double arrow

Старинная танцевальная сюита XVII века

Старинная танцевальная сюита XVI века

Бальные танцы

Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделя­лись аристократы только богатством и властью. Но со време­нем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, воз­никли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танце­вали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отлича­лись от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и дажепечальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными ганцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе.

Бальные танцы появились в XV веке в Италии, а не­сколько позже, в XVII веке, распространились по всей Европе. В России балы и бальные танцы появились в начале XVIII века, во время правления Петра I.

Если народные танцы были в каждой стране свои, особые, то одни и те же бальные танцы были известны всей Европе.

Мелодии народных танцев не записывали, а передавали устно из поколения в поколение. С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные му­зыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные ме­лодии. На балах вырабатывался свой этикет - правила поведения в определённом месте и в определённом обществе. Это понятие родственно понятиям «ритуал» и «церемония».

Бальный этикет включал в себя также и определённую последовательность танцев. Именно в этой последователь­ности записывались танцы в специальных нотных тетрадках.

Как правило, бальные танцы объединялись в пары, вклю­чавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой рас­пространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду.

Павана (от слова «раvо» — «павлин») — медленный танец-шествие испанского происхождения. Этим танцем обычно открывались балы: хозяева в этом танце приветствовали гостей. Размер паваны, как правило, четырёхдольный.

Гальярда (итальянское слово «gagliardа» означает «весё­лая, бодрая») — быстрый итальянский трёхдольный танец с лёгкими прыжками. Этот танец требовал значительной ловко­сти, и на балах даже устраивались соревнования на лучшее исполнение гальярды.

Этим танцам, идущим друг за другом, придворные компо­зиторы стали придавать общие черты. Как правило, оба танца звучали в одной тональности. Но темп и характер остава­лись у каждого танца свои.

Благодаря общим чертам, эти два танца не просто следовали друг за другом, а превращались в двухчаст­ную танцевальную сюиту.

В старину, как и сейчас, существовала мода на отдельные танцы. И она тоже изменялась, но гораздо медленнее. Мода на павану и гальярду длилась около ста лет, но в конце концов они вышли из моды. В XVII веке были популярны уже другие танцы, но, как и прежде, они объединялись в контрастные пары: медленный и быстрый. Одна из таких новых пар состояла из умеренно медленной аллеманды и живой, подвижной куранты. Появилась и другая пара: очень медленный испан­ский танец-шествие сарабанда и стремительная жига, кото­рая произошла от лихого, грубоватого танца английских мат­росов. Эти пары танцев по традиции объединяли в сюиты.

Первым композиторoм, который придумал большую четырёхчастную сюиту из двух пар новых танцев, был немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер.

Порядок танцев в сюитах Фробергера всегда был один и тот же: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.

1. Аллеманда — неторопливый изящный двухдольный танец немецкого происхождения.

2. Куранта — трёхдольный танец, бытовавший в Италии и во Франции. Слово соurantе означает по-русски «бегущая». Однако французская куранта — танец умеренного темпа и торжественного характера, в то время как итальянская ку­рантаподвижный танец. В сюитах чаще встречается ожив­лённый вариант куранты, ведь каждая пара должна включать в себя и медленный, и быстрый танец.

3. Сарабандатрёхдольный танец испанского происхож­дения. Это танец-шествие. В Испании, на родине этого танца, существовало много разновидностей сарабанды, в том числе печальные и скорбные, которые можно было услышать на испанских погребальных церемониях. Были торжественные, величествен­ные сарабанды, которые звучали на балах. Именно этот торжественный танец-шествие утвердился в других европей­ских странах. Сарабанда — самый медленный танец в сюите, обычно в минорном ладу. У сара­банды есть ритмическая особенность, выделяющая её среди других танцев: вторая доля такта часто удлиняется, «утяже­ляется» и происходит как бы смещение сильной доли с пер­вой на вторую.

4. Жига — стремительный английский танец с триольным движением. Встречаются жиги на 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Во всех этих размерах одна доля составляет три восьмые. Быстрое дви­жение триолей всегда придаёт музыке стремительность. Та­кой же тип ритмического движения мы найдём в самых вих­ревых и «огненных» танцах — итальянской тарантелле и гру­зинской лезгинке. В этом стремительном движении очень вы­разительно звучит полифоническая имитация (если забыли, что это такое, загляните в главу о фактуре) — голоса как бы догоняют друг друга. Жига — самый быстрый танец в сюите.

Свои сюиты Фробергер создавал для клавесина — клавиш­ного инструмента, предшественника фортепиано. Внешне он похож на маленький рояль без педалей, но часто с двумя кла­виатурами. Звук извлекался не молоточками, а пе­рышками, щипавшими струны, поэтому он слегка напоминает гитару. У клавесина не было возможностей делать crescendo и diminuendо, но одна из двух клавиатур могла звучать гром­че, а другая тише.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: