Список иллюстраций

ВОПРОСЫ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ

1. Почему памятник «Тысячелетие России» (скульптор М. О. Микешин) был открыт именно в 1862 году в Новгороде? Проанализируйте композицию монумента и ответьте, что его автор считал основной созидающей силой в ' истории русского государства. Предложите свой проект подобного памятника.

2. Совпадает ли представление В. М. Васнецова о крещении князя Владимира с летописным рассказом? Если они различаются, то в чем?

3. Найдите известные Вам по «Сказанию о Борисе и Глебе» эпизоды на иконе «Борис и Глеб в житии». :

4.Перед Вами два скульптурных портрета Ярослава Мудрого: один — воплощение художественной фантазии, другой — результат научной реконструкции. Какое изображение, с Вашей точки зрения, ближе представлению С. М. Соловьева
о Ярославе?

5.Проанализируйте изображения Успенского и Дмитриевского соборов во Вла­димире, церкви Покрова на Нерли. Определите характерные для архитек­турных памятников Владимирской земли черты. Укажите, найдя эти черты, древнейшую часть постройки на изображении Лестничной башни двора в Боголюбове.

6. Сравните картину С. В. Иванова «Баскаки» и миниатюру «Взятие города Суздаля Батыем». Что общего и чем различаются представления художников о зле нашествия и ига? Сопоставьте средства, которыми выражено эмоцио­нальное отношение каждого живописца.

7.Ни один из художников не видел Александра Невского. Что общего между разными представлениями о князе и а чем отличия? Найдите связь между датой создания каждого изображения и стремлением художника подчеркнуть
какую-либо характерную черту облика Александра.

8. Сравните две картины, посвященные Куликовской битве. Какая из них пред­ставляется Вам более реалистической:

а) по использованным художественным средствам?

б) по воссозданию конкретной исторической обстановки?

9. Какие свойства личности Сергия Радонежского привлекали художников разных эпох?

10.Какие черты монастырского быта домонгольского периода (см. текст Б. А. Ро­манова, раздел II) можно найти на картине А. М- Васнецова «Монастырь в Московской Руси»?

11.Практически одновременно с Андреем Рублевым на Руси работал другой великий мастер иконописи — Феофан Грек. Основные его произведения со­хранились в Новгороде. Посмотрите внимательно на помещенные в книге
репродукции его икон и фресок. В чем Вы видите различия творческой манеры Андрея Рублева и Феофана Грека? В чем заключается, на Ваш взгляд, своеобразие творческого почерка каждого из них?

J2. Определите характерные черты архитектурных памятников Новгорода в со­поставлении с известными Вам памятниками Владимира. Чем Вы объясните отличие новгородских памятников от построек Владимиро-Суздальской Руси?

13. Обратите внимание на величие ансамбля Соборной площади Московского Кремля, созданного в XV—XVI вв. Какие идеи того времени, на Ваш взгляд, нашли в нем свое воплощение?

14.Какую сторону характера Ивана Грозного стремился передать каждый ху­дожник?

15.Сравните изображения Ивана IV. Кто из мастеров, по Вашему мнению, ставил перед собой задачу передать реальный его облик?

16.Сравните изображения Бориса Годунова. Стремились ли художники отразить его реальную внешность и черты характера или передать свое представление о нем как об историческом деятеле?

17.Почему в миниатюре «Убиение царевича Дмитрия» Дмитрий изображен как святой?

Выскажите предположение, почему памятник Ивану Сусанину, созданный в XIX в., был разрушен и поставлен новый памятник.

Н. М. Карамзин. Гравюра Н. И. Уткина (1819) с рисунка А. Г. Варника С.М.Соловьев. Гравюра А. Зубчанинова (1872) с современной фотографии Н. И. Костомаров, Портрет работы Н. Н. Ге (1870) Д. И. Иловайский. Портрет работы В. О. Шервуда (80-е годы XIX в.)

B. О.Ключевский. Копия Д.Мельникова с портрета работы В. О.Шервуда (1894)

C. Ф. Платонов. Фотография (конец XIX в.)
П.Н.Милюков. Фотография (1900-е годы)

Г. И. Семирадский. Сожжение русса (2-я половина XIX в.)

М.М.Антокольский. Нестор-летописец (1890)

М. О. Микешин. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862)

Рюрик. Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля работы мастеров

Палеха (конец XIX в.)

К. А. Тон, П. К. Клодт, В. И. Демут-Малиновский. Памятник князю Владимиру в

Киеве (1863)

В. М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора

в Киеве (1885—1896)

Гибель св. Бориса. Миниатюра. Сильвестровский сборник (XIV в.)

Гибель св. Глеба. Миниатюра. Сильвестровский сборник (XIV в.)

Борис и Глеб с житием. Икона (2-я четверть XIV в.)

Ярослав Мудрый. Скульптурный портрет. Реконструкция М. М. Герасимова (XX в.)

М. М. Антокольский. -Ярослав Мудрый (1889)

В.М.Васнецов. Отдых Мономаха после охоты (1895)

A. М. Васнецов. Двор удельного князя (начало XX в.)

B. М. Васнецов. Андрей Боголюбский. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
(1885—1896)

Андрей Боголюбский. Скульптур»£ый портрет. Реконструкция М. М. Герасимова (XX в.)

Богоматерь Владимирская. Икона (XII в.)

Успенский собор во Владимире (после перестройки 1185—1189 гг.)

Дмитриевский собор но Владимире (1194—1197)

Церковь Покрова на Нерли (1165)

Лестничная башня дворца А. Боголюбского (1158—II65)

Взятие города Суздаля Батыем. Миниатюра. Лицевой свод (XVI в.). Голицынский том

C. В. Иванов. Баскаки (начало XX в.)

Александр Невский. Портрет из «Титулярника» (1672)

Александр Невский. Фрагмент фрески Благовещенского собора Московского Кремля 0508)

П.Д.Корин. Александр Невский (1942)

А.М.Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите (1921) Раненный в бою князь Дмитрий найден костромичами. Миниатюра. Лицевая ру­копись (XVII в.) О.А.Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле (1805)

М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею (1889—1890)

Сергий Радонежский и дикие звери. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVI в.)

Сергий Радонежский в житии. Икона (XV в.)

Покров со святых мощей преподобного Сергия (начало XV в.)

А. М. Васнецов. Монастырь в Московской Руси (начало XX в.)

Троице-Сергиева лавра (XV—XIX вв.)

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в

Новгороде (1378)

Андрей Рублев. Троица. Икона (начало XV в.)

Феофан Грек. Спас Пантократор. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине

улице в Новгороде (1378)

Андрей Рублев. Спас (начало XV в.)

Феофан Грек. Богоматерь. Икона Благовещенского собора Московского Кремля

(1405)

Андрей Рублев. Богоматерь. Икона (1408)

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119)

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1374)

Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде (1406)

Церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде (1360—1361)

A. М. Васнецов. Новгородский торг (начало XX в.)

М. О. Микешин. Марфа Борецкая. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1862)

Иван III. Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля работы мастеров Палеха (конец XIX в.)

Стояние на реке Угре. Миниатюра. Лицевой свод. Шумиловский том (XVI в.) Соборы Московского Кремля (XV—XVII вв.)

B. Г. Шварц. Посол кн"язя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным
(1862)

А.М.Васнецов. Московский застенок конца XVI в. (1912)

Иван IV. Гравюра на дереве неизвестного западноевропейского мастера (XVI в.)

Иван IV. Портрет работы неизвестного мастера (XVI в.)

Иван IV. Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля работы мастеров

Палеха (конец XIX в.)

М.М.Антокольский. Иван Грозный (1875)

И. Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван (1885)

В.М.Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный (1897)

Иван Грозный. Скульптурный портрет. Реконструкция М. М. Герасимова (XX в.)

Убиение царевича Дмитрия^ Миниатюра (XVil в.)

Палаты княжеского дворца в Угличе (XV в.)

Борис Годунов. Миниатюра (XVII в.)

Борис Годунов. Портрет работы неизвестного мастера (XVII в.)

Борис Годунов. Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля (конец

XIX в.)

Л. Килиан. Лжедмитрий I (начало XVII в.)

Лжедмитрий I. Гравюра с портрета работы неизвестного мастера (XVII в.)

Марина Мнишек. Гравюра с портрета работы неизвестного мастера (XVII в.)

Свадьба Дмитрия Самозванца (XVII в.)

«Маринкина» башня в Коломне (XVI в.)

К. Вениг. Последние минуты Дмитрия Самозванца (1879)

П. П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту (1860)

С. В. Иванов. Смутное время (начало XX в.)

К. Е. Маковский. Воззвание Минина к нижегородцам. Фрагмент (1896)

В. И. Демут-Малиновский. Памятник Ивану Сусанину в Костроме (1841—1843, открыт в 1851 г.; ныне не существует)

Н. Лавинский. Памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967) Ипатьевский монастырь (XVI—XIX вв.)

Послы Московского земского собора и народ просят Михаила Федоровича Романова принять царский венец. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича» (XVII в.)

Г. И. Угрюмое. Избрание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 г. (начало XIX в.)

Родословное древо российских государей. Фрагмент росписи Государственного ис­торического музея в Москве (начало XX в.)

В 1994—1995 ГОДАХ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ НЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ВЫПУСТЯТ В СВЕТ:

. Т. 2: В 2 кн.— Книга |. на переломе. -1А

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: