XVII — начало XVIII века
Материалы, собранные в книге, освещают исключительно важный и напряженный период в истории России, начиная с преодоления последствий Смуты начала XVII века до кончины
Петра Великого.
Составители стремились представить читателям г как можно более объемные портреты деятелей XVII века —царя Алексея Михайловича, царевны Софьи, князя В. В- Голицына, патриарха Никона, протопопа Аввакума, атамана Степана Разина. Приводятся фрагменты их писем, воспоминания современников, оценки историков (С. Ф. Платонова, А. Е. Преснякова, М. М. Богословского и др.). Подробно показано противостояние царя и патриарха Никона, церковный раскол, приводятся суждения многих авторов, по-разному оценивавших его причины и суть: Записки современников— Адама Олеария, Григория Катошихина, отрывки из сочинений И. Е. Забелина рассказывают о своеобразии жизни и быта русских людей XVII века.
Большая часть книги посвящена преобразованиям Петра I. Личность царя раскрывают его переписка, воспоминания знавших его людей. Приводятся материалы по «делу царевича Алексея». Публикуемые важнейшие законодательные акты Петра — Генеральный регламент, Табель о рангах и т. д., как и отрывки из работ русских историков, характеризуют его реформы. Об окружении Петра I, быте и нравах его двора свидетельствуют отрывки из дневника Ф. В. Берхгольца, записок И. Г. Фоккерод-та, Ю. Юля, из работ М. М. Щербатова, А. Н. Бенуа, Н. И. Павленко. В заключении приводятся высказывания многих видных историков XIX и XX веков о сути и значении реформ Петра Великого —М. П. Погодина, И.С.Аксакова, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, С. Ф. Платонова и др.
В 1994—1995 ГОДАХ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (МИРОС) СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ВЫПУСТЯТ В СВЕТ:
Хрестоматия по истории России. Т. 2: В 2 кн.— Книга II.
Середина — вторая половина XVIII века. Век Просвещения.
Эпоха «дворцовых переворотов», правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны представлены в воспоминаниях современников (Феофана Прокоповича, X. Г. Манштейна, Ж. И. Же-рарди, Я. П. Шаховского), сочинениях отечественных историков (С. М. Соловьева, Д. А. Корсакова, П. Н. Милюкова и др.). В книге также рассказывается о «затейке верховников», приводятся различные оценки «бироновщины», излагаются взгляды Д. М. Голицына и А. П. Волынского. Об императрице Елизавете, обстановке в стране во время ее царствования читатель узнает из записок Екатерины II, отрывков из сочинений В. О. Ключевского, А. Н. Бенуа и других авторов.
Составители основное внимание в книге уделили правлению Екатерины II, показав его с самых различных точек зрения. «Записки» самой императрицы, ее личная переписка (письма к Г. А. Потемкину, Вольтеру, барону Гримму), отрывки из трудов Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. А. Бильбасова характеризуют как саму Екатерину, так и ее фаворитов и приближенных — Г. А. Потемкина, Г. Г. и А. Г. Орловых, Н. И. Панина и др. Публикуются материалы о внутренней политике Екатерины II, законодательные акты, Наказ Уложенной комиссии, материалы о движении Пугачева.
Читатель ознакомится и с различными сторонами жизни русского общества второй половины XVIII века. Документы об управлении имениями А. В. Суворова, воспоминания А. Т. Болотова, работы В. В. Семковского и С. П. Мельгунова рассказывают о быте помещичьей усадьбы и крепостном праве; записки Г. Р. Державина, Г. С. Винского, ф. ф. Вигеля, И. И. Дмитрова и др.— о жизни провинциального чиновничества и дворянства; придворная жизнь — в воспоминаниях графа Сегюра, Л. Н. Энгельгардта, Д. И. Фонвизина, Составители подобрали материалы, знакомящие читателя с развитием общественной мысли России в екатерининскую эпоху: это фрагменты из журналов Н. И. Новикова, отзывы императрицы на книгу А. Н. Радищева, отрывки из работ историков о масонстве в России XVIII века, общественной жизни страны, зарождении русской интеллигенции (П. Н. Милюков, Ю. М. Лотман и др.).
В приложении к книге предполагается поместить генеалогические таблицы династии Рюриковичей, включая князей киевских, владимирских, московских, царей российских до конца XVI века, а также ответвления этой династии в различных русских княжествах XII — XV веков, князья которых являются родоначальниками многих аристократических фамилий России XVI — XX веков. Кроме того, здесь же будут помещены генеалогические таблицы династии Романовых XVI —XX веков.
В 1994—1995 ГОДАХ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (МИРОС) СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ВЫПУСТЯТ В СВЕТ:
I. Т. 3: В 2 кн.— Книга I. г Первая половина XIX века. На пути к реформам.
Эта книга посвящена первой половине XIX века — одному из важнейших периодов в истории России, который А. И. Герцен справедливо определил как «эпоху наружного рабства и внутреннего освобождения». Так же как и в предыдущих томах, основное внимание составители уделили тесно взаимосвязанным между собой проблемам внутренней политики и общественного движения. Короткое, но бурное царствование Павла I, реформы и реакция при Александре I, «охранительное» правление Николая I, движение декабристов, жаркие споры западников и славянофилов — все это грандиозное историческое действо, в ходе которого Россия вплотную подошла к важнейшим в своей истории преобразованиям, воссоздается в хрестоматии. Опубликованные здесь разнообразные материалы — документы официального характера, отрывки из писем и мемуаров, избранные страницы публицистических произведений, извлечения из исторических трудов — в своей совокупности дают читателю возможность увидеть эту эпоху глазами современников и ознакомиться с ее оценкой серьезными исследователями.
В 1994—1995 ГОДАХ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (МИРОС) СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ВЫПУСТЯТ В СВЕТ:
Хрестоматия по истории России. Т. 3: В 2 кн.— Книга II. Вторая половина XIX века. Эпоха реформ.
В этой книге публикуются материалы, связанные с «великими реформами» 60 — 70-х годов XIX века — грандиозными преобразованиями, которые, принципиально изменив строй русской жизни, вывели страну на новый уровень развития. Здесь же рассказывается и о дальнейшем развитии внутренней политики самодержавной власти, приведшей в конце концов к контрреформам 80 — 90-х годов, направленных на то, чтобы «подморозить» Россию.
Другой обширный комплекс материалов связан с общественным движением второй половины XIX века во всех его ипостасях: радикальной, либеральной, консервативной. Так же как и в предыдущих томах, составители стремились к тому, чтобы представить читателю самых разнообразных авторов, ознакомить его с различными точками зрения современников и историков на эту бурную эпоху.
[1] Повесть временных лет/ /Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. М., 1978. С. 25—31. «Повесть временных лет» — древнейшая дошедшая до нас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерусского государства, деятельности киевских князей IX— начала XI в. «Повесть...» — уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились летописцами последующих поколений. Большинство из них в начале своих летописных сводов помещали полный текст «Повести временных лет». И хотя собственноручный текст Нестора давно исчез в глубине веков, созданная им «Повесть...» дошла до нас в составе многих сохранившихся летописей XIV—XVI вв. Автор «Понести...» рассматривает начальную историю Руси на широком фоне мировой истории и географии. Он приводит сведения об известных ему народах, определяет среди них место славянских народов. Особенно подробно Нестор останавливается на расселении восточнославянских племен на Восточно-Европейской равнине. Эти сведения в полной мере подтверждаются современными археологическими данными.
* Основные события древнейшей истории человечества воспроизводятся в соответствии с Библией, что вполне естественно для Руси XII в., уже более ста лет исповедовавшей христианство. В данном случае речь идет о расселении Богом народов по всей Земле и смешении языков после дерзновенной попытки людей построить Вавилонскую башню, чтобы подняться в небо.
[2] Слово язык в древности означало «народ».
[3] Хорупшне — одно из названий словенцев, славянского народа, ныне живущего в Словении.
[4] Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного племенного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне — общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др.).
[5] ...устье того озера впадает в море Варяжское — имеется в виду река Нева, вытекающая из Ладожского озера (в старину — Нево) и впадающая в Балтийское (в старину — Варяжское) море.
[6] Понтийское море — так именовалось Черное море (от древнегреческого его названия Понт Эвксинский, что означает «гостеприимное море»). В IX—XI вв. оно часто называлось Русским морем. Это название заимствовано из арабских источников.
[7] Версия о происхождении этих племен от ляхов (поляков) подтверждается данными последних исследований
[8] Стратегикон //Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в./Под ред. М. Н. Тихомирова. М., 1960. С. 80—82
[9]Милюков П. Н. Религия славян //Книга для чтения по истории средних веков/Под ред. П. Г. Виноградова. В 4 вып. Вып. I. М., 1896. С. 106—112
[10] Настоящий отрывок заимствован из книги, предназначавшейся для учащихся дореволюционных гимназий. Книга представляла собой собрание очерков, посвященных истории средневековья (главным образом зарубежного) и написанных крупнейшими учеными. Авторский коллектив возглавил П. Г. Виноградов (1854—1925), один из ведущих русских медиевистов того времени. Автор очерка о религии славян — видный исследователь истории России Павел Николаевич Милюков (1859-—1943). Он известен и как политический деятель, один из лидеров кадетской партии, министр иностранных дел в первом составе Временного правительства. П. Н. Милюков — автор крупных работ по истории исторической науки в России, государственному хозяйству эпохи Петра I. Одним из первых он начал изучение истории русской культуры, посвятив этому обширный трехтомный труд, отдельные статьи и очерки. В этих работах большая роль отводится религии как важнейшему компоненту духовной, нравственной жизни общества. В данном очерке автор показывает связь языческой религии с жизнью и бытом славянских племен, живучесть языческих обрядов и верований после Крещения Руси, их слияние с христианским культом, общность языческих верований славян и других народов.
Известно, что имя солнечного бога — Хоре — заимствовано славянами у иранских племен (скифы, сарматы, аланы и др.), которые еще до нашей эры занимали обширные степи Восточной Европы. Кстати, с этим именем связано происхождение современных слов хорошо, хороший.
[11] Арийцы — подавляющее большинство европейских народов, а также многие народы Среднего Востока и Северной Индии, которые ныне объединяются в индоевропейскую языковую семью. Все они имеют общее происхождение, их предки жили когда-то либо в Передней Азии, либо на юго-востоке Европы. Арийцами, или ариями, их назвали в Индии, где они появились во II тысячелетии до н. э. В современной науке к арийской группе народов относят только жителей Индии, Пакистана, Бангладеш и Непала, говорящих на языках индоевропейской семьи.
[12] Сатурналии посвящались древнеримскому богу земледелия и плодородия Сатурну. Они совпадали с зимним отдыхом земледельцев от полевых работ. В конце декабря происходит «зимний солнцеворот», день вновь начинает увеличиваться, что воспринималось как «рождение нового солнца» и начало нового года. Во время сатурналий приносили в жертву свиней, люди дарили друг другу подарки, шумно славили на улицах Сатурна. Похоже проходили в те же сроки празднества и у славян, сопровождавшиеся заклинаниями о будущем урожае. С принятием христианства многие из этих обрядов перешли в празднование Рождества Христова, которое христиане празднуют 25 декабря. Русская православная церковь использует древний юлианский календарь (старый стиль). Ныне 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен в Западной Европе в XVI в., а в России стал официальным гражданским календарем с 1918 г. В дальнейшем в книге приводятся традиционные даты религиозных праздников, для перевода которых на новый стиль необходимо прибавить к ним 13 дней.
[13] Троицын день — христианский праздник, отмечается через семь недель после Пасхи, приходится на конец весны, чаще — на начало лета. Символизирует сошествие на землю Святого Духа (одна из трех ипостасей Бога, составляющая наряду с Богом-Отцом и Богом-Сыном его триединую сущность).
[14] Иванов день (Рождество Иоанна Крестителя) по христианскому календарю отмечается 24 июня, Петров день (день памяти апостолов Петра и Павла) — 29 июня.
[15] Ибн-Фадлан. О русах на Волге/ /Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. С. 130—136.
Ахмед Ибн-Фадлан —- арабский путешественник и писатель. В 921—922 гг. в качестве посла багдадского халифа совершил поездку в Волжскую Болгарию. Об этом путешествии и посольстве он рассказал в своем сочинении, называемом «Книга». Большое место в «Книге» занимает описание жизни и обычаев народов, которых посетил Ибн-Фадлан: башкир, волжских болгар, усов. Интересен рассказ Ибн-Фадлана о погребальном обряде русов, отразившем многие языческие верования: представления о загробном мире, необходимость жертвоприношений и др. О происхождении этнонима (названия народа) «русы» до сих пор не прекращаются споры в науке (см. стр. 35). Как бы то ни было, в X в. арабы называли рутами выходцев из Руси, в то время уже обширного, по преимуществу славянского государства с центром в Киеве.
[16] Атыл (иначе Итиль, Идель) — название реки Волги, распространенное среди тюркских народов и в мусульманском мире.
[17] Набиз — хмельной напиток.
[18] Повесть временных лет. С. 27 — 37
[19] Чудь — древнерусское название угро-финского народа, жившего в Северо-Восточной Прибалтике. Его язык, относившийся к иной, не славянской, языковой системе, был совершенно непонятен славянам, отсюда и название этого народа (ср.: чудь — чудной, т. е. непонятный). Современные эстонцы — потомки чуди, о которой рассказывает летопись. Чудские племена, расселившиеся вокруг озера Ильмень, наряду со славянами и другими народами формировали крупный полиэтнический Центр зарождавшейся государственности на Севере — Великий Новгород.
[20] Славяне — см. прим. 4 стр. 7
[21] Меря — угро-финский народ, проживавший в центре Восточно-Европейской равнины, в бассейне Клязьмы, Средней Волги и ее притоков, озер Неро и Плещеева. видимо, поселения мери находились и в Новгородской земле.
[22] По мнению подавляющего большинства дореволюционных историков, русская государственность начинается с так называемого призвания варягов. Эта версия основывается на сообщении «Повести временных лет» под 862 г. о приглашении на княжение в Новгород местными славянами и чудью варяжского предводителя Рюрика. В 882 г. преемник и родственник Рюрика князь Олег совершил поход на Юг и овладел Киевом, объединив под своей властью Северную и Южную Русь. Здесь приведены фрагменты из обобщающих трудов Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева, посвященных становлению русской государственности и основанных на «Повести временных лет».
[23] Весь — угро-финский народ, обитавший на севере Восточной Европы в районе озер Белого и Онежского, к востоку от реки Волхова. Потомками древней веси являются современные вепсы, проживающие в Вологодской и Ленинградской областях, на юге Карелии.
[24] Находчики — пришельцы
[25] Карамзин Н. М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842—1844 годов. В 3 кн. с приложением «ключа» П. М. Строева. Кн. I, т. 1. М., 1988. Стб. 67—74 (далее: Карамзины.М. История...).
Николай Михайлович Карамзин {1766—1826) — выдающийся русский писатель, публицист, историк, автор двенадцатитомной «Истории государства Российского», которая охватывает период с древнейших времен до начала XVII в. Главное внимание в своей «Истории...» Н. М. Карамзин уделяет деятельности князей и царей, в укреплении их единовластия, самодержавия видя залог процветания и могущества России. Призвание варягов он трактует как введение самодержавной власти сначала на Севере, а затем и на Юге, что предопределило возникновение единого Древнерусского государства.
[26]...три части мира — Н. М. Карамзин писал свою «Историю...» в начале XIX в., когда России принадлежала Аляска, являющаяся частью Американского континента.
[27] Имеются в виду даты, установленные Нестором для событий ранней русской истории IX в. Они весьма условны, так как летописец, определяя их, опирался на не вполне точную датировку некоторых византийских источников.
[28] Гостомысл — новгородский старейшина, по предложению которого были призваны варяги. В «Повести временных лет» он не упоминается, сведения о нем сохранились в новгородском летописании
[29]... князей варяго-русских —- согласно летописи, варяги, пришедшие с Рюриком, называли себя русью
[30] «Единоземцами» Рюрика, т. е. варягами, Аскольд и Дир названы в «Повести временных лет». Однако их происхождение окончательно не выяснено. Академик Б. А. Рыбаков считает Аскольда последним князем славянской династии, основанной Кием, первым князем в земле полян
[31] ...три брата... — речь идет о легендарном основателе Киева князе Кие и его братьях Щеке и Хориве
[32] Соловьев С. М. История России с древнейших времен//Соч. В 18 кн. Кн. I, т. 1. М., 1988. С. 122—123 (далее: Соловьев С. М. История...).
Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) —- крупнейший русский историк XIX в. Его перу принадлежит «История России с древнейших времен», которая состоит из 29 томов и является самым обширным обобщающим трудом по истории России. Первый том ее вышел в свет в 1851 г. В дальнейшем каждый год выходил очередной том «Истории...». Лишь кончина историка в 1879 г. прервала эту грандиозную работу: 29-й том, посвященный 70-м годам XVIII в., оказался последним. Основное содержание русской истории С. М. Соловьев видит в становлении и развитии государственности. Развитие государственности он понимает как объективный, не зависящий от воли конкретных людей процесс. Призвание варягов С. М. Соловьев связывает с возникновением «средоточия власти» на Севере в результате сплочения вокруг Новгорода нескольких племен. Причем решающая роль в этом принадлежит не столько варягам, сколько самим местным племенам, которые уже вышли за рамки «разрозненного родового быта» и осознали необходимость установления общей для всех власти, пусть путем призвания чужеземного князя. Таким образом, еще в дореволюционную эпоху версия «Повести временных лет» о призвании варягов трактовалась неоднозначно. Существовала концепция о решающей роли варягов и варяжских князей в развитии древнерусской государственности и даже о неспособности славянских племен к государственной жизни. Эта теория была выдвинута еще в XVIII в. и получила название «норманнской». Противниками ее были такие русские ученые, как М. В. Ломоносов, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский и др. Дискуссия между норманистами и антинорманистами продолжалась в XX в. С критикой норманнской концепции выступили советские ученые, противоположные позиции отстаивали крупные скандинавские специалисты. Обе стороны использовали новые данные археологии, лингвистики, изучения летописей. Временами эта полемика приобретала политический оттенок, например в годы «холодной войны», когда особое звучание получил вопрос о роли и значении России в мировой истории в связи с победой Советского Союза над фашистской Германией. В настоящее время никто из серьезных исследователей не придерживается прежней трактовки норманизма, в соответствии с которой славяне не способны к государственной жизни. Однако полемика по «варяжскому вопросу* продолжается: сейчас она носит сугубо научный характер, речь идет в основном о степени влияния варягов на различные стороны жизни Древнерусского государства (политику, право, быт, материальную культуру и т.п.).
[33] По мнению большинства современных исследователей, Рюрик, видимо, сначала княжил в Ладоге, а оттуда был «призван» в Новгород
[34] Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1984. С. 13—17, 36—38, 50, 66—68.
Исследователей, которые склонны преувеличивать это влияние, часто называют неонорманистами. Большой вклад в критику норманнской теории внес видный современный историк и археолог академик Борис Александрович Рыбаков, автор множества работ о восточных славянах, Киевской Руси, ее материальной и духовной культуре. Он неоднократно подчеркивал, что ведущая роль в становлении и развитии Древнерусского государства принадлежит Южной, Поднепровской Руси с центром в Киеве, где государство начало формироваться еще задолго до призвания варягов. Исходя из этого, он объясняет и происхождение названия народа русь, давшего имя государству восточных славян.
Однако ныне далеко не все разделяют взгляды Б. А. Рыбакова. Многие исследователи не только признают достоверность летописных сведений о варяжском происхождении первых русских князей, в том числе и княживших в Киеве Аскольда
и Дира, но и подчеркивают большую роль норманнских дружин и их предводителей в становлении древнерусской государственности. Эти взгляды характерны и для научно-популярных книг по русской истории, появляющихся в последнее время.
Авторы одной из них пишут: «Племена, заключавшие союзы с варягами, призвавшие к себе... варяжских конунгов с их дружинами, обеспечивали себе более сильные позиции в отношениях с соседними племенами... Объединение восточных земель,
разумеется, было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Но произошло оно в результате похода князя Олега на Киев, датируемого летописью 882 г., при активном участии «руси» — варяжской дружины... Легкость утверждения
власти Олега в Поднепровье доказывала, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения или, во всяком случае, отсутствовали сколько-нибудь серьезные препятствия для него. Какую роль в этом сыграли варяги? Несомненно,
очень важную... Они явились необходимым консолидирующим элементом, они — на первом этапе — составили опору военной власти великого князя, их представителя. Речь шла при этом не о завоевании, а о сотрудничестве, синтезе культур. Славя
низация династии и дружинной верхушки, по-видимому, была предопределена изначально... Древнерусское государство было создано не только и, может быть, даже не столько варягами, но без них, без того беспокойного элемента, вновь
увлекшего славян в походы на Византию, может быть, объединение Севера и Юга свершилось бы значительно позже или (как это произошло у западных славян) на месте Киевской Руси возникли бы соперничающие друг с другом королевства»
(Думин С. В., Турилев А. А- Откуда есть пошла русская земля // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. С. 27—28).
[35] Речь идет об убийстве Олегом княживших в Киеве Аскольда и Дира. Причем Б. А. Рыбаков сомневается в реальности Дира и склонен считать, что существовал один князь Аскольд.
[36] Как известно, эта версия гибели Олега использована А. С. Пушкиным в его «Песни о вещем Олеге»
[37] «Русская Правда» — древнерусский свод законов, сложившийся в XI—XII вв. Древнейшая его часть (так называемая «Правда Ярослава») составлена, видимо, в начале XI в. Ярославом Мудрым в бытность его новгородским князем в связи с необходимостью урегулировать взаимоотношения между новгородцами и варягами, входившими в княжескую дружину
[38] Шахматов Алексей Александрович (1864—1920) — выдающийся исследователь древнерусского языка и литературы, академик. Наиболее крупный вклад внес в изучение русского летописания, впервые создал его целостную историю, установив состав, происхождение и связь друг с другом основных летописных сводов. В работе «Разыскания о древнейших русских летописных сводах», обстоятельно изучив «Повесть временных лет», пришел к выводу, что ее текст вскоре после Нестора редактировался дважды — в 1116 г. игуменом Выдубицкого монастыря под Киевом Сильвестром и в 1118г. Б.А.Рыбаков в своей полемике с норманистами большое внимание уделяет редакции 1118 г., осуществлявшейся по заданию князя Мстислава Владимировича или им самим. Князь Мстислав (1075—1132). старший сын Владимира Мономаха, до 1117 г. княжил в Новгороде, а в 1125 г. после смерти отца стал великим князем киевским. Его матерью была Гита, дочь английского короля Гаральда, павшего в битве с норманнами при Гастингсе в 1066 г., первым браком он был женат на шведской принцессе Христине, вторым — на дочери новгородского боярина Дмитра Завидича.
[39] Имеется в виду восстание в Киеве, вспыхнувшее после смерти князя Святополка Изяславича. Киевские бояре, чтобы пресечь смуту, пригласили туда княжить Владимира Мономаха как наиболее авторитетного из русских князей, несмотря на то что по династическому счету он не был старшим в роде Рюриковичей и не имел права на великокняжеский киевский стол
[40] Иордан — готский историк VI в. В сочинении «О происхождении и деяниях гетов» рассказал о расселении в Восточной Европе германского племени готов, создании ими здесь обширной державы, рухнувшей под ударами кочевников-гуннов. Иордан говорит о роде (gens) Росомонов, а не о народе, племени. Два брата из этого рода мстили вождю готов за гибель сестры. Поэтому многие специалисты возражают против отождествления росомонов с русью, славянами.
[41] Б.А.Рыбаков имеет в виду сирийского автора VI в/Захария Ритора, который впервые упоминает о народе «рос» (точнее — Hros). Однако, по мнению многих современных исследователей, упоминание этого народа появилось под влиянием содержащегося в Библии пророчества Иезекииля о нашествии Гога, «князя в стране Рош», которое было популярно в Византии и воспринималось как пророчество о нашествии каких-то племен с Севера, отождествлять которых со славянами нет никаких оснований.
[42] ...«мира деля» — т.е. мира для, ради мира, данью покупая мир со славянами.
[43] Свенельд — по происхождению варяг, сподвижник князя Игоря, воевода и советник его сына Святослава
[44] Мельникова Е. А„ Петрухин В, Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства IX—X вв./ /Вопросы истории. 1989. № 8. С. 24—38
Многие историки, филологи ныне признают достоверность летописных сведений о варяжском, скандинавском происхождении названия Русь. Эта версия обосновывается в приводимой здесь статье Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, современных
специалистов по истории варяго-славянских контактов в древности.
[45] Великое переселение народов — вторжение германских, славянских, других европейских племен на территорию Римской империи во II—VII вв. н. э. Оно сопровождалось также мощным движением с востока на запад кочевников евразийских степей (гуннов, аваров и др.). Великое переселение народов коренным образом изменило этническую карт)' Европы и положило начало формированию многих современных народов и государств. 25
[46] Этноним — название какого-либо народа, племен (от греч. этнос — народ)
[47] Славяне на Нижнем Дунае расселяются с начала VII в. В конце VII в. сюда вторгаются тюркские племена болгар во главе с ханом Аспарухом. Возникает славяно-болгарское государство во главе с Аспарухом и окружавшей его тюркской знатью. Но вскоре тюрки-болгары ассимилировались в славянской среде, оставив этой южнославянской стране имя, под которым она известна и ныне
[48]Принятие Русью христианской веры — выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или «испытании» различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены.
Евгений Еестигнеевич Голубинский (1834—1912) —один из крупнейших дореволюционных исследователей истории русской церкви. Его главный труд — двухтомная «История русской церкви», охватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обстоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в официальной церковной традиции, показал легендарность и недостоверность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так, по его мнению, входящий в состав «Повести временных лет» рассказ о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднее Крещения Руси, чтобы прославить православную веру и отвратить русский народ от других религий.