double arrow

Рубинштейн


Карпов

Дома народного творчества Е.Г.Марина

Тверского областного

Директор

Аналитический отчет

30 апреля 2013 года в Музейно-выставочном центре Тверского областного Дома народного творчества состоялся мастер-класс по живописи на базе выставки Тверского отделения Союза Художников России «Художники Тверской провинции».

Для определения эффективности работы мастер-класса было проведено анкетирование участников, в количестве 5 человек из г.Твери и муниципальных образований Тверской области( г.Тверь, г.Конаково, Вышневолоцкий район)

Результаты анкетирования показали:

1. Общая программа мастер-класса была оценена респондентами на высоком уровне (80% опрошенных).

2. Все респонденты получили достаточно новой и полезной для них информации.

3. 60% респондентов мастер-класс помог повысить их профессиональный уровень, для 40% - частично.

4. 66,7% - считают мастер-класс наиболее эффективным способом для обмена опытом среди участников;

33,3% - предпочитают такой способ, как консультация специалиста.

5. На следующих мастер-классах респонденты хотели бы рассмотреть следующие темы:

· Оформление декоративной живописи,

· Живопись в целом,

· Портрет,

· Пейзаж,

· Роспись акварелью.

6. Посещать подобные мероприятия 80% опрошенных хотели бы раз в три месяца, 20% - раз в месяц.

Выводы:

1. Мастер-класс по живописи прошел на высоком профессиональном уровне.

2. Участники получили достаточно новой информации и повысили свой профессиональный уровень.

3. Был предложен ряд тем, интересующих респондентов, что поможет организатором в построении программы последующих мероприятий.

4.Мастер-класс отмечен как наиболее эффективный способ обмена опытом среди участников.

5.Период посещения подобных мероприятий, для большинства респондентов – раз в 3 месяца.

Исп. А.М.Шилова – зав. отделом аналитической, информационной деятельности и программного обеспечения

Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

Основные функции воображения:

целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта инаправляет его активность на получение желаемого;

предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого;

комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;

замещение действительности — человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;

проникновение во внутренний мир другого человека — на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т.е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, перекомбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность).

В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.

Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше.

Наконец, с представлением воображение роднит наглядность или представимость образов, их отнесенность к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т.п.).

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы. Первая — это непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы. Вторая группа — это произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Первая –это сновидения (Эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга), бред (Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску), галлюцинации (Это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением), Гипноз (Отключение контроля сознания по приказу другого лица, а образы воображения, возникающие в этом состоянии, гипнотическими).

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы.

Вторая – это фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

К ведущим характеристикам воображения относятся яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.

· Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида.

· Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей.

· Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.

· Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения*. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов.

Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Образы, отражающие в нашем сознании действительность, являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы.

Необходимо различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой "мечтательностью", которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе.

Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.


Сейчас читают про: