Танцы 19 века
Другие популярные танцы 18 века
Танец | Метр | Темп | Родина | Особенности |
Менуэт | Трехдольный | Умеренный | Франция | Очень сложный придворный танец с изящным мелодическим рисунком, отражающим пластику танца: поклоны и приседания. |
Гавот | Двух- или четырехдольный | Умеренный или умеренно-быстрый | Франция | Характерен затактна две четверти.Отличается изяществом и четкостью ритма |
Бурре | Двух- или четырехдольный | Подвижный | Франция | В переводе означает «танец неожиданных прыжков» с затактом в одну четверть. |
Полонез | Трехдольный | Умеренный | Польша | Торжественный танец-шествие. Полонезом обычно открывались балы. Характерна особая ритмическая фигура- восьмая и две шестнадцатых на первой доле.Часто используется пунктирный ритм. |
В XVIII веке менуэт получает распространение не только как танец, но и как инструментальная пьеса. В СИМФОНИЯХ Гайдна и Моцарта одна из частей (третья) всегда пишется в форме и характере менуэта. Менуэты часто встречаются и в сонатах этих композиторов.
|
|
Все популярные танцы 19 века можно разделить на две группы:
1. двухдольные – контрдансы (кадриль, экосез), полька, галоп, канкан.
2. трехдольные – вальс, лендлер, мазурка, полонез.
Контрдансы, полька, галоп
Двухдольные европейские танцы XIX века имеют различное происхождение, у каждого танца есть свои отличительные особенности. Но у них есть одна общая черта: это подвижные, весёлые танцы. К двухдольным танцам относятся контрдансы, полька, галоп, канкан и некоторые другие.
Контрданс — танец английского происхождения («соuntry danсе» означает по-русски «сельский танец»). Но в конце XVIII века в разных странах Европы этим названием обозначают различные быстрые танцы, независимо от их происхождения. Возникают многочисленные виды контрданса, и название становится общим для целой группы танцев. В неё входят кадриль, экосез, котильон. Эти танцы отличаются друг от друга по хореографии, но музыкальные особенности у них очень похожи. В XIX веке контрдансы были распространены как на великосветских балах, так и среди простого народа. Как бальные танцы они были особенно популярны в первой трети XIX века, примерно до 1830 года. Много контрдансов и экосезов написал Бетховен. Бетховенские контрдансы и экосезы окрашены простодушным деревенским юмором.
Сродни контрдансам и экосезы Бетховена Характерные черты этих танцев: пульсация фактуры на каждую восьмую с басом на первой доле и затакт в мелодии, дающий музыке энергичный «толчок».
В 30-х годах ХIX века контрдансы уступают место новому бальному танцу — польке. Полька, несмотря на своё название, не польский, а чешский народный танец. Название происходит от чешского слова «рulка», что означает «полшага». Мелкий, «семенящий» шаг и озорные подскоки, характерные для польки, нашли своё отражение и в музыке этого танца. Фактурная формула польки более дробная, чем у контрдансов: бас акцентирует не только первую, но и вторую долю. Иногда встречаются неожиданные акценты, подчёркивающие именно вторую долю. Мелодия тоже движется более мелкими длительностями. Часто полька начинается не из-за такта, а прямо с первой доли, с акцента.
|
|
В 20-х годах XIX века во Франции появляется новый танец — галоп. Галопом называют стремительный бег лошади. В применении к танцу это название говорит о его стремительном характере. В 40-х годах XIX века «бешеный» галоп вытесняет озорную, но изящную и менее подвижную польку.
По музыке галоп похож на очень ускоренный марш. Все признаки марша свойственны и галопу, даже движение мелодии по звукам трезвучия. Фактурная формула аккомпанемента иногда напоминает польку (чередование баса и аккорда), хотя такая фактура встречается и в маршах. Особенно близки галопу кавалерийские, то есть конные, марши, которые отличаются более быстрым темпом и «скачущим» характером. Темп танцевального галопа ещё быстрее. Большой популярностью пользовались галопы отца и сына Штраусов, а также известного автора фортепианных этюдов Карла Черни. Галопы встречаются в балетах Чайковского.