Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ. фата и фосфоритной муки) па северных черноземах, а также отражения их внесения на свойствах почвы при длительном систематическом применении А.Н. Лебедянцевым




АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ


фата и фосфоритной муки) па северных черноземах, а также отражения их внесения на свойствах почвы при длительном систематическом применении А.Н. Лебедянцевым в 1912-1913 гг. были заложены стационарные опыты, которые вошли в науку под названием «Обогащение почвы навозом» и «Обо­гащение почвы фосфатами». Они продолжаются и в настоящее время, став одним из старейших стационаров страны. Ученый установил высокую эф­фективность фосфоритов на северных черноземах. Замена в основном удоб­рении суперфосфата фосфоритной мукой в равных дозах по действующему веществу не снижает продуктивности севооборота. Методические работы, выполненные под руководством А.Н. Лебедянцева, вошли в учебники и практику научно-исследовательских учреждений. Им проведено классиче­ское исследование влияния высушивания почвы на ее плодородие.

Важный период в развитии агрономической науки и опытного дела первой четверти XX в. связан с именем А. Г. Дояренко. Его исследования о факторах жизни растений и их взаимосвязях, влиянии на них различных аг-роприемов, использовании растениями солнечной энергии сохранили свою актуальность и в наши дни. Изучение водно-воздушного и пищевого режи­мов почвы привело ученого к выводу о решающей роли их в регулировании строения пахотного слоя почвы, и в первую очередь соотношения капилляр­ной и некапиллярной скважности. А.Г. Дояренко по-новому подошел к ре­шению проблемы опытного дела в земледелии, он изучил характер пестроты полей, был зачинателем курса по опытному делу. Он определил содержание курса земледелия, организационные формы и методы учебного процесса, раз­работанные им программы были направлены на пробуждение у студентов интереса к изучаемой дисциплине. Содержание и структура курса земледелия заложенного ученым до настоящего времени мало изменились.

Наибольших успехов он добился в агрофизике, полеводстве, опытном деле. Профессор физики В. А. Михельсон в 1927 г. назвал его первым рус­ским агрофизиком, поскольку он совершил переход от простого обобщения земледельческой практики, эмпирических испытаний к построению науки земледелия на базе точных наук - физики и химии. До 1911 г. исследования А. Г. Дояренко были посвящены вопросам агрохимии. На I Менделеевском съезде в 1907 г. он выступил с докладами о корневых выделениях растений и определении усвояемой фосфорной кислоты, о роли отдельных элементов в жизни растений. Далее он принимает активное участие в организации кол­лективных опытов с минеральными удобрениями. В 1911 г. был заложен опыт с бессменными культурами по разным фонам удобрения, который про­должается и поныне. В 1913 г. А. Г. Дояренко начал изучение использования полевыми культурами солнечной энергии. Им сконструирована установка для учета теплоты сгорания проб урожаев и определены технические коэф­фициенты усвоения солнечной энергии 12 полевыми культурами.




А.Г. Дояренко разработал методы установления влажности и скважно­сти почвы, водопроницаемости в естественной обстановке, испаряющей спо­собности (с помощью созданного им эвапорометра), два метода оценки ка­пиллярной деятельности почвы. Он выявил, что если для южных и юго-




восточных районов решающим фактором выступает влага, то для северных -воздушный режим. Анализируя полученные данные, он пришел к выводу о решающем значении строения почвы, наибольшее плодородие почвы дости­гается при оптимальном сочетании водного, воздушного и питательного ре­жимов. Omne nimium nocet*. Оценку строения почвы агроном предлагал вес­ти по соотношению капиллярной и некапиллярной скважности. Еще в 20-х гг. им исследовалась радиоактивность почв.

Заметное влияние ученый оказал в деле организации сельскохозяйст­венного опытного дела и создании методики полевых опытов, принимал уча­стие уже в первых съездах по опытному делу (1901, 1902 гг.). Им совместно с Д.Н. Прянишниковым и П.С. Коссовичем к совещанию 1908 г. был подготов­лен проект положения об опытных учреждениях, который был претворен в жизнь и положил начало планомерной организации опытного дела. По ини­циативе А. Г. Дояренко в 1918 г. был созван съезд и образовано Бюро Все­российских съездов по опытному делу. Уже под его председательством в 1919 г. Бюро провело совещание, принявшее решение о размещении сети опытных учреждений в соответствии с сельскохозяйственным районирова­нием страны. В течение 10 лет (1919-1929 гг.) для крестьян Подмосковья он проводил практический курс полеводства на опытном поле Московской сельскохозяйственной академии.



Методику опытного дела А. Г. Дояренко начал читать в Московской сельскохозяйственной академии в 1907 г. в качестве необязательного курса, но уже со следующего года она стала программной дисциплиной. Широко известны его книги «Жизнь поля», «Занимательная агрономия», «Из агрономического прошлого» и др. В период работы в Саратове в Инсти­туте зернового хозяйства Юго-Востока, занимался вопросами борьбы с засу­хой.

Проведены исследования по кардинальным проблемам земледелия, прежде всего касающиеся сухого земледелия, которые включали теоретиче­ское изучение физико-химических, физических, химических и биологических процессов почвы. Начаты детальные исследования органического вещества почвы, влагооборота и баланса влаги в главных сельскохозяйственных зо­нах страны, прогнозирование уровня плодородия почвы. Была создана сис­тема агротехнических, мелиоративных и организационных мер борьбы с за­сухой, внедрены новые приемы обработки почвы.

Трагически сложилась судьба ученого. Когда в системе ВАСХНИЛ было приказано организовать единое научное управление всеми отраслями сельского хозяйства, многие ученые пытались протестовать против централизации науки. Они пытались доказать, что в такой огромной стране с множеством почвенно-климатических зон, опыты с сор­тами и с породами необходимо проводить с учетом местных условий. Их арестовывали как «врагов народа», подрывающих основы социалистического сельского хозяйства. В тюрьму попали наиболее видные организаторы областного опытного дела: В. Е. Писарев, В. В. Таланов, А. Г. Дояренко. Последний был арестован вначале 1930 г и выслан в Суз­даль, где прожил до 1935 г.

' Все лишнее вредит, все излишнее вредно.







Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 721; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9173 - | 7249 - или читать все...

Читайте также:

 

35.171.146.16 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.