Условия реализации учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» на II семестр 2012-2013 учебного года

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» на I семестр 2012-2013 учебного года

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

110809 «Механизация сельского хозяйства»

230401.51 «Информационные системы (по отраслям)»

Вид учебной работы Объем часов
Всего 1 семестр (гуманит. цикл) 2 семестр
Максимальная учебная нагрузка (всего)      
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)      
в том числе:      
Лекционные занятия      
Практические занятия      
Самостоятельная работа обучающегося (всего)      
в том числе:      
Подготовка рефератов      
Презентации      
Тестирование      
Составление схем и таблиц      
Работа с практикумом, атласом и/или контурными картами      
Итоговая аттестация в форме      

110809 «Механизация сельского хозяйства»

230401.51 «Информационные системы (по отраслям)»

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
         
1. Лекция №1. Основы исторического знания, его достоверность Студент должен знать: 1. закономерности исторического развития; 2. понимать смысл и функции истории, применять на практике методы исторического исследования; 3. основные этапы периодизации российской и мировой истории Студент должен уметь: 1. сравнивать концепции исторического развития, их сильные и слабые стороны; 2. давать характеристику исторических процессов и явлений, происходивших в российской и мировой истории; 3. понимать смысл и функции истории, применять на практике методы исторического исследования Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.    
Самостоятельная работа по теме 1.1. схема «Периодизация всемирной и отечественной истории», схема «Концепции исторического развития»  
  РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА    
2. Лекция №2.Первобытный мир Студент должен знать: 1. социальные последствия перехода человека от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству; 2. этапы становления первобытного искусства и религии; 3. предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации Студент должен уметь: 1. выделять природные и социальные черты в человеке и человеческом обществе; 2. определять формы и разновидности выделения человека из животного мира; 3. представлять основные потоки миграций во время ухудшения природно-климатических условий на Земле Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.    
Самостоятельная работа по теме 1.1. схема «Сущность, этапы и факторы антропосоциогенеза»  
  РАЗДЕЛ 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА    
3. Лекция №3. Ранние цивилизации, их отличительные черты. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока. Цивилизация античного мира Студент должен знать: 1. основные этапы становления и развития цивилизаций Египта, Китая, Индии, Передней Азии и доколумбовой Америки; 2. характерные черты экономических, социальных, политических и идеологических отношений в странах Древнего мира; 3. структурные элементы военной организации в странах Древнего мира; 4. факторы возникновения государственности в странах Древнего мира Студент должен уметь: 1. определять хронологические и географические рамки истории Древнего мира; 2. выявлять особенности социально-экономических и политических отношений в период существования высоких культур древности; 3. объяснять роль аристократии и жречества в истории цивилизаций Древнего мира; 4. оценивать положение различных категорий трудового населения Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет. Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань. Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.    
Самостоятельная работа. таблица «Цивилизации античности: общее и особенное»  
4. Практическое занятие №1.Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.   Студент должен знать: 1. причины, этапы и последствия становления мировых религий в мировой истории и регионоведении; 2. факторы раскола мировых религий и содержание ветвей современных религий; 3. типологии современных религий и теории их происхождения Студент должен уметь: 1. выделять специфические черты мифологического сознания; 2. формулировать последствия «осевого времени» в истории мировых религий в частности и всемирной истории в целом; 3. определять общие и особенные черты в социальных практиках становления мировых религий (христианства, буддизма и ислама) Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время ». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.    
Самостоятельная работа. Тестирование  
  РАЗДЕЛ 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА  
5. Лекция №5. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.Китайско-конфуцианская цивилизация. Буддизм на Востоке в Средние века   Студент должен знать: 1. пути развития кочевых и некочевых народов Востока в период Средневековья; 2. содержание традиционных черт устройства общественных отношений народов Востока; 3. влияние традиций на развитие современных государств Востока Студент должен уметь: 1. характеризовать отличительные черты номадизма (кочевого фактора) в истории стран Востока и Запада; 2. сравнивать общее и особенное в развитии цивилизаций Востока и Запада на основе представлений об асинхронности; 3. оценивать значение традиций в развитии средневековых цивилизаций Востока Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Эпоха Тан. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества. Культура средневекового Китая и ее влияние культуры на соседние страны. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Знаменитые буддийские храмы и священные места на Востоке. Культура средневековой Индии.    
 
   
Самостоятельная работа. Работа с контурными картами; презентации  
6. Лекция №7. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Студент должен знать: 1. основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – V в. н.э.); 2. пути миграций варварских и иных народов и их исторические и этнополитические результаты; 3. процессы христианизации народов Западной Европы и ее особенности, роль монастырей в культурно-религиозной жизни в период Средневековья; 4. этапы политической истории стран средневековой Западной Европы; 5. истоки и периоды политической раздробленности Студент должен уметь: 1. выделять сильные и слабые стороны в дискуссиях о влиянии античного и варварского факторов на возникновение западноевропейской цивилизации; 2. определять хронологические рамки западноевропейского Средневековья; 3. представлять характерные черты и особенности средневековой истории стран Западной Европы по сравнению с регионами ЦВЕ, Азии, Африки и Америки Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира.Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и егоисторические результаты. Процесс христианизации германских народов. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы». Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Представления о мире и человеке в Средние века.Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде, рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.    
Самостоятельная работа по теме 1.4. конспект «Характеристика этапов Средневековья»  
7. Лекция №8.Арабо-мусульманская цивилизация Студент должен знать: 1. достижения исламской цивилизации в области культуры, науки, философии и литературы; 2. основные положения исламского вероучения, пути, формы и методы исламизации региона Ближнего и Среднего Востока, Испании, Закавказья 3. характеристики общественного и государственного строя арабов в Средние века, культуру арабской повседневности; 4. истоки и источники формирования Корана как религиозно-культурного памятника исламской цивилизации Студент должен уметь: 1. формулировать факторы и причины возникновения мусульманства; 2. показать на карте основные пути арабских географических открытий и завоеваний; 3. анализировать ситуацию в доисламской Аравии на предмет контактов арабов с народами, проживавшими на данной территории в древности Возникновение ислама.Мухаммад. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения.Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания.Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама.Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Арабская культура.Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Аверроэс. Поэзия и проза. Культура повседневности.    
Самостоятельная работа. Работа с контурными картами; презентации  
8.   Практическое занятие №3. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации Студент должен знать: 1. внутренние и внешние причины гибели Византийской империи; 2. пути и этапы проникновения православия, место византийского минивозрождения в сравнении с периодами минивозрождений в странах Европейского континента; 3. взаимодействие и контакты различных цивилизаций в пределах Византийской империи Студент должен уметь: 1. сравнивать черты устройства Византийского государства, общества, церкви и земельной собственности, особенностей развития города и деревни с государствами западноевропейской средневековой цивилизации; 2. оценивать роль традиций древнейших цивилизаций, простиравшихся на территории полуострова Малая Азия, в освоение пространства; Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи.    
Самостоятельная работа. Презентации; работа с атласом  
9. Лекция №9.Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья Студент должен знать: 1. социально-экономические особенности периода Средневековья; 2. складывание отношений собственности, вассальных связей и социальной структуры общества; 3. социальные конфликты в Средние века, их причины, формы и последствия Студент должен уметь: 1. раскрывать содержание феномена средневекового города и западноевропейского средневекового урбанизма; 2. выделять причины, формы и эволюцию складывания сословно-представительных монархий в Западной Европе; 3. формулировать ментальные, идеологические, религиозные и социально-психологические представления населения Западной Европы в их повседневной жизни Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы». Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Представления о мире и человеке в Средние века.Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде, рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья. Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре. Запад и цивилизации Дальнего Востока. Прямые и опосредованные контакты. Представления Востока о Западе, Запада о Востоке. Путешественники и миссионеры ХIII—ХV вв.    
Самостоятельная работа. Презентация «Направления и последствия крестовых походов»  
  РАЗДЕЛ 4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА  
10. Лекция №10.ВосточнаяЕвропа: природная среда и человек. Племена и народы Восточной Европы в древности. Студент должен знать: 1. природно-географические условия на территории Восточной Европы и их роль в становлении государств и народов данного региона; 2. причины, предпосылки, ход и последствия процессов этногенеза на территории Восточно-Европейской равнины; 3. структурные составляющие евразийской языковой общности и индоевропейской языковой семьи наличие родственных связей между ними Студент должен уметь: 1. охарактеризовать влияние природно-климатических условий на социально-экономические отношения, политическое устройство, культуру и ментально-психологические черты славянства; 2. выявлять роль традиций и новаций в развитии восточных славян; 3. сравнивать общие и особенные черты в развитии южных, западных и восточных славян в древности и Средневековье Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров.    
Самостоятельная работа. схема «Процессы этногенеза на территории Восточной Европы и Причерноморья в I тысячелетии до н.э. – I тысячелетии н.э.»  
11. Лекция № 11.Восточные славяне в VII-VIII в.в.Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси Студент должен знать: 1. процессы и места расселения народов и племен по территории Восточной Европы; 2. причины распада славянской общности на племена; 3. причины и основные пути миграции славян, и их отношения с варварскими и другими народами Студент должен уметь: 1. сравнивать мнения в историографии относительно вопросов происхождения и прародины славянских народов; 2. давать объективную оценку в описании общественных отношений, черт характера, культуры и др., содержащихся в источниках; 3. определять хронологические рамки и периодизационные циклы в развитии германо-балто-славянской общности в V-I тыс. до н.э. и I тыс. н.э. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.Карта Восточной Европы к началу IX в. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.    
Самостоятельная работа. тестирование  
12. Практическое занятие №4.Крещение Руси. Русь и ее соседи. Древняя Русь в контексте всемирной истории. Студент должен знать: 1. предпосылки принятия христианства и культурно-историческое значение процесса христианизации; 2. взаимоотношения Руси и Византии в XI – XII вв.; 3. этапы и формы взаимодействия Руси с кочевым населением южнорусских степей Студент должен уметь: 1. показать место в системе международных отношений в период XI – XII вв., факторы восприятия, пути и методы внешней политики Древнерусского государства; 2. выделять особенности социально-экономического, политического, правового и культурного развития Древнерусского государства; Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров. Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.    
Самостоятельная работа. тестирование  
13. Лекция №12.Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Студент должен уметь: 1. крупнейшие земли и княжества Руси, причины их появления на политической карте; 2. влияние западноевропейских государств на развитие ряда земель и княжеств Древней Руси; 3. влияние западноевропейских государств на развитие ряда земель и княжеств Древней Руси Студент должен уметь: 1. анализировать различные версии начала политической раздробленности на Руси с учетом факторов правового, политического и социально-экономического характера; 2. сравнивать процессы политической раздробленности на Руси со схожими процессами в странах Западной и Восточной Европы, Азии и Америки в эпоху Средневековья; 3. выделять положительные и отрицательные последствия политической раздробленности на Руси Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама.Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы.    
Самостоятельная работа. тестирование  
14. Лекция №13.Русь на пути к возрождению. От Руси к России. Россия в царствование Ивана Грозного Студент должен знать: 1. изменения вположении различных социальных групп и категорий, а также церкви и монастырей; 2. процессы восстановления после нашествия монголо-татар; 3. причины, направления и результаты реформ Ивана Грозного; Студент должен уметь: 1. определять преимущества и недостатки трех вариантов объединения русских земель; 2. определять реальные и номинальные политические и социально-экономические последствия объединения земель в составе Московского княжества / государства; 3. выявлять недостатки и противоречия государственного управления в первой и второй половинах XVI столетия; Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой. Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры.Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.    
Самостоятельная работа. схема «Россия в XVI столетии»  
15. Практическое занятие №5.Смута в России начала XVII в. Россия в середине и второй половине XVII в. Русская культура в XIII-XVII вв. Студент должен знать: 1. этапы формирования и деятельности первого и второго земских ополчений и их результаты; 2. жанры и направления русской культуры XIII – XVII вв. 3. содержание, направления и результаты реформ правительств Романовых в XVII веке Студент должен уметь: 1. раскрывать истоки зарождения Смутного времени и абсолютизма в конце XVI – начале XVII столетий; 2. находить связь между учреждением патриаршества и началом социально-политического кризиса в Российском государстве; 3. определять хронологические границы начала европейских преобразований в России и историографические аргументы сторон Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации. Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум.    
Самостоятельная работа. схема «Русская культура в XIII – XVII вв.»  
    ИТОГО Лекционные занятия Практические занятия Самостоятельная работа  
№ п/п Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
         
  Раздел 1. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI – XVIII вв.    
1. Лекция №1.Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Студент должен знать: 1. различные трактовки понятия «Новое время» в историографической литературе; 2. религиозные, философские, социально-психологические причины различия вариантов модернизации в странах Западной и Восточной Европы в XVI – XVIII столетиях; 3. социальный смысл феномена Возрождения и влияния его появления в секуляризации и персонификации человеческой личности; 4. предпосылки, ход и результаты процессов Реформации и Контрреформации католической церкви в странах Западной Европы Студент должен уметь: 1. понимать исторический, социологический, политический смыслы понятия «модернизация» и его конкретно-содержательную сторону; 2. различать варианты модернизационных процессов в странах Западной Европы в период XVI – XVII столетий; 3. формулировать предпосылки начала модернизационных процессов в период «Нового времени» Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации.Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.    
Самостоятельная работа. схема «Модернизация, ее типы и содержание», схема «Период «Нового времени» в мировой истории и его сущностные характеристики»  
2. Практическое занятие №1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации Студент должен знать: 1. причины и предпосылки Великих географических открытий; 2. воздействие ВГО на процессы гибели и трансформации традиционных цивилизаций Нового Света 3. пути генезиса сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма; Студент должен уметь: 1. анализировать роль Испании и Португалии в развитии мореплавания; 2. определять влияние цивилизаций Нового света на развитие модернизирующейся цивилизации Запада; 3. формулировать изменения в моделях социального и политического взаимодействия в рамках абсолютных монархий; Причины и предпосылки Великих географических открытий.Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания.Великие географические открытия.Карта мира.Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира. Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма.Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.    
Самостоятельная работа. схема «Основные направления и этапы европейской колониальной экспансии»  
3. Лекция №2. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах Студент должен знать: 1. сущность, составляющие и противоречия новой системы международных отношений; 2. черты повседневности и всеобщего европейского кризиса XVII столетия; 3. процессы профессионализации в социальной структуре европейских обществ; Студент должен уметь: 1. формулировать этапы смены вех в международных отношениях XVII – XVIII вв., а также предсказывать возможные политические, дипломатические и правовые последствия генезиса Вестфальской системы; 2. находить связь между социально-экономическими явлениями и складыванием новой системы ценностей, мировоззрения и менталитета; 3. объяснять возрастание роли права и юриспруденции в решении насущных проблем индивидов и социальных групп Две «концепции Европы». Франциск I и Карл V. Угроза со стороны Турции. Священная лига. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война — Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г. Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности.Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей. XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира.Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности. Секуляризация общественного сознания. Поиски основ толерантности. От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения».    
Самостоятельная работа. Тестирование  
4. Практическое занятие №2. Век Просвещения.Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества   Студент должен знать: 1. понятия «Просвещение», «общественный договор», «народный суверенитет» и их содержание, а также пути, способы и степень распространения идей Просвещения; 2. тенденции и направления социально-экономического, политического и культурного развития стран Европы в период Великого промышленного переворота; 3. ход и последствия технического прогресса для стран Западной и Восточной Европы и США; Студент должен уметь: 1. выделять положения теории естественного равенства и ее социально-философские основания; 2. определять хронологические рамки Великого промышленного переворота для стран Европы и причины периодизационных различий; 3. находить аргументы и контраргументы в спорах историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII столетия Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве. Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества.    
Самостоятельная работа. Презентации  
ИТОГО по разделу 1 - аудиторные занятия    
- практические занятия  
  2. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ      
5. Лекция №3.Россия в период реформ Петра I. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.).   Студент должен знать: 1. предпосылки, ход, методы осуществления и результаты реформ Петра I, в том числе в оценке современников и участников событий; 2. причины дворцовых переворотов 1725-1801 гг.; 3. направления курса внутренней и внешней политики преемников Петра Великого Студент должен уметь: 1. характеризовать воздействие эпохи Петра Великого на развитие Российской империи с точки зрения стратегии и тактики преобразований; 2. выявлять недостатки и достижения во внешнеполитических устремлениях Петра Великого и его преемников; 3. критически оценивать характер реформ преемников Петра I Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.    
Самостоятельная работа. Тестирование  
6. Практическое занятие №3.Россия во второй половине XVIII в.Культура России в середине и во второй половине XVIII в. Студент должен знать: 1. характер, направленность и итоги екатерининского царствования; 2. теоретические основания, методы, цели, задачи и направления внешней политики Екатерины II 3. достижения русской культуры в XVIII столетии, быт, нравы иотличительные черты повседневной жизни слоев русского общества эпохи Просвещения; Студент должен уметь: 1. сопоставлять характер и направленность реформ с социальными потрясениями данного периода времени; 2. оценивать степень и последствия воздействия идей Просвещения на русское общество; 3. выявлять отношение слоев общества к европеизации и самобытности как двух оппозициях русской культуры; «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.    
  Самостоятельная работа. Тестирование  
  РАЗДЕЛ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ    
7. Лекция №7.Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.Становление гражданского общества Студент должен знать: 1. возникновение идейно-политических течений, партий, их платформ и социальной базы; 2. этапы расширения представительства; 3. варианты политического переустройства общества и возможности выбора пути Студент должен уметь: 1. сопоставлять требования, формы организации и результативность движения за реформы в странах Западной Европы; 2. описывать модели политического переустройства общества; 3. анализировать общие и особенные черты, а также факторы объединительных процессов в Европе и Америке Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.    
Самостоятельная работа. Тестирование  
8. Практическое занятие №4.Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.Особенности духовной жизни нового времени Студент должен знать: 1. элементы мировосприятия человека индустриального общества; 2. периоды развития науки, культуры и образования в XIX столетии; 3. изменения и противоречия в формировании классической научной картины мира Студент должен уметь: 1. анализировать изменения в социальной структуре европейских обществ в XIX столетии; 2. моделировать социальный портрет представителей капиталистического общества XIX века; 3. формулировать причины возникновения новых социальных движений Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века». Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования.Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.    
Самостоятельная работа. Презентации  
  ИТОГО по разделу 3 - аудиторные занятия    
- практические занятия  
  РАЗДЕЛ 4. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА    
9. Практическое занятие №5.Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.Попытки модернизации в странах Востока Студент должен знать: 1. периоды, методы, модели развития колониальных империй; 2. варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение, изоляция, сопротивление и подчинение; 3. попытки модернизации в Турции, Китае, Японии, Индии и странах Африки и их итоги Студент должен уметь: 1. характеризовать наиболее и наименее эффективные модели колониального развития стран Востока; 2. находить связь между возникновением концепции «Восточного вопроса» и чертами кризиса в социально-экономическом, политическом и идеологическом развитии стран Востока в XVIII – XIX столетиях; 3. определять глубину и степень воздействия, а также последствия цивилизаций Запада на цивилизации Востока Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй,формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индиив «короне» Британской империи. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи.Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица» .    
Самостоятельная работа. Схема «Предпосылки, этапы, направления и последствия колониальной экспансии в странах Востока»  
  ИТОГО по разделу 4 - аудиторные занятия    
- практические занятия    
  РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ    
10.   Лекция №8. Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в. Внешняя политика Александра I и Николая I.   Студент должен знать: 1. причины, этапы и последствия политической борьбы по вопросам внутренней и внешней политики; 2. причины и проявления смены политических приоритетов и ориентиров в правительственном курсе и нарастания консервативных тенденций в среде аристократии и общественных кругах 3. направления деятельности «Священного союза» и возникновение принципов легитимизма, а также международные отношения в Европе после разгрома наполеоновских войск Студент должен уметь: 1. характеризовать географические и геополитические условия развития Российской империи в первой половине XIX века; 2. выявлять черты социокультурного разрыва между сословиями и сословными группами; 3. раскрывать причины и последствия распада Венской системы международных отношений и определять возможности создания новой системы международных отношений Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещенного абсолютизма» и новые задачи государственного развития. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия иевропейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».       2
           
Самостоятельная работа. Презентации  
11. Практическое занятие № 6.Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.   Студент должен знать: 1. сущность правительственной идеологии и рождение теории «официальной народности»; 2. содержание реформ в области образования; 3. политико-идеологические взгляды участников общественной борьбы и пути поиска национально-политической идентичности; 4. развитие науки и техники в первой половине XIX столетия Студент должен уметь: 1. формулировать предпосылки складывания феномен философии, литературы и литературной критики вместо политической борьбы; 2. характеризовать реальные и утопические политические идеалы представителей русской философии, литературы и литературной критики; Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в.Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества.Правительственная политика в отношении образования. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. Место России в мировой художественной культуре    
Самостоятельная работа. Презентации  
12.   Лекция № 9.Россия в период Великих реформ Александра II. Пореформенная Россия   Студент должен знать: 1. сущность, направления, последствия и историческое значение крестьянской, судебной, городской, земской, военной, финансовой, образовательной реформ и реформы в области печати 2. ход подготовки министерств и ведомств к проведению данных реформ; 3. восприятие реформ в общественном мнении Студент должен уметь: 1. связывать результаты Великих реформ с активизацией народнической деятельности; 2. раскрывать тенденции и противоречия социально-экономического и политического развития России во второй половине XIX столетия; 3. оценивать степень реагирования правительственных и аристократических кругов на ход и результаты реформ Александра II Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты.    
Самостоятельная работа. Рефераты  
13. Практическое занятие №8.Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.   Студент должен знать: 1. геополитические интересы империи и международные противоречия второй половины XIX столетия; 2. попытки решения славянского вопроса со стороны России и их итоги; 3. цели, задачи, направления и результаты политики России в Средней Азии и на Дальнем Востоке Студент должен уметь: 1. выявлять причины противоречий между европейскими державами и Россией во второй половине XIX столетия; 2. оценивать действия русского военного и политического командования в ходе войны с Турцией 1877-1878 гг.; 3. определять возможные тупики и возможности для действий российской дипломатии в разрешении международных проблем и противоречий Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.    
Самостоятельная работа. Работа с атласом и контурными картами  
14. Лекция №10. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. Повседневная жизнь населения России в XIX в.   Студент должен знать: 1. общее состояние структурных элементов российского общества и государства после окончания эпохи Великих реформ; 2. социальные, экономические, правовые, социально-психологические и ментальные черты пореформенного общества; 3. новшества и традиции в развитии образования и культуры Студент должен уметь: 1. выделять количественные и качественные изменения составляющих социальной структуры общества, экономической структуры общества и структуры промпроизводства; 2. находить связи между изменением социальной структуры общества и процессами генезиса этических и ценностно-мировоззренческих характеристик российского пореформенного общества; 3. степень воздействия новых установок и взглядов в общественном мнении на состояние и перспективы завершения модернизационных процессов. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи. Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы. Обычаи и нравы народов России.    
Самостоятельная работа. Рефераты  
15. Лекция №11.Международные отношения в начале XX в. Студент должен знать: 1. этапы складывания военно-политических блоков в Европе (Антанта и Тройственный союз); 2. перипетии борьбы за передел мира; 3. изменения в системе международных отношений на рубеже XIX – XX вв Студент должен уметь: 1. определять успехи и неудачи российской внешней политики на рубеже XIX – XX вв.; 2. анализировать возможные сценарии развития междуна

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: