постановления и распоряже­ния правительства СССР издавались на основании и во испол­нение законов и могли быть отменены Президиумом ВС СССР и ВС СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: