Архангел Михаил

СЕВЕРНЫЕ И ЮЖНЫЕ ДВЕРИ

На северных и южных дверях иконостаса помещают изображения святых диаконов или Архангелов. Рерих выбрал этот последний вариант, оформив двери иконами строгой прямоугольной формы с двойным ковчегом. Присутствие здесь Архангелов понимается как сослужение при совершении таинства причастия, происходящего перед Царскими вратами. В то же время их образы вместе с крайними иконами вписываются в общий ритм предстояния образу Спаса Нерукотворного. Архангелы – одни из высших ангельских чинов. Их сущность состоит из света. В своём сочинении «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит (конец V-начало VI века) отмечает их сродство с огнём молнии. Такими существами огненной природы предстают в иконостасе Рериха Архангелы Гавриил и Михаил. Их яркие силуэты составляют два равновесных полюса, в цветовом поле которых находятся все остальные пермские иконы. Триада больших плоскостей красного, зелёного и коричневого – своеобразный красочный камертон – дробится в более мелких композициях и своей перекличкой объединяет в один ансамбль всё пространство иконостаса. Особый эффект придают изображениям объёмные венцы и продавленные на левкасе линии одежд, очертания рук, ликов и различные узоры. Их блики создают своего рода световую ауру, подобную той, что в древних иконах выполняли золотые нити ассиста. Масляная краска положена тонким слоем так, что везде просвечивает розовый грунт. Частично он даже проступает на ликах и в уголках глаз. Краски, напитавшись отражённым от поверхности левкаса светом, становятся как бы горящими, воплощая огненную природу Архангелов.

В этих больших архангельских иконах наиболее отчётливо проявилось художественное своеобразие иконостаса. Рериховскому письму прежде всего свойственна монументализация образов. Всегда ясно читаемые силуэты святых очерчены строгой, широкого размаха линией, что резко выделяет их на золотом басменном фоне. Этому же способствуют и крупные цветовые массы. Плоскостное письмо сродни ровному пространству стен. Все мелкие детали рисунка приведены к общему целому. Ничто не нарушает ритмичного полёта линий. Всё частное подчиняется более высокому плану. Так, например, жезлы Архангелов не перечёркивают их силуэт, а, напротив, завершают его. Свиток вписывается в общий изобразительный контур и своими очертаниями продолжает линию спускающегося крыла. Все формы словно перетекают одна в другую, вливаясь в единое движение длинных и плавных линий.

В своём рисунке Рерих во многом следует древнерусским изводам и прорисям, однако он усиливает их ритмическую, декоративную структуру. Подобные новации в развитии иконописного канона соответствовали художественным тенденциям, которые в начале века отчётливо проявились и в архитектуре, и в декоративно-прикладном искусстве, и в живописи. Стремление во всём подчеркнуть красивое, изящное, насладиться изысканным бегом вычурных линий, полюбоваться ярким красочным пятном – всё это было типично для изобразительного языка модерна. Акцентирование линейного, ритмического начала, повышенная декоративная выразительность иконописных образов Рериха шла здесь в унисон с художественными идеалами эпохи.

Архангел Михаил – небесный архистратиг (греч. – верховный военачальник), полководец в космической войне с врагами Бога. Он служитель Богу, ангел предстояния перед престолом Божьим. В Апокалипсисе он предводитель небесного воинства в последней битве с сатаной. В Древней Руси Архангел Михаил почитался как покровитель князей и ратной славы. Ему посвящён Архангельский собор в Московском Кремле и находящаяся там знаменитая житийная икона XV века.

Н.К. РЕРИХ. Архангел Михаил 1907

В византийской и древнерусской иконографии сложилось несколько типов изображений Архангела Михаила. В одном из них Архангел предстаёт в придворном, лоратном облачении с зерцалом и жезлом в руках в качестве приближённого Небесного Царя. Подобные изображения помещались в непосредственной близости от Христа в барабане куполов древних храмов, как в Софии Киевской. В ангельских одеяниях – хитоне и гиматии, предстоящий в повороте Архангел Михаил молится за людей перед Вседержителем в деисусном чине. В воинских одеждах, с оружием в руках Архангел Михаил олицетворяет собой архистратига, предводителя небесного воинства.

Рериховский образ как бы соединяет в себе все известные иконографические изводы. Симметричное расположение двух Архангелов в повороте со склонённой головой – всё это идёт от иконографии деисусного чина. Жезлы в руках относят к ранневизантийским мозаикам, где Архангелы стоят возле Владыки. В то же время меч – характерный атрибут воинского канона.

Архангел Михаил изображён на южной двери иконостаса. Левой согнутой рукой он поддерживает упирающийся в позём жезл-лабарум, оканчивающийся красным прямоугольником с белыми подвесочками. Правая не до конца распрямлённая рука вынимает из ножен меч. Архангел облачён в оранжево-красный далматик, препоясанный коричневым лором. Складки одежды образованы продавленными линиями и частично тонированы чёрным в углублениях. Оплечье украшено тремя рядами нарисованных белой краской жемчужин; кайма далматика и поручи с зелёными нарукавниками также унизаны крупным белильным жемчугом. Зелёный плащ скреплён на плече овальной фибулой и весь декорирован крупными сердцевидными узорами, образованными соединёнными по два спиралевидными завитками. Узоры эти точно такие же, как на Остромировом Евангелии XI века или как на гиматии «Архангела Михаила лоратного» (около 1300 г., ГТГ). На подольнике далматика три белые жемчужины (две внизу, одна вверху) образуют знак, который довольно часто выводили старые мастера на одежде Архангела Михаила (например, на староболгарских иконах «Спас Эммануил с Архангелами» XVI в. и «Архангел Михаил» ХVII.). Впоследствии этот знак был предложен Рерихом для Знамени Мира. Крылья Архангела тёмно-вишнёвые, разработанные тонкими чёрными линиями и волнами глубоких продавленных линий, образующих тени. На его ногах красные чулки. Позём округлой формы с тремя и четырьмя рядами тюльпанчиков.

Н.К. РЕРИХ. Архангел Михаил. Фрагмент

Согласно канону Архангелу Михаилу предназначена торжественная киноварь. Собственно, эту победную интонацию и воплощает рериховский Архангел: на иконе мажорно звучит красно-оранжевый цвет далматика в сопоставлении с зелёным плащом. Рерих следует здесь древней традиции, восходящей к огненному одеянию архистратига в иконе «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» (XIII в., Успенский собор Московского Кремля) или к такой же красно-оранжевой кольчуге тверского образа «Архангел Михаил» (вторая половина XIV в., ГТГ). В деисусных же композициях утвердилось другое правило – расцвечивать плащ-гиматий киноварью. Однако и тут иногда наблюдается тяготение к воинскому канону, например в псковском деисусном чине XVI века (Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

Контур лика Архангела Михаила продавлен по левкасу и образует собой почти геометрическую фигуру, напоминающую пятиугольник. Волосы коричневые с тёмными прядями-завитками. Два ряда кудрей и диадема моделированы прорезными линиями; остальные завитки «вылеплены» красочной массой. Тороков нет. Живопись лика пастозная, хотя издали она смотрится так, как если бы была написана темперой по всем правилам личного письма. По коричневому фону лика – санкирю – произведено вохрение белыми мазками под глазами, бровями, на носу, у губ и под подбородком. Опись лика коричневая, на губах красная отметина. Взгляд Архангела грозен, строг, самоуглублён и в то же время как бы устремлён к небесным сферам, которым он сосредоточенно внимает.

Н.К. РЕРИХ Архангел Гавриил. 1907


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: