double arrow

Народные танцы


Древние ритуальные танцы

ТАНЕЦ

Сказочные марши

Иногда композиторы используют жанр марша для созда­ния сказочных образов. В музыке сказочного марша долж­но быть много неожиданного, волшебного. Но при этом со­храняются черты марша. Например, Марш Черномора из опе­ры М. Глинки «Руслан и Людмила». Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергее­вича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой на­писана опера. Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномо­ра несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам.

В основной теме этого марша Глинка применяет необыч­ный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на ми­нор:

5. Комические марши - это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Например, Марш Сергея Прокофьева из сборника для фортепиано «Детская музыка»:

6. Детские (кукольные) марши.В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов.Например, Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома» для фортепиано Петра Ильича Чайковского:

Очень известен Марш П.И. Чайковскогоизбалета Щелкунчик. Балет Щелкунчик – это рождественская сказка в танце.В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофманао смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки:

Ещё один музыкальный жанр, связанный с движением, — это танец. Так же, как и в марше, музыка служит здесь орга­низатором движения. Снова на первое место выходят такие средства выразительности, как темп и ритм. Но танцевальные движения сложнее и разнообразнее, чем простая ходьба. По­этому танцевальная музыка отличается большим разнообра­зием.

Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью древних обрядов,их движения имели ритуальныйсмысл: на языке танца первобытные люди общались со свои­ми древними богами. Обряд — действия, установленных обыча­ем. В обряд могли входить песни, танцы, заклинания, те­атрализованные карнавальные представления. Ритуал — порядок обрядовых действий, который строго соблюдался в каждом обряде. Близко по значению к ри­туалу понятие «церемония». Люди просили у своих богов удачной охоты или обильно­го урожая. Часто движения таких танцев подражали трудо­вым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утра­тили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы –медленые круговые танцы. Их главный признак — движение по кругу. Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг — символ солнца.Хороводы часто сопровождаются песнями. Песнями ино­гда сопровождаются и другие танцы. У каждого народа — свои танцы. В них отражаются осо­бенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская лезгинка, итальянская тарантелла или венгерский чардаш («Венгерские танцы»И.Брамса). У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту.К русскимнародным танцам, распространённым повсей России,можно отнести трепак, камаринскую, хоровод.

Трепак и камаринская — быстрые, весёлые танцы. Подоб­ные есть и у других народов: украинский гопак,норвежские халлинг и спрингданс Норвежские танцы» Э.Грига).Мелодии на­родных танцев часто использовали композиторы. А иногда они сами сочиняли мелодии, близкие народным танцам.

Яркостью и разнообразием отличаются испанские танцы – болеро («Болеро» для сифонического оркестра М.Равеля) и хабанера (Хабанера Кармен из оперы Ж.Бизе«Кармен»).


Сейчас читают про: