double arrow

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 479

Павловска Петербургской губернии (1799 г.). Затем открывались и закрыва­лись частные и правительственные школы с различными программами -вплоть до Петровской академии и Московского земледельческого института. Попытки ввести преподавание сельского хозяйства в университетах окончи­лись неудачей из-за высокомерного отношения центральных учреждений Министерства народного просвещения к подготовке специалистов этого профиля.

Возникновение высшего сельскохозяйственного образования в России опять таки связано с именем графа, адмирала Н.С. Мордвинова, президента Вольного экономического общества.

Мордвинов Николай Семёнович, государственный и общественный деятель, эко­номист. Адмирал (1800). Почётный член Петербургской АН (1823), граф (1834). Потомок знатного мордовского рода. Рано проявил способность к наукам и языкам. Некоторое время обучался с будущим императором Павлом I. В 12 лет получил чин гардемарина и вышел в первый морской поход. Участник русско-турецкой войны 1768-74. В 1774-77 за­вершил морское образование в Англии, где одновременно изучал философию, физику, юриспруденцию и экономику. В 1785 по рекомендации Г.А. Потёмкина назначен членом Черноморского адмиралтейского правления. Мордвинов составлял правила по сооруже­нию парусного и гребного флотов. В русско-турецкой войне 1787—91, командуя эскадрой, отличился в сражении на Днепровском лимане 7 июня 1788 и при блокировании Очакова, за что был награждён орденом Св. Анны 1-й степени и произведён в контр-адмиралы. В 1790 вышел в отставку, но через 2 года, получив чин вице-адмирала, был назначен предсе­дателем Черноморского адмиралтейского правления. Внёс вклад в освоение и развитие причерноморских земель. С 1800 Мордвинов — вице-президент Адмиралтейской коллегии, с 1802 — первый в истории России морской министр. В период царствования Александра I входил в число наиболее видных деятелей высшей администрации, участвовал в работе Негласного комитета и Непременного совета, совещательных органов при императоре. В 1806, уйдя в отставку, стал предводителем народного ополчения Московской губернии. После заключения Тилъзитского мира Н.С. Мордвинов со М. М. Сперанским составили финансовый план, реализация которого позволила подготовить страну к войне с Наполе­оном. Будучи председателем департамента экономики Госсовета (с 1810), ввёл систему запретительных тарифов, направленную на поддержку отечественной промышленно­сти. В 1812-13 жил в Инсарском уезде, в Пензе. Социально-экономические взгляды Н.С. Мордвинова складывались под влиянием идей А. Смита, И. Бентама. Он разработал план экономического, политического, преобразования страны. В области внутренней торговли Мордвинов выступал против государственной монополии. Брал за основу стимула эко­номического развития частный интерес, выгоду. Свои идеи он реализовывал на практике в масштабе страны и собственном имении. В политической сфере придерживался либе­ральных взглядов. В 1826 единственный из судей отказался подписать смертный приго­вор руководителям движения декабристов. В вопросах внешней политики выступал про­тив непрерывного присоединения к России новых территорий.






Напомним, что для усовершенствования земледелия в России, он в 1833 г. в записке, поданной Николаю I, писал: «Признано за непреложную истину, что начала богатства народа, возникают от плодов, землею произра-щаемых. Но изобилие и качество плодов зависят от системы просвещения и наук сельского хозяйства; сия - же наука полезнейшая в составе всех других, мало еще известна в России, ибо ни в одном из учебных заведений не препо­дается...».


480 9. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Требования Н. С. Мордвинова относительно денежных затрат не суж­дено было сбыться, Против этого настойчиво возражал тогдашний министр финансов. Но в том же году, после голодного года, было образовано Совеща­ние «Комитет для усовершенствования земледелия в России». В 1837 г. по­следний был преобразован в Ученый Комитет министерства государствен­ных имуществ. Труды этого комитета носили академический характер с по­желанием необходимости распространения сельскохозяйственных знаний и побуждения землевладельцев к улучшению земледелия.

В 1838 г. при университетах и лицеях были учреждены кафедры сель­ского хозяйства, была создана «Земледельческая Газета» и учреждено в 1840 г. первое сельскохозяйственное учебное заведение Горы-Горецкая земле­дельческая школа, состоящая из высшего и низшего разряда. В 1848 г. выс­ший разряд был переименован в Горы-Горецкий земледельческий институт. В 1864 г. Горы-Горецкий земледельческий институт был переведен в Петер­бург, где как Санкт-Петербургский земледельческий институт самостоя­тельно просуществовал 13 лет (в Московском университете преподавание аг­рономии было начато в 1770 году).

В 1861 г. открылось Рижское политехническое училище с агрономиче­ским отделением, а в 1862 г. принял первых студентов Ново-Александрийский институт.

С 1840 по 1901 г. в России получили высшее образование 1 393 чел. Низшие школы первого разряда с 1826 по 1899 г. закончили 1 602 чел., второго разряда (с 1867 по 1899 г.) - 853 чел. Конечно же, для огромной страны такое количество специалистов было не­достаточным. Для примера, в Германии в 1723-1858 гг. было организовано 9 вузов, с 1860 г. шло преподавание сельскохозяйственных дисциплин в университетах. Одной только Пепельдорфской Королевской академией до 1891 г. было подготовлено 3 311 чел., т.е. больше, чем всеми заведениями России. В США до 1872 г. было учреждено 41 высшее учебное заведение с 4-летним курсом обучения, а в 1900 г. их стало уже 65.

К 1913 г. в России насчитывалось 8 подобных вузов с общим числом студентов около 4 тыс. Кроме того, при университетах и политехнических институтах имелось 9 агрономических факультетов. С конца XIX в. по 1917 г. было подготовлено 23 тыс. спе­циалистов с высшим и 42 тыс. - со средним образованием. Отмечая слабое научное обес­печение сельского хозяйства России, Ю. Либих в письме профессору П. А. Ильенкову под­черкивал: «Русское земледельческое дворянство должно же понять, что ему необходимо запастись сельскохозяйственными знаниями, если они не хотят идти навстречу верной гибели».

Выдающуюся роль в становлении сельскохозяйственной науки и оте­чественной науки сыграла Московская сельскохозяйственная академия име­ни К.А. Тимирязева. Она была основана 3 декабря 1865 г. как Петровская земледельческая и лесная академия. Основной задачей выдвигалось распро­странение сведений по сельскому хозяйству и лесоводству. В первые годы своего существования она имела сельскохозяйственное и лесное отделения.

Само становление Петровской академии овеяно духом Петра I. Петровско-Разумовское было владением его деда Нарышкина. По преданию Петр в детстве гостил у деда. На месте теперешнего главного здания стоял дворец Разумовского. Петр хотел за­ложить образцовое хозяйство (о высшей агрономической школе Петр, конечно, не мог думать).







Сейчас читают про: