Конституция 1977 г.
В 1977 г. принята новая Конституция, ставшая преемницей предшествующих основных законов 1924 и 1936 гг. Главной отличительной особенностью этой Конституции являлось законодательное закрепление в 6-й статье руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, объявленной ведущей силой общества.
Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма» и утверждала принципы общенародного государства. Однако в реальной действительности социалистические народовластные идеалы не только не были в полной мере реализованы на практике, но, более того, не имелось и настоящих гарантий от реставрации капитализма. Наличие всего лишь основ развивающегося социализма при сохранении ряда негативных тенденций объясняет сложившуюся реальность, в которой Конституция расходилась с реальной политической практикой функционирования авторитарно-номенклатурного политического режима.
В Конституции законодательные функции закреплялись за ВС СССР, состоявшим из палат Совета Союза и Совета Национальностей. Он возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредственное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органами МВД и т. д. При ВС был постоянно действующий орган — Президиум ВС СССР, который толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.
Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство — СМ СССР, образуемый ВС очередного созыва. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры. Судебная система и прокуратура практически не изменились в сравнении с предшествующим порядком. В Основном законе признавалась роль общественных организаций, в частности комсомола, профсоюзов, органов народного контроля, трудовых коллективов. Все эти политические субъекты должны были образовать советский социум, развивающийся в русле коммунистического самоуправления.
Однако вся эта стройная советская система дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая на практике зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум стали фактически не законотворческими, а законоутверждающими и законопубликующими органами, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения. Депутаты Советов всех уровней избирались на безальтернативной основе под контролем парткомов из числа заранее подобранных ими кандидатов. Хотя избирательная система была всеобщей, тайной, прямой и равной, она не обеспечивала реальной демократии.
Характерной чертой политической жизни общества данного периода была интенсивная законотворческая работа, нашедшая выражение в новых законах, указах, а также многочисленных постановлениях ЦК КПСС и СМ СССР, которые в тот период имели силу нормативных актов.
Заметно возросла роль ВС СССР и его Президиума в законотворческой работе. В разработке проектов законодательных решений активно участвовал Минюст СССР. Для этой цели также был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства Министерства юстиции СССР.
В этот период, участвуя в законотворческой деятельности, Минюст подготавливал по поручениям вышестоящих органов и по собственной инициативе проекты законодательных актов, проекты постановлений СМ СССР, давал юридические заключения по проектам важнейших нормативных актов, вносимым на рассмотрение правительства. Также министерство готовило проекты планов работ по совершенствованию хозяйственного законодательства, координировало разработку министерствами и ведомствами СССР проектов ведомственных актов, оказывало им методическую помощь и осуществляло контроль над ней.
Для успешного осуществления законотворческой деятельности Министерство юстиции СССР было наделено правом получать от министерств и ведомств СССР и союзных республик, а также от научно-исследовательских учреждений и учебных заведений заключения по разрабатываемым министерством проектам законодательных актов, постановлений правительства и другим документам, а также привлекать для участия в работе, связанной с совершенствованием законодательства, специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.
Участие в законотворчестве предъявляет к разработчикам проектов нормативных актов высокие требования: предложения, вносимые по проекту, должны быть тщательно обоснованы, подкреплены изучением практики применения действующего законодательства, необходимыми экономическими, социологическими исследованиями, статистическими данными, должны учитывать перспективу развития соответствующих общественных отношений. Важные законопроекты публиковались в печати для широкого народного обсуждения. В выступлениях Брежнева формулировалась точка зрения, что в обобщенной, концентрированной форме советские законы выражают волю народа, основные направления политики партии и государства. Министерство юстиции СССР, его учреждения разработали большое число самых разных законопроектов. В частности, с его активным участием были подготовлены:
закон СССР «Обутверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (июль 1973);
постановление СМ СССР «Об утверждении Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленном объединениях» (март 1973); указ Президиума ВС СССР «Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» (февраль 1974); постановление СМ СССР «Об утверждении Положения о производственном объединении (комбинате)» (март 1974);
указ Президиума ВС СССР «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения трудовых споров» (май 1974); постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» (май 1974); законы СССР об утверждении указов «О порядке рассмотрения трудовых споров», «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» (июль 1974), «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» и «Об условиях труда временных рабочих и служащих» (декабрь 1974);
постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 25 июня 1975 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства»; постановления СМ СССР «Об утверждении Положения о научно-производственном объединении» (декабрь 1975), «О порядке частичного или полного запрещения использования водных объектов, имеющих особое государственное значение либо особую научную или культурную ценность» (июнь 1976); указы Президиума ВС СССР «Об утверждении Консульского устава СССР» (июнь 1976), «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» (июль 1976); законы «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» (октябрь 1976);
постановление Президиума ВС СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности товарищеских судов» (февраль 1977); законы СССР «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» (июнь 1977), «О внесении изменений в Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», «О внесении изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» (декабрь 1977), «О Совете Министров СССР», «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР», «О выборах в Верховный Совет СССР» (июль 1978), «О дополнительных льготах по налогам для инвалидов Великой Отечественной войны» (ноябрь 1978), «О статусе народных депутатов СССР», «О государственном нотариате» (изменения — апрель 1979), «О народном контроле в СССР», «О Верховном Суде СССР», «О Прокуратуре СССР», «О государственном арбитраже в СССР», «Об адвокатуре в СССР» (ноябрь 1979);
указ Президиума ВС СССР «Об утверждении Положения о государственном гербе Союза Советских Социалистических Республик» (март 1980); законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира» (июнь 1980); постановления СМ СССР «Об утверждении Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами и Положения о Государственном арбитраже при Совете министров СССР» (июнь 1980), «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» (август 1980); Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (октябрь 1980); указы Президиума ВС СССР «О праздничных и памятных днях» (октябрь 1980), «Об очередности удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам» и «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» (май 1981);
Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (июнь 1981);
постановление СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании сотрудничества министерств и ведомств СССР, объединений, предприятий и организаций с соответствующими органами, предприятиями и организациями других стран — членов СЭВ в области науки, техники и международной специализации и кооперирования производства» (июль 1981); Положение о дисциплинарной ответственности судей военных трибуналов (февраль 1982).
Министра юстиции и видных ученых-правоведов часто приглашали в высшие органы государственной власти с докладами и сообщениями по тематике разрабатываемых законов. Так, в мае 1971 г. министр юстиции СССР делал доклад на заседании Комиссии законодательных предположений палат ВС СССР о. правовой охране природы, на сессии ВС СССР в июле 1973 г. он выступил с докладом о проекте Закона о государственном нотариате СССР, заслушивался на сессии ВС СССР в связи с обсуждением Закона о гражданстве в СССР, который готовился с участием Минюста СССР.
Можно привести очень много примеров организационной работы Министерства юстиции СССР в области правотворчества.
Принятие Конституции 1977 г. вызвало новый подъем законотворческой деятельности. В декабре 1977 г. вышло постановление Президиума ВС СССР «Об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР». Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Во всех актах учитывались новые положения Конституции. В марте 1978 г. на расширенном заседании Коллегии обсуждался вопрос о задачах органов юстиции и судов в работе по совершенствованию законодательства.
В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный ВС РСФСР.
Следует отметить, что министерства юстиции как союзное, так и республиканские, принимали активное участие в развитии законодательства союзных республик. Особо следует отметить такое направление работы, как консультирование по законопроектам союзных республик, которое организовывалось в Президиуме ВС СССР. Консультативная группа, в состав которой включались специалисты-практики и ученые, выносила рекомендации по проектам республиканских законов на предмет их соответствия Конституции СССР и союзному законодательству. К сожалению, к началу 90-х гг. эта практика была предана забвению.
Систематизация законодательства. Основой для успешной законотворческой работы является систематизация законодательства. Министерство юстиции СССР с участием министерств и ведомств СССР проводило активную работу по систематизации и кодификации законодательства СССР, подготавливало предложения по внесению в него изменений, составило и издало Собрание действующего законодательства СССР, принимало непосредственное участие в работе по подготовке Свода законов СССР. Были подготовлены Примерные правила учета законодательства и судебной практики в судах, органах и учреждениях юстиции и Единый классификатор картотеки нормативных актов и судебной практики.
Учет нормативных актов. Необходимым условием квалифицированной подготовки нормативных актов является научно организованный постоянный учет нормативных правовых актов. Без него невозможно осуществить справочно-информационную работу по законодательству, составление юридических заключений по проектам правовых актов, справок по действующему законодательству и т. д. Правильный учет законодательства необходим для успешного применения права в повседневной практической деятельности министерств и ведомств.
В Министерстве юстиции для ведения учета использовался наиболее удобный для практического использования предметно-отраслевой принцип карточного учета. Для его ведения был разработан специальный классификатор, построенный по отраслям права, правовым институтам, отдельным проблемам.
Было разработано Положение о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик, утвержденное 18 марта 1977 г. приказом министра юстиции СССР. В Положении сформулированы принципы, цели и порядок государственного учета актов высших органов государственной власти и государственного управления, а также нормативных актов министерств и ведомств СССР. С 1 июля 1977 г. министерства и ведомства в обязательном порядке направляли акты для госучета в Научный центр правовой информации при ВНИИ советского законодательства.
Систематические собрания законодательства. Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском уровне составлялись систематические собрания действующего законодательства. Историческую аналогию можно провести с составлением Полного собрания законов и Свода законов в начале XIX в. комиссией Сперанского.
После принятия Конституции 1977 г. министерства юстиции республик возглавили работу по инкорпорации законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. Тогда же утверждены Методические рекомендации об организации в центральных аппаратах министерств и ведомств СССР систематизированного учета и хранения ведомственных нормативных актов. В июне 1979 г. был издан сборник нормативных актов «Исполнение судебных решений». В октябре 1980т. Научно-консультативным советом при Минюсте СССР был обсужден проект'Методических рекомендаций о совершенствовании работы по упорядочению ведомственных нормативных актов.
Собрание действующего законодательства СССР. Решение приступить к изданию Собрания действующего законодательства (СДЗ) СССР было принято в декабре 1970 г. постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве».
В мае 1972 г. прошло первое заседание Главной редакции Собрания действующего законодательства СССР, были одобрены основные принципы составления, порядок подготовки и его схема. Первый том СДЗ СССР был подписан в печать в декабре 1972 г., а в декабре 1977 г. издание в 52 томах было закончено.
В июне 1977 г. постановлением СМ СССР на Министерство юстиции СССР была возложена обязанность издавать дополнение к Собранию действующего законодательства СССР по мере принятия новых актов.
Свод законов СССР. Цель подготовки и издания Свода законов — сделать законы более доступными для всех граждан, повысить стабильность правопорядка. В разработке и формировании СЗ участвовало более ста человек, подготовительная работа началась в 1977 г. и заняла 5 лет. К тому времени были опубликованы 52 тома Собрания действующих законодательных актов. Позже было принято решение издавать Свод на разъемных листах, 'как это делалось в европейских странах, а материалы разместить в 12 томах.
Было установлено, что Свод законов — это официальное издание, публикуемое на разъемных тетрадях и подлежащее широкому распространению среди государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан. В его состав вошли Свод законов СССР и своды законов 15 союзных республик, строящиеся на основе единых принципов. Была утверждена схема Свода законов СССР и основные принципы формирования материалов Свода. Он включал семь разделов законодательства: об общественном и государственном устройстве; о социальном развитии, культуре и социально-экономических правах граждан; о рациональном использовании и охране природных ресурсов; о народном хозяйстве; о международных отношениях и внешних экономических связях; об обороне страны и охране государственных границ; о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Был одобрен перечень актов, подлежащих разработке для включения в Свод. Среди них немало актов, разработка которых планировалась впервые: законодательство об административных правонарушениях, о народном контроле, о государственном арбитраже, об охране атмосферного воздуха, об охране животного мира, о порядке проведения всенародного голосования (референдума) и многие другие. Далее необходимо было осуществлять практическую работу по созданию кодификационных и других укрупненных актов, а также актов, необходимых для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, непосредственно готовить разделы Свода. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Соответствующие своды должны были быть подготовлены в каждой союзной республике.
В процессе подготовки Свода законов проводилась большая теоретическая, научная работа. Были исследованы проблемы в области формы права, понятия и видов кодификационных актов, соотношения общесоюзного и республиканского законодательства, критериев нормативности юридических предписаний, законодательной техники, логики правовой нормы и путей ее формализации, путей ликвидации множественности нормативных актов и т. п.
Министерство юстиции СССР и непосредственно подчиненный ему ВНИИ советского законодательства подготовили ряд методических материалов и пособий по практическим вопросам правотворчества, систематизации законодательства и законодательной техники.
Первый раздел Свода законов СССР «Законодательство об общественном и государственном строе» вышел из печати в январе 1981 г., а всего было издано 11 томов, в 1984—1986 гг. был издан и СЗ РСФСР в 8 томах.
Правовая работа в народном хозяйстве.— это особый вид юридической и организационной практики. Она охватывает совокупность организационных, правовых, материально-технических действий, направленных на законное решение юридических вопросов компетентными государственными и общественными органами, а также должностными лицами: консультирование руководства и других лиц по правовым вопросам; участием подготовке и упорядочении нормативных актов; визирование документов правового характера, содействие выполнению правовыми и организационными средствами государственного народно-хозяйственного плана и договорных обязательств; защиту прав работников, прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений; обеспечение социалистической законности и государственной дисциплины, сохранности социалистической собственности; пропаганду советского законодательства и повышение правовой культуры на производстве.
Указанная деятельность в совокупности всех своих направлений и составляет правовую, юридическую работу. Правовая работа в народном хозяйстве рассматривается в качестве особой формы предварительного контроля за соблюдением законности, выступает как компетентная юридически профессиональная оценка правовой ситуации, возникшей в практике реализации правовых институтов, как особый механизм, направленный на достижение с помощью правовых средств и методов более высокой правовой культуры хозяйствования. Юрист на предприятии, в учреждении, организации прежде всего защитник интересов государства, а не отдельных хозяйственников.
Необходимо отметить, что понятие правовой работы в народном хозяйстве следует понимать расширительно: речь идет о правовой работе и в других сферах общественной и социальной жизни, например, в отраслях культурного строительства, здравоохранения и т. п. Правовая работа - это единая деятельность, обеспечивающая применение норм всех отраслей права, включая трудовое, административное, финансовое, земельное, гражданско-процессуальное и др., в различных сферах социально-экономической жизни общества.
Правовые управления, учрежденные в министерствах и направляемые Минюстом, играли немаловажную роль в совершенствовании руководства отраслями народного хозяйства.
Министерство юстиции осуществляло методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве, знакомилось с состоянием этой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в исполнительных комитетах местных советов народных депутатов, заслушивало сообщения представителей министерств и ведомств о состоянии правовой работы; разрабатывало методические указания и рекомендации по улучшению правовой работы. Минюст изучал и обобщал практику постановки правовой работы, распространял положительный опыт работы юридических отделов и юрисконсультов, принимал меры к повышению квалификации работников этих отделов (юрисконсультов).
Было принято Общее положение о юридическом отделе, старшем юрисконсульте (юрисконсульте) министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, подготовленное Минюстом СССР. Органы Госарбитража рассматривали большое количество хозяйственных споров и за нарушения взыскивали огромные суммы штрафов. Заключение и исполнение хозяйственных договоров зависело от юридических служб. Министерство юстиции СССР активно содействовало созданию правовой службы практически во всех отраслевых министерствах. Задачей органов юстиции было добиться такого положения, чтобы ни одно предприятие промышленности или сельского хозяйства, ни одна строительная организация не осталась без юридического обслуживания и чтобы правовая работа в них находилась на надлежащем уровне. В 1970—1982 гг. число юрисконсультов увеличилось до 50 тыс.
Правовое воспитание и правовая пропаганда. Широко известен принцип: незнание закона не освобождает от обязанности соблюдать его и от ответственности за его нарушение. Известно также, что действенность закона зависит от уровня правовой культуры и правосознания. Уровень этот определяется прежде всего тем, насколько неукоснительно в своей повседневной деятельности соблюдают закон все государственные, в особенности правоохранительные органы, насколько эффективно правовое образование и воспитание населения.
Любое важное дело в стране начиналось с благословения ЦК партии. Постановлением ЦК «О мерах по улучшению правового воспитания населения» руководство деятельностью государственных и общественных организаций по правовой пропаганде было возложено на Министерство юстиции СССР, при котором создали межведомственный Координационно-методический совет по правовой пропаганде. Работали также республиканские, областные, городские и районные координационно-методические советы. В правовое просвещение активно вовлекались преподаватели вузов, ученые, работники правоохранительных органов. На базе юридических институтов и факультетов создавались школы молодых лекторов-юристов. За семь лет с 1970 г. число лекторов по правовой проблематике увеличилось на 40%. В 1977 г. в стране только по линии общества «Знание» было прочитано более 2 млн. лекций по вопросам государства и права.
Особое внимание уделялось системным формам правового образования. Почти во всех районах и городах работали народные университеты правовых знаний. В 1977 г. в стране было 3535 таких университетов, в них занималось более 1 млн. слушателей на факультетах государственного строительства, социалистической законности, охраны общественного порядка, народных заседателей и членов товарищеских судов, народных контролеров, профсоюзного актива. Преподавали в университетах квалифицированные кадры. Народные университеты правовых знаний очень помогали в работе товарищеских судов, комиссий по трудовым спорам, народных дружин. Среди слушателей было немало активистов народного контроля и «Комсомольского прожектора».
Кампания была продуманной и целенаправленной, масштабной и комплексной, проводилась объединенными усилиями государства и общества при заинтересованности государством и общественном контроле.
Нельзя в числах или процентах выразить вклад правового образования и воспитания в обеспечение общественного порядка. Но зависимость здесь прямая. Это подтверждает обычная судебная статистика. Так, по сравнению с 1970 г. (начало массовой правовой пропаганды) число осужденных за хулиганство сократилось в 1977 г. почти в два раза: со 173 тыс. до 96 тыс. человек, а число осужденных за преступления против собственности осталось практически на одном и том же уровне.
Но не менее важен и другой аспект массовой работы по правовому образованию и воспитанию. В ходе ее тысячи и тысячилюдей самых разных профессиональных, социальных и возрастных групп лучше, а порой и впервые, узнавали о своих конкретных правах, постигали социальное и политическое назначение прав и свобод гражданина и человека. Узнавая или непосредственно сталкиваясь с конкретными фактами ущемления и нарушения этих прав в реальной жизни, они лучше осознавали взаимосвязь и единство прав и обязанностей, открывали для себя лично конкретные возможности участия в общественно-политической жизни. Говоря образно - по ступенькам правовых знаний поднимались к осознанию своей причастности и ответственности за положение дел в коллективе и в обществе. Призывая разное время с разной степенью искренности граждан к социально-политической активности и личной ответственности, партийно-государственные функционеры вряд ли сознавали этом, что призывают тем самым к импичменту командно-административной системы управления, к своей исторической отставке.
Адвокатура. В соответствии с конституциями СССР и союзных республик основной задачей адвокатуры являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям.
Адвокатура содействовала охране прав и законных интересен граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитаниь граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинств) других лиц, к правилам социалистического общежития.
Министерство юстиции СССР осуществляло общее руководство адвокатурой, которое заключалось, в частности, в контроле за соблюдением коллегиями адвокатов требований законодательства, в установлении порядка оплаты юридической помощи и условий оплаты труда адвокатов, издании инструкций и методических рекомендаций по вопросам деятельности адвокатуры, установлении особенности порядка организации и деятельности межтерриториальных и других коллегий адвокатов.
Министерства юстиции республик и их органы на местах устанавливали порядок оказания адвокатами юридической помощи, заслушивали сообщения о работе коллегий адвокатов и обобщали практику их работы, содействовали созданию условий для успешной деятельности адвокатов, участвовали в работе по повышению их профессионального уровня, организовывали распространение положительного опыта работы президиумов коллегий, юридических консультаций и отдельных адвокатов.
Министерство юстиции СССР устанавливало порядок оплаты юридической помощи и условия оплаты труда адвокатов по согласованию с Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы, ВЦСПС и министерством финансов СССР. Положение об оплате труда адвокатов утверждено в апреле 1975 г. В августе 1977 г. утверждена Инструкция об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
В декабре 1975 г. были подготовлены Методические рекомендации по организации работы юридических консультаций коллегий адвокатов.
В январе 1980 г. постановлением коллегии Министерства Юстиции СССР одобрен проект Примерного положения об адвокатуре союзной республики. На основе этого документа было принято Положение об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.
Организация работы нотариата. В функции Министерства юстиции СССР входила организация работы учреждений нотариата, оно проверяло их деятельность и давало указания по организации работы.
В феврале 1972 г. издана Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств.
В июле 1973 г. на сессии ВС СССР был принят Закон о государственном нотариате СССР. В ноябре 1974 г. утверждены Примерная инструкция о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся и Примерная инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами союзной республики.
Инструктивное письмо об оказании методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся в совершении ими нотариальных действий было разослано в апреле 1975 г. В декабре 1975 г. разослана Типовая инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах. В марте 1977 г. разослано Методическое письмо о совершенствовании работы нотариальных контор по свидетельствованию верности копий документов.
В апреле 1980 г. разослано Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности. Некоторые из вышеприведенных документов сохраняли силу и десятилетия спустя.
Работа с кадрами. Согласно Положению Министерство юстиции СССР руководило работой с кадрами судов и подведомственных организаций и учреждений юстиции, организовывало переподготовку и повышение квалификации работников этих органов, учреждений и организаций, награждало достойных работников нагрудными значками и почетными грамотами и применяло другие виды поощрения, участвовало в разработке проектов государственных планов подготовки юридических кадров в стране, планов распределения молодых специалистов, окончивших юридические учебные заведения.
Была поставлена задача обеспечения потребности народного хозяйства и органов государственного управления в кадрах юридических работников путем увеличения приема студентов в вузы на юридические специальности. Министры юстиции союзных республик должны были проводить работу по изучению потребности в юридических кадрах во всех звеньях государственного и хозяйственного аппарата.
Кадровое обеспечение органов юстиции и судов в связи с характером их деятельности имеет свою специфику. Для развития органов, учреждений юстиции и судов определяющими являются их цели и функции, закрепленные в законе, объективно существующий объем работы по выполнению каждой функции и прогнозируемые масштабы деятельности. Кроме того, необходим анализ уже сложившейся кадровой ситуации и ее ретроспективы, исследование реальных соотношений объема служебной нагрузки и обеспечения системы кадрами. Министерством юстиции была введена обязательная, через пять лет, переподготовка судей и других юристов. Это поддерживало правовых работников на должном профессиональном уровне.
Приказом министра юстиции СССР от 31 января 1974 г. определялась типовая номенклатура должностей органов и учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием. Были подготовлены методическое письмо «Об организации учебы юрисконсультов министерств и ведомств СССР» и инструктивное письмо «О стажировке выпускников высших учебных заведений в органах, учреждениях юстиции и судах».
С целью повышения профессионализма работников органов, учреждений юстиции и судов в Москве был организован Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции (ВИУРЮ), в столицах союзных республик - постоянно действующие курсы повышения квалификации при министерствах юстиции.
В ноябре 1982 г. скончался Брежнев и его сменил председатель КГБ Андропов, который привычными и знакомыми ему методами попытался переломить негативные тенденции, обозначившиеся в стране. Борьба за улучшение экономического положения, в котором явственно прослеживались элементы стагнации, началась с широкомасштабной кампании по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины, которая была фактически «нулевым циклом» реформ. На практике борьба за дисциплину оборачивалась курьезами, когда ретивые начальники на местах, организовывали облавы на праздношатающихся по Москве.
Но в дверь стучалась проблема многоукладности экономики. Различные хозяйственные уклады уже давали о себе знать в латентных формах в теневой экономике в СССР и в открытой экономике в восточноевропейских социалистических странах — в сфере обслуживания и легкой промышленности. Андропов осознавал, что в таких отраслях частный сектор полезен и эффективен, и размышлял о его возможностях в СССР. Он особенно интересовался шведской социал-демократической моделью экономики. В первую очередь его привлекала эффективная система перераспределения национального дохода в пользу бедных и средних слоев населения, развитая система социальной защиты и роль в ней профсоюзов. Концепция «социального партнерства» с ее признанием частной собственности была для Андропова как коммуниста неприемлемой. Смысл андроповской модели реформы управления заключался в том, чтобы, сохраняя политические устои государства, постепенно вести дело к преобразованиям на основе экономических реформ, развития многоукладное™ экономики, введения рыночных отношений под бдительным контролем государства, пресекающим казнокрадство и коррупцию.
Был принят ряд управленческих решений в совместных постановлениях ЦК КПСС и СМ СССР о мерах по регулированию развития отраслей промышленности на основе чисто экономических методов, о повышении роли трудовых коллективов. Андропов ставил задачу частично децентрализовать экономику, придать плановой системе менее директивно-административный и менее всеобъемлющий характер. Для этого в ЦК КПСС был создан специальный Экономический отдел, и вокруг Андропова стала складываться группа ученых и управленцев, готовивших разработки новых путей развития экономики.
От Андропова интеллигенция ожидала ослабления режима, однако цензура запретила ряд новых постановок театров. Это было связано во многом с тем, что идеологией занимались консерваторы - Черненко, Зимянин, Демичев. Андропов не стал форсировать политические реформы. На предложения ученых-консультантов ускорить демократизацию он не без оснований ответил: «Надо сначала накормить и одеть людей». Для этого прежде всего нужно было усовершенствовать конкретный механизм управления экономикой и всем обществом. При этом Андропов рассматривал пути демократизации внутрипартийной жизни, которая оказалась полностью заформализованной. В то же время в конце 1983 г. в стране были приняты более жесткие указы Президиума ВС СССР об усилении ответственности за антисоветскую, антигосударственную деятельность.
Андропов провел также умеренную и осторожную чистку партаппарата и государственного аппарата, включая органы безопасности. За 15 месяцев его правления было сменено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, являвшихся политическими губернаторами на местах. Это перепугало старую политическую элиту, боявшуюся перемен и потери руководящих постов. Однако она знала о тяжелом состоянии здоровья Андропова и готовилась к реваншу.
В марте 1984 г. умер Андропов, не оставив политического завещания. Консервативное большинство Политбюро ЦК во главе с маршалом Устиновым настояло на избрании новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Черненко, профессионального партийного управленца, длительное время заведовавшего Общим отделом ЦК. Возобновились практически все процессы, которые были характерны для последнего периода правления Брежнева.
В конце 1984 г. по сложившейся в партии традиции от имени Черненко была опубликована накануне нового XXVII съезда КПСС программная статья с характерным названием «На уровень требований развитого социализма. Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС». В этом документе подчеркивалось, что, прежде чем решать задачи коммунистического строительства, надо пройти длительный исторический этап развитого социализма. Это было запоздалое завуалированное признание очевидного для всех факта, что в принципе до развитого социализма в СССР еще тоже далеко. Признавалось столь же очевидное отставание СССР от западных стран по производительности труда, и ставилась задача по решению этой проблемы в обозримом будущем. В документе заявлялось, что всего этого можно достичь при активизации политических и идеологических методов руководства партией.
В начале 1985 г. жизнь Черненко была на исходе. В беседе с Громыко он советовался о добровольном уходе с политической арены, не дожидаясь своей смерти, но не получил его согласия. Больного генсека пытались безнравственно эксплуатировать в политических целях. На всю страну по телевидению показали, как смертельно больной Черненко, поддерживаемый Гришиным, голосует на избирательном участке. Общество узнало о действительном состоянии Черненко, увидело, что у руля страны стоит человек, физически не способный к работе.
Государственная партия с ее бюрократическим аппаратом, построенным на принципах авторитаризма и бюрократизма, иерархии и дисциплины, не нуждалась в личностном факторе. Система допускала Личность только во главе государства и партии, и то при условии, если она отвечала ее требованиям. Все остальные должны были быть винтиками и шурупчиками в механизме, вне власти и управления. Дальнейшая эволюция управленческой системы была уже невозможна, и наступила ее самая настоящая стагнация и загнивание. Перестройка управления стала одной из самых главных задач, стоящих перед обществом.