Размер 44, наиболее удобный для ходьбы.
Марши
Тенор и
Альт,
4. баритон – заменяют более низкие инструменты- валторну и тромбон. Это очень красивые инструменты, особенно баритон. В его тембре «металлический блеск» сочетается с «бархатной» певучестью. Вместе с альтом баритон «заполняет середину» оркестровой фактуры. Но часто звонкие, мелодичные корнеты уступают ему почётное место — проведение главной мелодии. Свои названия эти инструменты получили потому, что по диапазону (регистровому объёму) они соответствуют определённым певческим голосам (альт — это низкий женский или детский голос, а тенор и баритон — высокий и средний мужские). Со смычковым альтом в симфоническом оркестре мы уже встречались.
5. геликон – своеобразная «походная туба»,исполняет самую низкую партию. Он похож на огромную валторну — такую большую, что её можно, как обруч, надеть на туловище. И тогда её можно нести как рюкзак или сумку, при этом дуть в мундштук, а свободными руками перебирать вентили. Эта конструкция возникла для удобства, но оказалось, что она обладает и музыкальными достоинствами. Помните, что из оркестровых медных валторна самая мягкая и певучая? Так это потому, что она круглая. Эти же свойства передались и геликону. Его бас густой и бархатный.
Французское слово marchе переводится как «ходьба», «движение».
Характерные признаки марша:
2. Чёткое деление мелодии на равные отрезки по 8 тактов или по 4. Такое строение называется квадратным.
4. Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбивающего каждую четверть и акцентирующего сильные доли.
5. Характерная ритмическая фигура, как бы подталкивающая движение музыки. Такой ритм называется пунктирным.
6. Особый тип интонаций с акцентами на устойчивых звуках. Такие интонации называются фанфарными.
Фанфара – старинный сигнальный духовой инструмент, разновидность трубы. Может извлекать только звуки натурального звукоряда (натурального звукоряд составля.ют основной звук и его обертоны – призвуки). Обертоны образуются в результате вибрации и следуют друг за другом в четком порядке - ч8, ч5, ч4, б3, б3, м3, б2 и т.д. В натуральном звукоряде основное место занимают ходы по трезвучию. В верхнем регистре в натуральный звукоряд добавляются соседние звуки, но большинство из них звучит фальшиво, чище звучат ступени трезвучия. Эти ступени использовались в военных сигналах., которые обладают музыкальной интонацией, которая выражает бодрость духа, энергию, решительность, характерные для военной музыки.До середины XIX века не только фанфара, но и все медные инструменты были натуральными, то есть могли извлекли. только звуки натурального звукоряда. Для военных маршей этого хватало. А вот тромбоны использовались не только в армии, но и в церкви, так как у них уже был свой особый механизм - кулиса - для извлечения диезов и бемолей. Для симфонической музыки было мало одних трезвучий. И тогда по заказу композиторов изобрели пистоны и вентили – трубочки с клапанами на конце, при нажатии на которые перекрывается часть трубки инструмента и изменяется его основной строй. Трех вентилей хватает, чтобы заполнить «дырки» натурального звукоряда.
Виды марша:
Вид марша | Назначение марша | |
1. | Походные | Сопровождают военные походы |
2. | Церемониальные | Сопровождают торжественные церемонии - военные парады, различные праздники |
3. | Траурные | Сопровождают траурные шествия |
4. | Сказочные | Используются для создания сказочных, волшебных образов |
5. | Комические | Используются для создания комических, шутливых образов |
6. | Детские (кукольные) | Используются для создания детских или кукольных образов |
1. Походные марши отличает
ü темп быстрого шага,
ü бодрая энергичная и
ü простая мелодия. Она должна легко запоминаться и не отвлекать от ходьбы.
Например, мелодия старинного русского Марша Преображенского полка. Этот марш появился в эпоху Петра I, т.е. в начале 18 века. Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды»:
В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер мызыки. Но бывают и минорные походные марши, например марш «Прощание славянки», который написал в Василий Агапкин в 1912 году. В то время шла война между Турцией и славянскими странами. Славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этим женщинам и посвящен марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная минорная мелодия. Но несмотря на лиричность, в этой музыке сохранены все черты походного марша:
Вторая тема звучит у низких инструментов – баритонов, она более мужественная и волевая:
2. Церемониальные марши появились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей
ü более медленным темпом,
ü более сложной мелодией,
ü более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.
Например, Марш итальянского композитора 19 века Джузеппе Верди из оперы «Аида». Этот марш в опере звучит во время победного шествия египетского войска, а также его часто исполняют по торжественным случаям:
Очень известен Свадебный марш немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди из музыки для комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»:
3. Траурные марши отличают
ü медленный темп
ü минорный лад
ü печальный, скорбный характер музыки
Эти маршивозникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.
Самый известный траурный марш сочинил польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Музыка этого марша не была написана для траурных шествий – это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого композитора и с тех пор стал самым популярным траурным маршем:
Некоторые марши не предназначены для для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности.