Десять зол

Цзюань 1

Раздел первый. Наказания и нормы их применения (мин ли)

Из Уголовных установлений Тан (Тан люй шу и)

Вопросы для изучения документа №13

1) Какие оценки деятельности Цинь Шихуанди приводятся в документе?

2) Какие реформы провел основатель династии Хань – Лю Бан (Гао-цзу)? Чем эти реформы отличались от преобразований Цинь Шихуанди?

3) Какую притчу, легенду передает текст документа, повествующую о поводе, заставившем императора Вэнь ди смягчить суровые законы предыдущей династии?

4) Какие изменения в законодательство были внесены императорами династии Хань Вэнь ди,Цзин ди и У ди? Каковы были результаты этой деятельности?

Тан люй шу и – сборник предписаний уголовно-правовых норм (люй) периода китайской династии Тан (618 – 907 гг.), составленный в 653 –737 гг., сопровождался разъяснениями (шу и) и содержал 30 цзюаней (частей-свитков), 502 статьи которых были сведены в 12 разделов. Публикуется по кн.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, том 1, – М.: 2003, с. 772–792.

Литература: История Китая. Пеод. Ред. А.В. меликсетова. – М.: 2002, с. 176–177.

1. Наказаний легкими палками – пять

Десять ударов легкими палками.

Откуп – один цзинь меди.

20 ударов лёгкими палками.

Откуп – два цзиня меди.

30 ударов лёгкими палками.

Откуп – три цзиня меди.

40 ударов лёгкими палками.

Откуп – четыре цзиня меди.

50 ударов лёгкими палками.

Откуп – пять цзиней меди.

2. Наказаний тяжелыми палками — пять

60 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – шесть цзиней меди.

70 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – семь цзиней меди.

80 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – восемь цзиней меди.

90 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – девять цзиней меди.

100 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – десять цзиней меди.

3. Наказаний каторгой — пять

один год.

Откуп – 20 цзиней меди.

1,5 года.

Откуп – 30 цзиней меди.

2 года.

Откуп – 40 цзиней меди.

2,5 года.

Откуп – 50 цзиней меди.

Три года.

Откуп – 60 цзиней меди.

4. Наказаний ссылкой – три

На 2000 ли.

Откуп – 80 цзиней меди. На 2500 ли.

На 2500 ли.

Откуп – 90 цзиней меди. На 3000 ли.

На 3000 ли.

Откуп – 100 цзиней меди.

Разъяснение. Среди преступлений, наказуемых пятью видами наказаний, Десять зол (ши э) являются наиболее предосудительными. Они сводят на нет морализующее влияние и разрушают упорядоченность. Они специально расположены в начале раздела, чтобы быть ясным предостережением. Множество дейний, которые могут быть определены как предельное зло, сгруппированы в десять родов (лэй) преступлений. Поэтому на них указывается как на Десять зол.

Хотя ханьские упорядочения (чжи) в девяти главах (чжан) совершенно не сохранились, рубрики «Извращение (бу дао)» и «Непочтительность (бу цзин)» существуют поныне. Все они, по-видимому, возникли во времена Хань … только при разработке упорядочения годов правления Кай-ху-ан (581 — 600) был введён закон, предусматривающий Десять зол …

Первое называется Умыслом Восстания против (моу фань). Имеется в виду умысел повредить Алтарям Земли и Зерна (шэ цзи).

Второе называется Умыслом Великой строптивости (моу да ни). Имеется в виду умысел разрушить Императорский Храм предков,

императорские усыпальницы и дворцы.

Разъяснение. Люди, о которых эта статья, подрывают устои и выступают против того, чему всем надлежит следовать, идут против Дао и противодействуют Дэ. Нет большей строптивости, нежели эта. Поэтому она называется Великой строптивостью.

Третье называется Умыслом Измены (моу пань).

Имеется в виду умысел отвернуться от страны (го) или стать соучастником самозванцев.

Разъяснение. Есть люди, которые замышляют отвернуться от правящего дома, или намереваются предаться стране дальних варваров, или сдать город и стать соучастниками самозванцев, или хотят бежать со своей земли…

Четвертое называется Злостной строптивостью (э ни).

Имеется в виду нанесение побоев (оу) деду или бабке по мужской линии, или отцу, или матери либо умысел убить (моу ша) кого-либо из них, или же убийство кого-либо из старших и младших братьев отца и их жен (бо шу фу му), либо старших или младших сестер отца (гу), либо собственных старших братьев и систер, либо деда или бабки по женской линии, либо мужа, либо деда или бабки по мужской линии, либоего отца или матери.

Пятое называется Извращением (бу дао).

Имеется в виду убийство трёх человек в одной семье (согласно установлениям Тан одна семья включала тех, чьи имена были записаны в один цзи – подворнй список, плюс всех родственников близости ци), ни один из которых не совершил наказумого смертию преступления, а также расчленение людей, изготовление и хранение ядов гу, ворожба или колдовство (я мэй). В ворожьбе есть много способов воздействия и невозможно описать их подробно. Или рисуют образ, или вырезают человеческую фигурку и прокалывают сердце, вбивают гвозди в глаза, связывают руки или ноги и так одолевают ворожбой. При колдовстве (мэй) либо прибегают к злым духам, либо произвольно пользуются противоестественными методами, либо осуществляют другие действия такого рода … Во всех этих случаях наказание определяется как за преднамеренное убийство с уменьшением на две степени … Если по причине ворожбы или колдовства дошло до смерти, во всех случаях действуют по закону о собственно убийстве.

Разъяснение. Хладнокровная жестокость и кощунственное изуверство, идущие наперекор правильному пути, называются Извращением.

Комментарий. Имеются в виду убийство в одной семье трех человек, ни один из которых не совершил наказуемого смертию преступления, а также расчленение людей.

Разъяснение. Имеется в виду, что внутри одной семьи были убиты три человека и все они не совершали наказуемых смертью преступлений. Если среди этих троих одного должно было наказать смертью или же если в каждой из нескольких семей было убито по два человека, тогда преступник должен быть наказан лишь смертной казнью, но преступление его не входит в десять зол. Или же если в одной семье были убиты три человека, но по соответствующей преступлению статье (бэны-пяо) наказание за убийство кого-либо из них не доходит до смерти, это также не входит в Десять зол.

Расчленение человека – имеется в виду убийство человека с его расчленением. По соответствующей преступлению статье, это также должно наказываться смертью.

Комментарий. Изготовление и хранение ядов гу, ворожба или колдовство.

Разъяснение. Имеется в виду завершенное изготовление ядов гу. Если хотя бы и не изготовлял сам, но передалкому-либо или хранил яд, могущий прчнить людям вред, все указанное также относится к этому (цзе ши). Если же изготовление не было завершено, это не входит в Десять зол.

Способов ворожбы и колдовства много, так что они не могут быть описаны все. Вообще имеются в виду выходящие за рамки нормального поведения (бу гуй) зловредные обычаи и тайные практики, применяемые с тем, чтобы вызвать у некоего человека (цянь жэнь) болезнь, страдания или смерть.

Шестое называется Великой непочтительностью (да бу цзин).

Имеются в виду хищение предметов, на которых во время Больших жертвоприношений пребывают духи (шэньюй чжи у), или же державных вещей, относящихся к платью или выезду того, кто в паланкине (чэнь-юй фуюй у), хищение или поддельное изготовление (вэй цзао) державных печатей (юй-бао), ошибочное составление державного лекартства несоответственно правильному способу (у бу жу бэньфан) или ошибка в сопроводительном описании (фэнти у), а также ошибочное нарушение кулинарных запретов при изготовлении державной пищи, ошибочное изготовление непрочными державных судов счастья, непочтительные высказывания (чжи чи) о том, кто в паланкине, когда побуждения и соображения исключительно вредоносны (цинли цехай), а также неподчинение и сопротивление (дуй хань) указным посланцам (чжи ши) и поведение, не соответствующее моральным устоям Ли подданного.

Седьмое называется сыновней непочтительностью.

Имеется в виду устный донос (гаоянь), заклятья или брань (цзули) на деда или бабку по мужской линии, на отца или на мать или же отдельная регистрация в подворных списках (цзи), либо отделение имущества при жизни деда или бабки по мужской линии, отца или матери, а также недостаточное их обеспечение (гуньян юцюэ), лично сговоренная своя свадьба а также музицирование либо смена траурного одеяния на одеждурадости (цзо юэши фу цун цзи) во время траура по отцу или матери., сокрытие известия о кончине деда или бабки по мужской линии, отца или матери и неизъявление скорби о них (ни бу цзюйай), или же ложное заявление о смерти деда или бабки по мужской линии, отца или матери.

Разъяснение. Доброе служение отцу и матери называется сыновней почтительностью. Преступное противодействие им определяется как Сыновняя непочтительность.

Восьмое называется Враждой (бу му).

Имеется в виду умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе (шан), а также нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости да-гун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогун, или же донов на кого-либо из них.

Разъяснение. В «Ли» сказано: заботятся о доверии и крепят дружбу. В «Сяо Цзине» сказано: люди пребывают в согласии и дружбе. Дружба – это родственные чувства. В настоящей статье рассматриваются преступления, которые совершают родичи один против другого, когда среди девяти поколений нет гармонии и дружбы. Поэтому называется Враждой.

Комментарий. Имеется в виду умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе.

Разъяснение. Достаточно того только, что имели место умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе. Вне зависимости от того, принадлежит ли этот родственник к старшему поколению или к младшему, старше он или младше в целом (цзун), эти действия входят в настоящую статью.

Умысел убить старшего родственника близости ци, если убийство совершилось, входит в злостную строптивость. Теперь говорится только об умысле убить, а о преднамеренном убийстве или убийстве в драке не говорится, но если совершились преднамеренное убийство или убийство в драке, это тоже входит во Вражду. Умысел убийства без нанесения телесного повреждения указывается как легкое, чтобы прояснить совершившееся преднамеренное убийство или убийство в драке как тяжелое. Легкое и тяжелое проясняют одно другое, и тяжелое закономерно подпадает под Десять зол.

Продажа родственника близости сыма, вне зависимости от того, совершилась ли она с применением насилия (цян) или по обоюдному согласию (хэ), и в том и в другом случае входит во Вражду. Однако несостоявшаяся попытка продажи таковой не является.

Комментарий. Нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости дагун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогу или же донос на кого-либо из них.

Разъяснение. Согласно «Ли», муж есть Небо для жены, еще сказано: жена есть дополнение до целого. О муже говорится особо ввиду того, что он не приравнивается к старшим родственникам …

Девятое называется Нарушением долга (бу и).

Имеется в виду убийство своего (бэньшу) главы учреждения (фучжу), своего начальника округа (цыши), своего начальника уезда (сянь-лин) или своего наставника в образовании (изянь-шоу вши), убийство мелким гражданским или военным служащим (лицзу) своего начальника (чжангуань), имеющего пятый ранг или выше (шан), а также сокрытие известия о кончине мужа и неизъявление скорби о нем, музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости во время траура по мужу, или новое замужество дол истечения этого траура.

Десятое называется Внутренним Хаосом (нэп луань).

Имеется в виду вовлечение в развратные сношения (цзянь) родственницы близости сяогун и ближе, а также наложницы отца или деда по мужской линии, в том числе по обоюдному согласию.

Разъяснение. Вовлечение в развратные сношения родственницы близости сяогун и ближе – имеются в виду развратные сношения с теми женщинами, по которым мужчина, согласно «Ли», должен носить траур сяогун. Если женщина должна носить по мужчине траур сяогун, а мужчина, со своей стороны, должен носить по ней траур сыма, это не является Внутренним Хаосом. Имеются в виду родственные связи такого рода, как между дочерью дочери (вай суньнюй) и дедом по женской линии или же между дочерью сестры и дядей по женской линии.

…По обоюдному согласию – имеется в виду, что женщина, действуя совместно (гун) с мужчиной, по обоюдному согласию согласно вступает с ним в развратные сношения. Оба подпадают под действие статьи о Внутреннем Хаосе. Если женщина подвергалась насильственному вовлечению в развратные сношения (цянцзянь), а потом, сообразовавшись с происшедшим, согласилась, как с чем-то возможным, это тоже является таковым.

7. Восемь причин для обсуждения

Разъяснение. В «Чжоу ли» сказано: «Восемь норм действует наряду с законами каждого края (бон). Восемь причин для обсуждения и есть чжоуские Восемь норм. В «Ли» сказано: наказания не распространяются на знатных, а если те преступают закон, то подпадают под Восемь причин для обсуждения, и легкость или тяжесть наказания определяется не по сводам наказаний. Люди, которым полагается обсуждение, это либо те, кому уделена толика Небесной обильной влаги (то есть, по-видимому, те, в чьих жилах течет кровь императорского рода), либо те, кто в жемчужных нитях давно служит позади престола (то есть давно стоит состоит при императоре как близкий помощник), либо те, кто многоталантлив или многоискусен, либо те, кто утвердился делами или заслугами. Они запечатлены в императорском сердце и в наградных книгах государевых кладовых.

Если кем-либо из них было совершено наказуемое смертной казнью преступление, проводится обсуждение, определяется статья и подается доклад (с изложением результата обсуждения и) просьбой вынести непререкаемое решение (цзоу цай). Решение всегда принимается в сокровенной глубине императорских покоев, учреждения же не осмеливаются сами (что-либо) определять. Здесь имеется в виду, что глубоко уважаются родственники и достойные, воздается должное тем, кто издавана, исстари приближен, почитаются гости и знать, придается большое значение заслугам и способностям.

Если кто-либо из людей, (подпадающих под) эти Восемь причин для обсуждения, совершил наказуемое смертью преступление, всегда прежде подается доклад с просьбой (цзоу цин) (разрешить провести обсуждение), а затем обсуждается то, что было совершено. Поэтому называется Восемью причинами для обсуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: