double arrow

Трехчастная форма


Размер 44, наиболее удобный для ходьбы.

Марши

Тенор и

Альт,

4. баритон –заменяют более низкие инструменты- валторну и тром­бон. Это очень красивые инструменты, особенно баритон. В его тембре «металлический блеск» сочетается с «бархатной» певучестью. Вместе с альтом баритон «заполняет середину»оркестровой фактуры.Но часто звонкие, мелодичные корнеты уступают ему почётное место — проведение глав­ной мелодии.Свои названия эти инстру­менты получили потому, что по диапа­зону(регистровому объёму) они соответ­ствуют определённым певческим голо­сам( альт — это низкий женский или детский голос, а тенор и баритон — высокий и средний мужские).Со смычковым альтом в симфоническом оркестре мы уже встречались.

5. геликон –своеобразная «походная туба»,исполняет самую низкую партию. Он похож на огром­ную валторну — такую большую, что её можно, как обруч, надеть на туловище. И тогда её можно нести как рюкзак или сумку, при этом дуть в мундштук, а свободными руками пе­ребирать вентили. Эта конструкция возникла для удобства, но оказалось, что она обладает и музыкальными достоинст­вами. Помните, что из оркестровых медных валторна самая мягкая и певучая? Так это потому, что она круглая. Эти же свойства передались и геликону. Его бас густой и бархатный.

Французское слово marchепереводится как «ходьба», «дви­жение».

Характерные признаки марша:

2. Чёткое деление мелодии на равные отрезки по 8 тактов или по 4. Такое строение называется квадратным.

4. Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбива­ющего каждую четверть и акцентирующего сильные доли.

5. Характерная ритмическая фигура, как бы подталки­вающая движение музыки. Такой ритм называется пунктирным.

6. Особый тип интонаций с акцентами на устойчивых звуках. Такие интонации называются фанфарными.

Фанфарастаринный сигнальный духовой инструмент, разновидность трубы. Может извлекать только звуки натурального звукоряда (натурального звукорядсоставля.ют основной звук и его обертоны – призвуки). Обертоны образуются в результате вибрации и следуют друг за другом в четком порядке - ч8, ч5, ч4, б3, б3, м3, б2 и т.д. В натуральном звукоряде основное место занимают ходы по трезвучию. В верхнем регистре в натуральный звукоряд добавляются соседние звуки, но большинство из них звучит фальшиво, чище звучат ступени трезвучия. Эти ступени использовались в военных сигналах., которые обладают музыкальной интонацией, которая выражает бодрость духа, энергию, решительность, характерные для военной музыки.До середины XIX века не только фанфара, но и все медные инструменты были натуральными, то есть могли извлекли. только звуки натурального звукоряда. Для военных маршей этого хватало. А вот тромбоны использовались не только в армии, но и в церкви, так как у них уже был свой особый механизм - кулиса - для извлечения диезов и бемолей. Для симфонической музыки было мало одних трезвучий. И тогда по заказу композиторов изобрели пистоны и вентили – трубочки с клапанами на конце, при нажатии на которые перекрывается часть трубки инструмента и изменяется его основной строй. Трех вентилей хватает, чтобы заполнить «дырки» натурального звукоряда.

Виды марша:

  Вид марша Назначение марша
1. Походные Сопровождают военные походы
2. Церемониальные Сопровождают торжествен­ные церемонии - военные парады, различные праздники
3. Траурные Сопровождают траурные шествия
4. Сказочные Используются для создания сказочных, волшебных образов
5. Комические Используются для создания комических, шутливых образов
6. Детские (кукольные) Используются для создания детских или кукольных образов

1. Походные маршиотличает

ü темп быстрого шага,

ü бодрая энергичная и

ü простая мелодия. Она должна легко запоминаться и не отвлекать от ходьбы.

Например, мелодия старинного русского Марша Преображенского полка.Этот марш появился в эпоху Петра I, т.е. в начале 18 века. Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды» :

В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер мызыки. Но бывают и минорные походные марши, например марш «Прощание славянки», который написал в Василий Агапкин в 1912 году. В то время шла война между Турцией и славянскими странами. Славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этим женщинам и посвящен марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная минорная мелодия. Но несмотря на лиричность, в этой музыке сохранены все черты походного марша:

Вторая тема звучит у низких инструментов – баритонов, она более мужественная и волевая:

2. Церемониальные маршипоявились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей

ü более медленным темпом,

ü более сложной мелодией,

ü более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.

Например, Маршитальянского композитора 19 века Джузеппе Вердииз оперы «Аида». Этот марш в опере звучит во время победного шествия египетского войска, а также его часто исполняют по торжественным случаям:

Очень известен Свадебный марш немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольдииз музыки для комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»:

3. Траурные маршиотличают

ü медленный темп

ü минорный лад

ü печальный, скорбный характер музыки

Эти маршивозникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.

Самый известный траурный марш сочинил польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Музыка этого марша не была написана для траурных шествий – это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого композитора и с тех пор стал самым популярным траурным маршем:

Некоторые марши не предназначены для для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности.


Сейчас читают про: