double arrow

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. В 1856 г. состоялось заседание Общества сельского хозяйства, на котором было решено, что лучшим местом для организации сельскохозяйственной школы является

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 481

В 1856 г. состоялось заседание Общества сельского хозяйства, на котором было решено, что лучшим местом для организации сельскохозяйственной школы является Мо­сква. В I860 г. имение «Петровско-Разумовское» было куплено правительством за 250 тыс. руб. На месте старого дворца Разумовского было заложено нынешнее главное зда­ние. Тогда же был приглашен садовник Шредер, который занялся оформлением парка. Им же была посажена лиственничная аллея и другие аллеи в усадьбе будущей академии.

Московская сельскохозяйственная академия стала центром аграрного образова­ния страны.

Свою главную задачу создатели академии видели в широком распро­странение знаний для всех желающих. Не было установлено никаких предва­рительных испытаний, окончания средней школы не требовалось. Это давало возможность пользоваться заведением лицам разных сословий, разной под­готовки, с разным образованием. Экзамены же при прохождении курса ака­демии были установлены только для желающих. До 1872 г. академию окон­чил один человек (т. е. сдал все экзамены и получил звание кандидата) - бу­дущий профессор академии А. Н. Шишкин.

В 1869 г. совет впервые обсуждал вопрос о приеме в академию женщин сестер Федоровых и Лермонтовой. Совет решил ходатайствовать о приеме их. Однако министр не согласился с этим. В это же время московский генерал-губернатор сообщил министру, что по дошедшим до него слухам, некоторые женщины-нигилистки домогаются посту­пить в Петровскую земледельческую академию. Трое из них будто бы допущены на одну или две лекции без извещения о том министра. Одновременно сообщалось, что студенты водят женщин в свою общую столовую, и министр встревожено писал на полях донесе­ния: «Неужели все это допускается?».

В 1872 г. было решено реформировать академию и превратить ее в ре­гулярную высшую школу. В новом уставе вводилось требование предвари­тельного окончания средней школы, и был установлен определенный учеб­ный план обучения сроком на 4 года, введены обязательные ежегодные экза­мены, создавались студенческие кадры. Повысилась плата за обучение -20 руб. за полгода, директору дано право увольнения студентов, ввели ин­спекцию, ввели форму. Форма была своеобразная, она отличалась от формы других высших школ, тужурка с зелеными кантами, вместо кокарды на фу­ражке серп и грабли, на наплечниках дубовый венок (академия была сель­скохозяйственная и лесная). Устав гласил, что высшая сельскохозяйственная школа (Петровская академия) имеет целью дать молодым людям научное об­разование по сельскому хозяйству и лесоводству.

В 1880-1882 гг. в Академии усилились волнения студентов. Следстви­ем всего этого был приказ о закрытии академии (прекращение приема), но студентам было разрешено закончить академию.

В 90-е годы XIX столетия было создано Министерство земледелия и во главе его стал, упоминаемый выше, известный специалист-профессионал по сельскохозяйственным вопросам А.С. Ермолов. Он сумел убедить Александ­ра III в невозможности для земледельческой страны обходиться без высшей агрономической школы, в целесообразности восстановления таковой на ста­ром месте, где имеются опытное поле и ферма, ценный плодовый сад, образ­цово организованная лесная дача и обширная библиотека, а близость Москвы позволяет использовать ряд других библиотек и облегчает консультации с


профессорами ряда московских высших Учебных заведений. И в 1894 году был создан Московский сельскохозяйственный институт, который в резуль­тате многочисленных преобразований существует сейчас в форме аграрного университета - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева. Вклад «Тимирязевки» в развитие аграрного образования со­ветской и современной России непреходящ и велик.

В середине 50-годов XX столетия произошло еще одно важнейшее со­бытие, которое дало новый импульс в подготовке специалистов аграрников. Их стали готовить в классических университетах, где создаются наиболее благоприятные условия для подготовки специалистов высшей квалификации. Обладая мощным научным потенциалом, в университетах все предметы пре­подают специалисты высшей квалификации. В СССР была претворена в жизнь идея Ю. Либиха, о том, что студенты могут слушать дисциплины из первых рук профессионалов - от химиков, биологов, ботаников, зоологов, физиков, математиков, экономистов ведущих свою исследовательскую рабо­ту в этих областях. Классические университеты позволили объединить в еди­ном русле науку и образование.

В сегодняшнее время агротехнологическая и информационная рево­люции, смена идеологии природопользования, социально-экономические преобразования требуют переосмысления системы сельскохозяйственного образования России. Учитывая значительное расслоение сельскохозяйствен­ного производства (от примитивного до высокотехнологического) В.И. Ки-рюшин и многие другие известные российские профессора отмечают слабую практическую направленность агрономического образования при довольно обширной и разнообразной теоретической подготовке.

Студенты вузов вплоть до последнего времени не получают индивиду­альной агрономической подготовки из-за ограниченности учебной базы, ко­торая вовсе не ориентирована на самостоятельное выполнение ими всего комплекса полевых работ. Серьезных приводных механизмов внедрения научных разработок пока нет. Непосредственно к учебному процессу ру­ководители и работники учхозов отношения не имеют; научные, учебные и производственные программы не координируются должным образом.

Разумеется, при такой системе о серьезной технологической подготовке студентов речи быть не могло в отличие от западноевропейских учебных за­ведений, где студенты персонально осваивают весь технологический процесс производства конкретной продукции на собственной учебной базе, и оценке подвергаются не только теоретические знания, но и произведенная ими учеб­ная продукция.

Сельскохозяйственная образовательная политика, как и научно-техническая, - особая функция государства. Во всех развитых странах она тесно увязана с организацией научного обеспечения и инновационной деятель­ностью. Размещение научных и образовательных центров в сельском хозяйст­ве определяется в первую очередь природными условиями. Они должны быть приурочены к различным природно-сельскохозяйственным провинци­ям, как правило, сильно различающимся по условиям ведения сельского хо-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: