double arrow

По первой проблеме


Вопросы

-- В чём сущность "чёрного тупика"?

-- Почему надежды на НЭП в области быстрого построения современной промышленности не оправдались?

-- На что рассчитывали в 20-х годах 20 в. элиты сопредельных стран по отношению к СССР и почему?

Проблемы и решения

То, что было в наличии, принципиально не могло обеспечить страну необходимой промышленной продукцией и в нужных количествах.

Почти всё население неграмотно, а для современной промышленности нужно не просто грамотное население, а большое количество инженеров, т.е. людей с высшим образованием.

Отсюда сразу две цели, которые необходимо было достичь в кратчайшие сроки.

Во-первых, построить промышленность.

Во-вторых, решить проблему поголовной грамотности и в кратчайшие сроки.

Ставка на "революционный энтузиазм" ещё в двадцатые годы показала свою полную никчёмность.

Всё элементарно! Нет средств - нет и промышленности. Никаким энтузиазмом отсутствие средств на постройку предприятий это не решается. На всём своём шибко не разгуляешься. Люди, итак работали на пределе своих человеческих возможностей.

Отсюда следствие - надо добыть эти средства.

Где?

"Заграница" не даёт - надежда на неё была, и привлекались инвесторы, но... результат был крайне мизерный. Иностранные инвестиции были в десятки раз меньше необходимых. Капиталисты принципиально не хотели помогать своим же кровным врагам.

Остаются только внутренние резервы.

Какие?

Только товарное зерно. Но...

Если поступить так, как поступило при этом царское правительство (изымало зерно через налоги вплоть до "голодного минимума") грянет такая гражданская война, что предыдущая просто милым междусобойчиком покажется.

В той, реальной первой гражданской войне крестьянство массово поддержало Советскую власть только потому, что она давала ГАРАНТИЮ на невозврат прежних порядков.

Отсюда следствие - необходимо было сделать ставку на, как ныне выражаются, "прорывные технологии".

Какие именно в то время были прорывные технологии?

Элементарно!

Механизация сельского хозяйства, позволяла резко повысить производительность труда и высвободить огромное количество рабочих рук. Но - см. "Чёрный Тупик".

Вывод: остаётся только технология организационная - коллективизация.

Давно известно, что индивидуальное, кустарное производство, по своей эффективности ни в какое сравнение не идёт с производством промышленным, с производством, где используются все преимущества разделения труда и поточного производства.

Это и была та самая лазейка, которую НАДО БЫЛО использовать.

Ведь уже на том уровне технологий обработки земли, коллективизация давала хоть и небольшой, но существенный, по сравнению с предыдущим состоянием, прирост производительности труда. Этот самый прирост и был использован для получения дополнительного количества зерна, которое было продано всё тем же капиталистам на Западе. За деньги, полученные от этой продажи, были куплены ЗАВОДЫ и сельхозтехника, а не как сейчас делают наши "высокоэффективные собственники" (и как бы сделали, естественно, любые капиталисты всех времён и народов), яхты, футбольные клубы, дворцы и прочая дребедень.




При коллективизации высвободились рабочие руки на селе (более эффективное хозяйство, по сравнению с единоличным "фермерским", которое было до коллективизации). Эти рабочие руки тут же были востребованы на строящихся заводах в городах. Тех, что закупили за рубежом.

На тех самых купленных заводах, в первую очередь были произведены ТРАКТОРЫ и прочая сельскохозяйственная техника, которая уже в конце тридцатых дала такой рост производства зерна, который никому и ныне в самых радужных снах не приснится.

Ликвидация безграмотности и культурная революция

По началу ликвидация безграмотности шла в рамках общей кампании "ликбеза". По всей стране создавались бесплатные школы, в которых наряду с детьми учились читать и писать неграмотные взрослые. А таких взрослых - не умеющих читать и писать в стране, - было большинство. Но простого умения рабочих читать и писать для современной промышленности было крайне недостаточно. Необходимы были гораздо более образованные карды - высококвалифицированные рабочие и инженеры. А это без нормального среднего образования получить было невозможно.



Поэтому при предприятиях образуются вечерние школы и "рабочие факультеры" - рабфаки. Их цель - повышение образовательного уровня рабочих и крестьян до необходимого уровня. Также рабфаки служили необходимой ступенькой для талантливой молодёжи, выходцев из рабочих и крестьянских семей, для поступления в высшие учебные заведения. Так как по идеологическим причинам образование в стране было сделано общедоступным (т.к. бесплатным), то в короткие сроки вузы наполнились огромным количеством выходцев из рабоче-крестьянской среды. Эти выходцы и составили основную массу будущего слоя инженеров и высококвалифицированных рабочих в 30-е годы.

Но даже этого количества было недостаточно. Поэтому, было принято последовательно два постановления. Первое - 31 августа 1925 г. был принят Декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения (т.е. получения всем населением уровня образования равного уровню церковно-приходской школы царских времён).

Второе - введение всеобщего обязательного бесплатного обучения (14 августа 1930 г.) (среднее образование). Данной меры не было к тому времени ни в одной стране в мире.

В короткий исторически срок (несколько лет) практически всё население страны стало грамотным. Это породило ещё одно явление, которое с великим удивлением отмечали все гости приезжающие из капстран - огромное количество читающей публики. Читали везде в парках, на улицах, в трамваях. Причём читали книги.

Страна стремительно самообразовывалась и повышала свой культурный уровень. Этому также способствовала политика увеличения книгопечатания. Массовым тиражом издавались учебники, произведения искусства и литературы. Всё это продавалось по ценам широкодоступным. Во всех городах учреждались массовые библиотеки и читальные залы (в деревнях они получили название избы-читальни).

Но для того, чтобы отсечь от народа издание недоброкачественной литературы ещё 6 июня 1922 года была определена компетенция Главлита - специального органа по надзору за всей печатной продукцией страны.

Главлит стал цензурным органом, обязанным осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за враждебными выпадами против марксизма и культурной революции, за пропагандой религиозного и национального фанатизма, распространением ложных сведений и порнографии.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: