Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

S. АГРОНАУКА В ХУП1 веке





вклада в монастырь казачьего головы Зиновия Литосова, он расширил земли вдоль Ле­бяжьей и Чебуру. Здесь ему принадлежали деревни Асанова-Лебяжья, Томилова и другие, заселенные монастырскими оброчными крестьянами.

По данным «Переписной книги Томского города» 1703 г., за монастырем числилось 115 человек зависимых крестьян, которые обрабатывали в собинных запашках около 330 десятин земли, косили для своих хозяйств ежегодно до 5360 копен сена и платили мона­стырю выдельной хлеб. Кроме того, была еще пашня около - 60 десятин и сенокосы, дающие по 2600 копен сена.

Приобретая различными путями земельные участки, монахи создавали хозяйства феодального типа, используя в качестве рабочей силы русских крестьян-поселенцев, вы­деляя им земельные наделы и прикрепляя к земле. Для создания крестьянского хозяйства на новом месте давал своим крестьянам подмогу: ссужаемые крестьяне получали от мо­настыря не только скот (по лошади, корове и овце на человека), но и сельскохозяйствен­ный инвентарь: топор, косу, серп, хомут и пр.

Крестьяне, получившие земельные наделы от монастыря, обычно платили в мона­стырскую казну одну пятую часть урожая (пятый сноп).

Из хлеба, поступавшего в монастырскую казну с оброчных крестьян, не только создавались необходимые продовольственные запасы для прокормления монахов, но часть его поступала и на продажу.

Урожай овса в 1625 г. в среднем на «государевом поле» составлял 2 че­ти с осьминой с каждой сотни снопов. В 1626 г. на участках хорошей уро­жайности каждая сотня снопов дала 3 чети зерна, на участках средней - 2 че­ти с осьминою и на участках плохой урожайности каждая сотня снопов овса дала 2 чети с полосьминой.

Для сибирского земледелия, как и земледелия центральных районов России, были характерны частые неурожаи. Причины их заключались, не только в стихийных бедствиях (градобитие) и неблагоприятных клима­тических условиях (ранние заморозки, раннее наступление зимы), но и в об­щем истощении почвы на обрабатываемых участках, так как земледелие ве­лось крайне отсталым способом, в почву не вносилось удобрений. Такая сис­тема обработки почвы не обеспечивала восстановления ее плодородия, и ме­стная администрация в поисках путей сохранения сбора необходимого зерна прибегала к возделыванию новых, невыпаханных земель.

Русские крестьяне принесли в Сибирь не только свои производствен­ные навыки ведения земледелия, но и внедрили новые зерновые культуры: рожь и ярицу, овес, пшеницу. Из технических культур в XVII в. разводили, по-видимому, только коноплю.

Системы полеводства в XVII в. были смешанными. В начальный пери­од развития земледелия там преобладала переложная система полеводства. Но уже в первой половине XVII в. на десятинной пашне перелог стал посте­пенно вытесняться двухпольем и трехпольем. Во второй половине века пре­обладающей системой полеводства (особенно на государевой пашне) было уже трехполье.




Проблемы сельского хозяйства Сибири весьма интересовали мыс­лящих людей России. И. А. Крупеников приводит интересный обзор о взглядах декабристов о земле, почве и сельском хозяйстве. Он отмечает, что в 10-е, 20-е годы XIX столетия существовала легально «Ученая респуб-


5. АГРОНАУКА В ХУШ веке



лика» - объединение людей, стремившихся развивать литературу, просве­щение, науки, особенно естественные. Это объединение насчитывало около 300 членов.

Интересно, что председателем был смоленский дворянин, офицер Федор Нико­лаевич Глинка, человек широко образованный, прекрасный организатор, сторонник «ученых упражнений», участник Бородинского сражения и взятия Парижа, талантли­вый поэт, автор слов песни «Не слышно шума городского...», стихов «Кто царь коло­кол поднимет, кто царь-пушку повернет...?».

На заседаниях читались научные доклады, среди которых за 10 лет более 200 имели естественно-историческое и агрономическое содержание.

В.М. Пасецкий и др. отмечают, что член следственного комитета по делу декабристов адмирал Н.С. Мордвинов, знакомясь с их устными и пись­менными показаниями, предложил из осужденных на каторгу и ссылку соз­дать Академию, «поручив преступникам заниматься положительными нау­ками, которые могут способствовать процветанию Сибири». Среди этих наук на первое место он ставил «агрокультуру», за ней следовали физика, геоло­гия, минералогия, химия, металлургия. Предложение адмирала, по большо­му счету рациональное, было отвергнуто Николаем I.



Очутившись в Забайкалье, декабрист Н.А. Бестужев, несмотря на тя­желые условия жизни, переброски с места на место, начинает свои наблюде­ния за состоянием погоды: температурой - инструментально; количеством атмосферных осадков, снежным покровом, засухами - визуально, но с чет­ким фиксированием силы и продолжительности этих явлений. Во время ссылки в Селенгинск, начиная с 1839 г., в течение 15 лет эти наблюдения приобретают все более и более систематический характер, позволяют де­лать обобщения: «Засухи были таковы, что кругом горели леса». Сообща­ет Бестужев об эрозии почвы, о селях по причине «необычайных ливней». Отмечает почвы песчаные, иловатые, хрящеватые. В монографии о Гуси­ном озере (Бестужев Н. А., 1854) основательно разбирается вопрос о водоох­ранной и почвозащитной роли лесов на примере озерной котловины и окру­жающих ее горных хребтов. Резко подчеркнута подверженность местности засухам и лесным пожарам, в одном из которых он получил значительные ожоги. Написана монография очень живо, даже увлекательно.

Труды декабриста Г.С. Батенькова носят обобщающий характер, дают объективную оценку производительных сил Сибири и не только, а и всей страны.

Он был страшен царю своей ученостью, универсальностью, стремлениями к пере­устройству России. Николай I не сослал его в Сибирь, а определил ему 20-летнее одиночное заключение в казематах Петропавловской крепости. Для такого человека, как Батень-ков, это было страшнее каторги и ссылки. Батенъков окончил кадетский корпус, в кото­ром близко дружил с В. Ф. Раевским, участвовал в войне с Наполеоном, отличился, был ра­нен, но дошел до Франции. В показаниях следственному комитету он писал, что война «представила мне поучительную картину... Военной славы не искал, мне всегда хотелось быть ученым или политиком». В1816 г. он оставил службу в армии. Это случилось в мае, а в октябре того же года выдержал вступительный экзамен в институт корпуса инженеров путей сообщений, который быстро окончил. После этого он отправился в Сибирь, где стал сотрудником генерал-губернатора.







Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 521; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8488 - | 7365 - или читать все...

Читайте также:

  1. S. АГРОНАУКА В XVm веке
  2. S. АГРОНАУКА В ХУШ веке
  3. АГРОНАУКА В XVffl веке
  4. АГРОНАУКА В XVIH веке
  5. АГРОНАУКА В XVIII веке
  6. АГРОНАУКА В XVIII веке. В 1776-1778 гг. «Труды» не издавались, а с 1779 г. стали выходить под названием: «Продолжение Трудов Вольного экономического обще­ства». Всего было издано 30
  7. АГРОНАУКА В XVIII веке. Значительно позже трудов Комова мы находим аналогичную с его уче­нием постановку вопросов о значимости в плодородии почвы физических свойств и ее структуры в
  8. АГРОНАУКА В XVIII веке. наказов о порядке организации и ведения сельского хозяйства. Все эти нака­зы - не теоретические трактаты, а руководства к практике. Сибирский Приказ в своих
  9. АГРОНАУКА В XVIII веке. обычно служилых людей. Иногда в помощь им в число участников досмотра включали и пашенных крестьян, как наиболее опытных в этом деле людей. В качестве
  10. АГРОНАУКА В XVIII веке. Отсутствие личной свободы, знаний, капиталов у земледельцев и вся­кой поддержки со стороны государства вело к дальнейшему отставанию аг­рарного сектора
  11. АГРОНАУКА В XVIII веке. появления плугов на Руси, надо отнестись с осторожностью, так как многие исследователи брали за доказательство широко распространенное в канце­лярских


 

3.229.122.219 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.