Хрестоматия по истории 1 страница

XVII — начало XVIII века

Материалы, собранные в книге, освещают исключительно важный и напряженный период в истории России, начиная с преодоления последствий Смуты начала XVII века до кончины
Петра Великого.

Составители стремились представить читателям г как можно более объемные портреты деятелей XVII века —царя Алексея Михайловича, царевны Софьи, князя В. В- Голицына, патриарха Никона, протопопа Аввакума, атамана Степана Разина. Приводятся фрагменты их писем, воспоминания современников, оценки ис­ториков (С. Ф. Платонова, А. Е. Преснякова, М. М. Богословского и др.). Подробно показано противостояние царя и патриарха Никона, церковный раскол, приводятся суждения многих авторов, по-разному оценивавших его причины и суть: Записки современ­ников— Адама Олеария, Григория Катошихина, отрывки из со­чинений И. Е. Забелина рассказывают о своеобразии жизни и быта русских людей XVII века.

Большая часть книги посвящена преобразованиям Петра I. Личность царя раскрывают его переписка, воспоминания знав­ших его людей. Приводятся материалы по «делу царевича Алек­сея». Публикуемые важнейшие законодательные акты Петра — Генеральный регламент, Табель о рангах и т. д., как и отрывки из работ русских историков, характеризуют его реформы. Об окружении Петра I, быте и нравах его двора свидетельствуют отрывки из дневника Ф. В. Берхгольца, записок И. Г. Фоккерод-та, Ю. Юля, из работ М. М. Щербатова, А. Н. Бенуа, Н. И. Пав­ленко. В заключении приводятся высказывания многих видных историков XIX и XX веков о сути и значении реформ Петра Великого —М. П. Погодина, И.С.Аксакова, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, С. Ф. Платонова и др.

В 1994—1995 ГОДАХ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (МИРОС) СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «МЕЖДУНАРОД­НЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ВЫПУСТЯТ В СВЕТ:

Хрестоматия по истории России. Т. 2: В 2 кн.— Книга II.

Середина — вторая половина XVIII века. Век Просвещения.

Эпоха «дворцовых переворотов», правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны представлены в воспоминаниях совре­менников (Феофана Прокоповича, X. Г. Манштейна, Ж. И. Же-рарди, Я. П. Шаховского), сочинениях отечественных историков (С. М. Соловьева, Д. А. Корсакова, П. Н. Милюкова и др.). В кни­ге также рассказывается о «затейке верховников», приводятся различные оценки «бироновщины», излагаются взгляды Д. М. Голицына и А. П. Волынского. Об императрице Елизавете, обстановке в стране во время ее царствования читатель узнает из записок Екатерины II, отрывков из сочинений В. О. Ключев­ского, А. Н. Бенуа и других авторов.

Составители основное внимание в книге уделили правлению Екатерины II, показав его с самых различных точек зрения. «Записки» самой императрицы, ее личная переписка (письма к Г. А. Потемкину, Вольтеру, барону Гримму), отрывки из трудов Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. А. Бильбасова характери­зуют как саму Екатерину, так и ее фаворитов и приближенных — Г. А. Потемкина, Г. Г. и А. Г. Орловых, Н. И. Панина и др. Пуб­ликуются материалы о внутренней политике Екатерины II, за­конодательные акты, Наказ Уложенной комиссии, материалы о движении Пугачева.

Читатель ознакомится и с различными сторонами жизни русского общества второй половины XVIII века. Документы об управлении имениями А. В. Суворова, воспоминания А. Т. Бо­лотова, работы В. В. Семковского и С. П. Мельгунова расска­зывают о быте помещичьей усадьбы и крепостном праве; за­писки Г. Р. Державина, Г. С. Винского, ф. ф. Вигеля, И. И. Дмит­рова и др.— о жизни провинциального чиновничества и дворян­ства; придворная жизнь — в воспоминаниях графа Сегюра, Л. Н. Энгельгардта, Д. И. Фонвизина, Составители подобрали мате­риалы, знакомящие читателя с развитием общественной мысли России в екатерининскую эпоху: это фрагменты из журналов Н. И. Новикова, отзывы императрицы на книгу А. Н. Радищева, отрывки из работ историков о масонстве в России XVIII века, общественной жизни страны, зарождении русской интеллиген­ции (П. Н. Милюков, Ю. М. Лотман и др.).

В приложении к книге предполагается поместить генеало­гические таблицы династии Рюриковичей, включая князей ки­евских, владимирских, московских, царей российских до конца XVI века, а также ответвления этой династии в различных русских княжествах XII — XV веков, князья которых являются родоначаль­никами многих аристократических фамилий России XVI — XX ве­ков. Кроме того, здесь же будут помещены генеалогические таблицы династии Романовых XVI —XX веков.

В 1994—1995 ГОДАХ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (МИРОС) СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «МЕЖДУНАРОД­НЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ВЫПУСТЯТ В СВЕТ:

I. Т. 3: В 2 кн.— Книга I. г Первая половина XIX века. На пути к реформам.

Эта книга посвящена первой половине XIX века — одному из важнейших периодов в истории России, который А. И. Герцен справедливо определил как «эпоху наружного рабства и внут­реннего освобождения». Так же как и в предыдущих томах, основное внимание составители уделили тесно взаимосвязан­ным между собой проблемам внутренней политики и обще­ственного движения. Короткое, но бурное царствование Павла I, реформы и реакция при Александре I, «охранительное» прав­ление Николая I, движение декабристов, жаркие споры запад­ников и славянофилов — все это грандиозное историческое дей­ство, в ходе которого Россия вплотную подошла к важнейшим в своей истории преобразованиям, воссоздается в хрестоматии. Опубликованные здесь разнообразные материалы — документы официального характера, отрывки из писем и мемуаров, из­бранные страницы публицистических произведений, извлечения из исторических трудов — в своей совокупности дают читателю возможность увидеть эту эпоху глазами современников и оз­накомиться с ее оценкой серьезными исследователями.

В 1994—1995 ГОДАХ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (МИРОС) СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «МЕЖДУНАРОД­НЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ВЫПУСТЯТ В СВЕТ:

Хрестоматия по истории России. Т. 3: В 2 кн.— Книга II. Вторая половина XIX века. Эпоха реформ.

В этой книге публикуются материалы, связанные с «великими реформами» 60 — 70-х годов XIX века — грандиозными преоб­разованиями, которые, принципиально изменив строй русской жизни, вывели страну на новый уровень развития. Здесь же рассказывается и о дальнейшем развитии внутренней политики самодержавной власти, приведшей в конце концов к контрре­формам 80 — 90-х годов, направленных на то, чтобы «подмо­розить» Россию.

Другой обширный комплекс материалов связан с обществен­ным движением второй половины XIX века во всех его ипостасях: радикальной, либеральной, консервативной. Так же как и в предыдущих томах, составители стремились к тому, чтобы пред­ставить читателю самых разнообразных авторов, ознакомить его с различными точками зрения современников и историков на эту бурную эпоху.


[1] Повесть временных лет/ /Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. М., 1978. С. 25—31. «Повесть временных лет» — древнейшая дошедшая до нас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерус­ского государства, деятельности киевских князей IX— начала XI в. «Повесть...» — уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились летописцами последующих по­колений. Большинство из них в начале своих летописных сводов помещали полный текст «Повести временных лет». И хотя собственноручный текст Нестора давно исчез в глубине веков, созданная им «Повесть...» дошла до нас в составе многих сохра­нившихся летописей XIV—XVI вв. Автор «Понести...» рассматривает начальную историю Руси на широком фоне мировой истории и географии. Он приводит сведения об известных ему народах, определяет среди них место славянских народов. Особенно подробно Нестор останавливается на расселении восточнославянских племен на Во­сточно-Европейской равнине. Эти сведения в полной мере подтверждаются совре­менными археологическими данными.

* Основные события древнейшей истории человечества воспроизводятся в соот­ветствии с Библией, что вполне естественно для Руси XII в., уже более ста лет исповедовавшей христианство. В данном случае речь идет о расселении Богом народов по всей Земле и смешении языков после дерзновенной попытки людей построить Вавилонскую башню, чтобы подняться в небо.

[2] Слово язык в древности означало «народ».

[3] Хорупшне — одно из названий словенцев, славянского народа, ныне живущего в Словении.

[4] Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного пле­менного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне — общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др.).

[5] ...устье того озера впадает в море Варяжское — имеется в виду река Нева, вытекающая из Ладожского озера (в старину — Нево) и впадающая в Балтийское (в старину — Варяжское) море.

[6] Понтийское море — так именовалось Черное море (от древнегреческого его названия Понт Эвксинский, что означает «гостеприимное море»). В IX—XI вв. оно часто называлось Русским морем. Это название заимствовано из арабских источ­ников.

[7] Версия о происхождении этих племен от ляхов (поляков) подтверждается данными последних исследований

[8] Стратегикон //Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в./Под ред. М. Н. Тихомирова. М., 1960. С. 80—82

[9]Милюков П. Н. Религия славян //Книга для чтения по истории средних веков/Под ред. П. Г. Виноградова. В 4 вып. Вып. I. М., 1896. С. 106—112

[10] Настоящий отрывок заимствован из книги, предназначавшейся для учащихся дореволюционных гимназий. Книга представляла собой собрание очерков, посвя­щенных истории средневековья (главным образом зарубежного) и написанных круп­нейшими учеными. Авторский коллектив возглавил П. Г. Виноградов (1854—1925), один из ведущих русских медиевистов того времени. Автор очерка о религии славян — видный исследователь истории России Павел Николаевич Милюков (1859-—1943). Он известен и как политический деятель, один из лидеров кадетской партии, министр иностранных дел в первом составе Временного правительства. П. Н. Милюков — автор крупных работ по истории исторической науки в России, государственному хозяйству эпохи Петра I. Одним из первых он начал изучение истории русской культуры, посвятив этому обширный трехтомный труд, отдельные статьи и очерки. В этих работах большая роль отводится религии как важнейшему компоненту духовной, нравственной жизни общества. В данном очерке автор по­казывает связь языческой религии с жизнью и бытом славянских племен, живучесть языческих обрядов и верований после Крещения Руси, их слияние с христианским культом, общность языческих верований славян и других народов.

Известно, что имя солнечного бога — Хоре — заимствовано славянами у иран­ских племен (скифы, сарматы, аланы и др.), которые еще до нашей эры занимали обширные степи Восточной Европы. Кстати, с этим именем связано происхождение современных слов хорошо, хороший.

[11] Арийцы — подавляющее большинство европейских народов, а также многие народы Среднего Востока и Северной Индии, которые ныне объединяются в индо­европейскую языковую семью. Все они имеют общее происхождение, их предки жили когда-то либо в Передней Азии, либо на юго-востоке Европы. Арийцами, или ариями, их назвали в Индии, где они появились во II тысячелетии до н. э. В современной науке к арийской группе народов относят только жителей Индии, Пакистана, Бангладеш и Непала, говорящих на языках индоевропейской семьи.

[12] Сатурналии посвящались древнеримскому богу земледелия и плодородия Са­турну. Они совпадали с зимним отдыхом земледельцев от полевых работ. В конце декабря происходит «зимний солнцеворот», день вновь начинает увеличиваться, что воспринималось как «рождение нового солнца» и начало нового года. Во время сатурналий приносили в жертву свиней, люди дарили друг другу подарки, шумно славили на улицах Сатурна. Похоже проходили в те же сроки празднества и у славян, сопровождавшиеся заклинаниями о будущем урожае. С принятием христи­анства многие из этих обрядов перешли в празднование Рождества Христова, которое христиане празднуют 25 декабря. Русская православная церковь использует древний юлианский календарь (старый стиль). Ныне 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен в Западной Европе в XVI в., а в России стал официальным гражданским календарем с 1918 г. В дальнейшем в книге приводятся традиционные даты рели­гиозных праздников, для перевода которых на новый стиль необходимо прибавить к ним 13 дней.

[13] Троицын день — христианский праздник, отмечается через семь недель после Пасхи, приходится на конец весны, чаще — на начало лета. Символизирует соше­ствие на землю Святого Духа (одна из трех ипостасей Бога, составляющая наряду с Богом-Отцом и Богом-Сыном его триединую сущность).

[14] Иванов день (Рождество Иоанна Крестителя) по христианскому календарю отмечается 24 июня, Петров день (день памяти апостолов Петра и Павла) — 29 июня.

[15] Ибн-Фадлан. О русах на Волге/ /Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. С. 130—136.

Ахмед Ибн-Фадлан —- арабский путешественник и писатель. В 921—922 гг. в качестве посла багдадского халифа совершил поездку в Волжскую Болгарию. Об этом путешествии и посольстве он рассказал в своем сочинении, называемом «Книга». Большое место в «Книге» занимает описание жизни и обычаев народов, которых посетил Ибн-Фадлан: башкир, волжских болгар, усов. Интересен рассказ Ибн-Фадлана о погребальном обряде русов, отразившем многие языческие верования: представления о загробном мире, необходимость жертвоприношений и др. О про­исхождении этнонима (названия народа) «русы» до сих пор не прекращаются споры в науке (см. стр. 35). Как бы то ни было, в X в. арабы называли рутами выходцев из Руси, в то время уже обширного, по преимуществу славянского государства с центром в Киеве.

[16] Атыл (иначе Итиль, Идель) — название реки Волги, распространенное среди тюркских народов и в мусульманском мире.

[17] Набиз — хмельной напиток.

[18] Повесть временных лет. С. 2737

[19] Чудь — древнерусское название угро-финского народа, жившего в Северо-Во­сточной Прибалтике. Его язык, относившийся к иной, не славянской, языковой системе, был совершенно непонятен славянам, отсюда и название этого народа (ср.: чудь — чудной, т. е. непонятный). Современные эстонцы — потомки чуди, о которой рассказывает летопись. Чудские племена, расселившиеся вокруг озера Ильмень, наряду со славянами и другими народами формировали крупный полиэтнический Центр зарождавшейся государственности на Севере — Великий Новгород.

[20] Славяне — см. прим. 4 стр. 7

[21] Меря — угро-финский народ, проживавший в центре Восточно-Европейской равнины, в бассейне Клязьмы, Средней Волги и ее притоков, озер Неро и Плещеева. видимо, поселения мери находились и в Новгородской земле.

[22] По мнению подавляющего большинства дореволюционных историков, русская государственность начинается с так называемого призвания варягов. Эта версия основывается на сообщении «Повести временных лет» под 862 г. о приглашении на княжение в Новгород местными славянами и чудью варяжского предводителя Рюрика. В 882 г. преемник и родственник Рюрика князь Олег совершил поход на Юг и овладел Киевом, объединив под своей властью Северную и Южную Русь. Здесь приведены фрагменты из обобщающих трудов Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева, посвященных становлению русской государственности и основанных на «Повести временных лет».

[23] Весь — угро-финский народ, обитавший на севере Восточной Европы в районе озер Белого и Онежского, к востоку от реки Волхова. Потомками древней веси являются современные вепсы, проживающие в Вологодской и Ленинградской обла­стях, на юге Карелии.

[24] Находчики — пришельцы

[25] Карамзин Н. М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842—1844 годов. В 3 кн. с приложением «ключа» П. М. Строева. Кн. I, т. 1. М., 1988. Стб. 67—74 (далее: Карамзины.М. История...).

Николай Михайлович Карамзин {1766—1826) — выдающийся русский писатель, публицист, историк, автор двенадцатитомной «Истории государства Российского», которая охватывает период с древнейших времен до начала XVII в. Главное внимание в своей «Истории...» Н. М. Карамзин уделяет деятельности князей и царей, в укреплении их единовластия, самодержавия видя залог процветания и могущества России. Призвание варягов он трактует как введение самодержавной власти сначала на Севере, а затем и на Юге, что предопределило возникновение единого Древне­русского государства.

[26]...три части мира — Н. М. Карамзин писал свою «Историю...» в начале XIX в., когда России принадлежала Аляска, являющаяся частью Американского континента.

[27] Имеются в виду даты, установленные Нестором для событий ранней русской истории IX в. Они весьма условны, так как летописец, определяя их, опирался на не вполне точную датировку некоторых византийских источников.

[28] Гостомысл — новгородский старейшина, по предложению которого были при­званы варяги. В «Повести временных лет» он не упоминается, сведения о нем сохранились в новгородском летописании

[29]... князей варяго-русских —- согласно летописи, варяги, пришедшие с Рюриком, называли себя русью

[30] «Единоземцами» Рюрика, т. е. варягами, Аскольд и Дир названы в «Повести временных лет». Однако их происхождение окончательно не выяснено. Академик Б. А. Рыбаков считает Аскольда последним князем славянской династии, основанной Кием, первым князем в земле полян

[31] ...три брата... — речь идет о легендарном основателе Киева князе Кие и его братьях Щеке и Хориве

[32] Соловьев С. М. История России с древнейших времен//Соч. В 18 кн. Кн. I, т. 1. М., 1988. С. 122—123 (далее: Соловьев С. М. История...).

Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) —- крупнейший русский историк XIX в. Его перу принадлежит «История России с древнейших времен», которая состоит из 29 томов и является самым обширным обобщающим трудом по истории России. Первый том ее вышел в свет в 1851 г. В дальнейшем каждый год выходил очередной том «Истории...». Лишь кончина историка в 1879 г. прервала эту гран­диозную работу: 29-й том, посвященный 70-м годам XVIII в., оказался последним. Основное содержание русской истории С. М. Соловьев видит в становлении и развитии государственности. Развитие государственности он понимает как объек­тивный, не зависящий от воли конкретных людей процесс. Призвание варягов С. М. Соловьев связывает с возникновением «средоточия власти» на Севере в результате сплочения вокруг Новгорода нескольких племен. Причем решающая роль в этом принадлежит не столько варягам, сколько самим местным племенам, которые уже вышли за рамки «разрозненного родового быта» и осознали необходимость установ­ления общей для всех власти, пусть путем призвания чужеземного князя. Таким образом, еще в дореволюционную эпоху версия «Повести временных лет» о призвании варягов трактовалась неоднозначно. Существовала концепция о решающей роли варягов и варяжских князей в развитии древнерусской государственности и даже о неспособности славянских племен к государственной жизни. Эта теория была выдвинута еще в XVIII в. и получила название «норманнской». Противниками ее были такие русские ученые, как М. В. Ломоносов, Н. И. Костомаров, Д. И. Ило­вайский и др. Дискуссия между норманистами и антинорманистами продолжалась в XX в. С критикой норманнской концепции выступили советские ученые, проти­воположные позиции отстаивали крупные скандинавские специалисты. Обе стороны использовали новые данные археологии, лингвистики, изучения летописей. Време­нами эта полемика приобретала политический оттенок, например в годы «холодной войны», когда особое звучание получил вопрос о роли и значении России в мировой истории в связи с победой Советского Союза над фашистской Германией. В настоящее время никто из серьезных исследователей не придерживается прежней трактовки норманизма, в соответствии с которой славяне не способны к государственной жизни. Однако полемика по «варяжскому вопросу* продолжается: сейчас она носит сугубо научный характер, речь идет в основном о степени влияния варягов на различные стороны жизни Древнерусского государства (политику, право, быт, ма­териальную культуру и т.п.).

[33] По мнению большинства современных исследователей, Рюрик, видимо, сначала княжил в Ладоге, а оттуда был «призван» в Новгород

[34] Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1984. С. 13—17, 36—38, 50, 66—68.

Исследователей, которые склонны преувеличивать это влияние, часто называют неонорманистами. Большой вклад в критику норманнской теории внес видный современный историк и археолог академик Борис Александрович Рыбаков, автор множества работ о восточных славянах, Киевской Руси, ее материальной и духовной культуре. Он неоднократно подчеркивал, что ведущая роль в становлении и развитии Древнерусского государства принадлежит Южной, Поднепровской Руси с центром в Киеве, где государство начало формироваться еще задолго до призвания варягов. Исходя из этого, он объясняет и происхождение названия народа русь, давшего имя государству восточных славян.

Однако ныне далеко не все разделяют взгляды Б. А. Рыбакова. Многие исследователи не только признают достоверность летописных сведений о варяжском происхождении первых русских князей, в том числе и княживших в Киеве Аскольда
и Дира, но и подчеркивают большую роль норманнских дружин и их предводителей в становлении древнерусской государственности. Эти взгляды характерны и для научно-популярных книг по русской истории, появляющихся в последнее время.
Авторы одной из них пишут: «Племена, заключавшие союзы с варягами, призвавшие к себе... варяжских конунгов с их дружинами, обеспечивали себе более сильные позиции в отношениях с соседними племенами... Объединение восточных земель,
разумеется, было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Но произошло оно в результате похода князя Олега на Киев, датируемого летописью 882 г., при активном участии «руси» — варяжской дружины... Легкость утверждения
власти Олега в Поднепровье доказывала, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения или, во всяком случае, отсутствовали сколько-нибудь серьезные препятствия для него. Какую роль в этом сыграли варяги? Несомненно,
очень важную... Они явились необходимым консолидирующим элементом, они — на первом этапе — составили опору военной власти великого князя, их представителя. Речь шла при этом не о завоевании, а о сотрудничестве, синтезе культур. Славя­
низация династии и дружинной верхушки, по-видимому, была предопределена изначально... Древнерусское государство было создано не только и, может быть, даже не столько варягами, но без них, без того беспокойного элемента, вновь
увлекшего славян в походы на Византию, может быть, объединение Севера и Юга свершилось бы значительно позже или (как это произошло у западных славян) на месте Киевской Руси возникли бы соперничающие друг с другом королевства»
(Думин С. В., Турилев А. А- Откуда есть пошла русская земля // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. С. 27—28).

[35] Речь идет об убийстве Олегом княживших в Киеве Аскольда и Дира. Причем Б. А. Рыбаков сомневается в реальности Дира и склонен считать, что существовал один князь Аскольд.

[36] Как известно, эта версия гибели Олега использована А. С. Пушкиным в его «Песни о вещем Олеге»

[37] «Русская Правда» — древнерусский свод законов, сложившийся в XI—XII вв. Древнейшая его часть (так называемая «Правда Ярослава») составлена, видимо, в начале XI в. Ярославом Мудрым в бытность его новгородским князем в связи с необходимостью урегулировать взаимоотношения между новгородцами и варягами, входившими в княжескую дружину

[38] Шахматов Алексей Александрович (1864—1920) — выдающийся исследователь древнерусского языка и литературы, академик. Наиболее крупный вклад внес в изучение русского летописания, впервые создал его целостную историю, установив состав, происхождение и связь друг с другом основных летописных сводов. В работе «Разыскания о древнейших русских летописных сводах», обстоятельно изучив «По­весть временных лет», пришел к выводу, что ее текст вскоре после Нестора редак­тировался дважды — в 1116 г. игуменом Выдубицкого монастыря под Киевом Силь­вестром и в 1118г. Б.А.Рыбаков в своей полемике с норманистами большое внимание уделяет редакции 1118 г., осуществлявшейся по заданию князя Мстислава Владимировича или им самим. Князь Мстислав (1075—1132). старший сын Вла­димира Мономаха, до 1117 г. княжил в Новгороде, а в 1125 г. после смерти отца стал великим князем киевским. Его матерью была Гита, дочь английского короля Гаральда, павшего в битве с норманнами при Гастингсе в 1066 г., первым браком он был женат на шведской принцессе Христине, вторым — на дочери новгородского боярина Дмитра Завидича.

[39] Имеется в виду восстание в Киеве, вспыхнувшее после смерти князя Святополка Изяславича. Киевские бояре, чтобы пресечь смуту, пригласили туда княжить Вла­димира Мономаха как наиболее авторитетного из русских князей, несмотря на то что по династическому счету он не был старшим в роде Рюриковичей и не имел права на великокняжеский киевский стол

[40] Иордан — готский историк VI в. В сочинении «О происхождении и деяниях гетов» рассказал о расселении в Восточной Европе германского племени готов, создании ими здесь обширной державы, рухнувшей под ударами кочевников-гуннов. Иордан говорит о роде (gens) Росомонов, а не о народе, племени. Два брата из этого рода мстили вождю готов за гибель сестры. Поэтому многие специалисты возражают против отождествления росомонов с русью, славянами.

[41] Б.А.Рыбаков имеет в виду сирийского автора VI в/Захария Ритора, который впервые упоминает о народе «рос» (точнее — Hros). Однако, по мнению многих современных исследователей, упоминание этого народа появилось под влиянием содержащегося в Библии пророчества Иезекииля о нашествии Гога, «князя в стране Рош», которое было популярно в Византии и воспринималось как пророчество о нашествии каких-то племен с Севера, отождествлять которых со славянами нет никаких оснований.

[42] ...«мира деля» — т.е. мира для, ради мира, данью покупая мир со славянами.

[43] Свенельд — по происхождению варяг, сподвижник князя Игоря, воевода и советник его сына Святослава

[44] Мельникова Е. А„ Петрухин В, Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства IX—X вв./ /Вопросы истории. 1989. № 8. С. 24—38

Многие историки, филологи ныне признают достоверность летописных сведений о варяжском, скандинавском происхождении названия Русь. Эта версия обосновывается в приводимой здесь статье Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, современных
специалистов по истории варяго-славянских контактов в древности.

[45] Великое переселение народов — вторжение германских, славянских, других европейских племен на территорию Римской империи во II—VII вв. н. э. Оно сопровождалось также мощным движением с востока на запад кочевников евра­зийских степей (гуннов, аваров и др.). Великое переселение народов коренным образом изменило этническую карт)' Европы и положило начало формированию многих современных народов и государств. 25

[46] Этноним — название какого-либо народа, племен (от греч. этнос — народ)

[47] Славяне на Нижнем Дунае расселяются с начала VII в. В конце VII в. сюда вторгаются тюркские племена болгар во главе с ханом Аспарухом. Возникает сла­вяно-болгарское государство во главе с Аспарухом и окружавшей его тюркской знатью. Но вскоре тюрки-болгары ассимилировались в славянской среде, оставив этой южнославянской стране имя, под которым она известна и ныне

[48]Принятие Русью христианской веры — выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, куль­турной и духовной жизни. Крещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предва­ряется рассказом о выборе или «испытании» различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены.

Евгений Еестигнеевич Голубинский (1834—1912) —один из крупнейших до­революционных исследователей истории русской церкви. Его главный труд — двух­томная «История русской церкви», охватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обстоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в офи­циальной церковной традиции, показал легендарность и недостоверность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так, по его мнению, входящий в состав «Повести временных лет» рассказ о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднее Крещения Руси, чтобы прославить православную веру и отвратить русский народ от других религий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: