Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Средневековая китайско-конфуцианская цивилизация




I. Формирование основ средневекового китайского общества и государства:

II в. до н.э. - VI в. н.э.

1. Период Хань: конец II в. до н.э. – III в. н.э.

2. Период Троецарствия: 220–280 гг. н.э.

3. Период Южных и Западных царств: IV – VI вв.

II. Расцвет средневековой китайско-конфуцианской цивилизации: конец VI- XIII вв.

1. Период правления династии Суй: 581–618 гг. (столица – Лоян)

2. Период правления династии Тан: 618–907 гг. (столицы – Лоян, Чанъань, Тайюань)

3. Период Междуцарствия: 907 – 960 гг.

4. Период правления династии Сун: 960 – 1280 гг.:

А) период Северных Сун: 960-1127 гг. (столица – Кайфын);

Б) период Южных Сун: 1127-1280 гг. (столица – Ханчжоу)

III. Закат средневековой цивилизации: конец XIII – начало XX вв.

1. Период монгольской династии Юань: 1280-1368 гг. (столица – Пекин)

2. Период правления династии Мин: 1368-1644 гг. (столица – Пекин)

3. Период правления династии Цин: 1644-1911 гг. (столица – Пекин)

Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью империи Цзинь (III – IV вв.)

Цикл подъёма, обеспеченного мощью Ханьской государственности, возвестившей эру добродетельного правления и установившей относительный социальный мир и ослабление центробежных тенденций в стране, давно канул в Лету. В эпоху наступившего упадка один дворцовый переворот следовал за другим. На смену отшумевшей крестьянской войне, разрушившей обессиленную раздорами Ханьскую империю, пришла губительная для общества междоусобная борьба между ханьскими полководцами и предводителями крупных армий.

Эти внутренние войны разорили хозяйство Китая и обезлюдили страну. За столетие численность населения сократилась с 50-60 до 16-17 млн. Пришла в упадок ирригационная система. Источники свидетельствуют о частых наводнениях и других стихийных бедствиях, а также о голоде, поражавшем целые области. В связи с уменьшением площади обрабатываемых земель и запустением сёл резко сократилось общественное производство. Города были разграблены и сожжены, торговая деятельность почти прекратилась.

Китай надолго погрузился в пучину анархии и хаоса, превративших страну в огромное пепелище. Усмиритель восстания «Жёлтых повязок», талантливый полководец и искусный дипломат Цао Цао в 216 г. объединил под своей властью северную часть бывшей империи в бассейнах рек Хуанхэ и Хуайхэ. А в 220 г. его сын Цао Пэй низложил последнего ханьского императора и провозгласил себя главой новой династии Вэй (со столицей в Лояне). Одновременно на юго-западе – в Сычуани – и на юго-востоке – в низовьях Янцзы – возникли ещё два самостоятельных государства – Шу и У. Начался период Троецарствия (220-280 гг.).




Вэйский правитель Цао Пэй вёл успешные войны с кочевниками, а также со своими политическими соперниками. Основу усиления могущества Вэй создали реформы, проведённые ещё Цао Цао. Учитывая условия разоренной страны, он отменил подушную подать и снял недоимки. Недостаток рабочей силы был компенсирован путём создания так называемых «военных поселений» в пограничных и внутренних районах, известных ещё со времени Ханьской династии. За поселениями были закреплены крестьяне-переселенцы и рабы. Военные поселения, ставшие средством восстановления сельского хозяйства и обеспечения армии продовольствием, дали возможность упрочить власть, подавить восстания и вести успешные войны с другими царствами. К 60-м гг. Вэй превратилось в самую развитую часть страны с самыми сильными военными, которым принадлежало около 80% земли.

Достойным соперником царства Вэй стало царство Шу, созданное на юго-западе, в верховьях Янцзы, со столицей в Чэнду. Во главе его встал отпрыск ханьского императорского дома Лю Бэй. Но более всего прославился в Шу Чжугэ Лян – искусный военачальник и мудрый политик. Именно по его инициативе в Шу, как и в государстве Вэй, много внимания уделялось организации сельского хозяйства и совершенствованию военного дела. Со смертью Чжугэ Ляна распри в правящих кругах ослабили Шу, свели на нет все начинания, и скоро царство Шу было присоединено к государству Вэй.

Царство У было основано Сунь Цюанем со столицей в районе современного Нанкина. Отгороженное от севера Янцзы, оно долгое время стояло в стороне от междоусобной борьбы. Земли там были мало освоены. Редкое население занималось главным образом подсечно-огневым земледелием. В эпоху нестабильности широким потоком сюда направлялись уроженцы Севера. Они принесли развитую сельскохозяйственную культуру, прежде всего плужное земледелие и пахоту на волах. Всё это способствовало расширению запашки, росту урожайности риса и других культур.



Таким образом, основатели всех трёх государств пытались организовать управление по имперским образцам: поддерживать представление о сакральности правителя, сохранять названия имперских правительств, учреждений, соответствующий ритуал, церемониал и т.д. Но их власть приближалась скорее к военной диктатуре, нежели к прежним нормативам. Режим жёсткой личной власти опирался прежде всего на армии. Причём, армии, подчинённые непосредственно правителям. Появление такого рода «личных» армий – характерное явление этой эпохи перемен. На первый план вышли военные, военная функция стала ведущей в политической жизни распавшейся Ханьской империи. Это было значительным отступлением от нормы, поскольку военные всегда считались в Китае людьми далеко не первого сорта: «Из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идёт в солдаты».

Произошли глубокие структурные изменения и на уровне местной власти. Длительные внутренние войны привели к тому, что вместо имперской чиновной администрации преобладающее положение на местах захватили военные и политические вожди из провинциальной элиты. Сохранившие же позиции главы областей и округов также обзавелись собственными войсками и часто присваивали все собираемые с населения налоги.

Опора на армию, на группировку связанных с правителем личными узами людей вместе с ростом регионализма на местах порождали характерную для всех трёх царств непрочность режимов. Главной тенденцией в политической жизни Китая в период Троецарствия, приведшей к нестабильности, стало обострение противоречий внутри военно-политической верхушки общества. Губительное для судеб страны противостояние внутри каждого из трёх государств дополнялось постоянными войнами между ними. Сначала, в 263 году, северяне завоевали государство Шу. Затем, в 280 г., ими было окончательно покорено и царство У. Политическая власть в самом царстве Вэй ещё в 249 г. фактически перешла в руки могущественного рода Сыма. Один из его представителей Сыма Чжао объявил себя цзиньским ваном, после смерти которого его сын Сыма Янь низложил правителя царства Вэй и занял престол, назвав свою династию Цзинь. В 280 г., с завоеванием царства У, на смену Троецарствию пришёл период, известный в традиционной историографии как Западная Цзинь (265-316 гг.).

Заняв трон, Сыма Янь предпринял ряд мер, направленных на централизацию страны. Прежде всего, чтобы укрепить собственную власть, он обратился к традиционному и испытанному средству – раздаче уделов в провинциях во владение своим ближайшим родственникам, надеясь на их поддержку. Хозяева уделов свободно распоряжались на своей территории как экономическими ресурсами, так и войском. В их ведении был выбор местных чиновников и управление гражданскими и военными делами. Ещё при жизни Сыма Яня удельные властители стремились ко всё большей самостоятельности, но видимость единой центральной власти ещё сохранялась. В этих условиях власть искала средства своего усиления, и в первую очередь – укрепления финансового положения. Между тем в деревне хозяйничали «сильные дома». Воинам своих отрядов, а также домашней страже главы «сильных домов» предоставляли небольшие участки земли. Бездомных, разорённых и пришлых, называемых в источниках «гостями», они также «сажали на землю», превращая их в зависимых, связанных с хозяином рентными отношениями. Казна всё более лишалась доходов. «Сильные дома» захватили огромные пространства земли. Возвышение крупных землевладельцев грозило новым расчленением страны.

В 280 г. Сыма Янь издал указ о надельной системе, послужившей образцом для правителей последующих веков. В условиях, когда перед неокрепшей властью встала извечная проблема, как упорядочить отношения с подданными, восстановить стабильность в обществе, укрепить структуру власти, действия молодого государства были направлены прежде всего на организацию производства, сулившего казне регулярное поступление доходов. Сыма Янь в первую очередь приступил к реформам, направленным на оптимальное соединение незанятых рабочих рук и бесхозной заброшенной земли.

Рассматривая все обрабатываемые земли как казённый фонд, согласно установлению 280 г. власти предоставили каждому трудоспособному возможность получить надел при условии выполнения повинностей в пользу казны. Так, на трудоспособного мужчину в расцвете сил и лет полагался земельный участок в 120 му (1 му примерно равен 0,06 га), из них 50 му подлежало обложению налогом в пользу казны, а урожаем с остальной части надела пользовался сам возделыватель поля. Трудоспособная женщина получала 50 му, из которых 30 му подлежало обложению.

Основной трудовой единицей считались мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет. Они могли претендовать на полный семейный надел. Крестьяне в возрасте 13-15 и 61-65 лет пользовались наделом лишь в половинном размере. С каждого двора, если главой был совершеннолетний мужчина, кроме налога полагалось взимать ежегодно три штуки шёлковой ткани и три весовые меры шёлковой ваты. Кроме того, крестьяне должны были отработать на казённых работах до 30 дней в году.

Несомненно, что указ о введении надельной системы был направлен на то, чтобы добиться обработки запустелых земель и обеспечить регулярный доход казне; подорвать позиции частного землевладения «сильных домов» и предоставить всему населению страны возможность получить землю от государства на выгодных условиях. В начале правления новой династии интересы централизации власти требовали именно этого. Однако, неизвестно, насколько широко указ 280 г. был проведён в жизнь, но очевидно, что степень упорядоченности аграрных отношений в Китае III в., полностью зависимом от силы и крепости новой государственной структуры, нельзя преувеличивать. Даже из текста самого эдикта о надельной системе (дошедшего до нас в «Истории династии Цзинь») следует, что создать оптимальный вариант сочетания интересов казны и землевладельцев удалось лишь в центре, откуда и начиналось, по конфуцианским представлениям, упорядочение пространства Поднебесной. На местах, особенно в пограничных районах, по мере удаления от императорского двора всё труднее становилось контролировать подданных, и соответственно норма налогообложения там была меньше. Тем самым в провинции создавались более льготные условия, стимулирующие подъём заброшенных земель.

Надельная система предусматривала также упорядочение отношений казны с чиновниками. Цзиньский правитель провозгласил предоставление им в качестве вознаграждения за службу «должностных наделов», доходы от которых шли в их пользу. Размеры этих земельных наделов зависели от ранга и занимаемой должности (составляли от 1 тыс. до 5 тыс. му) и выдавались на время службы. Фактически эти земли были отданы в кормление чиновникам, регламентировать коих было крайне сложно. В данном случае реформа оказалась, видимо, мёрворождённой.

Несмотря на провозглашение аграрной реформы, стабилизация в стране не наступала. По-прежнему шла борьба за власть и престол, порождая конфликты между центральной властью и владельцами уделов. Одновременно росло народное возмущение. Отряды повстанцев нападали на усадьбы «сильных домов», чиновников, вторгались в городские поселения. Со смертью Сыма Яня в 290 г. началось соперничество между его родственниками, что вылилось в «мятеж восьми ванов». Междоусобица, продолжавшаяся почти 15 лет (291-306), окончательно подорвала силы империи Западная Цзинь. Китай оказался незащищённым перед нашествием кочевников, чья власть на Севере крепла с каждым днём.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 736; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10547 - | 7321 - или читать все...

Читайте также:

  1. Античная цивилизация
  2. Атеизм – принадлежность цивилизованного человека, поскольку цивилизация есть «бренные останки» угасшей культуры»
  3. В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
  4. Гл а в а 1. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИСТОРИЯ
  5. Глоссарий. Лекция № 5. Евроатлантическая цивилизация: от «Общества благоденствия» к неоконсервативной революции
  6. Градостроительство эгейской цивилизации. Эгейская цивилизация возникла у народов, населявших материковую Грецию, острова Эгейского моря и побережья Малой Азии. Благоприятные природные условия
  7. Данные о сохранившихся параллельных цивилизациях на Земле
  8. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ. Наивысшего расцвета китайская средневековая культура достигла в VII–XIII веках во времена образования двух крупных государств – Тан (618–907) и Сун
  9. Древ няя Восточная цивилизация и ее характерные черты
  10. Древнейшая цивилизация в долине Инда
  11. Древнейшая цивилизация в долине Инда. Природная среда формирования цивилизаций в Южной Азии
  12. Древнеримская цивилизация морская цивилизация


 

18.208.186.19 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.