Древние ритуальные танцы
ТАНЕЦ
Сказочные марши
Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша. Например, Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам.
В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор:
5. Комические марши - это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Например, Марш Сергея Прокофьева из сборника для фортепиано «Детская музыка»:
6. Детские (кукольные) марши. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов. Например, Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома» для фортепиано Петра Ильича Чайковского:
Очень известен Марш П.И. Чайковского из балета Щелкунчик. Балет Щелкунчик – это рождественская сказка в танце.В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофмана о смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки:
Ещё один музыкальный жанр, связанный с движением, — это танец. Так же, как и в марше, музыка служит здесь организатором движения. Снова на первое место выходят такие средства выразительности, как темп и ритм. Но танцевальные движения сложнее и разнообразнее, чем простая ходьба. Поэтому танцевальная музыка отличается большим разнообразием.
Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью древних обрядов, их движения имели ритуальный смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами. Обряд — действия, установленных обычаем. В обряд могли входить песни, танцы, заклинания, театрализованные карнавальные представления. Ритуал — порядок обрядовых действий, который строго соблюдался в каждом обряде. Близко по значению к ритуалу понятие «церемония». Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.
Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы –медленые круговые танцы. Их главный признак — движение по кругу. Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг — символ солнца.Хороводы часто сопровождаются песнями. Песнями иногда сопровождаются и другие танцы. У каждого народа — свои танцы. В них отражаются особенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская лезгинка, итальянская тарантелла или венгерский чардаш (« Венгерские танцы» И.Брамса). У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту. К русским народным танцам, распространённым по всей России, можно отнести трепак, камаринскую, хоровод.
Трепак и камаринская — быстрые, весёлые танцы. Подобные есть и у других народов: украинский гопак, норвежские халлинг и спрингданс («Норвежские танцы» Э.Грига).Мелодии народных танцев часто использовали композиторы. А иногда они сами сочиняли мелодии, близкие народным танцам.
Яркостью и разнообразием отличаются испанские танцы – болеро («Болеро» для сифонического оркестра М.Равеля) и хабанера (Хабанера Кармен из оперы Ж.Бизе «Кармен»).