Первые Романовы

Молодой царь Михаил Федорович вступил на престол в 16-летнем возрасте, не будучи подготовлен к многотрудной деятельности по управлению государством. Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец – Гланда – Камбила Дивонович – в 1283 г. переселился из Литвы к московскому князю Даниилу, где принял православие и был наречен Иваном Кобылой. Его сын Андрей Кобыла был приближенным московского великого князя Симеона Гордого и имел 5 сыновей. Потомки его до начала ХVI в. именовались Кошкиными, до конца ХVI в. – Захарьиными. Затем Захарьины разделились на две ветви: Захарьиных–Яковлевых и Захарьиных–Юрьевых. От последних произошли Романовы. Романовы в Москве не были ни древним, ни знатным родом, как Шуйские, Воротынские, Трубецкие, Мстиславские, но благодаря своим деловым качествам в государстве они занимали далеко не последние посты. Романовы еще более поднялись после того, как царь Иван IV Васильевич в 1547 г. женился первым браком на представительнице их рода Анастасии Романовне. Сын Анастасии и Ивана IV Федор был последним русским царем из династии Рюриковичей.

При Борисе Годунове род Романовых был обвинен в колдовстве. Четыре сына Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из сыновей – Федор Никитич – был насильно пострижен в монахи под именем Филарет. Его сын Михаил был избран царем, сам митрополит Филарет в это время томился в польском плену.

Последствия Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым.

К первым Романовым историки относят Михаила Федоровича (1613– 1645) и его сына Алексея Михайловича (1645–1676).

Царствование первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича (1613–1645) началось в очень трудный момент социально-экономического и политического состояния Российского государства. Вступив на престол, Михаил оставил на своих местах всех должностных лиц, не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности. Даже вопрос о наказании изменников расхитивших казну, был оставлен на усмотрение народа. Такой курс во многом способствовал всеобщему примирению.

При Михаиле было принято два закона, смягчающих наказания за уголовные преступления. Один касался беременных женщин, приговоренных к смертной казни – теперь их казнили только после родов, ребенка же отдавали родственникам. Второй указ касался фальшивомонетчиков. Раньше им заливали горло расплавленным железом. По новому закону их заковывали «в железа» и ставили на щеке клеймо «вор».

Хозяйственное положение страны наглядно характеризуют земельные описания (так называемые дозорные книги), составленные в начале 20-х годов XVII в. В этих документах отражается резкое сокращение пахотных земель в центральных районах, увеличение перелога, рост бобыльства среди крестьянского населения, ухудшение жизни всех слоев населения. Положение рядовой массы служилых людей (дворян) не менее трудное: крестьяне разбежались, земля не обрабатывается, материальное положение – на грани нищеты. Правда, в несколько лучшем положении находились северные и окраинные уезды страны, которых менее коснулись годы разрухи Смутного времени.

Перед правительством жизненные реалии поставили несколько важных задач: 1) стабилизировать внутриполитическую ситуацию и укрепить аппарат управления; 2) начать восстановление разрушенного хозяйства и укрепить социальную опору правительства – среднее и мелкое дворянство и 3) нормализовать отношения с соседними странами, прежде всего с Польшей и Швецией.

В первые годы (1613–1619) огромное воздействие на царя оказывали почти постоянно заседавшие Земские соборы. Значительным в эти годы было и личное влияние его матери – инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой), а также Салтыковых, его ближайших родственников по матери, и дяди Ивана Никитича Романова. В этот период в основном решались чисто политические вопросы завершения борьбы с агрессивными намерениями Польши и Швеции, с амбициозными претензиями Заруцкого и Марины Мнишек, поддерживаемых казачеством, а также с бродящими по России остатками тушинских отрядов, превратившихся в настоящие разбойничьи шайки (особенно выделялись отряды атамана Баловня и польского шляхтича Лисовского). Этой борьбе сопутствовало мощное народное восстание в 1614 – 1615 гг., охватившее Средневолжский край и с большим трудом подавленное войсками московского правительства.

Поэтому первой заботой молодого царя стало обеспечение всем необходимым ратных людей. Поскольку казна была пуста, он обратился за помощью к наиболее богатым людям государства. Кроме того, обратился к населению жертвовать продовольствие и всякие припасы для ратных людей. Это позволило достичь определенных успехов и завершить Смутное время: разгромить силы Заруцкого в 1614 г., достичь замирения внутриполитического положения страны в 1615 – 1616 гг. (победа над отрядами Баловня и Лисовского), провести переговоры с Польшей и Швецией в 1616 – 1618 гг. и заключить Столбовской мир со Швецией (февраль 1617 г.) и Деулинское перемирие с Польшей (декабрь 1618 г.).

Современники недаром называли Михаила милостивым царем. Хотя казна была пуста, он старался в первые годы своего правления не обременять людей чрезмерными поборами. Давал льготы в уплате податей разоренным городам и едва встающему на ноги купечеству. Особой заботой царя было развитие внешней торговли. При любых сношениях с другими государствами на первом месте стояли вопросы торговли. Но при этом правительство защищало интересы русских людей, не нанося урону русскому купечеству.

Положение резко изменилось после возвращения из польского плена отца царя – Федора Никитича (Филарета), энергичного и умного политического деятеля. Сразу же по возвращении (июнь 1619 г.) Филарет был провозглашен патриархом с титулом «великого государя» и взял в свои руки все нити управления государством, пользуясь неопытностью и мягким характером своего сына. Так продолжалось вплоть до смерти Филарета в октябре 1633 г.

Таким образом, фактически в стране в 1619 – 1633 гг. существовало двоевластие. Вокруг Филарета сформировалось правительство, в которое вошли его брат Иван Никитич Романов, племянник Иван Борисович Черкасский, шурин Борис Михайлович Лыков и герой обороны Смоленска в 1609 – 1611 гг., личный друг Филарета Михаил Борисович Шеин. Это правительство в 20-е годы сумело провести ряд мероприятий, способствовавших выходу страны из тяжелейшего хозяйственно-финансового состояния послесмутного времени. Избранный окружением царя путь возрождения страны оказался верным.

В 20–30-е годы постепенно восстанавливается экономика страны, хозяйственное благосостояние дворянства, платежеспособность тяглого населения, укрепляется материальная база посадов, усиливается централизация управления, реорганизуются вооруженные силы.

Особое покровительство оказывалось рудному делу. Царь неоднократно выписывал из-за границы специалистов для поиска полезных ископаемых. В местах, где залегали руды, началось строительство заводов. Владельцы их получали от правительства льготы, что способствовало развитию промышленности. Много было и специалистов-иностранцев, которым царь покровительствовал, давая привилегии.

Особенно большие изменения происходят в социально-политической структуре государства. Восстанавливается и получает завершение приказная система управления. Усиливается централизация управления страной. На местах, во всех городах и административных центрах правят воеводы с помощью «приказных изб». Введение воеводского правления позволило значительно уменьшить злоупотребления при сборе налогов и централизовать управление страной. Земские соборы после возвращения Филарета собираются все реже и носят все более формальный характер, что свидетельствует об утверждении основ самодержавия (абсолютной власти монарха).

Об укреплении царской власти при Михаиле свидетельствует новая государственная печать. В ней к титулу царя было добавлено слово «самодержец», а над головами двуглавого орла появилась корона.

Проводятся важные мероприятия социально-экономического характера. Правительство Михаила Федоровича изначально считало крестьян прикрепленными к земле, постоянно действовали «урочные годы», в течение которых владелец мог требовать возвращения крестьян, росли повинности тяглого населения. Нехватку средств правительство старалось возместить сбором чрезвычайных налогов – пятин, часто носивших разорительный характер.

В 20-е годы проводится новое посошное описание земель и в интересах дворянства вводится так называемая «живущая четверть» (налоги платятся только с той части земли, которая «живет», то есть обрабатывается). В конце 30-х годов вводится «подымный сбор» (каждый «дым», то есть отапливаемый дом, платит отдельный налог). Все это являлось подготовкой перехода к подворному обложению, что и произошло в 70-е годы XVII в.

В результате проведенных мероприятий экономический кризис, характерный для страны в начале века, постепенно ликвидируется, а политический строй укрепляется. Это дало возможность к началу 30-х годов перейти к попыткам решения назревших внешнеполитических проблем.

Однако внешнеполитическая ситуация складывалась не слишком удачно. Русско-польская («Смоленская») война 1632 – 1634 гг., начатая по инициативе Филарета, привела к ряду поражений и закончилась признанием Россией границ, установленных в 1618 г. (Поляновский мир 1634 г.). Правда Россия добилась официального отказа польского короля Владислава IV от притязаний на российский престол.

После смерти патриарха Филарета страна вступила в новый период политической истории. Оппозиционные элементы добились частичного изменения состава правительства. Был обвинен в измене и казнен командующий русской армией в Смоленском походе М.Б.Шеин. Приблизился к царю, его родственник по матери Борис Михайлович Салтыков, а также родня второй жены царя – Стрешневы. Заметное место в правительстве занял и находившийся ранее в тени Федор Иванович Шереметев. Вместе с тем преемственность с правительством Филарета ликвидирована не была: продолжают свою политическую деятельность И.Б.Черкасский, И.Н.Романов, Б.М.Лыков.

В начале 40-х годов в составе правительства произошли новые изменения: в него вошли Яков Куденетович Черкасский, Никита Иванович Романов, отец царицы Лукьян Степанович Стрешнев и ее брат Семен Лукьянович, сохранил свое влияние Федор Иванович Шереметев. Это правительство в целом продолжало, хотя и не так последовательно, политику Филарета. Резкое изменение в политике произошло лишь после смерти Михаила (1645).

В 30–40-е годы решался ряд крупных государственных задач, главным образом военного характера. Среди них – попытка создания новой боеспособной армии, так называемых полков «нового строя». С этой целью устанавливаются периодические сборы «даточных людей» (прообраз рекрутов) с тяглого населения; формируются специализированные отряды: полки рейтарские (конные), драгунские (конно-пешие) и солдатские (пешие); улучшается вооружение армии (для чего создается в 1632 г. оружейный завод в Туле и увеличиваются зарубежные закупки); с помощью иностранных инструкторов и офицеров вводятся элементы обучения военному искусству. В России началось формирование профессиональной регулярной армии. Эти преобразования требовали больших средств и привели к значительному увеличению налогового бремени посадского и сельского населения.

Большой помехой для развития России являлись, хотя уже и редкие, но очень разорительные набеги крымских татар. Они продолжали составлять угрозу для южных рубежей. В 40-е годы возникла проблема калмыков, ослаблявших позиции России в Нижнем Поволжье и на Кавказе.

Поэтому правительство приняло решение укрепить южную и юго-восточную пограничную полосу. В 1635 г. началось грандиозное строительство, которое тяжелейшим бременем легло на плечи тяглого населения. Оно продолжалось более 20 лет и завершилось в 1656 г. За это время была восстановлена старая Заоцкая черта (по линии Рязань – Тула – Одоев) и построены три новых: Белгородская линия (от Белгорода до Тамбова через Воронеж), Симбирская черта (от Тамбова до Симбирска через Саранск) и Закамская черта (от Белого Яра до Мензелинска через Билярск). Сооружение оборонительных линий и засечных черт позволило не только защитить южные и юго-восточные границы от набегов крымских татар и кочевых племен, но и начать хозяйственное освоение плодородных степных районов (так называемого «дикого поля»). Царь покровительствовал виноградарству, имел большую склонность к разведению садов.

Вместе с тем грандиозное строительство, равного которому еще не знала страна, вызвало резкое усиление тягот населения (в связи с постоянным повышением налогового гнета и мобилизациями на строительные работы) и приборных служилых людей южных городов, которые несли на себе повинности по организации возведения оборонительных военных сооружений. Не могли приветствоваться крестьянскими массами и такие крепостнические меры правительства, как повышение срока сыска беглых крестьян от пяти до девяти лет в 1637 г. и до 10–15 лет в 1641 г. (до десяти лет – для беглых, до пятнадцати – для насильственно вывезенных). Посадское тяглое население было также недовольно ростом налогового бремени, тяжесть которого к 30-м годам удвоилась по сравнению с концом XVI в., и произволом царских воевод и приказной администрации. Все это вместе взятое осложнило социально-политическую обстановку в стране к середине 40-х годов, поставило ее на грань нового кризиса и привело к народным движениям в 1648-1650 гг.

В конце 30-х – начале 40-х годов XVII в. Россия оказалась в состоянии военного противостояния с Турцией. К этому привел захват донскими казаками (формально не подчиняющимися московскому правительству) турецкой крепости Азов (1637). Пять лет, казаки удерживали Азовскую крепость в своих руках (так называемое «Азовское сидение»), неоднократно предлагая Москве взять ее под свой контроль. Правительство два раза по этому поводу собирало Земские соборы (в 1637 и 1642 гг.), но не получило поддержки и вынуждено было отказать казакам, предложив им сдать крепость туркам, что они и сделали в 1642 г. Мирные отношения с Турцией были сохранены еще на 35 лет (до 1677 г., когда началась серия российско-турецких военных конфликтов и войн).

Большое значение для России периода царствования Михаила Федоровича, особенно в 30–40-е годы, имело установление более широких, чем ранее, дипломатических контактов с Западной Европой, Турцией, Персией и другими странами. Именно в это время в Москве создается так называемая Немецкая слобода, страну посещает несколько голштинских посольств, а в начале 30-х годов голландским купцом Андреем Виниусом создается первый в стране медеплавильный завод (мануфактура).

Продолжалось освоение Сибири. Правительство проводило в отношении народов, входящих в состав России, разумную политику. Местным властям предписывалось обращаться в народами входившими в состав государства ласково, не причинять убытков и т.д.

Таким образом, в период царствования Михаила Федоровича в основном восстанавливается народное хозяйство после тягот Смутного времени, укрепляется внешне- и внутриполитическое положение страны, создаются условия для дальнейшего укрепления самодержавия.

В истории Михаил Фёдорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счёт энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих.

Царь Михаил Федорович умер в июле 1645 г. в возрасте 48 лет. Его наследником стал старший и единственный сын от брака с дочерью незнатного дворянина Евдокией Лукьяновной Стрешневой – Алексей Михайлович, чье царствование (1645–1676) стало прологом преобразований Петра I.

Алексей Михайлович был умным и высокообразованным человеком. Однако, по отзывам современников, он производил далеко не однозначное впечатление. В жизни, быту это был мягкий, благодушный человек (не случайно в исторической литературе его часто называют «тишайшим»). В то же время как царь он в полной мере проявил себя властным и деятельным политиком, умевшим принимать смелые и самостоятельные, а подчас и жесткие решения государственного значения. Алексей Михайлович как реформатор, вне всякого сомнения, является предшественником Петра I, именно он начал тот преобразовательный процесс всех сторон жизни общества, который активно продолжил впоследствии его сын Петр Алексеевич.

Алексей Михайлович стал царем в таком же возрасте, как когда-то его отец – в 16 лет от роду. Он еще не был готов к самостоятельной государственной деятельности (к тому же через месяц после смерти отца потерял и мать) и полностью попал под влияние своего воспитателя («дядьки», как тогда говорили) Бориса Ивановича Морозова.

Смена царствования привела к резкому изменению расстановки по-литических сил в стране. К власти пришли новые люди, среди которых первое место занял Морозов. Он привлек к управлению государством своих родственников и друзей: Петра Траханиотова, Леонтия Плещеева, Назария Чистого и других.

Новое правительство, встретившись с остротой финансовых вопросов, попыталось разрешить их одним решительным действием – введением (в начале 1646 г. – 7 февраля) повышенных пошлин на соль, отменив при этом некоторые тягостные для населения налоги (стрелецкие и ямские деньги). Это привело к такому резкому скачку цен на соль, что основная часть населения оказалась не в состоянии ее покупать.

В результате резко сократилось поступление налогов в государственную казну. Правительство вынуждено было в декабре 1647 г. отменить налог на соль, но одновременно восстановило все старые налоги, приказав при этом собрать их с населения в 1648 г. в тройном размере – не только налоги за этот год, но и недоимки, к которым были причислены отмененные ранее налоги за 1646 и 1647 гг.

Все это вместе взятое и вызвало не только финансовый, но и социальный кризис в государстве, результатом чего явились массовые народные восстания в 1648 г. Первые волнения начались в апреле и мае (Каргополь и Томск), затем быстро охватили всю страну от юга (Козлов, Воронеж, Курск) до Приморья (Соль Вычегодская и Устюг Великий) и Приуралья (Соль Камская, Чердынь). Особую остроту они приобрели летом (июнь и июль) 1648 г.

Наиболее крупное волнение, перешедшее в народное восстание, про-изошло в Москве 1–10 июня (так называемый «Соляной бунт»). В восстании приняли участие не только низшие и средние слои посадского тяглого населения («черные люди»), но и часть стрельцов и дворянства. Несколько дней город фактически находился в руках восставшего народа. В ходе московского восстания были разгромлены многие боярские усадьбы, убиты наиболее ненавистные народу политические деятели (Чистой, Плещеев, Траханиотов), отстранен от управления страной Морозов, царь вынужден был выйти к народу, «бить по рукам» с представителями народа и обещать уменьшения его тягот.

Причины восстаний коренились в тяжелом положении всех слоев малообеспеченного населения, во все усиливающихся в предшествующие десятилетия тяготах государственных повинностей, в неудовлетворенности посадских людей и дворянства политикой правительства. Об этом говорят требования народа: со стороны дворянства – отменить «урочные годы» и расширить дворянские права на землю, со стороны посадских людей – не допускать «закладничества» тяглого населения в монастыри и ликвидировать «белые слободы» в городах.

Верховная власть вынуждена была отреагировать на восстание в Москве немедленно. 10 июня 1648 г. было созвано совещание дворян и детей боярских с представителями посадского населения. На этом собрании было образовано новое правительство (Н.И.Романов, Я.К.Черкасский, М.Н.Пронский). Был издан царский указ о прекращении сбора недоимок за прошлые годы с городов и уездов и удовлетворены просьбы отдельных челобитчиков по фактам судебной волокиты. От лица «всенародного множества Московского государства» на совещании было принято решение о срочном созыве Земского собора для принятия «Уложенной судебной книги».

16 июля 1648 г. созывается экстренный Земский собор, не собиравшийся в течение уже нескольких лет. На соборе дворяне подали правительству новую челобитную о составлении Уложения, «чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Для подготовки проекта Уложения была создана комиссия во главе с судьей (начальником Приказа Казанского дворца, одного из важнейших государственных учреждений) князем Никитой Ивановичем Одоевским. Членами комиссии стали крупные политические деятели: боярин С.В.Прозоровский, окольничий Ф.Ф.Волконский, дьяки Г.Леонтьев и Ф.Грибоедов. Открытие Земского собора, на котором должно было быть принято Уложение, было назначено через полтора месяца – на 1 сентября того же года.

Созванный 1 сентября Земский собор заседал пять месяцев (с сентября 1648 по январь 1649 г.) и завершился принятием 29 января 1649 г. Уложения, состоящего из 25 глав и 967 статей. Это был крупнейший кодекс феодального права. В отличие от Судебников XV – XVI вв. Уложение регулировало не только гражданский и уголовный судебные процессы, но и отношения подданных с государством и церковью, крестьян с землевладельцами, военную и гражданскую службы.

Соборное уложение ввело жестокие наказания за многие преступления, особенно политические. Преступления против царской власти, лично самого царя и его приближенных получили название «слово и дело государево», под которым понимались не только конкретные действия, но и их замысел (то есть стали карать не только за действия, но и за помыслы человека). Повысилась роль доноса («извета»), что насаждало слежку подданных друг за другом.

Одно из самых важных положений Соборного уложения – отмена «урочных лет» для сыска беглых, бессрочное прикрепление крестьян к земле, что означало по существу окончательное юридическое оформление крепостного права в стране. Так осуществилась вековая мечта дворянства, основной социальной силы государства. Расширены были и дворянские права владения землей, сделан шаг по пути слияния поместного права с вотчинным.

Значительное место в Соборном уложении было отведено и городскому (посадскому) населению. Его купеческая верхушка получила некоторые привилегии, а основная часть – черные люди – была прикреплена к тяглу (то есть фактически закрепощена).

Один из важных моментов Уложения – четкое оформление социальной структуры общества. Все население делилось на две категории: чины служилые и чины земские. Каждая из них делилась на группы, а группы – на подгруппы. Чины служилые состояли из служилых людей по отечеству (думные, московские, городовые) и служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, солдаты, рейтары, драгуны, новокрещены, служилые татары и т.д.). Чины думные имели следующие категории: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; чины московские – стольники, стряпчие, дворяне, жильцы; чины городовые – выборные дворяне («выбор»), дети боярские дворовые, дети боярские городовые. Чины земские состояли из тяглых людей посадских (московские – гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные сотни и слободы; городовые – лучшие, средние, молодшие), тяглых людей уездных (крестьяне разных категорий, бобыли, ясачные люди) и людей нетяглых (холопы и «гулящие»).

В целом Соборное уложение значительно укрепило централизованное государственное управление и самодержавную власть царя. До середины XVII в. повседневная жизнь и государственная деятельность регулировались не столько писаными законами, сколько традициями и обычаями. Основная идея Уложения – устройство государства на условиях полного и безусловного подчинения всех подданных царю-самодержцу и его слугам. Отныне все, даже бояре, должны были называть себя «холопами» царя.

Принятие Соборного уложения предопределило дальнейшую поли-тическую линию Алексея Михайловича, проведение им наиболее важных мероприятий, подготовивших установление в начале следующего XVIII века абсолютной власти российского монарха.

Соборное уложение зафиксировало постепенное сближение поместного землевладения с вотчинным. Процесс сближения дворянства с боярской верхушкой приводит к изданию указа 1675 г. о запрещении перехода приборных людей (то есть самой низшей прослойки служилого населения) в дети боярские. Это превращало служилое сословие в замкнутую (по происхождению) социальную группу общества. В 1682 г. было отменено местничество, то есть особые служебные преимущества лиц родовитых фамилий.

Одновременно приборные люди все больше сближаются с тяглым населением. С 1668 г. часть из них начинает платить натуральный оброк (так называемый «четвериковый хлеб»), с 1679 – 1680 гг. они, наравне с крестьянами, платят подворную подать. В дальнейшем (в начале 20-х гг. XVIII в.) приборные люди будут переведены в разряд государственных крестьян.

Таким образом, с одной стороны, происходит естественное сближение верхних слоев населения (родовитого боярства со служилыми людьми по отечеству), а с другой, – правительство в указном порядке проводит резкую грань между низшей группой служилого населения по отечеству – детьми боярскими и служилыми людьми «по прибору». Приборные люди становятся ближе к земскому (тяглому) населению, чем к верхам служилых чинов.

Одна из главных задач заключалась в необходимости оформления прав и обязанностей посадского населения. Уже в первой половине XVII в. политика в отношении разных слоев посадского населения – «лучших», «середних» и «молодщих» – четко различалась. Алексей Михайлович продолжил политику оформления сословных привилегий верхам посада. В 1649 г. был издан указ, по которому удовлетворяется одно из главных требований купеческой верхушки: во внутренней торговле была ликвидирована конкуренция иностранных (преимущественно английских) купцов. По Соборному уложению посадские люди (все их слои) получили преимущественное право свободы торговли среди тяглого населения: сам же крестьянский торг был ограничен исключительно розничной продажей с возов.

В 1649 г. правительство начало ликвидацию «белых слобод», запретило закладничество и продажу лавок и лавочных мест беломестцам. В целом это означало расширение сферы действия посадского тягла. Для проведения реформы был создан специальный Сыскной приказ. Реформа проводилась до прихода к власти патриарха Никона (1652), который выступил яростным противником посадских преобразований (так как они затрагивали интересы церковных учреждений).

Остальные слои тяглого населения (крестьяне, бобыли, холопы и т.д.) правительство интересовали постольку, поскольку они обеспечивали поступление основной части налогов в государственную казну и содержали на своих плечах помещиков и немалое количество чиновников (приказных людей). В целом идет процесс постепенного сближения всех основных групп тяглых людей с крестьянами. Этот процесс будет завершен при Петре I.

Протекционистская политика (ограждение интересов русского купечества от конкуренции иностранных торговцев), начатая в 1649 г., была продолжена и в дальнейшем. Наиболее крупными актами в этой сфере было издание двух уставов: Таможенного и Новоторгового.

Таможенный устав («Уставная таможенная грамота») был принят в 1653 г. Он отменил множество мелких таможенных торговых сборов и ввел единую «рублевую» пошлину со всех остальных товаров (для иностранцев пошлина была повышена). На основании этого устава через год была издана «Уставная грамота», которая запретила взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов. В итоге ослаблялись таможенные преграды и укреплялись внутренние рыночные связи, а также ограничивалась роль иностранных купцов.

Еще более протекционистский характер имел Новоторговый устав («Новый торговый устав»), принятый в 1667 г. Он строго и досконально регламентировал торговую деятельность зарубежных купцов: они могли торговать лишь в пограничных городах (Архангельск, Псков, Новгород); не могли заключать торговые сделки между собой; не могли производить розничный торг; для въезда во внутренние области страны они должны были получить специальную царскую грамоту и заплатить двойную пошлину.

Новоторговый устав имел также ярко выраженный меркантилистский характер. Его автором, как и инициатором всей торгово-экономической по-литики, был А.Л.Ордин-Нащокин, один из крупнейших политиков-экономистов России того времени. Суть теории меркантилизма заключалась в идее накопления в стране значительного денежного капитала. Считалось, что для обеспечения богатства страны нужно привлекать в нее денежный металл и следить за тем, чтобы внешний торговый баланс был положительным.

Приверженность теории меркантилизма (с современной точки зрения ошибочной) определила и денежную политику правительства Алексея Ми-хайловича. Для привлечения ценных металлов в страну пошлины с зару-бежных купцов брали исключительно в иностранной валюте – «ефимками» (так в России называли европейские монеты – иоахимсталеры). Для увеличения денег в стране ефимки перечеканивали на московском монетном дворе, понижая при этом долю серебра при сохранении их номинальной стоимости (то есть производили «порчу монеты»). Одновременно (с 1656 г.) стали выпускать медные монеты, искусственно приравняв их стоимость к курсу серебряных монет.

Все это привело к громадной инфляции в стране. Медный рубль стал цениться на рынке в 10–12, а к началу 60-х годов даже в 20–25 раз дешевле серебряного. Инфляция, в свою очередь, обернулась сильным взвинчиванием цен. Положение усугублялось тем, что правительство требовало налоги в серебряной валюте, а свои обязательства перед населением (например, жалованье служилым людям) выполняло медными деньгами. И как следствие – взрыв народного недовольства: московское восстание 25 июня 1662 г. Народный мятеж, названный «Медным бунтом», был усмирен верными правительству отрядами стрельцов и личным обещанием царя наказать виновных.

Налоговые поступления в казну состояли из двух видов: окладные и неокладные денежные сборы.

Окладными налогами назывались те, по которым заранее назначался определенный, обязательный для плательщика, размер платежа – «оклад». К окладным относились все прямые и основная часть косвенных налогов. Все остальные налоги были неокладными.

В середине XVII в. существовало по крайней мере девять видов ок-ладных налогов: посошная подать; стрелецкие деньги; пищальные деньги; полоняничные деньги; ямские деньги; городовое дело; ямчужное дело; таможенные и кабацкие деньги; пятинные деньги.

Неокладными налогами были экстренные сборы в виде добровольных взносов населения, судебные сборы, проезжие пошлины, торговые пошлины. Заметное место в системе косвенных налогов занимали оброки с лавок, кузниц, мельниц, соляных варниц и различных промыслов.

Количество прямых налогов в течение XVII в. увеличивалось, однако первое место в бюджете страны принадлежало косвенным окладным налогам – особенно таможенным и кабацким сборам.

При этом в организации сбора косвенных налогов правительство обычно использовало систему откупов: кто предложит большую сумму оплаты на получение права сбора налога в течение предстоящего года. Если желающих дать откуп не находилось, то применялся другой метод сбора налогов: передача его на ответственность выборных лиц («верных голов» и «целовальников»). При этом устанавливался оклад, то есть сумма, подлежащая сдаче в казну, независимо от фактического сбора.

Большая роль в сборе косвенных налогов ложилась на финансовых агентов правительства – «верных голов» и «целовальников». Ими, как правило, были лица, избираемые местным посадским обществом из числа его богатых слоев (которые могли своим имуществом покрыть недостающую часть сбора в случае неудачного финансового года; обычно они еще больше богатели на этих сборах). «Верными головами» и «целовальниками» они назывались потому, что при принятии должности целовали крест и приносили присягу в добросовестном («верном») исполнении обязанностей.

Правительство Алексея Михайловича решало и некоторые другие задачи. Среди них — организация ямской службы; первые попытки крупного судостроения (в конце 60-х годов на Оке в с. Дединове было построено судно «Орел»); обсуждение проекта сооружения канала для соединения Белого моря с Волгой; появление прообраза газеты – листка «Куранты» (исключительно для придворного использования) и др.

Большое значение имело расширение связей с Западной Европой: ак-тивно приглашались иностранные специалисты; шире чем раньше стали практиковаться выезды русских людей за границу; для сношения с Западом (в основном для государственных нужд) была заведена регулярная почта.

Формирование элементов абсолютизма. Особенностью царской монархии при Алексее Михайловиче было формирование элементов абсолютизма, то есть формы феодальной монархии с неограниченной властью главы государства. Условия существования классического абсолютизма в Западной Европе историческая наука рассматривает как определенное равновесие между феодальными магнатами (сеньорами) и растущей буржуазией. В момент образования абсолютизма эти соперничающие между собой социальные слои достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает по отношению к ним как бы определенную «самостоятельность», становится как бы посредницей между ними, укрепляя при этом свою власть.

Формирование абсолютизма в России происходило в несколько иных по сравнению с западноевропейскими странами социально-экономических условиях. В момент сложения абсолютизма в России (вторая половина XVII – первая четверть XVIII в.) здесь еще не было буржуазии и потому не существовало силы, «уравновешивающей» требования дворянства. В борьбе за расширение сферы своей власти российский царь вынужден был опираться прежде всего на дворянство. Но это ставило верховную власть в некоторую «зависимость» от своей социальной опоры.

Превращаясь в неограниченного самодержца, царь вынужден был удовлетворять основные требования дворянства – расширение прав на землю (как основное средство производства) и на рабочие руки – крестьян (как основную производительную силу). В результате тогда, когда в Западной Европе происходило становление буржуазного общества (XVII столетие было временем свершения буржуазной революции в Англии и расцвета абсолютной монархии во Франции), Россия шла по линии укрепления основ феодально-крепостнического.

Российский тип абсолютизма в некоторых отношениях сходен с аб-солютизмом стран Центральной Европы. Первые его предпосылки проявились во второй половине XVI в., когда царь Иван IV Грозный пытался придать термину «самодержавие» новый смысл – самовластие. Социально-экономический и династический кризис конца XVI – начала XVII вв. замедлил становление российского абсолютизма, но не остановил его. В первой половине XVII в. (в период правления Михаила Федоровича) были заложены основы понимания абсолютной власти царя, а в титулатуру царя в 1625 г. был включен термин «самодержец». С середины XVII в. (в правление царя Алексея Михайловича) началось формирование реальных элементов абсолютизма. Абсолютистские тенденции проявлялись в изменении титула царя. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», после присоединения Украины (1654 г.) он стал следующим: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец» [63.С.130]. В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер. Форсированное оформление абсолютизма в России пришлось на конец XVII – первую четверть XVIII вв. (в период царствования Петра I).

Появление в социально-политическом строе России во второй половине XVII в. элементов абсолютизма (именно элементов, ибо сам абсолютизм сложился в России лишь в первой четверти следующего XVIII века) выразилось в резком усилении личной власти царя, прекращении созывов земских соборов, постепенной утрате реальной значимости Боярской думы, укреплении системы централизации и бюрократизации управления, в сокращении реального значения местного самоуправления. При этом не следует забывать, что в XVII в. все это – в основном еще только тенденции.

Первая половина XVII-го столетия явилась временем расцвета деятельности земских соборов. Если за весь XVI в. собиралось не более десяти земских соборов, то за первую половину XVII в. их было не менее двадцати.

Земские соборы чаще всего имели совещательный характер (1632, 1637, 1642, 1650, 1651, 1653 гг.), иногда осуществляли исполнительную власть в стране, управляли текущими делами (с 1613 по 1622 г.), два раза соборы решали судьбу государства – избирали его главу (в 1598 и 1613 гг.), один раз выступили органом общегосударственного законодательства (в 1649 г. утвердили Соборное уложение).

В целом земские соборы в определенной степени помогали царю проводить централизацию государственного управления, несколько ограничивая безмерную в предшествующее время роль Боярской думы. Вместе с тем существование даже нерегулярно созываемых земских соборов несколько ограничивало (правда скорее формально, чем фактически) полноту власти царя.

Поэтому по мере укрепления царского трона необходимость в земских соборах стала отпадать. Собор, созванный в 1653 г. по вопросу о вхождении Украины в состав России и о предстоящей войне с Речью Посполитой, фактически стал последним «общегосударственным» и «общесословным» представительством. Правда в дальнейшем (1681 г. и 1682 г.) созывались сословные совещательные собрания выборных дворян, но они уже не носили характера прежних земских соборов.

Боярская дума являлась традиционным органом феодальной аристократии. Это было высшее законодательное и судебное учреждение, без согласия которого не принималось ни одно сколько-нибудь важное государственное решение.

Боярская дума выражала интересы широких слоев феодалов и являлась надежной социальной опорой царя в деле возвышения его власти, централизации государственного управления. Уже в XVI в. представители дворянства, наряду с боярами, играли в думе достаточно заметную роль.

Падение «аристократизма» думы, начавшееся задолго до Алексея Михайловича, особенно активно проявляется в годы его царствования. Вместе с тем резко возрастает численность состава думы. Если при Борисе Годунове он не превышал 30 человек, в начале правления Михаила Федоровича дума состояла из 40 человек, то к концу царствования Алексея Михайловича в ней числилось уже 97 человек.

Это делало думу все более неэффективной в решении текущих вопросов государственного управления. В связи с этим уже в XVI в. рядом с думой появляется и действует более узкий круг близких к царю лиц, фактически принимавших решения по текущему управлению. Эти лица чаще всего назывались Ближней думой. Существовала такая и во времена Алексея Михайловича. В 1654 г. она была преобразована в Тайную думу – орган, взявший на себя роль контроля по основным вопросам функционирования общества. Этот орган существовал рядом с Боярской думой и все более вне ее контроля.

В XVII столетии наблюдается и другая тенденция – происходит, с одной стороны, бюрократизация самой думы, а с другой, – постепенное ограничение ее политического влияния на дела управления страной. Это было связано с началом складывания абсолютизма царской власти. Ограничение думы в правах начинает проявляться после издания Соборного уложения.

При Алексее Михайловиче Боярская дума из самостоятельного высшего органа власти постепенно превращалась в парадное, терявшее зако-нодательные права собрание высшей знати. Царь зачастую основные решения государственного характера принимает не на заседаниях Думы, а на узких совещаниях с «ближними людьми». Указы, издаваемые царем без согласования с думой, получали название именных (то есть указов, изданных от имени царя). За период царствования Алексея Михайловича именные указы составили 92% всех законов, вышедших в это время. Всесилие Боярской думы было нарушено. Царская власть получила возможность расширять свои полномочия и дальше.

При Алексее Михайловиче произошло довольно заметное возвышение царской власти, которая все более становилась самодержавной по своему характеру. Этот царь являлся ярким представителем складывающегося в России абсолютизма. При нем происходит заметная концентрация государственной власти и важнейших нитей управления в одних руках. Личность и власть царя обожествляются. Создается сложный церемониал появления царя на народе, который подчеркивает могущество и недосягаемость царской власти. Все слои населения считаются подданными царя. Перед его личностью все (даже самые родовитые люди) называют себя уменьшительными и уничижительными именами: бояре — «Петрушками», «Ивашками» и т.д.; служилые люди — «холопами», крестьяне и посадские люди — «сиротами», духовные лица (церковный клир) — «богомольцами».

XVII в. явился временем расцвета приказной системы, которая развивалась без всякого плана и главным образом количественно. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов, одновременно – иногда до 40.

Приказы делились на царские (светские) и патриаршие (церковные). Царские приказы подразделялись на дворцовые (управлявшие личным хозяйством царя) и казенные (общегосударственные). В свою очередь, последние подразделялись на ведомственные и территориальные приказы. Важнейшие дворцовые приказы все более приобретали черты общегосударственных (казенных) учреждений.

Для приказной системы в XVII в. была характерна крайняя путаница в делах и делопроизводстве. Приказы как органы центрального управления сыграли свою положительную роль в создании централизованного государства (вторая половина XV – XVI вв.), но не могли выполнять свою задачу в процессе оформления основ абсолютизма. Приказное управление оказалось громоздким, бюрократически запутанным и чрезмерно раздробленным. Оно не имело стройного внутреннего единства, четкого разграничения функций между отдельными приказными учреждениями. Наблюдалось смешение судебных, административных и финансовых функций в одном учреждении, а также нередко ограничение ведомственных полномочий определенными территориями.

К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необхо-димы преобразования в приказной системе. Попытки реформирования приказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича – в 1679–1681 гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению родственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учреждений под управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судьей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество приказов и сократить круг лиц центрального аппарата управления. Но они не дали существенных результатов. В целом перестройка приказов в XVII в. только наметилась. Она была проведена лишь в следующем, XVIII в.

Территория страны в XVII в., как и раньше, делилась на уезды. В конце столетия в России насчитывалось 146 уездов (по другим данным – до 250). Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие административные единицы, называвшиеся в разных местах по-разному: волости, станы, погосты и т.д.

Главами местной администрации были воеводы, назначаемые Разрядным приказом в города как уездного, так и местного значения. Через каждые два-три года правительство практиковало смену воевод. Служба воевод была «корыстная», она приносила им денежный и натуральный доход. Это был пережиток кормлений удельного периода, формально отмененных еще в 1556 г. Правда «корыстный» характер воеводской службы был отменен в середине XVII в. (в 1656 г.), но фактически он сохранялся до петровских преобразований.

Центром воеводского управления была приказная (в крупных городах) или съезжая (в остальных городах) изба. В составе служителей были дьяки, подьячие, приставы (недельщики), рассыльщики, сторожа и т.д. В крупных городах (типа Казани) приказные избы структурно подразделялись на столы (по ведомственному признаку).

Новое для XVII в. в местном управлении – уменьшение значения земского самоуправления. Губные и земские учреждения сохранялись, но их значение в управлении изменилось. Они все более подчиняются воеводскому (то есть приказному, бюрократическому) управлению, действуют под контролем и по приказу воевод.

В 1669 г. губные старосты (выборные должности) были подчинены губным сыщикам (которые действовали в контакте с воеводами, но подчинялись центральным правительственным учреждениям). Таким образом, введение должности губных сыщиков, с одной стороны, вносило элемент подотчетности губных старост соответствующим приказам, а с другой, – ставило под определенный контроль действия воевод. Через десять лет, в 1679 г., институт губных старост и целовальников был упразднен, а уголовный суд передан воеводам. Власть городовых воевод была усилена, а тем самым усилена централизация управления и отменены элементы самоуправления, существовавшие на местах. Правда вскоре (в 1684 г.) должность губных старост была восстановлена и вновь существовала до 1702 г.

В земских учреждения проходила деятельность земских старост и целовальников, ответственных за сбор прямых налогов, и таможенных и кабацких голов (верные головы) и целовальников, ответственных за сбор косвенных налогов. Они продолжали функционировать в течение всего XVII в. под контролем воевод и приказных (съезжих) изб.

В XVII в. происходит постепенное отмирание старых вооруженных сил, в основе которых было поместное ополчение, то есть нерегулярное войско, не имеющее правильной постоянной структуры, твердой системы комплектования, четкой организации прохождения службы и обучения.

В то же время постепенно создается регулярная армия. В первой половине XVII столетия формируются городовые казаки. К середине века создается привилегированная гвардия «стремянных стрельцов». В начале 30-х годов (в связи с подготовкой к войне с Польшей) были сделаны первые шаги кардинальных военных преобразований, что привело в конечном итоге к созданию регулярной армии, то есть формированию так называемых полков нового строя: солдатских (пеших), драгунских (конно-пеших) и рейтарских (конных).

К середине века появились первые признаки четкого комплектования военных полков. Они стали комплектоваться двумя способами: добровольным (путем набора «охочих людей») и по разнорядке (сбором «даточных людей» – один человек с каждых 20–25 тяглых дворов, что фактически явилось зародышем будущей рекрутской повинности).

В XVII в. создаются военно-административные округа – так называемые разряды, в каждый из них входило по несколько уездов. Создание разрядов было зародышем нового административно-территориального деления страны – будущих петровских губерний.

Таким образом, в XVII в. как в области социально-экономической, так и в области политического строя была проведена серия реформ, многие из которых легли в основу будущих петровских преобразований.

Государство и церковь. К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политических организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэтому очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской власти.

Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение церкви произошло при патриархе Филарете (1619–1633): в церкви появился патриарший двор (по образцу царского), суд, административно-финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя». При Филарете – отце царя – все это возвышало светскую власть, помогало проводимой политике централизации государства. Но при других патриархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества Никона (1652–1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной властей вылилась в серьезный политический конфликт.

Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать приоритет церкви над государством.

Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть, какой до него не имел ни один церковный деятель ни при одном русском государе. Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы («Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость которой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформы – в унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослужебных книг) и формально-обрядовой практики. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправлять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и славянским рукописям.

О необходимости преобразований говорили уже давно. К середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более активно входила в систему международных отношений, и все более проявлялись «искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу используемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоасафе I (1634–1640) и Иосифе (1642–1652) началась эта трудоемкая работа.

Однако формальные в своей основе реформы Никона встретили ре-шительное противодействие не только в среде русского духовенства, в большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недавних сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на котором предал проклятию всех противников проводимых преобразований, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум, Логгин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.

Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками). Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.

Сразу же после своего избрания патриархом (посвящен 25 июля 1652 г.) Никон стал решительно вмешиваться в светские дела, требовать участия церкви в решении всех государственных вопросов. Он открыто заявлял, что патриарх по своему значению стоит выше царя. Никон демонстративно принял титул «великого государя» (наподобие Филарета). Патриарший двор он старался наполнить царской пышностью. Решительно вмешивался в государственные дела (особенно в период отсутствия царя в Москве во время военных походов 1654–1658 гг.). В приговорах Боярской думы в это время стала часто появляться формула: «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

Вначале это привело к личному конфликту между Алексеем Михай-ловичем и Никоном (в 1658 г. произошел открытый разрыв отношений между ними), но вскоре это противостояние переросло в крупную государственную проблему. Итогом стало так называемое «дело Никона». В 1660 г. царь с помощью собора русских епископов попытался оформить отстранение Никона от власти и избрать нового патриарха, но это ему удалось далеко не сразу.

Напряженная борьба между царем и патриархом продолжалась в течение более чем восьми лет и завершилась лишь после созыва в Москве «вселенского» церковного собора (из четырех зарубежных патриархов на собор прибыли двое: александрийский и антиохийский с полномочиями от константинопольского и иерусалимского). Дипломатическими действиями царь сумел добиться согласия восточных патриархов со своей позицией. Собор осудил действия Никона и лишил его (в декабре 1666 г.) патриаршего сана.

Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева мона-стыря Иоасаф II (1667–1672). Никон был сослан в Белоозерский край (Фе-рапонтов, затем Кирилло-Белоозерский монастырь), где провел 15 лет. В следующее царствование он был переведен в основанный им Воскресенский монастырь под Москвой, но умер (17 августа 1681 г.), не доехав до него.

Таким образом, попытка Никона поставить церковь над государством окончилась неудачей. Следующие патриархи уже не вмешивались в госу-дарственные дела. Это было большой победой светской власти и означало еще один крупный шаг в утверждении абсолютизма в стране. Еще ранее, в начале 50-х годов, правительство Алексея Михайловича запретило монастырям и архиерейским домам приобретать новые земли, что положило предел росту церковного землевладения.

Борьба официальной церкви со старыми обрядами привела к жестким репрессивным мерам по отношению к старообрядцам. Ответом стали их массовые протесты, в том числе и в виде самосожжений (с начала 70-х годов), а также в форме активного участия в широких народных движениях 60-70-х годов.

Среди идеологов старообрядцев выделялись протопоп Аввакум, Петр, Иван Неронов, Никита Пустосвят и др. Особенно яркой личностью был Аввакум. Именно его проповеди придали движению социальную окраску. Он проповедовал о том, что в Москве воцарился антихрист и что патриарх Никон и царь Алексей – «два его рога»: они пьют кровь честных людей (старообрядцев) и пьяны от нее. За свои проповеди Аввакум был арестован и заключен в тюрьму, но не сдался и продолжал свои призывы уходить из мира антихриста, не служить ему. В 1671 г. (после жестокого подавления движения под руководством Степана Разина, в котором приняли участие многие сторонники старообрядчества) начались самосожжения в Заволжье. Особенно эта форма протеста против политики властей распространилась при патриархе Иоакиме (1673–1690), начавшем решительную борьбу с расколом в русской церкви. В 1682 г. (14 апреля) был казнен (сожжен) Аввакум вместе со своими единомышленниками – Федором, Ивановым, Лазарем, Епифанием. Через несколько месяцев (6 июля) последовала казнь одного из наиболее талантливых последователей Аввакума – Никиты Пустосвята. Пострадали и многие другие старообрядцы.

При оценке раскола в русской церкви надо учитывать социальную «многослойность» этого явления в русской истории. Нельзя сводить старо-обрядчество к чисто социальному явлению, имеющему исключительно классовую основу. Социальные противоречия, недовольство народных трудовых масс существующими порядками, в том числе и церковными, разумеется, сыграли немалую роль в становлении старообрядчества. Но основные корни раскола все же религиозные. Среди сторонников старых обрядов оказались не только широкие слои крестьян и посадских людей, низшие слои служилых людей (стрельцов) и низшее духовенство, но и представители верхов общества – бояр (боярыни Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, князь Иван Хованский и др.).

Раскольники оказали заметное влияние на общественное самосознание русского общества конца XVII – начала XVIII в. Многие народные движения, имея в своей основе социально-экономические и политические мотивы, оказались связанными и с поддержкой старообрядцев. Такими были Соловецкое восстание 1668–1676 гг., стрелецкие восстания 80-х годов и др. Разделение православного населения страны по религиозному признаку наложило огромный отпечаток на общественную мысль, нравственную атмосферу и культуру последующих веков.

Народные движения. Резкое ухудшение положения народных масс в этот период связано прежде всего со значительным увеличением налогов, трудовых и воинских повинностей в годы русско-польской войны 1654–1667 гг. Определенную роль, несомненно, сыграли и проводимые преобразования, нарушающие в консервативном сознании основной части народа привычный образ жизни. Имела серьезное значение и церковная реформа, проводимая Никоном жестокими мерами. Конкретными же поводами каждого из движений, которыми была так богата Россия во второй половине XVII в., выступали самые различные события.

Поводом к началу «Медного бунта» в Москве в 1662 г. явился сбор одного из налогов («пятой деньги»). Налог по распоряжению правительства собирали исключительно серебряной монетой, хотя жалованье стрельцам платили медными деньгами. Восстание началось 25 июня 1662 г., когда многотысячные толпы москвичей, в том числе стрельцов и дворян, фактически осадили царя в загородной резиденции в селе Коломенском. Алексей Михайлович вынужден был выйти к народу, выступить перед восставшими и обещать отменить недоимки и медные деньги.

С большим трудом, опираясь на два верных правительству стрелецких полка и войска иноземного строя, удалось подавить это народное восстание, при этом было убито или схвачено до 7 тыс. человек, многие утонули в Москве-реке. Однако медные деньги были отменены, а налоги временно снижены.

Большим событием в жизни страны стало широкое народное движение под предводительством донского атамана Степана Разина, которое в советской литературе называлось крестьянской войной, что далеко не соответствует действительности.

Несмотря на то что это народное движение было массовым и охватило значительную часть страны, в войсках Разина участвовали не только, а в начальной его части и не столько крестьяне, сколько широкие слои низшей прослойки донского казачества. Крестьяне отдельных районов Поволжья принимали активное участие в движении, но именно казачество было основной движущей силой действий Разина. К середине XVII в. казацкие общины Дона, активно формировавшиеся в конце XVI – первой половине XVII в., составляли большую военную силу. В казачестве произошел социальный раскол, из его среды выделилась верхушка – домовитые казаки, которые и занимали основные выборные посты. Недавние же выходцы из России («голытьба») составляли большинство войска.

Москва не вмешивалась во внутреннюю жизнь Дона, а казаки при-знавали верховную власть царя. Они получали жалованье хлебом и бое-припасами и выставляли отряды для участия во всех войнах. Беглые крестьяне и холопы могли не опасаться, что их вернут – в отношениях между Доном и Москвой действовал принцип – «с Дону выдачи нет». Однако и введенное в определенные рамки казачество продолжало угрожать стабильности России. Поток беглецов на Дон особенно возрастал в годы неурожаев и войн. Именно многочисленные новые казаки были выразителями несвойственных коренным донцам стремлений к изменению порядков в России. Они выдвинули в лидеры Степана Разина.

В 1667 г. Разину удалось сплотить вокруг себя анархические элементы донского казачества из «голытьбы». Тогда же он совершил удачный поход «за зипунами» – ограбил Каспийское побережье Азербайджана и Персии. В 1669 г. с триумфом и огромной добычей разинцы вернулись на Дон. Персидский поход создал Разину репутацию сильного и удачливого атамана, в его лагерь сходились тысячи казаков и беглых крестьян. Это позволило Разину в 1670 г. выступить походом на Москву.

Руководители восставших высказывались, насколько можно судить по документам, за переустройство всей России по образцу казачества – ликвидацию крепостного права, частной собственности на землю, сословий и приказной системы при сохранении самодержавия. Эти мысли находили отклик в народе. Разину удалось захватить ряд городов Нижнего и Среднего Поволжья – Царицын, Астрахань, Саратов, Самару. К разинскому войску присоединились тысячи крестьян, на борьбу поднялись ясачные люди (марийцы, чуваши, татары, мордва, удмурты). Правительству пришлось мобилизовать для борьбы с повстанцами огромную армию под командованием князя Ю.Н.Барятинского. Под Симбирском в октябре 1670 г. разинцы были разбиты, а сам Разин получил тяжелое ранение и ушел на Дон. Однако царским войскам еще долго пришлось усмирять поднявшийся на борьбу народ. Лишь к концу 1671 г. Поволжско-Приуральский край был замирен.

Разин был взят в плен домовитыми казаками Дона и выдан прави-тельству. 6 июня 1671 г. он был публично казнен в Москве. Расправа с вос-ставшими была очень жестокой и кровавой.

Одновременно с разинским движением на севере страны в 1668–1676 гг. проходило грандиозное восстание монахов и окрестных крестьян Соловецкого монастыря (Соловецкое восстание). Оно началось как протест монахов против проводимых церковных реформ и притеснений старообрядцев, но в ходе своего развития превратилось в широкое общенародное антифеодальное движение. Его усиление было определенным образом связано с подавлением разинского восстания, когда многие участники этого движения влились в ряды восставших монахов и крестьян. На подавление этого восстания царское правительство вынуждено было бросить значительные военные силы. В течение более чем семи лет монастырь выдерживал осаду (с перерывами) стрелецких отрядов и лишь измена одного из монахов позволила захватить монастырь в январе 1676 г. К этому времени из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, в живых осталось не более 60 человек. Все они были подвергнуты жестоким наказаниям, большинство – казнено.

Крупные восстания произошли в Башкирии в 1662–1665 и 1681–1683 гг. Оба восстания были по существу религиозными возмущениями против насаждения царским правительством православия в крае с господствующим мусульманским населением.

Одновременно с этими, наиболее крупными и значимыми народными движениями, происходили и другие. Так в 1679 г. произошло волнение по-садских людей Пскова, продолжавшееся пять с половиной месяцев.

Внешняя политика. Внешняя политика России в это время оказалась весьма насыщенной как дипломатическими демаршами, так и прямыми военными действиями и конфликтами с западными, южными и восточными соседями.

Важным событием XVII в. явилось воссоединение Украины с Россией. Русское правительство поддерживало борьбу украинского народа против власти и гнета польских магнатов. В этой борьбе политические деятели Украины нередко обращали свои взоры к Москве, прося от нее помощи. Так в 1620 г. в Москву было направлено посольство от украинского казачества. В 1621 г. путивльский воевода доносил в Москву, что казаки готовы освободить от поляков все Северное Левобережье и Киев и присоединить их к Москве. В 1625 г. киевский митрополит Борецкий обращается к московскому правительству с просьбой о воссоединении Украины с Россией.

Особенно остро этот вопрос встал во время освободительной войны украинского народа в 1648–1654 гг., возглавляемой гетманом запорожского казачества Богданом Хмельницким. В ходе этой ожесточенной войны против польского правительства Б.Хмельницкий от имени украинского народа неоднократно обращался к Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав России (в 1648, 1649 и других годах).

Наконец, в октябре 1653 г. в ответ на новое обращение Хмельницкого к Москве о помощи собирается специальный Земский собор по «украинскому вопросу». Собор соглашается на воссоединение двух восточнославянских народов: русского и украинского. Состоявшаяся в январе 1654 г. Переяславская рада приняла историческое решение о воссоединении Украины с Россией.

Через два с половиной месяца (21 марта 1654 г.) принимаются и представителями Москвы подписываются так называемые «Мартовские статьи», которые юридически оформили автономное положение Украины в составе России. Они подтвердили выборность гетмана; сословные права украинской старшины, казаков, духовенства, горожан; определили размер жалованья представителям высшей войсковой старшины; предоставили гетману и старшине права принимать и отпускать иностранных послов (кроме послов Польши и Турции). Первым гетманом был признан Богдан Хмельницкий (1654–1657). Одновременно этот документ предусматривал вступление России в войну с Польшей.

Война с Польшей была вызвана положительным решением вопроса о воссоединении Украины с Россией на Земском соборе в октябре 1653 г. Она была объявлена 23 октября 1653 г., началась в мае следующего, 1654 г., и продолжалась в общей сложности 13 лет (1654–1667).

Война началась для русской армии очень успешно. Уже в кампании 1654 г. было взято 33 города. К концу 1654 г. русскими войсками была занята большая территория в верховьях Днепра и Западной Двины.

В кампании 1655 г. успехи были закреплены. От польско-литовских войск была очищена почти вся Белоруссия. Польский король Ян II Казимир бежал в Силезию и был готов отказаться от престола.

Разгром Речи Посполитой использовал шведский король Карл X Гус-тав. Он вторгся в Польшу и захватил значительную часть ее территории, включая Варшаву (сентябрь 1655 г.), Познань, Краков. Польша уже к осени 1655 г. начала искать мира с русским правительством. Алексей Михайлович победителем вернулся в ноябре 1655 г. в Москву.

Переговоры с польским правительством затянулись до осени 1656 г., когда 24 октября было подписано Виленское соглашение. Стороны договорились о том, что все спорные вопросы между двумя государствами остаются открытыми, и они начинают совместные действия против Швеции.

17 мая 1656 г. (еще до подписания Виленского соглашения) Россия объявила войну Швеции, а 15 июля царь во главе армии двинулся в поход к Ливонии. Началась Русско-шведская война 1656–1658 гг. С первых же недель определились большие успехи русской армии. В конце августа русские войска осадили Ригу, но овладеть ею не сумели из-за отсутствия флота (осада была снята в октябре 1656 г.). После занятия Дерпта (12 октября) царь отступил в Полоцк и здесь дождался оформления перемирия, заключенного с Речью Посполитой 24 октября 1656 г. (Виленское соглашение).

Дальнейшим успехам помешали неустойчивые отношения с Речью Посполитой. Польша не желала отказываться от украинских и белорусских земель.

Перед правительством России вс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: