[149] Речь идет о знаменитой и наиболее почитаемой в России иконе Богоматери, которая впоследствии получила название «Богоматерь Владимирская». До конца XIV в. она находилась во Владимире.
В 1395 г. Москве угрожало нашествие страшного завоевателя Тамерлана. Москвичи были вынуждены обратиться к покровительству чудотворной владимирской иконы, которая была перенесена из Владимира в Москву и установлена в Успенском соборе Кремля. Чудо, на которое надеялись, свершилось: Тамерлан отказался от похода на Москву. Это еще больше прославило икону «Богоматери Владимирской». В настоящее время она хранится в Третьяковской галерее.
[150] Ростов (впервые упоминается в 862 г.) и Суздаль (первое упоминание в 1024 г.) — древнейшие города Северо-Восточной Руси. Поочередно они были столицами правивших там князей, поэтому эта земля называлась сначала Ростовской, затем Суздальской. С перенесением княжеской резиденции во Владимир она стала называться Владимирской или Владимиро-Суздальской.
[151] Так возникло довольно популярное на Руси изображение Богородицы — Богоматерь Боголюбская, где у ее ног изображены павшие ниц Андрей Боголюбский и его свита
|
|
[152] Речь идет о брате Андрея Боголюбского Всеволоде Большое Гнездо (1154—1212), княжившем во Владимире с 1176 г. При нем был перестроен и расширен Успенский собор, главный храм Владимирской земли, основанный еще Андреем Боголюбским. По его образу и подобию в XV в. возводил Успенский собор в Московском Кремле итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, который высоко оценил мастерство строителей владимирского храма и предположил, что они были его соотечествен никами. При Всеволоде (носившем христианское имя Дмитрий) был возведен еще один шедевр древнерусского зодчества — Дмитровский собор.
[153] Юрий Долгорукий вторым браком был женат на «гречанке» Елене, вероятно, дочери или сестре византийского императора Мануила I Комнина (1143—1180). Андрей, сын Юрия от брака с дочерью половецкого хана Аепы, изгнал свою мачеху с братьями, как и Ростиславичей — Мстислава и Ярополка, сыновей старшего брата Ростислава, умершего в 1151 г., еще при жизни отца.
[154] Глеб Юрьевич в 1154—1168 гг. княжил в Переяславле Южном. В Киеве оставался на княжении до своей смерти в 1171 г.
[155] Загородный (Загородский) конец — один из районов Древнего Новгорода на левом берегу Волхова
[156] Фелонь — богослужебная одежда священнослужителя.
[157] Роман Мстиславич (ок. 1152—1205) принадлежал к старшей линии потомков Владимира Мономаха. Его отец Мстислав Изяславич, княживший в Киеве и изгнанный оттуда Андреем Боголюбским в 1169г., был старшим сыном Изяслава Мстис-лавича, внука Мономаха. В 1168—1170 гг. Роман княжил в Новгороде. Впоследствии стал знаменит как могущественный правитель Юго-Западной Руси, объединивший под своей властью в 1199 г. Галицкую и Волынскую земли, С 1203 г. фактически правил в Киеве. О нем, как и о Всеволоде Большое Гнездо, галицком князе Ярославе • Осмомысле, восторженно говорит автор «Слова о полку Игореве».
|
|
[158] Эта битва состоялась 25 февраля 1170 г.
[159]...в пятницу... — очевидно, 28 июня 1174 г. Из последующего текста ясно, что суббота совпала с днем памяти апостолов Петра и Павла, который отмечается 29 июня.
[160] ...Петр, зять Кучки... — имя Кучки упоминается также в старинном предании об основании Москвы, которое рассказывает о боярине Степане Ивановиче Кучке, владевшем «красными селами» по Москве-реке. Он крайне нелюбезно встретил посетившего эти места суздальского князя, за что был казнен. Его сыновья и дочь были отправлены в Суздальскую землю (см. Тихомиров М. Н. Древняя Москва. М., 1947). Весьма вероятно, что Степан Кучка — реальное историческое лицо, а его сыновья Кучковичи приняли участие в заговоре против Андрея Боголюбского, мстя за своего отца.
[161] Яс (ясы) — древнерусское название осетин.
[162] Горясер — убийца князя Глеба. Мученический подвиг первых русских святых князей Бориса и Глеба и посвященное им «Сказание» были широко известны на Руси и в XII в.
[163] Князь Андрей был убит в своей загородной резиденции Боголюбове верстах в 10 к востоку от Владимира, который он сделал своей столицей вместо Суздаля.
[164] Болгары — речь идет о волжских болгарах, мусульманах
[165]...из Русской земли... — понятия Русь, Русская земля употреблялись в древности в широком и узком смысле: они могли означать все земли, вошедшие в состав Древнерусского государства, либо Поднепровскую Русь с центром в Киеве. Здесь, видимо, речь идет только о Киевской земле.
[166] Иоанн Златоуст — константинопольский патриарх (398—404). Выдающийся Ритор, писатель, идеолог восточной христианской церкви. Создатель церковной службы (литургии), многих проповедей, псалмов.
[167] Борис Александрович Романов (1889—1957) — видный советский историк. Известен своим капитальным исследованием истории русско-японской войны 1904— 1905 гг., а также серией работ о быте и нравах Древней Руси. Подобное сочетание столь разных эпох и проблем в творчестве одного историка — уникальное явление в современной исторической науке. Книга Б. А. Романова «Люди и нравы Древней Руси» является одной из немногих работ на эту тему. И в настоящее время история быта и нравов — весьма редкий сюжет в исторических исследованиях.
[168] Речь идет о «Русской Правде», древнейшей ее части, именуемой «Правда Ярослава»
[169] Клеть — кладовая
[170] Вира — штраф, который преступник платил в княжескую казну (по некоторым предположениям — в пользу пострадавшего или его родственников). Гривна — в данном случае единица денежного счета, соответствовала примерно 50 г серебра. Различные виры за убийство младших дружинников и «княжих мужей» из старшей дружины предусматривались, видимо, уже в конце XI — начале XII в. и были зафиксированы в первой статье «Русской Правды», так называемой «Пространной редакции», возникшей в XII или начале ХШ в
[171] В «Повести временных лет» (992), где приводится это предание, имя русского богатыря не названо. Оно известно из Никоновской летописи — Ян Усмошвец. Ян соответствует имени Иван, Усмошвец — сапожник (от старинного слова усмие — выделанная кожа). Этот летописный рассказ навеян древнерусским фольклором, хорошо известны былины о богатыре Никите или Кирилле Кожемяке. Летописец привел его, чтобы рассказать об основании князем Владимиром Переяславля, объяснить его название. Отрок-богатырь заслужил прозвище Переяслав, так как, победив печенега, переял (перенял) его славу. На самом деле Переяславль существовал гораздо раньше. Он упоминается уже в договоре с греками в 907 г. Возможно, во время похода 992 г. Владимир основал здесь новую крепость
|
|
[172] В «Повести временных лет» говорится о предводителе варяжского отряда Якуне, который прибыл из-за моря к Ярославу Мудрому и ходил против его брата Мстислава Владимировича, князя тмутараканского. В 1024 г. после кровопролитной битвы Ярослав уступил брату территорию Киевской Руси к востоку от Днепра, и Мстислав княжил в Чернигове до своей смерти в 1036 г. В «Киево-Печерском Патерике» рассказывается о брате Якуна — Африкане и его сыне Шимоне, изгнанном дядей.
[173] «Церковный устав» Ярослава... — законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княжеской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и т. п. Издан князем Ярославом Мудрым. Известен также «Церковный устав» князя Владимира Святославича.
[174] Варлаам — сын Иоанна, боярина князя Изяслава Ярославича, княжившего в Киеве после Ярослава Мудрого. Варлаам вернулся в Печерский монастырь и в 1056 г. возглавил его, став преемником основателя монастыря Антония, который добровольно сложил с себя игуменство и «затворился» в пещере. В 1062 г. Варлаам перешел во вновь основанный в Киеве Дмитровский монастырь, а печерским игуменом стал Феодосии.
[175] ...«шлем спасений»... — т. е. монашеский клобук.
[176] Поприще — старинная мера длины, вероятно, расстояние, которое можно пройти за один день (около 20 верст). Очевидно, в данном случае расстояние указано неверно. Василев (ныне Васильков) расположен в 35 верстах к Юго-Западу от Киева.
[177] ...«железо счепито»... — железный пояс или кольчуга, которую Феодосии носил для самоистязания («умерщвления плоти»), подобно святым подвижникам.
[178] Речь идет о киевском князе Игоре, убитом древлянами в 945 г.
[179] Мстислав Владимирович Храбрый или Удалой — один из сыновей князя Владимира Святославича, основатель Тмутараканского княжества, в борьбе с Ярославом Мудрым добился независимости от него, управлял до своей смерти в 1036 г. землями к востоку от Днепра.
|
|
[180] Черноризцы — монахи
[181] Старый Святослав — «старыми» в XI—XII вв. называли князей X века, чтобы отличить их от многочисленных потомков, носивших те же имена. Святослав Старый занимал киевский стол в 945—972 гг. Его отец — Игорь Старый
[182] В своей книге «Люди и нравы Древней Руси» Б. А. Романов большое внимание уделяет жизни первых монастырей. При этом он использует сведения «Киево-Печерского Патерика», замечательного памятника древнерусской литературы начала XIII в. Патериками, иначе «отечниками» (по-гречески патер — отец), называли обычно сборники рассказов, преданий о чудесах и подвигах святых отцов, монахов, праведников. «Киево-Печерский Патерик» рассказывает о монахах Киево-Печерского монастыря — одного из древнейших на Руси. Этот монастырь был основан в 1051 г. Антонием Печерским вблизи Киева над Днепром. Кельи монахов были устроены глубоко под землей в пещерах (или, как тогда говорили, «в печерах» — отсюда название монастыря). Особенно большой авторитет монастырь снискал при игумене Феодосии (1062—1074). Используя рассказы «Патерика», Б. А. Романов показывает, насколько сложно было игумену добиться утверждения в обители строгих правил иноческой жизни. Вместе с тем очевидно, что монастырь был прочно связан с окружавшей его мирской жизнью.
[183] «Студийский устав разработан в IX в. Федором Студитом из Студийского монастыря в Константинополе (основан в V в. вельможей по имени Студий). В ~~Х1 вв. устав дополнялся и перерабатывался, действовал в монастырях Констанинополя, на Афоне, на Руси впервые введен в Печерском монастыре Феодосием.
[184] Епитимья — церковное наказание, налагаемое священником, для монахов —игуменом. Обычно это продолжительные молитвы, усиленный пост, отказ от при частия на определенный срок.
[185] Князь Изяслав Ярославич, при котором Феодосии стал игуменом, был изгнан из Киева в 1068 г., а затем в 1073 г., когда великокняжеский стол занял его брат Святослав, не имевший на него права
[186] Келарь — должностное лицо, ведавшее монастырским хозяйством. Он же «строитель церковный».
[187] Имеется в виду изречение из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем...» (Матф 6:34).
[188] День святого Дмитрия — праздник в память св. Дмитрия Солунского — 26 октября.
[189] Деревянное масло — один из сортов оливкового масла. Освященное по специальному обряду, оно использовалось в церкви в лампадах, паникадилах
[190] Брашно — еда, пища
[191] Торопец — древний город в Смоленской земле (ныне — на западе Тверской обл.)
[192] Власяница — одежда из грубой шерстяной ткани. Монахи носили ее для «изнурения плоти»
[193]... без языка... — т. е. онемевшего
[194] Федор и Василий — «Патерик» не сообщает об их жизни в миру. Подвиг Федора состоит в преодолении «сребролюбия», чего он достиг при помощи Василия, отличавшегося непреклонным аскетизмом. Однажды Федор нашел в пещере сокровища, но устоял перед соблазном ими воспользоваться и зарыл их. Об этом прослышал князь Мстислав, сын киевского князя Святополка Изяславича. Он потребовал от Федора и Василия выдать клад, приказав пытать их. Оба приняли мученическую смерть. Эти события могли происходить в 90-х годах XI в., так как Мстислав погиб в 1099 г.
[195] Летописные повести о монголо-татарском нашествии: Лаврентьевская летопись/ /Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 135—143. В большинстве русских летописей подробно говорится о нашествии Батыя на Русь. Выше приводятся отрывки из наиболее древних из дошедших до нас летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись написана около 1377 г. в Суздале монахом Лаврентием (отсюда и ее название). Она включает в себя ростовское и владимирское летописания XIII в., в ней подробно рассказывается о нашествии татар на земли Северо-Восточной Руси. В составе Ипатьевской летописи начала XV в. находится так называемая Галицко-Волынская летопись XIII в., которая, в свою очередь, содержит «Повесть о нашествии Батыя», написанную в Киеве. Таким образом, несмотря на различия в стиле обеих летописей, редакторскую работу, рассуждения позднейших летописцев, вошедшие в них фактические сведения 0нашествии Батыя на Русь принадлежат современникам, а возможно, и очевидцам описываемых событий.
[196] В тот же год зимой... — имеется в виду зима 6745 г. по принятому на Руси до Петра I летосчислению «от Сотворения мира». Год в то время начинался с 1 марта. По овременному летосчислению описываемые события происходили зимой 1237/38 г.
[197] Пронск — город в верховьях Прони (приток Оки), к югу от Рязани, с XII в. — центр удельного княжества.
[198] Сожженная Батыем Рязань так и не была восстановлена. Сейчас на ее месте село Старая Рязань. Столицей княжества стал Переславль Рязанский (совр. Рязань).
[199] В Рязанской земле правили потомки князя Ярослава, младшего сына черниговского и киевского князя Святослава, отцом которого был Ярослав Мудрый. Кто из них занимал рязанский княжеский стол во время нашествия Батыя, точно неизвестно. По одним источникам — это Юрий Игоревич, по другим — Юрий Ин-гваревич. Известно, что до 1235 г. здесь княжил Ингварь Игоревич. Очевидно, Юрий был преемником Ингваря и приходился ему либо сыном, либо братом.
[200]... связывали сзади руки — по мнению Н. М. Карамзина, татары связывали пленников, чтобы стрелять в них, «как в цель для забавы» (см. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 3, т. 3. М., 1988. С. 167).
[201] Юрий (Георгий) Всеволодович — сын Всеволода Большое Гнездо, великий князь владимирский в 1212—1216 и 1218—1238 гг. Погиб в 1238 г. в битве на реке Сити.
[202] Сить — небольшая река, впадавшая в Мологу близ ее слияния с Волгой. Ныне впадает в Рыбинское водохранилище
[203] Церковь Святой Богородицы — собор Рождества Богородицы, главный храм Суздаля, возведен в 20-х годах XIII в. на месте прежнего храма, построенного еще пРи Владимире Мономахе.
[204] В субботу мясопустную... — т. е. в субботу на мясопустной (иначе — масляной) неделе, после которой начинается Великий пост перед Пасхой
[205] Пороки — камнеметные орудия
[206] Золотые ворота — главные ворота Владимира в западной части города.
[207] Митрофан — епископ суздальский в 1227—1238 гг., церковный глава Влади-миро-Суздальской земли (с начала XIII в., после обособления Ростовского княжества, там существовала отдельная епархия).
[208] Княгиня Юрия — супруга Юрия Всеволодовича княгиня Агафья, дочь черниговского князя Всеволода, внучка киевского князя Святослава, одного из главных героев «Слова о полку Игореве».
[209] Церковь Святой Богородицы — Успенский собор во Владимире
[210] Автор летописной повести особо подчеркивает урон, который понесли от нашествия Батыя храмы и монастыри, говорит о многочисленных жертвах среди духовенства. Здесь упомянуты настоятели древних монастырей Владимира — Успенского (Княгинина), основанного княгиней Марией, женой Всеволода Большое Гнездо; Спасского, возникшего на рубеже XII—XIII вв.; Рождественского, где во второй половине XIII в. был погребен Александр Невский (мощи его при Петре I перенесли на берега Невы, в Александро-Невский монастырь).
[211] Галич Мерьский — ныне г. Галич в Костромской обл. Назывался так потому, что эти земли в древности населяли угро-финские племена мери, и чтобы отличить его от Галича, находившегося в Галицкой земле в Юго-Западной Руси (ныне г. Галич Ивано-Франковской обл. на Украине).
[212] Измаилыпяне — в данном случае то же, что и агаряне
[213] Возможно, татары предложили князю Юрию сдаться, пообещав ему жизнь и безопасность. Как известно, аналогичный прием вероломно использовал хан Тох-тамыш при захвате Москвы в 1382 г.
[214] Текст летописи приводится в переложении на современный язык. В оригинале ворота названы Лядскими. Другое их название — Печерские. Они находились в восточной части города.
[215] Во время нашествия Батыя Киев входил в состав владений галицко-вольшского князя Даниила Романовича (1205—1264), сына Романа Мстиславича. Оборону города возглавил его наместник тысяцкий Дмитр.
[216] Угорская земля — старинное название Венгрии.
[217] Путь Батыя от Киева на Владимир Волынский, главный город Галицко-Во-лынского княжества (ныне на западе Волынской обл. Украины), пролегал через другие волынские города — Изяславль (ныне Изяслав в Хмельницкой обл.), Кре-менец (ныне в Тернопольской обл.), Данилов (находился близ Кременца), Колодяжин (в верховьях Случи), Каменец (там же).
[218]Соловьев С. М. История... Кн. II, т. 3. М., 1988. С. 145. В своей «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьев уделяет монголо-татарскому игу и его последствиям сравнительно немного места. Он, как и многие другие историки XIX в., в частности В. О. Ключевский, несколько преуменьшает значение ига в историческом развитии России. Приводимый здесь отрывок, рассказывающий об ордынском иге, занимает в труде С. М. Соловьева всего одну страницу. Однако в нем отмечены все основные стороны политической и экономической зависимости русских земель от Золотой Орды. С. М. Соловьев подчеркивает ^ротерпимость татар. Но следует отметить, что ордынцы лояльно относились к исповеданию различных религий до того, как в 1312 г. ислам стал государственной Религией Золотой Орды.
[219] Баскаки — представители ордынского хана в русских городах, вели учет населения, собирали дань.
[220] Карпини Плана (Джованни ди Плана, 1182—1252) — итальянский монах, по заданию папы Иннокентия IV отправился в столицу монгольских ханов с диплома тической миссией и для сбора сведений о монголах. Был свидетелем возведения
на престол великого хана Гуюка в 1246 г. Он написал отчет о своем путешествии, который стал ценным источником по истории Монгольской империи середины XIII в., других стран, которые он посетил, включая Россию.
[221] Чингисхан (Темучин) — основатель Монгольской империи, в состав которой при нем вошли Южная Сибирь, Китай, обширные пространства Центральной и Средней Азии, часть Закавказья, великий хан монголов в 1206—1227 гг. Окпшй (Угэдей) — третий сын Чингисхана и его преемник, великий хан монголов в 1229—1241 гг. В его правление Батый совершил поход на Русь.
[222] Соловьев С. М. История... Кн. Н, т. 3. С. 146—155.
Выдающийся политический деятель Руси XIII в. князь Александр Невский (ок. 1220—1263) ныне известен прежде всего как руководитель борьбы с агрессией немецких и шведских феодалов, добившийся блестящих побед в битвах на Неве в 1240 г. и Чудском озере в 1242 г. В 1252—1263 гг. он находился во главе всех земель Северо-Восточной Руси, имея ярлык на великое княжение владимирское, который получил от татар. После нашествия Батыя огромное значение в политике Александра Невского имели его отношения с Ордой. Активно противодействуя агрессии на Западе, по отношению к Орде Александр проводил совсем иную политику, которую на Руси разделяли в то время далеко не все князья. Иначе вели себя князья Андрей (брат Александра Невского), Даниил галицкий, упомянутые в приводимом отрывке из «Истории...» С. М. Соловьева. Историк большое внимание уделяет борьбе князей за владимирский великокняжеский стол, которую они ведут в соответствии со своими представлениями о старшинстве в роду.
[223] Ярослав Всеволодович — четвертый сын Всеволода Большое Гнездо, великий князь владимирский в 1238—1246 гг., преемник Юрия, павшего в битве на Сити.
[224] Константин Ярославич (ум. в 1255 г.) — восьмой, самый младший сын Ярослава Всеволодовича. Доставшийся ему удел состоял из двух частей, далеко расположенных друг от друга. Это — Галич в Костромской земле и Дмитров недалеко от Москвы. Его потомки правили в этих городах и в XIV в., пока они не оказались в составе владений московских князей.
[225] ...великому хану... — имеется в виду великий хан (каан) всей Монгольской империи, основанной Чингисханом, в состав которой входили все владения чинги-сидов, включая Золотую Орду, возникшую в результате завоеваний Батыя, внука Чингисхана. Столицей империи до 1260 г. был Каракорум, находившийся в Монголии, в верховьях Орхона.
[226]...в Татарию... — С. М. Соловьев так называет собственно Монголию, первоначально татарами называли одно из монгольских племен.
[227] Куюк (Гуюк) — сын Угэдея, великий хан монголов в 1246—1248 гг. Избран ханом после пятилетней борьбы за власть, в которой его главным противником был хан Батый, приходившийся ему двоюродным братом. Отец Батыя — Джучи, старший сын Чингисхана, умер еще при жизни Чингисхана.
[228] Швеция в середине XHI в. вела борьбу за присоединение Финляндии, ее войска проникли в Карелию и угрожали новгородским владениям в бассейне Невы и Ладоги. В начале XIII в. немецкий рыцарский орден (впоследствии — Ливонский орден) захватил большую часть латышских и эстонских земель и вышел на западные рубежи псковских владений. В середине XIII в. литовские земли объединились под властью князя Миндовга и образовали Великое княжество Литовское, войска которого проникали во владения Новгорода (Бежецк, Торжок), угрожали с юга Пскову
[229] Андрей Ярославич — третий сын Ярослава Всеволодовича, младший брат Александра Невского. Именно Андрей в 1249 г. занял великокняжеский стол во Владимире, получив ярлык в Каракоруме, столице империи монголов, где правила вдова хана Гуюка. По принятому у монголов обычаю минората, основное наследство отца досталось младшему сыну. Очевидно, многое определялось и политическими расчетами; ведь вероятный соперник Андрея — Александр Невский был союзником Золотой Орды и хана Батыя, соперничавшего с родом Гуюка. Андрей занимал великокняжеский стол до 1252 г., до нашествия рати Неврюя, когда он был вынужден бежать «за море». Побывав в Швеции, Андрей вернулся на Русь, примирился с Ордой и получил Суздаль, где княжил до своей смерти (1264). Он стал родоначальником князей нижегородско-суздальских, к которым восходят и некоторые московские боярские фамилии, известные в последующие века: Шуйские, Скопи-ны-Шуйские, Горбатые и др.
[230] Отчина — здесь: наследственное владение. Получив от отца Переславль Залес-ский, Александр мог передать его своим потомкам.
[231] Неврюй — ордынский военачальник (нойон), представитель знатного рода. Некоторые русские летописи именуют его даже «царевичем».
[232] Ярослав — князь Ярослав Ярославич, шестой сын Ярослава Всеволодовича. Во время описываемых событий был на стороне князя Андрея Ярославича. Позднее, в 1264—1271 гг., занимал владимирский великокняжеский стол, княжил также в Твери, стал родоначальником династии тверских князей.
[233] Перепись проводилась для учета населения при сборе дани. По свидетельству Плано Карпини, еще в середине 40-х годов ХШ в. дань на Руси собирал от имени монгольских ханов некий купец-мусульманин («сарацин»). Очевидно, эту перепись С. М. Соловьев считает первой. О десятниках, сотниках, тысячниках, темниках, появившихся в ходе переписи 1257 г., существуют разные мнения. Либо это татарские предводители вооруженных отрядов, подчинявшихся баскакам, рядовой состав которых набирался из русских, либо речь идет о разделении самого населения на десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы) при учете.
[234] Михалко Степанович — посадник в Новгороде в 1255—1256 гг., сторонник князя Александра Невского. О новгородских посадниках см. стр. 162 и далее.
[235] Десятина — один из основных видов дани, поступавшей в Орду. Возможно, представляла собой десятую часть доходов.
[236] Тамга — пошлина с торговли и промыслов (отсюда совр. слово таможня). Различные сборы с торговых операций (мыт, весчее, торговое) на Руси существовали издревле. Введенная татарами тамга стала самой крупной торговой пошлиной, взимавшейся с цены проданного товара.
[237] Василий Александрович (ум. в 1271 г.) —старший сын Александра Невского. Александр, занятый делами великого владимирского княжения, неоднократно оставлял сына княжить в Новгороде.
[238] Взявши число... — т.е. завершив перепись населения. Это удалось татарам только в 1259 г., когда их послы и «численники» вновь прибыли в Новгород в сопровождении Александра Невского. Князю при поддержке части боярства удалось не допустить назревавшего в городе антитатарского восстания. По некоторым сведениям, Александр был готов двинуть против новгородцев в случае их непокорности татарам верные ему владимирские и нижегородские полки
[239] Дмитрий Александрович — второй сын Александра Невского. После смерти отца наследовал как отчину Переславль Залесский, где княжил до своей кончины в 1294 г. Неоднократно его приглашали князем в Новгород. Боролся со своим братом Андреем за великое княжество Владимирское, опираясь на поддержку хана Ногая, противника ханов, правивших в Орде. Дмитрию удавалось, правда с перерывами, удерживать великое княжение с 1277 по 1293 г., когда Андрей привел против него татарскую рать во главе с Дюденем, братом ордынского хана Тохты.
[240] В 50-х годах XIII в. монголы завоевали Иран, где возникла держава во главе с ханом Хулагу, братом Мункэ, внуком Чингисхана. Джучиды, правившие в Золотой Орде, боролись с Хулагу и его преемниками за сопредельные территории. В первую очередь их интересовал Азербайджан. Два похода в Закавказье совершил хан Золотой Орды Берке (Берге), брат Батыя. Во время второго похода в 1266г. он умер недалеко от Тбилиси.
[241] Городец Волжский — древний город на Волге, выше Нижнего Новгорода. В конце XIII в. там княжил сын Александра Невского Андрей. Иногда именно его, а не Андрея Ярославича считают родоначальником нижегородско-суздальских князей
[242] Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967. С. 136—146.Советский историк Вадим Викторович Каргалов в работе «Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси» подробно рассмотрел взаимоотношения русских князей и ордынских ханов в XIII в. Он показал, что далеко не все князья сразу приняли ордынское иго, какое-то время шла борьба протатарской и антитатарской ориентации. Большое значение имела позиция народных масс, церкви.
[243] В то время многие князья, понимая невозможность успешного противостояния Орде, шли на компромисс с татарами, чтобы сохранить свои владения.
В начале XIII в. Ростов получил «в отчину» князь Константин (ум. в 1218 г.), старший сын Всеволода Большое Гнездо. Его старший сын Василько княжил после отца в Ростове и передал его своему старшему сыну Борису (1231—1277), к которому восходят многочисленные фамилии потомков князей ростовских, известные в последующие века: Лобановы-Ростовские, Катыревы-Ростовские, Темкины, Буй носовы и др. Младший брат Бориса Глеб в 1238—1278 гг. занимал Белозерский удел, выделившийся из ростовских владений. Глеб стал родоначальником князей Белосельских-Белозерских, Каргопольских, Ухтомских и др. Из Ростовского княжества в XIII в. выделились также Углицкий удел, доставшийся младшему сыну Константина Владимиру (ум. в 1249 г.), и Ярославль, которым в 1239—1249 гг. владел внук Константина Василий Всеволодович.
[244]... к Канови — т. е. к великому хану (каану) Монгольской империи.
[245] Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 470 (прим. В. В. Каргалова).
[246] Феодальная рента — имеются в виду доходы, которые получали русские князья, бояре, монастыри как собственники земли с зависимых крестьян.
[247] Тархан, тарханные грамоты или ярлыки освобождали от всяких повинностей в пользу верховной власти и от суда назначенных ею чиновников. Впервые вводились на Руси ордынскими ханами по отношению к русской церкви, ее иерархам и монастырям (от монгольского тархан — вольный человек). В дальнейшем тарханные грамоты выдавались великими князьями митрополиту, монастырям, знатным боярам. Их выдача прекратилась в XVI в.
[248] Папская курия — так иногда именуют руководство католической церкви во главе с папой римским, находящееся в Ватикане (в центральной части Рима). В Древнем Риме куриями именовались некоторые коллегиальные органы управления
[249] Новгородская первая летопись... М.— Л., 1950. С. 301 (прим. В. В. Каргалова).
[250] Монкэ (Мункэ) —"внук Чингисхана, сын его младшего сына Толуя. Великий хан монголов в 1251 —1259 гг. В борьбе за власть опирался на поддержку хана Золотой Орды Батыя. После смерти Мункэ идет необратимый распад Монгольской империи; ее отдельные улусы, в том числе Золотая Орда, становятся фактически независимыми.