Требования к оформлению заданий для СРС

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Тема 7. Разделение властей в современном российском конституционализме

Тема 5. Зарождение и развитие конституционализма в зарубежных странах в XIX веке

2. Классики европейской государственно-правовой науки: А. Дайси, Г. Еллинек, В. Орландо, А. Эсмен и другие о конституционном (правовом) государстве.

3. Современная западная конституционная мысль: основные представители и направления исследований (М. Вебер, Дж. Ролз, Р. Дворкин и другие).

Тема 4. Становление российского конституционализма в XVIII–XIX вв.

1. Сущность и этапы развития конституционных идей и институтов в России в оценках и подходах советских и современных ученых (А.Н. Медушевский, И.А. Кравец, А.Н. Сахаров и др.).

2. Развитие конституционных идей в XVIII в. От «Кондиций» 1730 г. до конституционных проектов эпохи «просвещенного абсолютизма».

3. Развитие конституционных идей в XIX в.:

· От правительственных проектов (М.М. Сперанский) до радикальных (декабристы).

· Дискуссия западников и славянофилов о путях политического развития России.

4. Либерализм и либеральный конституционализм второй половины XIX – начала ХХ вв.: основные представители, юридические теории и политические проекты. Конституционные идеи в трудах Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского, В.М. Гессена, П.И. Новгородцева.

5. Манифест 1905 г. и Основные законы Российской империи 1906 г. как первый российский опыт воплощения основ конституционного государства в политико-правовой практике:

Тема 5. Конституция РФ 1993 г.: сущность, особенности, альтернативы

  1. Разработка и принятие Конституции России в начале 1990-х гг.
  2. Закрепление основ конституционного государства в Конституции РФ.
  3. Достоинства и недостатки Конституции РФ в оценках юристов, политологов и общественных деятелей.

Тема 6. Политические права и свободы граждан в РФ: конституционно-правовое закрепление и практика реализации

  1. Принцип народного суверенитета, непосредственное народовластие, прямое политическое участие: понятия, их соотношение, формы реализации.
  2. Право на свободу выражения мнений и свобода печати как политические права: конституционно-правовое закрепление в РФ и проблемы реализации на современном этапе. Правовой статус СМИ.
  3. Право собираться мирно и без оружия. Правовое регулирование публичных мероприятий в РФ и проблемы реализации соответствующих конституционных прав граждан.
  4. Право на объединение: понятие и содержание. Конституционно-правовой статус общественных объединений в РФ и основные направления его совершенствования.
  1. Понятие и сущность разделения властей. Реализация принципа разделения (обособления) ветвей власти в различных формах правления государства.
  2. Президентская власть в России. Место Президента РФ в системе органов государственной власти. Проблемы соотношения и взаимодействия Президента РФ (и органов при Президенте РФ) и Правительства РФ (и органов исполнительной власти).
  3. Исполнительная власть в системе разделения властей. Эволюция системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти.
  4. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Порядок формирования и прекращения полномочий палат российского парламента. Правовой статус парламентария в РФ: проблемы совершенствования.
  5. Становление независимой судебной власти в России: принципы организации и деятельности судебной системы, проблемы реализации судебной реформы.

Тема 8. Территориальная организация власти в РФ: проблемы федерализма и местного самоуправления

  1. Территориальная организация государственной власти: понятие, формы. Соотношение понятий «государственное устройство», «территориальное устройство», «административно-территориальное устройство»; «унитаризм», «федерализм», «регионализм».
  2. Принцип государственной целостности и самоопределения народов в конституционном праве РФ: закрепление, формы реализации и проблемы соотношения.
  3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ, его реализация.
  4. Местное самоуправление: понятие, сущность, модели в различных странах. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в РФ.
  5. Муниципальное образование: понятие, территориальные и финансово-экономические основы. Устав муниципального образования (на примере г. Вологды).

По каждому блоку или теме выполняются 1 или 2 (в зависимости от объема) индивидуальных задания. Виды заданий с разбивкой по блокам приводятся ниже.

Если студент пропустил занятие или был не готов к обсуждению запланированных вопросов, он должен своевременно выполнить дополнительное индивидуальное задание по соответствующей теме или блоку.

По дисциплине отсутствует какой-либо базовый учебник или пособие, поэтому при подготовке к практической части занятия или индивидуального письменного задания необходимо привлекать различные источники научного, учебного, справочного и публицистического характера. Необходимым условием является использование актуальной (опубликованной в последние годы), достоверной (научно обоснованной) и верифицируемой (проверяемой) информации.

Внимательно изучите задания и указания к ним. Не выполнение указанных требований влечет переделку задания.

В качестве альтернативы выполнения отдельных заданий по согласованию с преподавателем возможна подготовка доклада на студенческую конференцию и материала в сборник статей. В этом случае качественно сделанный доклад приравнивается к трем заданиям для СРС.

  1. Каждое задание выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, размер – 14, междустрочный интервал – полуторный, поля: верхнее и нижнее – 2, правое – 1, левое – 3) или рукописном варианте.
  2. В тексте заданий не должно быть сокращений. В случае цитирования источников необходимо делать ссылки, которые должны корректно оформляться.
  3. Каждое задание начинается с нового листа (указать номер задания и его название).
  4. Листы одного задания должны быть пронумерованы и скреплены степлером или скрепками.
  5. Вверху первого листа в правом углу каждого задания необходимо указать ФИО автора.
  6. Сроки сдачи заданий указываются преподавателем на занятиях или в тематическом плане.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: