В марте 1953 г. ВС СССР объявил амнистию для большого числа лиц, осужденных за политические и уголовные преступления, политработников, хозяйственников и военных. Было прекращено следствие по «делу врачей», освобождены осужденные по «мингрельскому делу». Летом 1953 г. Берия был арестован и в конце того же года как враг народа расстрелян. Реорганизовывалась структура и обновлялись кадры в органах безопасности и внутренних дел. Началась реабилитация жертв политических репрессий и к 1956 г. было реабилитировано около 16 тыс. человек.
После смерти Сталина его соратники, возложив венки к могиле вождя, возложили на него и единоличную ответственность за нарушения законности, за всю репрессивную политику. Была произведена чистка кадров карательно-репрессивных органов и осуществлены значительные кадровые перестановки и обновление в системе юстиции в целом. При этом большое внимание уделялось привлечению специалистов с юридическим образованием.
30 августа 1954 г. СМ СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним образованием». В постановлении отмечались общие недостатки в подготовке кадров в учебных заведениях страны (недостаточный уровень подготовки в вузах, отсутствие учебников, неправильное распределение молодых специалистов) и в деятельности тех министерств и ведомств, в ведение которых направлялись молодые специалисты по распределению (представление необоснованных заявок, плохие жилищно-бытовые условия на местах, большая текучесть кадров молодых специалистов).
|
|
В ноябре 1954 г. управлением кадров Минюста был разработан план межведомственного распределения молодых специалистов с высшим и средним юридическим образованием из предстоящего выпуска 1955 г. Коллегия согласилась с проектом плана.
В 1953 г. Министерство юстиции СССР организовало обсуждение предложения об изменении структуры судебной системы, в частности, о внесении изменений в структуру народных судов. Член Верховного суда УССР Тарасенко внес предложение заменить участковую систему и создать районные народные суды. Специально созданная комиссия изучила работу нескольких народных судов Москвы и пришла к выводу, что такое изменение целесообразно, так как позволяет вдвое сократить количество народных судей и укомплектовать суды более квалифицированными кадрами, а экономия средств создает условия повышения заработной платы судьям. Комиссия представила проект структуры районного народного суда: в каждом районе организуется единый народный суд, а в городах, не имеющих районного деления, — единый городской народный суд. В каждом народном суде один из судей является председателем суда и утверждается сессией районного или городского Совета. В проекте определялись обязанности председателя и судей. Ввиду важности вопроса проект был разослан в суды и органы юстиции союзных республик для внесения возможных замечаний.
|
|
Было упразднено Особое совещание Министерства внутренних дел, некоторых специальных и транспортных судов и в связи с этим расширены функции областных, краевых судов, Верховных судов автономных и союзных республик. В их подсудность переданы все дела о государственных преступлениях, совершенных гражданскими лицами, кроме дел о шпионаже, подсудных военным трибуналам. Для осуществления судебного надзора в составе названных судов образованы президиумы.
Были ликвидированы управления Министерства юстиции на местах, а их функции переданы краевым, областным судам, при этом возросла роль последних в отправлении социалистического правосудия, в осуществлении контроля за работой судов и надзора за законностью и обоснованностью вступивших в силу приговоров, решений и определений.
Началась работа по подготовке новых кодексов РСФСР: Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского, Гражданского процессуального, а также проектов Кодекса законов о труде и Закона о судоустройстве.
Одновременно с подготовкой кодексов развернулось их широкое обсуждение на совещаниях работников суда, прокуратуры, МВД в краях, областях, автономных республиках. В результате в министерство поступило более четырех тысяч предложений, отражавших заинтересованность широкой общественности в совершенствовании будущего законодательства. Новый Уголовный кодекс РСФСР не выглядел слишком мягким, устанавливая максимальное наказание за тяжкие преступления в 10 лет и только за особо тяжкие — в пределах 15 лет лишения свободы. Характерно, что повсеместно при обсуждении проекта и население, и юристы, и ученые-правоведы сошлись в одном мнении • • необходимо усиление уголовной ответственности за опасные преступления.
В октябре 1960 г. ВС РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства. В том же году был принят Закон о судоустройстве РСФСР.
Кодификационная работа продолжалась. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства СССР. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. Позже в республиках были приняты соответствующие кодексы, при этом минюсты республик вели работу по детализации предлагаемых союзным законодательством положений основ применительно к конкретным условиям республики.
Много вопросов перед законодателями возникло и в связи с нововведениями в Гражданский кодекс. Советское гражданское законодательство регулирует имущественные отношения между организациями, между организациями и гражданами, равно как и имущественные отношения исключительно между гражданами, но действующий в то время Гражданский кодекс РСФСР, принятый в 1922 г., являлся законодательным закреплением имущественных отношений советского общества времен нэпа. Естественно, многие принципы и положения Кодекса не выдержали проверки временем и после полного утверждения социалистических отношений в стране нуждались в изменениях. В первой половине 60-х гг. были приняты все вышеперечисленные кодексы.
На Министерство юстиции и его органы было возложено методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве. Органам юстиции было дано право знакомиться с состоянием правовой работы в отраслевых министерствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в исполкомах местных советов народных депутатов, заслушивать сообщения представителей министерств и ведомств о состоянии данной работы. Эти меры также способствовали восстановлению законности в стране и созданию предпосылок к построению правового государства, хотя в те годы об этом и не говорилось.
|
|
Высшим судебным органом оставался Верховный суд СССР. В 1957 г. он был лишен права неограниченного контроля в делах республиканских судов. Вся судебная система стала за некоторым исключением открытой и была приведена в соответствие с территориально-административным делением государства. Участковые суды были ликвидированы, и созданы районные, городские и прочие суды. В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, которые были усовершенствованы в соответствии с требованиями нового политического режима. Были ликвидированы многие принципы, понятия и нормы террористического режима Сталина (например, «враг народа» и т. п.), введены нормы обязательного присутствия обвиняемого в суде, полное ознакомление с уголовным делом с помощью адвоката, запрещено прибегать к угрозам и насилию в процессе дознания. Хотя судебная система оставалась подконтрольной исполнительной власти, она несколько приблизилась к мировым стандартам юстиции.