Правовое развитие

Конституция 1977 г.

В 1977 г. принята новая Конституция, ставшая преемницей предшествующих основных законов 1924 и 1936 гг. Главной от­личительной особенностью этой Конституции являлось зако­нодательное закрепление в 6-й статье руководящей и направ­ляющей роли Коммунистической партии, объявленной веду­щей силой общества.

Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма» и утверждала принци­пы общенародного государства. Однако в реальной действи­тельности социалистические народовластные идеалы не только не были в полной мере реализованы на практике, но, более то­го, не имелось и настоящих гарантий от реставрации капита­лизма. Наличие всего лишь основ развивающегося социализма при сохранении ряда негативных тенденций объясняет сложив­шуюся реальность, в которой Конституция расходилась с ре­альной политической практикой функционирования автори­тарно-номенклатурного политического режима.

В Конституции законодательные функции закреплялись за ВС СССР, состоявшим из палат Совета Союза и Совета На­циональностей. Он возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Со­веты являлись органами общего руководства, а непосредствен­ное управление осуществляли выборные исполнительные ко­митеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органа­ми МВД и т. д. При ВС был постоянно действующий орган — Президиум ВС СССР, который толковал законы, издавал ука­зы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифициро­вал мирные договоры.

Высшим исполнительным органом управления и исполни­тельной власти являлось правительство — СМ СССР, образуе­мый ВС очередного созыва. Центральными органами управле­ния являлись министерства и государственные комитеты, опи­равшиеся на свои структуры. Судебная система и прокуратура практически не изменились в сравнении с предшествующим порядком. В Основном законе признавалась роль обществен­ных организаций, в частности комсомола, профсоюзов, орга­нов народного контроля, трудовых коллективов. Все эти поли­тические субъекты должны были образовать советский социум, развивающийся в русле коммунистического самоуправления.

Однако вся эта стройная советская система дополнялась па­раллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая на практике зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум стали фактически не зако­нотворческими, а законоутверждающими и законопубликующими органами, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения. Депутаты Со­ветов всех уровней избирались на безальтернативной основе под контролем парткомов из числа заранее подобранных ими кандидатов. Хотя избирательная система была всеобщей, тай­ной, прямой и равной, она не обеспечивала реальной демокра­тии.

Характерной чертой политической жизни общества данного периода была интенсивная законотворческая работа, нашедшая выражение в новых законах, указах, а также многочисленных постановлениях ЦК КПСС и СМ СССР, которые в тот период имели силу нормативных актов.

Заметно возросла роль ВС СССР и его Президиума в законо­творческой работе. В разработке проектов законодательных ре­шений активно участвовал Минюст СССР. Для этой цели также был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства Министерства юстиции СССР.

В этот период, участвуя в законотворческой деятельности, Минюст подготавливал по поручениям вышестоящих органов и по собственной инициативе проекты законодательных актов, проекты постановлений СМ СССР, давал юридические заключе­ния по проектам важнейших нормативных актов, вносимым на рассмотрение правительства. Также министерство готовило про­екты планов работ по совершенствованию хозяйственного зако­нодательства, координировало разработку министерствами и ве­домствами СССР проектов ведомственных актов, оказывало им методическую помощь и осуществляло контроль над ней.

Для успешного осуществления законотворческой деятельно­сти Министерство юстиции СССР было наделено правом полу­чать от министерств и ведомств СССР и союзных республик, а также от научно-исследовательских учреждений и учебных за­ведений заключения по разрабатываемым министерством про­ектам законодательных актов, постановлений правительства и другим документам, а также привлекать для участия в работе, связанной с совершенствованием законодательства, специали­стов министерств, ведомств, научно-исследовательских учреж­дений и учебных заведений.

Участие в законотворчестве предъявляет к разработчикам проектов нормативных актов высокие требования: предложе­ния, вносимые по проекту, должны быть тщательно обоснованы, подкреплены изучением практики применения действую­щего законодательства, необходимыми экономическими, со­циологическими исследованиями, статистическими данными, должны учитывать перспективу развития соответствующих об­щественных отношений. Важные законопроекты публиковались в печати для широкого народного обсуждения. В выступлениях Брежнева формулировалась точка зрения, что в обобщенной, концентрированной форме советские законы выражают волю народа, основные направления политики партии и государства. Министерство юстиции СССР, его учреждения разработали большое число самых разных законопроектов. В частности, с его активным участием были подготовлены:

закон СССР «Обутверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (июль 1973);

постановление СМ СССР «Об утверждении Общего положения о все­союзном и республиканском промышленном объединениях» (март 1973); указ Президиума ВС СССР «Об усилении ответственности за загрязне­ние моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресур­сов моря» (февраль 1974); постановление СМ СССР «Об утверждении Положения о производственном объединении (комбинате)» (март 1974);

указ Президиума ВС СССР «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения трудовых споров» (май 1974); постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности доброволь­ных народных дружин по охране общественного порядка» (май 1974); за­коны СССР об утверждении указов «О порядке рассмотрения трудовых споров», «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дру­жин по охране общественного порядка» (июль 1974), «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» и «Об условиях тру­да временных рабочих и служащих» (декабрь 1974);

постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 25 июня 1975 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства»; по­становления СМ СССР «Об утверждении Положения о научно-производ­ственном объединении» (декабрь 1975), «О порядке частичного или полного запрещения использования водных объектов, имеющих особое государствен­ное значение либо особую научную или культурную ценность» (июнь 1976); указы Президиума ВС СССР «Об утверждении Консульского устава СССР» (июнь 1976), «Об утверждении Положения о материальной от­ветственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» (июль 1976); законы «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» (октябрь 1976);

постановление Президиума ВС СССР «О дальнейшем совершенство­вании деятельности товарищеских судов» (февраль 1977); законы СССР «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» (июнь 1977), «О внесении изменений в Основы земельного зако­нодательства Союза ССР и союзных республик», «О внесении изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союз­ных республик» (декабрь 1977), «О Совете Министров СССР», «О поряд­ке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР», «О выборах в Верховный Совет СССР» (июль 1978), «О дополни­тельных льготах по налогам для инвалидов Великой Отечественной вой­ны» (ноябрь 1978), «О статусе народных депутатов СССР», «О государ­ственном нотариате» (изменения — апрель 1979), «О народном контроле в СССР», «О Верховном Суде СССР», «О Прокуратуре СССР», «О госу­дарственном арбитраже в СССР», «Об адвокатуре в СССР» (ноябрь 1979);

указ Президиума ВС СССР «Об утверждении Положения о государ­ственном гербе Союза Советских Социалистических Республик» (март 1980); законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использо­вании животного мира» (июнь 1980); постановления СМ СССР «Об ут­верждении Правил рассмотрения хозяйственных споров государственны­ми арбитражами и Положения о Государственном арбитраже при Сове­те министров СССР» (июнь 1980), «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» (август 1980); Основы за­конодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (октябрь 1980); указы Президиума ВС СССР «О празд­ничных и памятных днях» (октябрь 1980), «Об очередности удовлетворе­ния требований о взыскании по исполнительным документам» и «О воз­мещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями го­сударственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» (май 1981);

Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик, закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (июнь 1981);

постановление СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании сотруд­ничества министерств и ведомств СССР, объединений, предприятий и ор­ганизаций с соответствующими органами, предприятиями и организация­ми других стран — членов СЭВ в области науки, техники и международ­ной специализации и кооперирования производства» (июль 1981); Положение о дисциплинарной ответственности судей военных трибуналов (февраль 1982).

Министра юстиции и видных ученых-правоведов часто при­глашали в высшие органы государственной власти с докладами и сообщениями по тематике разрабатываемых законов. Так, в мае 1971 г. министр юстиции СССР делал доклад на заседании Комиссии законодательных предположений палат ВС СССР о. правовой охране природы, на сессии ВС СССР в июле 1973 г. он выступил с докладом о проекте Закона о государственном нотариате СССР, заслушивался на сессии ВС СССР в связи с обсуждением Закона о гражданстве в СССР, который готовился с участием Минюста СССР.

Можно привести очень много примеров организационной ра­боты Министерства юстиции СССР в области правотворчества.

Принятие Конституции 1977 г. вызвало новый подъем зако­нотворческой деятельности. В декабре 1977 г. вышло постанов­ление Президиума ВС СССР «Об организации работы по при­ведению законодательства Союза ССР в соответствие с Кон­ституцией СССР». Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Во всех актах учитывались новые положения Конституции. В марте 1978 г. на расширенном заседании Коллегии обсуждал­ся вопрос о задачах органов юстиции и судов в работе по со­вершенствованию законодательства.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный ВС РСФСР.

Следует отметить, что министерства юстиции как союзное, так и республиканские, принимали активное участие в разви­тии законодательства союзных республик. Особо следует отме­тить такое направление работы, как консультирование по зако­нопроектам союзных республик, которое организовывалось в Президиуме ВС СССР. Консультативная группа, в состав кото­рой включались специалисты-практики и ученые, выносила ре­комендации по проектам республиканских законов на предмет их соответствия Конституции СССР и союзному законодатель­ству. К сожалению, к началу 90-х гг. эта практика была предана забвению.

Систематизация законодательства. Основой для успешной за­конотворческой работы является систематизация законодатель­ства. Министерство юстиции СССР с участием министерств и ведомств СССР проводило активную работу по систематизации и кодификации законодательства СССР, подготавливало пред­ложения по внесению в него изменений, составило и издало Собрание действующего законодательства СССР, принимало непосредственное участие в работе по подготовке Свода зако­нов СССР. Были подготовлены Примерные правила учета за­конодательства и судебной практики в судах, органах и учреж­дениях юстиции и Единый классификатор картотеки норматив­ных актов и судебной практики.

Учет нормативных актов. Необходимым условием квалифи­цированной подготовки нормативных актов является научно организованный постоянный учет нормативных правовых ак­тов. Без него невозможно осуществить справочно-информационную работу по законодательству, составление юридических заключений по проектам правовых актов, справок по действую­щему законодательству и т. д. Правильный учет законодатель­ства необходим для успешного применения права в повседнев­ной практической деятельности министерств и ведомств.

В Министерстве юстиции для ведения учета использовался наиболее удобный для практического использования предмет­но-отраслевой принцип карточного учета. Для его ведения был разработан специальный классификатор, построенный по от­раслям права, правовым институтам, отдельным проблемам.

Было разработано Положение о государственном учете нор­мативных актов СССР и союзных республик, утвержденное 18 марта 1977 г. приказом министра юстиции СССР. В Положе­нии сформулированы принципы, цели и порядок государствен­ного учета актов высших органов государственной власти и го­сударственного управления, а также нормативных актов мини­стерств и ведомств СССР. С 1 июля 1977 г. министерства и ведомства в обязательном порядке направляли акты для госуче­та в Научный центр правовой информации при ВНИИ совет­ского законодательства.

Систематические собрания законодательства. Для проведе­ния кодификационных работ на союзном и республиканском уровне составлялись систематические собрания действующего законодательства. Историческую аналогию можно провести с составлением Полного собрания законов и Свода законов в на­чале XIX в. комиссией Сперанского.

После принятия Конституции 1977 г. министерства юстиции республик возглавили работу по инкорпорации законодательст­ва: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. Тогда же утверждены Ме­тодические рекомендации об организации в центральных аппа­ратах министерств и ведомств СССР систематизированного учета и хранения ведомственных нормативных актов. В июне 1979 г. был издан сборник нормативных актов «Исполнение су­дебных решений». В октябре 1980т. Научно-консультативным советом при Минюсте СССР был обсужден проект'Методиче­ских рекомендаций о совершенствовании работы по упорядо­чению ведомственных нормативных актов.

Собрание действующего законодательства СССР. Решение приступить к изданию Собрания действующего законодательст­ва (СДЗ) СССР было принято в декабре 1970 г. постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об улучшении правовой работы в на­родном хозяйстве».

В мае 1972 г. прошло первое заседание Главной редакции Собрания действующего законодательства СССР, были одобре­ны основные принципы составления, порядок подготовки и его схема. Первый том СДЗ СССР был подписан в печать в декабре 1972 г., а в декабре 1977 г. издание в 52 томах было закончено.

В июне 1977 г. постановлением СМ СССР на Министерство юстиции СССР была возложена обязанность издавать дополне­ние к Собранию действующего законодательства СССР по мере принятия новых актов.

Свод законов СССР. Цель подготовки и издания Свода зако­нов — сделать законы более доступными для всех граждан, по­высить стабильность правопорядка. В разработке и формирова­нии СЗ участвовало более ста человек, подготовительная работа началась в 1977 г. и заняла 5 лет. К тому времени были опубли­кованы 52 тома Собрания действующих законодательных актов. Позже было принято решение издавать Свод на разъемных листах, 'как это делалось в европейских странах, а материалы разместить в 12 томах.

Было установлено, что Свод законов — это официальное из­дание, публикуемое на разъемных тетрадях и подлежащее ши­рокому распространению среди государственных органов, об­щественных организаций и отдельных граждан. В его состав во­шли Свод законов СССР и своды законов 15 союзных республик, строящиеся на основе единых принципов. Была ут­верждена схема Свода законов СССР и основные принципы формирования материалов Свода. Он включал семь разделов законодательства: об общественном и государственном устрой­стве; о социальном развитии, культуре и социально-экономи­ческих правах граждан; о рациональном использовании и охра­не природных ресурсов; о народном хозяйстве; о международ­ных отношениях и внешних экономических связях; об обороне страны и охране государственных границ; о правосудии, проку­рорском надзоре и охране правопорядка. Был одобрен перечень актов, подлежащих разработке для включения в Свод. Среди них немало актов, разработка которых планировалась впервые: законодательство об административных правонарушениях, о народном контроле, о государственном арбитраже, об охране атмосферного воздуха, об охране животного мира, о порядке проведения всенародного голосования (референдума) и многие другие. Далее необходимо было осуществлять практическую ра­боту по созданию кодификационных и других укрупненных ак­тов, а также актов, необходимых для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, непосредственно готовить разделы Свода. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Соответст­вующие своды должны были быть подготовлены в каждой со­юзной республике.

В процессе подготовки Свода законов проводилась большая теоретическая, научная работа. Были исследованы проблемы в области формы права, понятия и видов кодификационных ак­тов, соотношения общесоюзного и республиканского законода­тельства, критериев нормативности юридических предписаний, законодательной техники, логики правовой нормы и путей ее формализации, путей ликвидации множественности норматив­ных актов и т. п.

Министерство юстиции СССР и непосредственно подчи­ненный ему ВНИИ советского законодательства подготовили ряд методических материалов и пособий по практическим вопросам правотворчества, систематизации законодательства и законодательной техники.

Первый раздел Свода законов СССР «Законодательство об общественном и государственном строе» вышел из печати в ян­варе 1981 г., а всего было издано 11 томов, в 1984—1986 гг. был издан и СЗ РСФСР в 8 томах.

Правовая работа в народном хозяйстве.— это особый вид юридической и организационной практики. Она охватывает со­вокупность организационных, правовых, материально-техниче­ских действий, направленных на законное решение юридических вопросов компетентными государственными и общественными органами, а также должностными лицами: консультирование ру­ководства и других лиц по правовым вопросам; участием подго­товке и упорядочении нормативных актов; визирование доку­ментов правового характера, содействие выполнению правовыми и организационными средствами государственного народно-хозяйственного плана и договорных обязательств; защиту прав ра­ботников, прав и законных интересов предприятий, организа­ций, учреждений; обеспечение социалистической законности и государственной дисциплины, сохранности социалистической собственности; пропаганду советского законодательства и повы­шение правовой культуры на производстве.

Указанная деятельность в совокупности всех своих направ­лений и составляет правовую, юридическую работу. Правовая работа в народном хозяйстве рассматривается в качестве особой формы предварительного контроля за соблюдением законности, выступает как компетентная юридически профессиональная оценка правовой ситуации, возникшей в практике реализации правовых институтов, как особый механизм, направленный на достижение с помощью правовых средств и методов более высо­кой правовой культуры хозяйствования. Юрист на предпри­ятии, в учреждении, организации прежде всего защитник инте­ресов государства, а не отдельных хозяйственников.

Необходимо отметить, что понятие правовой работы в на­родном хозяйстве следует понимать расширительно: речь идет о правовой работе и в других сферах общественной и социальной жизни, например, в отраслях культурного строительства, здра­воохранения и т. п. Правовая работа - это единая деятель­ность, обеспечивающая применение норм всех отраслей права, включая трудовое, административное, финансовое, земельное, гражданско-процессуальное и др., в различных сферах социаль­но-экономической жизни общества.

Правовые управления, учрежденные в министерствах и на­правляемые Минюстом, играли немаловажную роль в совер­шенствовании руководства отраслями народного хозяйства.

Министерство юстиции осуществляло методическое руковод­ство правовой работой в народном хозяйстве, знакомилось с состоянием этой работы в министерствах, ведомствах, на пред­приятиях, в организациях и учреждениях, а также в исполни­тельных комитетах местных советов народных депутатов, заслу­шивало сообщения представителей министерств и ведомств о состоянии правовой работы; разрабатывало методические ука­зания и рекомендации по улучшению правовой работы. Мин­юст изучал и обобщал практику постановки правовой работы, распространял положительный опыт работы юридических отде­лов и юрисконсультов, принимал меры к повышению квалифи­кации работников этих отделов (юрисконсультов).

Было принято Общее положение о юридическом отделе, старшем юрисконсульте (юрисконсульте) министерств, ве­домств, предприятий, организаций, учреждений, подготовлен­ное Минюстом СССР. Органы Госарбитража рассматривали большое количество хозяйственных споров и за нарушения взыскивали огромные суммы штрафов. Заключение и исполне­ние хозяйственных договоров зависело от юридических служб. Министерство юстиции СССР активно содействовало созда­нию правовой службы практически во всех отраслевых мини­стерствах. Задачей органов юстиции было добиться такого по­ложения, чтобы ни одно предприятие промышленности или сельского хозяйства, ни одна строительная организация не ос­талась без юридического обслуживания и чтобы правовая рабо­та в них находилась на надлежащем уровне. В 1970—1982 гг. число юрисконсультов увеличилось до 50 тыс.

Правовое воспитание и правовая пропаганда. Широко извес­тен принцип: незнание закона не освобождает от обязанности соблюдать его и от ответственности за его нарушение. Известно также, что действенность закона зависит от уровня правовой культуры и правосознания. Уровень этот определяется прежде всего тем, насколько неукоснительно в своей повседневной деятельности соблюдают закон все государственные, в особен­ности правоохранительные органы, насколько эффективно пра­вовое образование и воспитание населения.

Любое важное дело в стране начиналось с благословения ЦК партии. Постановлением ЦК «О мерах по улучшению правового воспитания населения» руководство деятельностью государст­венных и общественных организаций по правовой пропаганде было возложено на Министерство юстиции СССР, при котором создали межведомственный Координационно-методический со­вет по правовой пропаганде. Работали также республиканские, областные, городские и районные координационно-методиче­ские советы. В правовое просвещение активно вовлекались пре­подаватели вузов, ученые, работники правоохранительных орга­нов. На базе юридических институтов и факультетов создавались школы молодых лекторов-юристов. За семь лет с 1970 г. число лекторов по правовой проблематике увеличилось на 40%. В 1977 г. в стране только по линии общества «Знание» было про­читано более 2 млн. лекций по вопросам государства и права.

Особое внимание уделялось системным формам правового образования. Почти во всех районах и городах работали народ­ные университеты правовых знаний. В 1977 г. в стране было 3535 таких университетов, в них занималось более 1 млн. слу­шателей на факультетах государственного строительства, со­циалистической законности, охраны общественного порядка, народных заседателей и членов товарищеских судов, народных контролеров, профсоюзного актива. Преподавали в универси­тетах квалифицированные кадры. Народные университеты пра­вовых знаний очень помогали в работе товарищеских судов, комиссий по трудовым спорам, народных дружин. Среди слу­шателей было немало активистов народного контроля и «Ком­сомольского прожектора».

Кампания была продуманной и целенаправленной, мас­штабной и комплексной, проводилась объединенными усилия­ми государства и общества при заинтересованности государст­вом и общественном контроле.

Нельзя в числах или процентах выразить вклад правового образования и воспитания в обеспечение общественного по­рядка. Но зависимость здесь прямая. Это подтверждает обыч­ная судебная статистика. Так, по сравнению с 1970 г. (начало массовой правовой пропаганды) число осужденных за хулиган­ство сократилось в 1977 г. почти в два раза: со 173 тыс. до 96 тыс. человек, а число осужденных за преступления против собственности осталось практически на одном и том же уровне.

Но не менее важен и другой аспект массовой работы по пра­вовому образованию и воспитанию. В ходе ее тысячи и тысячилюдей самых разных профессиональных, социальных и возрас­тных групп лучше, а порой и впервые, узнавали о своих конкрет­ных правах, постигали социальное и политическое назначение прав и свобод гражданина и человека. Узнавая или непосредст­венно сталкиваясь с конкретными фактами ущемления и нару­шения этих прав в реальной жизни, они лучше осознавали взаи­мосвязь и единство прав и обязанностей, открывали для себя лично конкретные возможности участия в общественно-полити­ческой жизни. Говоря образно - по ступенькам правовых зна­ний поднимались к осознанию своей причастности и ответствен­ности за положение дел в коллективе и в обществе. Призывая разное время с разной степенью искренности граждан к социаль­но-политической активности и личной ответственности, пар­тийно-государственные функционеры вряд ли сознавали этом, что призывают тем самым к импичменту командно-адми­нистративной системы управления, к своей исторической от­ставке.

Адвокатура. В соответствии с конституциями СССР и союз­ных республик основной задачей адвокатуры являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Адвокатура содействовала охране прав и законных интересен граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюде­нию и укреплению социалистической законности, воспитаниь граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинств) других лиц, к правилам социалистического общежития.

Министерство юстиции СССР осуществляло общее руковод­ство адвокатурой, которое заключалось, в частности, в контро­ле за соблюдением коллегиями адвокатов требований законода­тельства, в установлении порядка оплаты юридической помощи и условий оплаты труда адвокатов, издании инструкций и мето­дических рекомендаций по вопросам деятельности адвокатуры, установлении особенности порядка организации и деятельно­сти межтерриториальных и других коллегий адвокатов.

Министерства юстиции республик и их органы на местах устанавливали порядок оказания адвокатами юридической по­мощи, заслушивали сообщения о работе коллегий адвокатов и обобщали практику их работы, содействовали созданию усло­вий для успешной деятельности адвокатов, участвовали в работе по повышению их профессионального уровня, организовывали распространение положительного опыта работы президиумов коллегий, юридических консультаций и отдельных адвокатов.

Министерство юстиции СССР устанавливало порядок опла­ты юридической помощи и условия оплаты труда адвокатов по согласованию с Государственным комитетом СМ СССР по во­просам труда и заработной платы, ВЦСПС и министерством финансов СССР. Положение об оплате труда адвокатов утвер­ждено в апреле 1975 г. В августе 1977 г. утверждена Инструкция об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гра­жданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

В декабре 1975 г. были подготовлены Методические реко­мендации по организации работы юридических консультаций коллегий адвокатов.

В январе 1980 г. постановлением коллегии Министерства Юстиции СССР одобрен проект Примерного положения об ад­вокатуре союзной республики. На основе этого документа было принято Положение об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Организация работы нотариата. В функции Министерства юстиции СССР входила организация работы учреждений нота­риата, оно проверяло их деятельность и давало указания по ор­ганизации работы.

В феврале 1972 г. издана Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреж­дениям юстиции иностранных государств.

В июле 1973 г. на сессии ВС СССР был принят Закон о госу­дарственном нотариате СССР. В ноябре 1974 г. утверждены При­мерная инструкция о порядке совершения нотариальных дейст­вий исполнительными комитетами районных, городских, посел­ковых, сельских Советов депутатов трудящихся и Примерная инструкция о порядке совершения нотариальных действий госу­дарственными нотариальными конторами союзной республики.

Инструктивное письмо об оказании методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов депута­тов трудящихся в совершении ими нотариальных действий бы­ло разослано в апреле 1975 г. В декабре 1975 г. разослана Типо­вая инструкция по делопроизводству в государственных нота­риальных конторах. В марте 1977 г. разослано Методическое письмо о совершенствовании работы нотариальных контор по свидетельствованию верности копий документов.

В апреле 1980 г. разослано Практическое пособие для госу­дарственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности. Некоторые из вышепри­веденных документов сохраняли силу и десятилетия спустя.

Работа с кадрами. Согласно Положению Министерство юс­тиции СССР руководило работой с кадрами судов и подведом­ственных организаций и учреждений юстиции, организовывало переподготовку и повышение квалификации работников этих органов, учреждений и организаций, награждало достойных ра­ботников нагрудными значками и почетными грамотами и при­меняло другие виды поощрения, участвовало в разработке про­ектов государственных планов подготовки юридических кадров в стране, планов распределения молодых специалистов, окон­чивших юридические учебные заведения.

Была поставлена задача обеспечения потребности народного хозяйства и органов государственного управления в кадрах юридических работников путем увеличения приема студентов в вузы на юридические специальности. Министры юстиции со­юзных республик должны были проводить работу по изучению потребности в юридических кадрах во всех звеньях государст­венного и хозяйственного аппарата.

Кадровое обеспечение органов юстиции и судов в связи с характером их деятельности имеет свою специфику. Для разви­тия органов, учреждений юстиции и судов определяющими яв­ляются их цели и функции, закрепленные в законе, объективно существующий объем работы по выполнению каждой функции и прогнозируемые масштабы деятельности. Кроме того, необ­ходим анализ уже сложившейся кадровой ситуации и ее ретро­спективы, исследование реальных соотношений объема слу­жебной нагрузки и обеспечения системы кадрами. Министер­ством юстиции была введена обязательная, через пять лет, переподготовка судей и других юристов. Это поддерживало правовых работников на должном профессиональном уровне.

Приказом министра юстиции СССР от 31 января 1974 г. оп­ределялась типовая номенклатура должностей органов и учреж­дений юстиции и судов, подлежащих замещению специалиста­ми с высшим и средним специальным образованием. Были подготовлены методическое письмо «Об организации учебы юрисконсультов министерств и ведомств СССР» и инструктив­ное письмо «О стажировке выпускников высших учебных заве­дений в органах, учреждениях юстиции и судах».

С целью повышения профессионализма работников орга­нов, учреждений юстиции и судов в Москве был организован Всесоюзный институт усовершенствования работников юсти­ции (ВИУРЮ), в столицах союзных республик - постоянно действующие курсы повышения квалификации при министер­ствах юстиции.

В ноябре 1982 г. скончался Брежнев и его сменил председа­тель КГБ Андропов, который привычными и знакомыми ему методами попытался переломить негативные тенденции, обо­значившиеся в стране. Борьба за улучшение экономического положения, в котором явственно прослеживались элементы стагнации, началась с широкомасштабной кампании по наведе­нию элементарного порядка и производственной дисциплины, которая была фактически «нулевым циклом» реформ. На прак­тике борьба за дисциплину оборачивалась курьезами, когда ре­тивые начальники на местах, организовывали облавы на празд­ношатающихся по Москве.

Но в дверь стучалась проблема многоукладности экономики. Различные хозяйственные уклады уже давали о себе знать в ла­тентных формах в теневой экономике в СССР и в открытой экономике в восточноевропейских социалистических стра­нах — в сфере обслуживания и легкой промышленности. Анд­ропов осознавал, что в таких отраслях частный сектор полезен и эффективен, и размышлял о его возможностях в СССР. Он особенно интересовался шведской социал-демократической моделью экономики. В первую очередь его привлекала эффек­тивная система перераспределения национального дохода в пользу бедных и средних слоев населения, развитая система со­циальной защиты и роль в ней профсоюзов. Концепция «социального партнерства» с ее признанием частной собственности была для Андропова как коммуниста неприемлемой. Смысл андроповской модели реформы управления заключался в том, чтобы, сохраняя политические устои государства, постепенно вести дело к преобразованиям на основе экономических ре­форм, развития многоукладное™ экономики, введения рыноч­ных отношений под бдительным контролем государства, пресе­кающим казнокрадство и коррупцию.

Был принят ряд управленческих решений в совместных по­становлениях ЦК КПСС и СМ СССР о мерах по регулирова­нию развития отраслей промышленности на основе чисто эко­номических методов, о повышении роли трудовых коллективов. Андропов ставил задачу частично децентрализовать экономику, придать плановой системе менее директивно-административ­ный и менее всеобъемлющий характер. Для этого в ЦК КПСС был создан специальный Экономический отдел, и вокруг Анд­ропова стала складываться группа ученых и управленцев, гото­вивших разработки новых путей развития экономики.

От Андропова интеллигенция ожидала ослабления режима, однако цензура запретила ряд новых постановок театров. Это было связано во многом с тем, что идеологией занимались кон­серваторы - Черненко, Зимянин, Демичев. Андропов не стал форсировать политические реформы. На предложения ученых-консультантов ускорить демократизацию он не без оснований ответил: «Надо сначала накормить и одеть людей». Для этого прежде всего нужно было усовершенствовать конкретный меха­низм управления экономикой и всем обществом. При этом Ан­дропов рассматривал пути демократизации внутрипартийной жизни, которая оказалась полностью заформализованной. В то же время в конце 1983 г. в стране были приняты более жесткие указы Президиума ВС СССР об усилении ответственности за антисоветскую, антигосударственную деятельность.

Андропов провел также умеренную и осторожную чистку партаппарата и государственного аппарата, включая органы безопасности. За 15 месяцев его правления было сменено 18 ми­нистров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, яв­лявшихся политическими губернаторами на местах. Это перепу­гало старую политическую элиту, боявшуюся перемен и потери руководящих постов. Однако она знала о тяжелом состоянии здоровья Андропова и готовилась к реваншу.

В марте 1984 г. умер Андропов, не оставив политического за­вещания. Консервативное большинство Политбюро ЦК во главе с маршалом Устиновым настояло на избрании новым Генераль­ным секретарем ЦК КПСС Черненко, профессионального пар­тийного управленца, длительное время заведовавшего Общим отделом ЦК. Возобновились практически все процессы, которые были характерны для последнего периода правления Брежнева.

В конце 1984 г. по сложившейся в партии традиции от име­ни Черненко была опубликована накануне нового XXVII съезда КПСС программная статья с характерным названием «На уро­вень требований развитого социализма. Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС». В этом доку­менте подчеркивалось, что, прежде чем решать задачи комму­нистического строительства, надо пройти длительный исто­рический этап развитого социализма. Это было запоздалое за­вуалированное признание очевидного для всех факта, что в принципе до развитого социализма в СССР еще тоже далеко. Признавалось столь же очевидное отставание СССР от запад­ных стран по производительности труда, и ставилась задача по решению этой проблемы в обозримом будущем. В документе заявлялось, что всего этого можно достичь при активизации политических и идеологических методов руководства партией.

В начале 1985 г. жизнь Черненко была на исходе. В беседе с Громыко он советовался о добровольном уходе с политической арены, не дожидаясь своей смерти, но не получил его согласия. Больного генсека пытались безнравственно эксплуатировать в политических целях. На всю страну по телевидению показали, как смертельно больной Черненко, поддерживаемый Гриши­ным, голосует на избирательном участке. Общество узнало о действительном состоянии Черненко, увидело, что у руля стра­ны стоит человек, физически не способный к работе.

Государственная партия с ее бюрократическим аппаратом, построенным на принципах авторитаризма и бюрократизма, ие­рархии и дисциплины, не нуждалась в личностном факторе. Система допускала Личность только во главе государства и пар­тии, и то при условии, если она отвечала ее требованиям. Все ос­тальные должны были быть винтиками и шурупчиками в механизме, вне власти и управления. Дальнейшая эволюция управ­ленческой системы была уже невозможна, и наступила ее самая настоящая стагнация и загнивание. Перестройка управления стала одной из самых главных задач, стоящих перед обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: