Основные направления правовой политики

В марте 1953 г. ВС СССР объявил амнистию для большого числа лиц, осужденных за политические и уголовные преступ­ления, политработников, хозяйственников и военных. Было прекращено следствие по «делу врачей», освобождены осужден­ные по «мингрельскому делу». Летом 1953 г. Берия был аресто­ван и в конце того же года как враг народа расстрелян. Реорга­низовывалась структура и обновлялись кадры в органах безо­пасности и внутренних дел. Началась реабилитация жертв политических репрессий и к 1956 г. было реабилитировано око­ло 16 тыс. человек.

После смерти Сталина его соратники, возложив венки к мо­гиле вождя, возложили на него и единоличную ответственность за нарушения законности, за всю репрессивную политику. Бы­ла произведена чистка кадров карательно-репрессивных орга­нов и осуществлены значительные кадровые перестановки и обновление в системе юстиции в целом. При этом большое внимание уделялось привлечению специалистов с юридиче­ским образованием.

30 августа 1954 г. СМ СССР и ЦК КПСС приняли поста­новление «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним образованием». В постановлении отмечались общие недостатки в подготовке кадров в учебных заведениях страны (недостаточный уровень подготовки в вузах, отсутствие учебников, неправильное рас­пределение молодых специалистов) и в деятельности тех мини­стерств и ведомств, в ведение которых направлялись молодые специалисты по распределению (представление необоснован­ных заявок, плохие жилищно-бытовые условия на местах, большая текучесть кадров молодых специалистов).

В ноябре 1954 г. управлением кадров Минюста был разрабо­тан план межведомственного распределения молодых специа­листов с высшим и средним юридическим образованием из предстоящего выпуска 1955 г. Коллегия согласилась с проектом плана.

В 1953 г. Министерство юстиции СССР организовало обсуж­дение предложения об изменении структуры судебной системы, в частности, о внесении изменений в структуру народных судов. Член Верховного суда УССР Тарасенко внес предложение заме­нить участковую систему и создать районные народные суды. Специально созданная комиссия изучила работу нескольких на­родных судов Москвы и пришла к выводу, что такое изменение целесообразно, так как позволяет вдвое сократить количество народных судей и укомплектовать суды более квалифицирован­ными кадрами, а экономия средств создает условия повышения заработной платы судьям. Комиссия представила проект струк­туры районного народного суда: в каждом районе организуется единый народный суд, а в городах, не имеющих районного де­ления, — единый городской народный суд. В каждом народном суде один из судей является председателем суда и утверждается сессией районного или городского Совета. В проекте определя­лись обязанности председателя и судей. Ввиду важности вопро­са проект был разослан в суды и органы юстиции союзных рес­публик для внесения возможных замечаний.

Было упразднено Особое совещание Министерства внутрен­них дел, некоторых специальных и транспортных судов и в свя­зи с этим расширены функции областных, краевых судов, Вер­ховных судов автономных и союзных республик. В их подсуд­ность переданы все дела о государственных преступлениях, совершенных гражданскими лицами, кроме дел о шпионаже, подсудных военным трибуналам. Для осуществления судебного надзора в составе названных судов образованы президиумы.

Были ликвидированы управления Министерства юстиции на местах, а их функции переданы краевым, областным судам, при этом возросла роль последних в отправлении социалистическо­го правосудия, в осуществлении контроля за работой судов и надзора за законностью и обоснованностью вступивших в силу приговоров, решений и определений.

Началась работа по подготовке новых кодексов РСФСР: Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского, Граж­данского процессуального, а также проектов Кодекса законов о труде и Закона о судоустройстве.

Одновременно с подготовкой кодексов развернулось их ши­рокое обсуждение на совещаниях работников суда, прокурату­ры, МВД в краях, областях, автономных республиках. В резуль­тате в министерство поступило более четырех тысяч предложе­ний, отражавших заинтересованность широкой общественности в совершенствовании будущего законодательства. Новый Уго­ловный кодекс РСФСР не выглядел слишком мягким, устанав­ливая максимальное наказание за тяжкие преступления в 10 лет и только за особо тяжкие — в пределах 15 лет лишения свободы. Характерно, что повсеместно при обсуждении проекта и населе­ние, и юристы, и ученые-правоведы сошлись в одном мне­нии • • необходимо усиление уголовной ответственности за опасные преступления.

В октябре 1960 г. ВС РСФСР принял новый Уголовный ко­декс РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного зако­нодательства. В том же году был принят Закон о судоустройст­ве РСФСР.

Кодификационная работа продолжалась. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства СССР. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодатель­ства о труде. Позже в республиках были приняты соответствую­щие кодексы, при этом минюсты республик вели работу по де­тализации предлагаемых союзным законодательством положе­ний основ применительно к конкретным условиям республики.

Много вопросов перед законодателями возникло и в связи с нововведениями в Гражданский кодекс. Советское гражданское законодательство регулирует имущественные отношения между организациями, между организациями и гражданами, равно как и имущественные отношения исключительно между граждана­ми, но действующий в то время Гражданский кодекс РСФСР, принятый в 1922 г., являлся законодательным закреплением имущественных отношений советского общества времен нэпа. Естественно, многие принципы и положения Кодекса не вы­держали проверки временем и после полного утверждения со­циалистических отношений в стране нуждались в изменениях. В первой половине 60-х гг. были приняты все вышеперечис­ленные кодексы.

На Министерство юстиции и его органы было возложено методическое руководство правовой работой в народном хо­зяйстве. Органам юстиции было дано право знакомиться с со­стоянием правовой работы в отраслевых министерствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в ис­полкомах местных советов народных депутатов, заслушивать сообщения представителей министерств и ведомств о состоя­нии данной работы. Эти меры также способствовали восста­новлению законности в стране и созданию предпосылок к по­строению правового государства, хотя в те годы об этом и не говорилось.

Высшим судебным органом оставался Верховный суд СССР. В 1957 г. он был лишен права неограниченного контроля в де­лах республиканских судов. Вся судебная система стала за не­которым исключением открытой и была приведена в соответст­вие с территориально-административным делением государст­ва. Участковые суды были ликвидированы, и созданы районные, городские и прочие суды. В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, которые были усовершенствованы в соответствии с требованиями нового по­литического режима. Были ликвидированы многие принципы, понятия и нормы террористического режима Сталина (напри­мер, «враг народа» и т. п.), введены нормы обязательного при­сутствия обвиняемого в суде, полное ознакомление с уголов­ным делом с помощью адвоката, запрещено прибегать к угро­зам и насилию в процессе дознания. Хотя судебная система оставалась подконтрольной исполнительной власти, она не­сколько приблизилась к мировым стандартам юстиции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: