Тестирование № 2.
Тестирование №1.
Общая информация
Тестовые задания
И.В. Агаркова-Лях
по учебной дисциплине «История туризма»
для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
профессионального направления подготовки
6.020107 – туризм
Cевастополь 2008
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией Севастопольского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета имени В.И. Вернадского от 15.05.2008 г., протокол №5.
Cодержание
Общая информация…………………………………………………… 4
Вопросы тестирования №1…………………………………………… 5
Вопросы тестирования №2……………………………………………22
Вопросы тестирования №3……………………………………………34
Критерии оценивания знаний по результатам тестирования……….44
Тестированиепредставляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений студентов в области теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тесты включают в себя вопросы, содержащиеся в программе учебной дисциплины «История туризма», которые выносятся на контроль.
В течение семестра по учебной дисциплине «История туризма» проводится три тестирования на семинарских занятиях. Каждый тест содержит 10 вопросов, восемь из которых представляют собой закрытые вопросы (с наличием вариантов ответов), два – открытые вопросы (без вариантов ответов; на эти вопросы студенту необходимо ответить самостоятельно). Каждый закрытый вопрос содержит только один правильный ответ.
Тесты сгруппированы по следующим темам:
Тема 1. «История туризма» как наука и учебная дисциплина. Основные понятия дисциплины
Тема 2. Путешествия в первобытном и древнем мире. Путешествия эпохи античности: Древняя Греция и Древний Рим
Тема 3. Путешествия и географические открытия Средневековья (V в. – первая пол. XV в.)
Тема 4. Эпоха Великих географических открытий (вторая пол. XV в. – XVI в.)
Тема 5. Развитие мирового туризма в XVII – первой пол. XX вв.
Тема 6. Первые путешественники Древней Руси. Развитие туризма в Российской империи
Тестирование № 3.
Тема 7. Развитие туризма в СССР (1917 – 1991 гг.)
Тема 8. Развитие туризма на Украине и в странах СНГ
Тема 9. Международные туристские организации и конференции
Тема 10.Развитие мирового туризма во второй пол. ХХ – начале ХХI вв.
Тема 1.«История туризма» как наука и учебная дисциплина. Основные понятия дисциплины
Закрытые вопросы:
1.Что такое путешествие:
а) Общее понятие, обозначающее перемещение людей в пространстве и времени;
б) Частный случай перемещений людей в пространстве и времени;
в) Перемещение людей в пространстве, связанное с родом их деятельности;
г) Установившийся веками образ жизни людей?
2.Людей каких профессий можно назвать путешественниками по роду их деятельности:
а) Футболистов, волейболистов, гимнастов;
б) Артистов, певцов, актеров;
в) Моряков, проводников, стюардесс, дальнобойщиков;
г) Учителей, врачей?
3.От какого выражения произошло слово «туризм»:
а) «Длинный тур»;
б) «Великий тур»;
в) «Долгий тур»;
г) «Познавательный тур»?
4.Что такое туризм:
а) Общее понятие, обозначающее перемещение людей в пространстве и времени;
б) Частный случай путешествий, означающий перемещение людей в пространстве и времени;
в) Частный случай путешествий, характеризуемый рядом признаков;
г) Общее понятие, характеризующееся рядом признаков?
5.Дайте классическое определение туризма:
а) Временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую местность в пределах своей страны или в другую страну в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях;
б) Временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую местность в пределах своей страны или в другую страну в свободное время для отдыха и получения удовольствия, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте;
в) Временное перемещение людей в другую местность в пределах своей страны или в другую страну в свободное время для отдыха и получения удовольствия, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, с занятием оплачиваемой работой в посещаемом месте;
г) Временное перемещение людей в пределах своей страны или в другую страну без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте?
6.Перечислите признаки туризма:
а) Перемещение в достаточно короткие промежутки времени; изменение места постоянного или обычного проживания; пребывание в другом месте не должно быть местом постоянного или длительного проживания; цели туризма;
б) Перемещение в достаточно короткие промежутки времени; изменение места постоянного или обычного проживания; пребывание в другом месте не должно быть местом постоянного или длительного проживания; цели туризма; оплата труда должна производиться из источника, находящегося в посещаемом месте;
в) Перемещение в достаточно короткие промежутки времени; изменение места постоянного или обычного проживания; пребывание в другом месте не должно быть местом постоянного или длительного проживания; цели туризма; оплата труда не должна производиться из источника, находящегося в посещаемом месте;
г) Изменение места постоянного или обычного проживания; пребывание в другом месте не должно быть местом постоянного или длительного проживания; цели туризма; оплата труда не должна производиться из источника, находящегося в посещаемом месте?
7.Какое из данных ниже определений не является определением туризма:
а) Все виды передвижения населения, не связанные с переменой места жительства и работы, а с целью отдыха, лечения, участия в научных, деловых и культурных встречах;
б) Временный выезд человека из места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью;
в) Туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников;
г) Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы или другого вида деятельности, который оплачивается из источника в этой стране?
8.Как называется путешествие продолжительностью до 24 часов:
а) Турпоездка;
б) Прогулка;
в) Турпоход;
г) Экскурсия?
9.Какими временными рамками, согласно закону Украины, ограничивается туристическая поездка:
а) Сроком пребывания от 24 часов до 12 месяцев;
б) Сроком пребывания от 12 часов до 6 месяцев;
в) Сроком пребывания от 24 часов до 6 месяцев;
г) Сроком пребывания до 1 месяца?
10.Что такое экскурсия:
а) Путешествие продолжительностью до 24 часов в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленному маршруту с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, выдающимися местами;
б) Путешествие продолжительностью до 12 часов в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленному маршруту с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, выдающимися местами;
в) Путешествие продолжительностью до 48 часов в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленному маршруту с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, выдающимися местами;
г) Путешествие продолжительностью до 72 часов в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленному маршруту с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, выдающимися местами?
11.Что изучает дисциплина «История туризма»:
а) Путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи;
б) Путешествия от древности до наших дней, анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества;
в) Путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества;
г) Путешествия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и необходимости для социально-культурного развития общества?
12.Каковы цели дисциплины «История туризма»:
а) Проследить последовательность географических открытий и путешествий; исследовать и познать логику поступков и действий предшественников;
б) Восстановить цепь событий прошлого; проследить последовательность географических открытий и путешествий; изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире;
в) Восстановить цепь событий прошлого; проследить последовательность географических открытий и путешествий; исследовать и познать логику поступков и действий предшественников; изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире;
г) Проследить последовательность географических открытий и путешествий; исследовать и познать логику поступков и действий предшественников; изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире?
13.С какими науками связана дисциплина «История туризма»:
а) Историей, географией, математикой, информатикой и др.;
б) Биологией, экологией, химией и др.;
в) Историей, географией, педагогикой, психологией и др;
г) Историей, географией, социологией, этнографией, культурологией и др.?
14.Что собой представляет описательный метод исследования:
а) Реконструкцию логики (последовательности) исторических процессов;
б) Сбор и систематизацию различной информации о событиях прошлого в виде всевозможных описаний;
в) Выявление черт сходства и отличий в культуре и быте разных народов;
г) Нанесение на карту маршрутов путешествий, природные условий различных территорий, состава населения и др.?
15.Что собой представляет историко-логический метод исследования:
а) Реконструкцию логики (последовательности) исторических процессов;
б) Сбор и систематизацию различной информации о событиях прошлого в виде всевозможных описаний;
в) Выявление черт сходства и отличий в культуре и быте разных народов;
г) Нанесение на карту маршрутов путешествий, природные условий различных территорий, состава населения и др.?
16.Что собой представляет сравнительно-исторический метод исследования:
а) Реконструкцию логики (последовательности) исторических процессов;
б) Сбор и систематизацию различной информации о событиях прошлого в виде всевозможных описаний;
в) Выявление черт сходства и отличий в культуре и быте разных народов;
г) Нанесение на карту маршрутов путешествий, природные условий различных территорий, состава населения и др.?
17.Что собой представляет картографический метод исследования:
а) Реконструкцию логики (последовательности) исторических процессов;
б) Сбор и систематизацию различной информации о событиях прошлого в виде всевозможных описаний;
в) Выявление черт сходства и отличий в культуре и быте разных народов;
г) Нанесение на карту маршрутов путешествий, природные условий различных территорий, состава населения и др.?
18.Как классифицируется туризм по месту проведения:
а) Внутренний (отечественный) и внешний (международный);
б) Активный и пассивный;
в) Познавательный, спортивный, лечебный и деловой;
г) Индивидуальный и групповой?
19.Как классифицируется туризм по способу передвижения:
а) Плановый и самодеятельный;
б) Активный и пассивный;
в) Активный и самодеятельный;
г) Пассивный и плановый?
20.Как классифицируется туризм по способу организации:
а) Плановый и самодеятельный;
б) Активный и пассивный;
в) Познавательный и лечебный;
г) Групповой и индивидуальный?
21.Как классифицируется туризм по характеру проведения:
а) Любительский и профессиональный;
б) Любительский, экстремальный и профессиональный;
в) Активный и пассивный;
г) Плановый и самодеятельный?
22.Как классифицируется туризм по числу участников:
а) Детский и взрослый;
б) Индивидуальный и групповой;
в) Студенческий и молодежный;
г) Любительский и профессиональный?
23. Что такое плановый туризм:
а) Специфический вид туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе;
б) Любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма – туроператорами;
в) Специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый организаторами туризма – туроператорами;
г) Любые виды туризма, разрабатываемые на самодеятельной основе?
24. Что такое внешний или международный туризм:
а) Путешествия за пределы страны постоянного проживания;
б) Путешествия в пределах страны постоянного проживания;
в) Путешествия в пределах и за пределы страны постоянного проживания;
г) Систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Украины?
25.Что такое внутренний или отечественный туризм:
а) Путешествия за пределы страны постоянного проживания;
б) Путешествия в пределах страны постоянного проживания;
в) Путешествия в пределах и за пределы страны постоянного проживания;
г) Совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма?
26.Что такое экстремальный туризм:
а) Когда путешествия проходят в обычных условиях и не сопряжены с риском для жизни;
б) Когда путешествия проходят в сложных природных условиях;
в) Когда путешествия проходят в очень сложных природных условиях и сопряжены с большим риском для жизни;
г) Когда путешествия проходят в условиях повышенного риска для жизни?
27.Какие этапы выделяются в истории развития туризма:
а) Предыстории туризма, элитарного, общественного и массового туризма;
б) Предыстории туризма, элитарного, социального и массового туризма;
в) Предыстории туризма, элитарного и массового туризма;
г) Предыстории туризма, социального и массового туризма?
28.Каким периодом датируется и чем характеризуется этап предыстории туризма:
а) С древности до начала ХХ в.; высокой стоимостью путешествий;
б) С древности до начала ХХ в.; примитивностью средств передвижения; путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели;
в) С древности до начала ХIX в.; низкой стоимостью путешествий;
г) С древности до начала XIX в.; примитивностью средств передвижения; путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели?
29.Каким периодом датируется и чем характеризуется этап элитарного туризма:
а) С начала XIX в. до начала XX в.; доступностью туризма для элиты (представителей обеспеченных аристократических кругов);
б) С начала XIX в. до начала XXI в.; доступностью туризма для широких слоев общества;
в) С начала XX в. до начала XXI в.; доступностью туризма для элиты (представителей обеспеченных аристократических кругов);
г) С начала XIX в. до начала XX в.; доступностью туризма для широких слоев общества?
Открытые вопросы:
1. Какие методы использует дисциплина «История туризма»?
2.Что такое самодеятельный туризм?
3.Каким периодом времени и чем характеризуется этап социального туризма?
4.Каким периодом времени и чем характеризуется этап массового туризма?
Тема 2. Путешествия в первобытном и древнем мире. Путешествия эпохи античности: Древняя Греция и Древний Рим
Закрытые вопросы:
1.Как называлась страна в Восточной Африке, с которой активно торговал Древний Египет:
а) Судан;
б) Ливан;
в) Понт;
г) Пунт?
2.Как в древнем мире называли Красное море:
а) Индийское море;
б) Южное море;
в) Эритрейское море;
г) Восточное море?
3.В какой из стран древнего мира зарождается научный туризм:
а) В Китае;
б) В Египте;
в) В Индии;
г) В Финикии?
4.Как в древнем мире называли Гибралтарский пролив:
а) Меотийское болото;
б) Геркулесовы столбы или столбы Геракла;
в) Эритрейское море;
г) Понт Эвксинский?
5.Кто из древних народов дал названия двум частям Старого Света - Европе и Азии:
а) Египтяне;
б) Карфагеняне;
в) Финикийцы;
г) Древние греки?
6.Назовите имя одного из первых китайских путешественников, жившего во II в. до н.э.:
а) Сяо Цынь;
б) Си Цинь;
в) Ци Сима;
г) Чжан Цянь?
7.Как в древнем мире называли Индийский океан:
а) Индийское море;
б) Эритрейское море;
в) Южное море;
г) Восточное море?
8.Какая река благоприятствовала развитию путешествий в Древнем Египте:
а) Тигр;
б) Инд;
в) Нил;
г) Хуанхэ?
9.Под командованием какого военачальника и флотоводца карфагеняне осваивали новые территории Западного побережья Африки:
а) Ганнона или Геннона;
б) Хатшепсут;
в) Ганнибала;
г) Мохенджо-Даро?
10.Кто из народов древнего мира раньше других начал торговать с центральными районами Индокитая и островами Малайского архипелага:
а) Китайцы;
б) Индийцы;
в) Египтяне;
г) Финикийцы?
11.Как назывался город в Месопотамии численностью населения 1 млн. человек, известный своими «чудесами света»:
а) Луксор;
б) Вавилон;
в) Александрия;
г) Танжер?
12.По маршруту путешествий какого китайского путешественника на рубеже II–I вв. до н.э. проходил Великий шелковый путь:
а) Сяо Цынь;
б) Си Цинь;
в) Чжан Цянь;
г) Ци Сима?
13.Кто из древнегреческих купцов в своем путешествии достиг Фарерских островов:
а) Гиппал;
б) Пифагор;
в) Пифей;
г) Арриан?
14.Кто из командующих флотом Александра Македонского возглавил морскую экспедицию из верховий реки Инд к Индийскому океану:
а) Неарх;
б) Маджид;
в) Тацит;
г) Адриан?
15.Назовите имена древнегреческих историков и географов-путешественников:
а) Страбон, Геродот;
б) Гиппал, Арриан, Сенека, Марк Аврелий;
в) Пифагор, Платон;
г) Г. де Рубрук, Неарх?
16.Как назывались гостиницы Древнего Рима, предназначенные для простолюдинов:
а) Мансионы;
б) Стабулярии;
в) Солярии;
г) Маноны?
17.Сколько путешествий совершил Геродот:
а) Одно;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре?
18.Кто из древнегреческих географов после завершения своих путешествий написал труд «География», представляющий собой итог географических знаний античности:
а) Страбон;
б) Геродот;
в) Клавдий Птолемей;
г) Аристотель?
19.Назовите самые важные достижения, связанные с военными походами Александра Македонского и его соратников:
а) Знакомство с Передней Азией; исследование Персидского залива;
б) Знакомство с Центральной Азией; исследование Красного моря;
в) Знакомство с Переднеазиатскими нагорьями; исследование Персидского залива и Красного моря;
г) Знакомство с Приаральем; исследование Персидского залива и Красного моря?
20.Кто из древнегреческих военачальников положил начало музееведению:
а) Гай Юлий Цезарь;
б) Нерон;
г) Марк Аврелий?
21.Кого из древнегреческих ученых-путешественников можно назвать первым греческим туристом:
а) Геродота;
б) Страбона;
в) Клавдия Птолемея;
4) Аристотеля?
22.Кого из историков Древней Греции называют «отцом истории»:
а) Страбона;
б) Платона;
в) Гомера;
г) Геродота?
23.Какие города-полисы были основаны древними греками на берегах Крымского полуострова:
а) Херсонес, Калос-Лимен, Пантикапей, Керкинитида;
б) Херсонес, Калос-Лимен, Неаполь, Керкинитида;
в) Херсонес, Калос-Лимен, Ольвия, Керкинитида;
г) Херсон, Калос-Лимен, Пантикапей, Керкинитида?
24.Назовите имена древнеримских путешественников:
а) Пифей, Клавдий Птолемей;
б) Гиппал, Арриан, Сенека, Марк Аврелий;
в) Пифагор, Платон;
г) Г. де Рубрук, Неарх?
25.Какое важное достижение древних римлян благоприятствовало развитию путешествий в Римской империи:
а) Создание мостов и тоннелей;
б) Создание дорог;
в) Создание железных дорог;
г) Создание автодорог?
26.Как назывались гостиницы Древнего Рима, предназначенные для знатных римлян:
а) Мансионы;
б) Стабулярии;
в) Солярии;
г) Маноны?
27. Где и когда возникают первые туристские бюро, снабжавшие желающих путеводителями и справочниками:
а) В I в. н.э. в Древнем Египте;
б) В I в. до н.э. в Древнем Риме;
в) В IV в. до н.э. в Древней Греции;
г) В IV в. н.э. в Древнем Риме?
28.В чем заключается и кто является автором появившейся в Древнем Риме философии туризма:
а) Луцилий обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов»;
б) Луций Анней Сенека обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов»;
в) Луций Анней Сенека обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые для нравов»;
г) Луций Анней Сенека обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые для тела»?
Открытые вопросы:
1. Каковы были мотивы путешествий в первобытном мире?
2. Назовите объективные причины миграции в первобытном мире?
3. Каковы были мотивы путешествий в древнем мире?
4. Чем среди народов древнего мира прославились финикийцы?
5. Каково значение путешествий древнегреческого купца Пифея?
6. Какое обслуживание предусматривалось для участников и болельщиков на Олимпийских играх в Древней Греции?
7. Какие виды туризма получили развитие в Древней Греции?
8. Какие виды туризма получили развитие в Древнем Риме?
9. Какие новшества имелись для путешествующих по Римской империи?
10. Какие типы государственных гостиниц существовали в Древнем Риме?
Тема 3.Путешествия и географические открытия Средневековья (V в.– первая пол. XV в.)
Закрытые вопросы:
1.Как называлась историко-географическая энциклопедия персидского писателя-путешественника Ибн-Даста:
а) «Книга драгоценностей»;
б) «Книга сокровищ»;
в) «Книга драгоценных сокровищ»;
г) «Драгоценные сокровища»?
2.Кто из арабских путешественников путешествовал 25 лет и прошел за это время по суше и морю около 120 тыс.км:
а) Идриси;
б) Массуди;
в) Абу-Рейхан Бируни;
г) Ибн Баттута?
3.Кто из арабских ученых-путешественников написал большой труд об Индии:
а) Идриси;
б) Массуди;
в) Абу-Рейхан Бируни;
г) Ибн-Даст?
4.Перечислите имена путешественников, следовавших в Монгольское ханство:
а) Карпини, Г. де Рубрук, М.Поло;
б) Сулейман, Массуди, Идриси;
в) Пифей, Гиппал, Арриан;
г) М.Турский, Рожер?
5.Кто из арабских ученых был приглашен сицилийским королем Рожером II для составления географических карт:
а) Бируни;
б) Массуди;
в) Ибн Баттута;
г) Идриси?
6. Кто из средневековых путешественников установил, что Каспийское море – это озеро, а не океанский залив, как считали прежде:
а) Г. де Рубрук;
б) М.Поло;
в) Карпини;
г) М.Турский?
7.Опишите маршрут путешествий арабского купца Сулеймана:
а) Из Персидского залива через Индийский океан в Китай, попутно посетив Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова;
б) Из Персидского залива через Индийский океан в Индию, попутно посетив Никобарские и Андаманские острова;
в) Из Передней Азии через Индийский океан в Африку, попутно посетив Сокотру и Занзибар;
г) Из Передней Азии через Индийский океан в Индокитай, попутно посетив Цейлон?
8.Кто из итальянских купцов прослужил при дворе монгольского хана 17 лет:
а) М.Поло;
б) Г. де Рубрук;
в) Карпини;
г) Рожер?
9. Как называлась книга Марко Поло, написанная по результатам его путешествий:
а) «Книга М. Поло о многообразии мира»;
б) «М. Поло и разнообразие мира»;
в) «М. Поло: разнообразный мир»;
г) «Книга М. Поло о разнообразии мира»?
10.Кем и когда был открыт о.Гренландия:
а) Наддодом в 860 г.;
б) Эриком Рыжим в 985 г.,
в) Гуннбьёрном в 900 г.;
г) Бьярни в 985 г?
11.Кем и когда был открыт о.Исландия:
а) Наддодом в 860 г.;
б) Эриком Рыжим в 985 г.,
в) Гуннбьёрном в 900 г.;
г) Бьярни в 985 г?
12.Кто в течение трех лет исследовал побережье о.Гренландия и дал ему название:
а) Эрик Рыжий;
б) Бьярни;
в) Наддод;
г) Гуннбьёрн?
13.Как назывался маршрут путешествий норманнов из Балтийского моря по рекам Восточной Европы в Черное море:
а) Из викингов в византийцы;
б) Из балтов в греки;
в) Из варяг в греки;
г) Из норманн в греки?
14.Как называли на Руси норманнов:
а) Данами;
б) Скандинавами;
в) Варягами;
г) Кельтами?
15.Кто такие пилигримы:
а) Проповедники религии;
б) Странствующие монахи;
в) Путешествующие купцы;
г) Бродячие миссионеры?
16.Кто является автором первых в Европе географических карт:
а) Фалес;
б) Пифагор;
в) Аристофан.
г) Анаксимандр?
17.Где и когда возник первый университет в Европе:
а) В XI в. в Болонье;
б) В XII в. в Неаполе;
в) В X в. в Париже;
г) В IX в. в Саламанке?
18.Как назывались в средние века путеводители для пилигримов:
а) Гербарии;
б) Итинерарии;
в) Лапидарии;
г) Епифании?
19. Сколько было организовано крестовых походов:
а) Четыре;
б) Пять;
в) Шесть;
г) Восемь?
Открытые вопросы:
1. Назовите имена самых известных арабских путешественников?
2.В чем заключается значение плаваний норманнов?
3.Что такое миссионерство и кто являлся одним из первых миссионеров в Европе?
4.Какие виды туризма получили развитие в средние века в Центральной Европе?
5. Что послужило причиной начала крестовых походов?
6. Назовите позитивные результаты крестовых походов для европейцев?
7.Каково происхождение термина «крестовые походы»?