Хрестоматия по истории 2 страница

В 1988 г. широко и торжественно отмечалось тысячелетие Крещения Руси. Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновь пытаются осмыслить историческое значение этого эпохального события. Среди них — работы академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, одного из крупнейших современных исследователей истории, культуры, литературы Древней Руси. Многие годы Д. С. Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы Института русской литера­туры (Пушкинского дома) в С.-Петербурге. В статье, отрывок из которой приводится здесь, автор размышляет о широком гуманитарном значении принятия христианства на Руси, что связано со «вселенским», всечеловеческим характером этой религии.

[49] Речь идет о послах Волжской (Волжско-Камской) Болгарии, находившейся у слияния Волги и Камы. Волжские болгары приняли ислам в 922 г. Тем самым было положено начало истории ислама на европейской части территории нашей страны.

[50] ...закон наш — под «законом» в данном случае следует понимать религию

[51] Греками в Древней Руси обычно называли византийцев (ср. Феофан Грек, Максим Грек). Греческая земля — Византия

[52] Царями на Руси в то время называли византийских императоров. В данном случае, вероятно, имеется в виду император Василий II (976—1025).

[53] Клир — духовенство

[54] Во время крещения Руси в Византии правили Василий II (976—1025) и его брат и соправитель Константин VIII (1025—1028). Реальная власть находилась в руках Василия, старшего брата, энергичного и деятельного политика

[55] Ольга (ум. в 969г.) —жена князя Игоря, мать Святослава, отца Владимира. После гибели своего мужа в Древлянской земле (945) правила в Киеве до возмужания Святослава, а также во время его частых и длительных военных походов. В 957 г. (по другим источникам — в 955 г.) побывала в Константинополе, где приняла крещение. По возвращении на родину не могла ввести христианство как офици­альную религию из-за сопротивления знати и сына Святослава, по другой версии, не стала этого делать в связи с изменением внешнеполитической ситуации, разрывом с Византией

[56] Корсунь — русское название Херсонеса Таврического, византийского города в Крыму, руины которого сохранились на окраине современного Севастополя

[57] Царицыны попы — византийские священники, сопровождавшие принцессу Ан­ну. Автор называет ее «царицей» как сестру императоров.

[58] Требы — в данном случае моления и священнодействия перед идолом, включая жертвоприношения. В христианской церкви требы — обряды и молитвы, соверша­емые священником в связи с различными событиями в жизни отдельных прихожан, их нуждами (крещение, венчание, причащение больных, отпевание, освящение дома, судна, других построек и т.д.).

[59] См. Три памятника русской духовной литературы XI века // Христианское чтение. СПб., 1849. Ч. 2. Здесь впервые опубликованы написанные «черноризцем» Иаковом «Похвала... князю русскому Владимиру...», «Сказание о убиении... Бориса и Глеба» и «Житие блаженного Владимира», которое, по предположению издателя, также могло быть написано тем же Иаковом. Но по рукописям его сочинения были известны историкам и ранее. Так, на «Похвалу... князю русскому Владимиру» неоднократно ссылается Н. М. Карамзин.

[60] ...латинской веры — так на Руси называли обычно католичество, языком бо1 гослужения которого был латинский язык.

[61] Византийская империя была одной из мощных держав средневековья. Страны и народы, принявшие христианство из Византии, могли оказаться в сфере ее политического влияния, а их правители — «быть в мальчиках и на послугах» у императоров. Однако князь Владимир принял христианство по греческому обряду в тот момент, когда Византийская империя значительно ослабла из-за внутренних смут, он сам оказал помощь императору Василию II в борьбе с его противниками. Поэтому князь Владимир рассчитывал сохранить независимость и самостоятельность.

[62] Стране, принявшей христианство, необходимо иметь не только священников, но и стоящих над ними иерархов (епископов, митрополита) для управления цер­ковью, посвящения в сан новых священнослужителей. До Крещения Русь не имела своих иерархов, как не имела и монахов, из числа которых посвящаются в сан епископы, митрополиты, другие архиереи.

[63] Стремясь к объединению Руси под своей властью, князь Владимир в 980 г. провел реформу языческого культа. Главным божеством был объявлен бог грома и молнии Перун, особо почитавшийся в княжеско-дружинной среде. В число обще­русских божеств (пантеон) вошли также почитавшиеся в различных славянских землях Даждьбог, Хорос, Стрибог, Семаргл и Мокошь.

[64] Добрыня (ум. в 1007 г.) — брат матери князя Владимира Малуши, ключницы княгини Ольги и любимой наложницы князя Святослава. Когда малолетний Вла­димир был послан отцом княжить в Новгород, Добрыня отправился с ним в качестве наставника и советчика. По древней традиции у многих народов дядя по матери играл большую роль в воспитании юношей. Свое влияние, видное положение в окружении Владимира Добрыня сохранил и в дальнейшем, не раз выполнял от­ветственные поручения великого князя. Именно ему довелось обращать в христи­анскую веру новгородцев, крушить поставленных им же самим идолов.

[65] Болгария приняла христианство из Византии в 865 г., на столетие раньше, чем Россия. Византийская церковь допускала богослужение на национальном языке, поэтому в Болгарии быстро распространилась созданная в то время славянская письменность, возникла обширная христианская литература на древнеболгарском (славянском) языке, как переводная, так и оригинальная. Созданные в Болгарии книги широко использовались при христианизации Руси, так как не требовали здесь перевода. Так болгарская литература, по мнению Д. С. Лихачева, стала «по­средницей» в усвоении Русью высокой культуры, достигнутой в христианских странах, способствовала развитию просвещения, становлению древнерусского лите­ратурного языка, созданию оригинальной литературы.

[66] Сказание о Борисе и Глебе// Памятники литературы Древней Руси: XIначало XII века. С. 279—299.

Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича, крестившего Русь. Они погибли в молодости от рук убийц, по традиционной версии, подосланных князем Святополком, их старшим братом, стремившимся укрепить свою власть. Очевидное злонамеренное коварство Святополка, юность обоих князей, их безвинность и безропотное подчинение судьбе придали их гибели ореол христи­анского мученичества. В 1072 г. Борис и Глеб были канонизированы, т.е. стали первыми святыми на Руси. В память о них знаменитым летописцем Нестором написано «Чтение о житии и погублении... Бориса и Глеба», существуют другие произведения о них. В конце XI в. (по другим данным — в начале XII в.) написано посвященное им «Сказание», одно из лучших произведений борисоглебского цикла. Его авторство точно не установлено, иногда оно приписывается «черноризцу» Иакову. Автор «Сказания» подробно рассказывает о гибели князей, особо подчеркивает их терпение, страдание, покорность воле Бога, к которому Борис и Глеб неоднократно обращаются с молитвами. Как и все произведения средневековой литературы, «Сказание» пронизано идеями христианской религии и морали. В соответствии с ними автор обличает князя Святополка, действовавшего по наущению дьявола, и показывает, что, вверяя свою судьбу воле Божьей, Борис и Глеб действовали в соответствии с нормами тогдашней феодальной этики. Они всецело подчиняются воле старшего брата как старшего среди князей на Руси. И хотя оба знали, что Святополк расправится с ними, они тем не менее пошли на его зов.

[67] Автор «Сказания» стремится подчеркнуть благотворное влияние христианства и на самого крестителя Руси. До крещения Владимир был жесток и вероломен, сверг с княжеского стола и убил своего брата Ярополка.

[68] Вышгород — хорошо укрепленный город, форпост Киева к северу от него, вверх по Днепру. В X—XI вв. принадлежал киевским князьям, был их загородной резиденцией

[69] Альта — небольшая река к юго-востоку от Киева. Была, видимо, естественным рубежом обороны на подступах к Киеву. Неоднократно упоминается в летописях как место междукняжеских столкновений и битв с половцами.

[70] Отроки — младшие члены княжеской дружины, не столько воины, сколько слуги князя, выполняли его мелкие поручения, прислуживали за столом и т. п.

[71] Золотая гривна — в данном случае шейное украшение. Во время убийства князя Бориса были перебиты и его отроки. Чтобы снять гривну с Георгия, убийцы отрубили ему голову. Гривной именовалась также основная денежная единица Древней Руси.

[72] Злой дьявола сообщник... — имеется в виду князь Святополк.

[73] Смядынь — небольшая река в Смоленской земле.

[74] Предслава — дочь князя Владимира Святославича. Она сообщила брату Ярос­лаву, находившемуся тогда в Новгороде, о смерти отца и об убийстве Бориса, о чем узнала от Моисея Угрина, единственного, кто остался в живых из его свиты.

[75] Как известно, после убийства младших братьев Святополк недолго оставался на киевском столе. В 1019 г. он был свергнут князем Ярославом (Мудрым), бежал в Польшу, где и погиб, по версии автора «Сказания», от «безумия». А его душа, как душа преступника-братоубийцы, обречена была на муку вечную в аду.

[76] ...увенчаны... мученическими венцами... — т. е. приняли мученическую смерть, совершив подвиг, достойный причисления к лику святых. Характерный для житий святых литературный оборот.

[77] Ярослав родился в 978 г., до Крещения Руси, и получил это языческое имя.

При крещении он получил христианское имя Георгий (Юрий). Однако в XI—XII вв. князья, как правило, носили как языческое имя, чисто славянское или варяжское по происхождению, так и христианское имя, которое совпадало с именем святого, покровителя («ангела-хранителя») данного человека. Причем языческое имя было более употребительным, с ним многие князья и вошли в историю. Например, Владимир Святославич — он же Василий, Владимир Мономах — также Василий, его отец Всеволод — Гавриил, Всеволод Большое Гнездо — Дмитрий, Святополк Изяславич — Михаил и т. д. Под христианскими именами известны Андрей Бого­любский, Юрий Долгорукий, Василько Теребовльский. Лишь в XIII в. большинство князей имеют только христианское имя — Александр Невский, Даниил Галицкий, сыновья Всеволода Большое Гнездо — Юрий и Константин. Но еще один сын того же Всеволода — Ярослав, известны также Ярослав тверской и Мстислав Удалой. Это свидетельствует о том, что процесс христианизации Руси продолжался несколько столетий. Аналогичным образом обстояло дело и в соседних странах. Языческое и христианское имена носили короли и князья польские, великие князья литовские.

После свержения Святополка к власти пришел Ярослав Мудрый, княжение которого (1019—1054) составило целую эпоху в истории Киевской Руси. С. М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», завершая рассказ о правлении того или иного князя, обычно дает общую характеристику его дея­тельности. Подводя итог правлению Ярослава Мудрого, он подчеркивает такие важные его качества, как любовь «к книжному чтению», внимание к церкви. Если его отец князь Владимир был главным образом вождем дружины, то сам Ярослав меньше стремился к военной славе, больше занимался законодательством. Следо­вательно, он пошел гораздо дальше отца в осознании своей роли как государя-пра­вителя. В этом С. М. Соловьев видит прогресс государственности на Руси в XI в.

[78]... по городам и местам неогороженным... — определяющим признаком города в Древней Руси было наличие крепости. Городами, или градами, назывались не только укрепленные населенные пункты, но и сами крепости, чаще всего деревянные. С этим связано происхождение слова город (от глаголов городить, огораживать). Места неогороженные — видимо, не имеющие крепости селения.

[79] Юрьев (Дерпт) в земле Чудской... — ныне город Тарту в Эстонии.

[80] Острожки — здесь: небольшие крепости.

[81] Все же после кончины Ярослава Мудрого власть Киева над другими землями необратимо ослабевает. Лишь его внук Владимир Мономах (1053—1125), пришедший к власти в Киеве в 1113 г., сумел восстановить единстно, казалось, уже распавшейся державы, объединить силы многих княжеств в борьбе с половцами, нанести им несколько крупных поражений. О своей жизни и деятельности Мономах рассказал в «Поучении», написанном им около 1117 г. Это замечательное произведение древнерусской литературы является своего рода завещанием знаменитого киевского князя. Оно написано Мономахом как наставление для своих сыновей. Отец призывает их руководствоваться в своей жизни нравственными принципами христианской веры, поэтому благодаря «Поучению» мы можем представить, как воспринимали Русские люди начала XII в. идеалы христианской религии и морали. Владимир Мономах призывает сыновей следовать своему собственному примеру. С этой целью он рассказывает освоей жизни, особенно о военных походах. Эта автобиографическая часть «Поучения» — ценный источник по политической истории Руси конца XI— начала XII в. Читая рассказ о военных подвигах Мономаха, нельзя не отметить, что нередко он действовал с помощью обмана и вероломства, привлекал половцев к борьбе с противниками, на Руси. Мономах говорит об этом с гордостью, как бы не замечая несоответствия своих поступков нормам христианской морали, которые °н проповедует вначале. Следовательно, все это не противоречило существовавшим

в то время обычаям и «правилам» междоусобной борьбы. Рассказ Мономаха о своем любимом развлечении — охоте, которым он завершает «Поучение»,— яркое пове­ствование о быте и досуге русских князей и дружинников XII в.

[82] Отец Владимира Мономаха — князь Всеволод Ярославич (1030—1093), сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский с 1078 г. Мать Владимира — дочь

византийского императора Константина IX Мономаха (1042—1055). 1 а

[83] Сидя на санях... — т. е. чувствуя приближение смерти. По тогдашнему погре­бальному обряду покойников везли хоронить на санях.

[84] Оправдать — здесь: справедливо судить, защитить от произвола «сильного человека».

[85]... не губите никакой христианской души — здесь Мономах напоминает важ­нейшую христианскую заповедь «не убий». Но если человек и обречен на смерть, он должен получить отпущение грехов, т. е. спасти душу.

[86]... крест целовать... — этот обряд совершался во время присяги при поступлении на службу, заключении мира, союза и т. д. Целованием креста присягавший под­тверждал святость клятвы и в случае ее нарушения должен был держать ответ перед Богом.

[87] Тиун — княжеский приказчик, управлявший хозяйством.

[88] Путь из Киева в Ростов в древности проходил по Днепру и Верхней Волге.Владимир Мономах прошел более коротким и опасным путем — через леса в бассейне Оки (примерно там, где ныне Москва), где обитало славянское племя вятичей, тогда неподвластных Киеву.

[89] Святослав — князь Святослав Ярославич (1027—1076), сын Ярослава Мудрого, дядя Владимира Мономаха, князь черниговский, в 1073—1076 гг. великий князь киевский.

[90] Глогов — город в среднем течении Одры. Чешский лес — горный массив на юго-западе Чехии.

[91] Речь идет о князе Мстиславе, старшем сыне Владимира Мономаха

[92] Глеб — князь Глеб Святославич, старший сын Святослава Ярославича, княжил в Новгороде с 1067 по 1078 г. Убит чудью в Заволочье (в бассейне Северной Двины, куда путь из Новгорода вел через систему волоков).

[93] Главными противниками Мономаха в междоусобной борьбе были князья чер­ниговские, наиболее активным среди которых в конце XI — начале XII в. был Олег Святославич (ум. в 1115 г.), сын Святослава Ярославича, князь новгород-северский, княжил также в Чернигове, Волыни, Тмутаракани. Его часто называли Олегом Гориславичем, потому что он был инициатором многих смут и княжеских распрей, в ходе которых часто приводил на Русь половцев. В данном случае речь идет о битве в 1078 г. на Нежатой Ниве (там ныне город Нежин), в которой Олег выступил против Мономаха, его отца Всеволода и дяди, Изяслава Ярославича. Союзником Олега был упомянутый здесь Борис Вячеславич. Отцом Бориса был Вячеслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, умерший еще при жизни отца. В этой битве погибли и Борис, и Изяслав Ярославич, который после смерти Ярослава Мудрого был старшим среди его сыновей, занимал в 1054—1068, 1069—1073 и 1076—1078 гг. великокняжеский стол в Киеве, откуда дважды изгонялся своими братьями Свя­тославом и Всеволодом.

[94] Всеслав — князь Всеслав Брячиславич, княжил в Полоцке в 1044—1100 гг. Его дед князь Изяслав Владимирович был сыном Владимира Святославича, кре­стившего Русь. Всеслав вел непримиримую борьбу с киевскими и другими князьями, сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Часто враждовавшие между собой потомки Ярослава (Изяславичи, Святославичи, Всеволодовичи и др.) в борьбе против Полоцка выступали совместно.

[95] Лукомль — город в Полоцкой земле на одноименном озере, в той же земле — Друцк (в верховьях Друти, правого притока Днепра), а также Логожск (ныне Логойск, к северу от Минска).

[96] Стародуб — город на севере Черниговского княжества (ныне — в Брянской обл.).

[97] ...со своими половцами... — в походах Владимира Мономаха, как и многих других русских князей, нередко принимали участие союзные половецкие отряды. Далее Мономах пишет о походе на Минск с черниговцами и половцами-читеевичами.

[98] Асадук, Саук — об этих половецких ханах, а также и о Белкатгине больше ничего не известно.

[99] Новый Город — Новгород Северский на Десне, в Черниговской земле, имену­емой также Северской по жившему там славянскому племени северян. В XII — начале XIII в.— центр отдельного княжества. Именно здесь княжил Игорь Святос­лавич, герой «Слова о полку Игореве».

[100] Семени (семцы) — возможно, жители бассейна Сейма, крупного левого притока Десны.

[101] Ходота — предводитель вятичей.

[102] Корьдна — по некоторым предположениям, находилась в земле вятичей, в верхней части бассейна Оки, на ее правом притоке Зуше.

[103] Переяславль (Переславль) — иначе Переяславль Русский или Переяславль Южный. Расположен южнее Киева в левобережье Днепра на реке Трубеже. Ныне — Переяслав-Хмельницкий, названный так в честь Богдана Хмельницкого, собравшего здесь в 1654 г. знаменитую Переяславскую раду. Уже во второй половине XI в. как центр небольшого княжества, расположенного на границе русских земель и половецкого поля, имел важное значение в отражении набегов кочевников. Выход­цами из Переяславской земли в Северо-Восточной Руси были основаны Переславль Залесский и Переславль Рязанский (современная Рязань).

[104]... выше всей братии... — посланный в Переяславль своим отцом, в то время великим князем киевским и старшим в роде Рюриковичей, Владимир Мономах занял следующее после него место в иерархии русских князей, т. е. оказался выше своих двоюродных братьев, внуков Ярослава Мудрого, княживших в других городах.

[105] Супой — левый приток Днепра, протекает восточнее Переяславля, естественный рубеж обороны в борьбе с кочевниками.

[106] Прилук — город к востоку от Переяславля, в бассейне Сулы, на ее притоке Удае (ныне г. Прилуки Черниговской обл.).

[107] Сула — крупный левый приток Днепра. Еще Владимир Святославич возвел здесь укрепления против кочевников. В начале XII в. по Суле проходила юго-во­сточная граница Киевской Руси с половецким полем.

[108] ...на Успенье... —т.е. на день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа).

[109] Белая Вежа — широко известное название крепости, основанной хазарами в IX в. в низовьях Дона. Но в данном случае, очевидно, речь идет о местах обитания кочевников, пришедших с Белой Вежи на Русь около 1117 г. Известна также Белая Вежа на реке Остер в Черниговской земле.

[110] Осень и Сакзь — половецкие ханы, взятые в плен в Прилуке.

[111] Святославль — город в Киевской земле.

[112] Торческ — главный город в системе укреплений на реке Роси, правом притоке Днепра, к югу от Киева. Здесь в Поросье на пограничье с половецким полем были расселены торки (см. прим. 62 на стр. 74).

[113] Юрьев — город на реке Роси.

[114] Красна — небольшой город к югу от Киева, в правобережье Днепра, севернее реки Роси.

[115] Ростислав — князь Ростислав Всеволодович, родной брат Владимира Мономаха, княжил в Переяславле, погиб в 1093 г. в битве с половцами (утонул при отступлении в реке Стугне).

[116] Варин — укрепленный пункт в среднем течении Сулы.

[117] Вежа — юрта, кибитка кочевников; в данном случае — стан или кочевье по­ловцев.

[118] Ярополк — князь Ярополк Изяславич, старший сын Изяслава Ярославича, двоюродный брат Владимира Мономаха. Княжил в Турове, затем во Владимире Волынском, где и был убит в 1086 г.

[119] Святополк — князь Святополк Изяславич (1050—1113), двоюродный брат Вла­димира Мономаха. Как сын Изяслава Ярославича принадлежал к старшей линии потомков Ярослава Мудрого и с 1093 г. занимал великокняжеский стол в Киеве.

[120] Стугна — река в правобережье Днепра к югу от Киева. При Владимире Святославиче главный рубеж обороны от набегов кочевников на этом направлении.

[121] Халеп — город в бассейне Стугны.

[122] Тугоркан — знаменитый половецкий хан, известен неоднократными набегами на Русь, соратник Боняка (см. прим. 61). Память о нем запечатлелась в русском фольклоре в образе Тугарина Змеевича, опасного противника былинных богатырей. Погиб в битве с русскими дружинами в 1096 г. Его дочь была женой князя Святополка Изяславича.

[123] Глебова чадь — воины, слуги из половецкого куреня (рода), возглавляемого предводителем, носившим русское имя Глеб.

[124] Владимир Мономах решил поступить в соответствии с порядком наследия княжеских столов, сложившимся к концу XI в., когда в отдельных землях утвердились у власти сыновья и внуки Ярослава Мудрого со своими потомками. Он ушел в Переяславль, город своего отца Всеволода, а Чернигов уступил двоюродному брату Олегу, так как там княжил после смерти Ярослава Мудрого его отец Святослав.

[125] Итларь — половецкий предводитель, вероломно убит по приказу Мономаха во время переговоров в Переяславле в 1095 г.

[126] Голтав (Голтава) — река, впадающая в Псел, крупный левый приток Днепра, протекающий восточнее Сулы. Возможно, в устье Голтавы существовал город с тем же названием.

[127] И на Буг ходили... — очевидно, речь идет о Южном Буге.

[128] Боняк — один из наиболее могущественных половецких ханов, возглавлял объ­единение нескольких половецких орд к западу от Днепра. Упорный и самый опасный противник Руси.

[129] Торки — тюркские племена, расселившиеся к югу от Киева. Враждовали с половцами, воевали против них в союзе с киевскими князьями.

[130] Кснятин — укрепленный пункт на Суле, в среднем ее течении.

[131] ...по Рождестве... — т. е. после праздника Рождества Христова.

[132] Аепа — половецкий хан. Мономах заключил с ним мир в 1107 г. и женил на его дочери своего сына Юрия (будущего основателя Москвы). Но через десять лет Аепа вновь приходил на русские земли в союзе с Боняком.

[133] Урусова — предводитель одного из половецких куреней. Погиб в 1103 г. при отражении набега русских дружин на половецкие кочевья, в котором участвовал Мономах.

[134] Воинь — крепость в системе обороны по Суле, у ее впадения в Днепр.

[135] Давыд — князь Давыд Святославич, средний сын Святослава Ярославича, кня­жил в Чернигове с 1097 г. до своей кончины в 1123 г.

[136] Вырь — город в пограничье с половецким полем на восточной окраине Руси в среднем течении Сейма.

[137] Ромен — укрепленный пункт в верховьях Сулы на восточных рубежах Киевской Руси (ныне Ромны в Сумской обл.).

[138] Глеб — князь Глеб Всеславич, сын Всеслава Полоцкого, первый князь минский (с 1104 г.). В 1119 г. при нападении на Смоленск был взят в плен Владимиром Мономахом, уведен в Киев, где и умер в 1120 г.

[139] Шарукан — половецкий хан, возглавлял крупное объединение кочевников к востоку от Днепра в бассейне Северского Донца и в Приазовье. В 1107 г. объединился с ордами Боняка в походе на Русь, совершил несколько набегов после этого.

[140] Об упомянутых здесь предводителях половцев больше ничего не известно. Аклан Бурчевич, видимо, принадлежал к орде приднепровских половцев-бурчевичей, кочевавших в большой излучине Днепра

[141] Сальня (Сальница) — река, впадающая в Северский Донец близ современного города Изюма. Здесь в конце марта 1111 г. русские дружины разгромили половцев хана Шарукана глубоко в тылу их кочевий. Этот поход, предпринятый по инициативе Владимира Мономаха в союзе с другими князьями, был самым дальним и успешным для русских войск.

[142] Туров — древний город к северу от Киева на реке Припяти, центр княжества, обособившегося в начале XII в., занимавшего южную часть нынешней Белоруссии.

[143] Потник — войлок, подкладываемый на спину коня под седло.

[144] Посадник — здесь: представитель княжеской администрации в том или ином городе.

[145] Биричи — представители низшего звена княжеской администрации. Они объ­являли княжеские указы, собирали подати, вызывали ответчиков в суд.

[146] В XII в. многие князья Рюриковичи продолжают борьбу за овладение велико­княжеским киевским столом. Вместе с тем углубляется раздробленность страны, возрастает роль отдельных обособившихся земель, где выдвигаются свои лидеры, заинтересованные прежде всего в укреплении своего княжества. Ярким примером такой политики является деятельность князя Андрея Боголюбского (ок. 1111 —1174), о котором писали многие историки. Весьма своеобразна позиция Николая Ивановича Костомарова (1817—1885), автора многочисленных работ по истории Древней Руси, Украины, Великого Новгорода. Костомаров много писал о старинных формах «народоправства», вечевых порядках, истории казачества. Резко расходился с боль­шинством тогдашних историков в оценке российской государственности, которая, по его мнению, возникла на северо-востоке Руси под влиянием монголо-татарского ига и погубила издревле развивавшиеся на Руси формы «народоправства» и вечевой демократии. В связи с этим он достаточно критически оценивал деятельность многих русских князей, идеализировавшихся официальной историографией. Это характерно и для его знаменитой серии жизнеописаний русских исторических деятелей с древнейших времен до конца XVIII в.

Настоящий отрывок из жизнеописания Андрея Боголюбского дает представление об обстановке на Руси XII в., насыщенной междукняжескими усобицами и борьбой за власть князей и бояр внутри княжеств. Н. И. Костомаров подчеркивает власто­любие князя Андрея. Вместе с тем он особо отмечает, что Андрей Боголюбский был земским (т.е. народным) избранником.

Андрей Боголюбский гибнет в результате заговора своих приближенных. О его гибели лучше рассказать словами летописной «Повести об убиении Андрея Бого­любского», сохранившейся в составе Ипатьевской летописи. Эта одна из древнейших дошедших до нас летописей написана в начале XV в. Она обнаружена в Ипатьевском монастыре под Костромой, чем объясняется ее название.

Автор повести — очевидец описываемых событий, он симпатизирует князю и, вероятно, называет себя среди действующих лиц. Многие исследователи считают, что это Кузьма-киевлянин — доверенный слуга Андрея Боголюбского. Предполага­ется также, что автор повести — игумен Феодул или поп Микула, выходец из Вышгорода, духовник князя Андрея, настоятель владимирского Успенского собора.

[147] К середине XII в. борьба за великокняжеский стол достигает апогея. Отстаивая

свои права, те или иные князья опирались на традиционный порядок престолонас­ледия, в соответствии с которым стол переходил не к сыну умершего князя, а к Следующему по старшийству брату. Лишь после всех братьев наступала очередь сына старшего из них. Поэтому черниговские князья считали, что у них больше пРав на Киев, чем у сыновей и внуков Мономаха. Ведь их предок Святослав Ярославич был старше своего брата Всеволода, отца Мономаха, и княжил в Киеве раньше его. Всеволод Ольгович считал себя вправе изгнать Вячеслава, что по общепринятой ныне датировке произошло в 1139 г. Изяслав Мстиславич, сын Мстис­лава Владимировича, в свою очередь, изгнан из Киева в 1149 г., но вернулся уже в 1150 г. и удерживал власть до своей кончины. Стремясь подчеркнуть свою приверженность традициям престолонаследия, Изяслав пригласил на великое кня­жение своего дядю Вячеслава, который правил здесь лишь номинально. Тем не менее Юрий Долгорукий уже не имел формальных прав на киевский стол, так как там сидел его старший брат.

[148] Юрий Владимирович Долгорукий (ум. в 1157 г.) — седьмой из восьми сыновей Владимира Мономаха. Ему как одному из младших достался в управление Суздаль на далекой северо-восточной окраине тогдашней Руси. После смерти Владимира Мономаха его княжество становится независимым от Киева и постоянно усиливается. Юрий строит здесь новые города, среди них — Москву, впервые упоминающуюся в 1147 г. Тем не менее Юрий Долгорукий стремится во что бы то ни стало захватить киевский великокняжеский стол, ведет борьбу со старшими Мономаховичами. Лишь незадолго до своей кончины он достигает этой цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: